Программа для детей 5-6 лет "Волшебная клеточка" (развитие мелкой моторики кистей рук и подготовка руки к письму)
рабочая программа (старшая группа) на тему

Курова Екатерина Николаевна

Программа «Подготовка руки к письму» направлена на комплексную подготовку ребенка к школе,  гармоничное  развитие его психомоторных, художественных и интеллектуальных  возможностей   в процессе доступной  для его возраста деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnaya_kletochka.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Данная программа рассчитана на старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет)

Цель:

Развивать навыки и умения необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  2. Развивать зрительное восприятие и произвольное внимание.
  3. Формировать у детей навыки графического письма.
  4. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
  5. Продолжать учить правильно держать карандаш.
  6. Воспитывать уважение друг к другу.

Программа предполагает проведение занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей группе (дети 5-6 лет) 20 минут. Каждое занятие проводится в игровой форме. Общее количество занятий в год - 33.

Уровни освоения программы.

  1. Обвести узор по точкам

Высокий уровень – обводят точно по точкам линия ровная, самостоятельно дети пишут узор, соблюдая размеры образца.

Средний уровень – обводят не всегда аккуратно, линия не всегда ровная, самостоятельно дети пишут не всегда точно по линейке.

Низкий уровень – проводят по точкам не аккуратно, самостоятельно повторить узор не могут.

  1. Раскрашивание

Высокий уровень – раскрашивают, не выходя за контур, штрихуют карандашом в одном направлении.

Средний уровень – раскрашивают не всегда аккуратно, мелкие предметы – выходят за контур, штрихуют карандашом, меняя направления.

Низкий уровень – раскрашивают не аккуратно, часто выходят за контур, картинку раскрашивают не полностью, оставляя белые пятна, не доводят работу до конца.

  1. Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку:

Высокий уровень - ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов, закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы).

Средний уровень - ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Низкий уровень - ориентировка в клеточке с помощью взрослого(нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо по разлиновке.

Перспективное планирование на 2015 - 2016 уч. год.

Октябрь

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Пропись в гости к нам пришла

1

Познакомить детей с прописью, ее целью; познакомить с клеткой; формировать умение держать карандаш. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к прописям.

2

Знакомство с рабочей строкой

1

Продолжить знакомство с тетрадным листом в клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т.д.)., учить ориентироваться на рабочей строке. Развивать умение правильно держать карандаш. Воспитывать желание узнавать новое.

3

Горизонтальные линии

(Учимся рисовать дорожку)

1

Учить детей понимать словесные  установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги.

4

                   

Рисуем вертикальные линии.

«Веселый дождик»

     

1

Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.

5

Мои первые узоры

1

Формировать у детей умение вести линии закругляя их, не открывая карандаша от тетради; умение дорисовывать не достающие детали. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание научиться писать.

Ноябрь

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

«Волны»

1

Формировать умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям.

2

«Волшебные палочки»

1

Формировать умение писать наклонные линии соединяя уголки двух разных клеток расположенных рядом. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание узнавать новое.

3

«Кирпичи»

1

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести

(прямоугольники). Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать трудолюбие.

4

«Елочка»

1

Формировать умение вести горизонтальные и соединять уголки клеток по диагонали; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

Декабрь

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Штриховка горизонтальными линиями

(Учимся штриховать)

1

 

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата). Соблюдать параллельность линий.

2

Штриховка вертикальными линиями

(Учимся штриховать)

1

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая круг.  Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук.

3

«Квадрат»

1

Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз.

4

Геометрические узоры

1

Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

Январь

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

«Змейка»

1

Продолжить формировать умение правильно держать карандаш; ориентировать по клеточкам, вести последовательно горизонтальные и вертикальные линии, закреплять знания о геометрических фигурах.

2

Учимся писать цифры

 (цифра 4)

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

3

«Уголок»

1

Формирование умения опускать линию вниз и  соединять углы клеточек по диагонали. Развивать умение вести ровную линию. Воспитывать терпение.

4

«Рыбьи чешуйки»

1

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям.

Февраль

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Учимся писать цифры

 (цифра 1 и 3)

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифры.

2

Учимся писать графический диктант.

1

Учить, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

3

Учимся писать цифры

 (цифра 2)

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

Март

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

«Лабиринт»

1

Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

2

Учимся писать цифры

 (цифра 5)

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

3

Учимся писать цифры

(цифра 6)

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

4

 

Геометрические узоры

1

Формировать умение выполнять геометрические узоры по образцу; Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

Апрель

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Учимся писать цифры

(цифра 7)

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

2

Учимся писать цифры

(цифра 8)

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

3

«Колечки»

1

Формирование умения размещать внутри клеточки круг. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать наблюдательность.

4

Учимся писать цифры

(цифра 9)

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать цифру.

5

Цифры

(задание на повторение)

1

Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; закреплять умение писать цифры.

Май

п/п

Тема

Кол-во часов

Программные задачи

1

Учимся делить клетку пополам

1

Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо и сверху вниз; учить делить клетку пополам.

2

Закрепление пройденного материала

1

Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

3

Графические диктанты

2

Учить, не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

Общее количество учебных часов - 33.

Ожидаемые результаты:

  • знать гигиенические правила письма;        
  • уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме;
  • знать правильное расположение тетради и ручки при письме;        
  • уметь правильно держать ручку, карандаш;
  • знать правила штриховки;        
  • уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради;
  • знать правила работы с тетрадью;        
  • уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

Список литературы:

  1. Гаврина С. Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития», 1997.
  2. Илюхина В.А. «Волшебные линии. Рабочая тетрадь для подготовки к школе», 1 часть, 2010.
  3. Картотека пальчиковых игр.
  4. Узорова О. В., Нифекдова Е. А. «Игры с пальчиками» - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму Оглавление:1. Введение1.1. Постановка и обоснование выбора темы1.2. Основная цель и задачи2. Основная часть3. ...

Презентация "Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму".

Приложение для мастер-класса «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»....

Статья: «Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму»

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнк...

опыт работы "РОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ"

В данном опыте работы предлагается материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нерв...