«Особенности организации сюжетно – ролевых игр, предметно – пространственной среды, для ЧБД»
материал на тему

Петрова Марина Валериевна

Особенности организации сюжетно - ролевых игр, предметно - пространственной среды, для ЧБД

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности организации сюжетно – ролевых игр,

предметно – пространственной среды, для ЧБД»

  Игра  это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, отражение жизни. Особое место занимают игры, которые создают сами дети (сюжетно-ролевые). Организация такими играми – одна из сложных моментов в работе воспитателя, ибо нельзя заранее придумать, что нафантазируют дети, как они будут действовать в сложившихся обстоятельствах. Но, воспитатель должен не только стать организатором такой игры, но и ее участником.    

         Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно - пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы.

        Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения того, что взято из жизни, т. е. окружающей среды ребенка. Создание предметно - развивающей среды тесно связано, во - первых, с развитием воображения ребенка, а также проявлением на основе воображения функции замещения реального мира его игровым эквивалентом.

        Оказывается, что создание предметно - развивающей среды зависит и от прежнего опыта ребенка, от его эмоциональности, способности к комбинированию, созданию нового. Особое значение в развитии и создании предметно - развивающей среды имеет развитие у ребенка функции замещения, когда представляя пространство игры, ребенок, вводя выражение «как будто», сообщает сверстнику, с которым взаимодействует, о его особенностях, об устройстве и введении новых элементов пространства, сужении или расширении его. Взрослый, находящийся за пределами игры, не всегда может оценить рамки пространства, его границы. Под предметно - развивающей средой понимается место, рамки которого могут быть обозначены, а могут быть не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом или участвуя в игре.

        Дети много времени проводят в игровых уголках, где самостоятельно играют в различные игры. Самостоятельная игра детей во многом зависит от предметно - игровой среды и подбора соответствующего материала.

        Наиболее популярные темы игр детей: «Дочки - матери», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская». Для развития игрового творчества использованы следующие методы: демонстрация способов игрового поведения; игры - занятия; обогащение знаний путем бесед, создание специальной обстановки (игровых зон на определенные темы); советы и т. д.

       Для того, чтобы обогатить сюжеты игр, используются различные художественные произведения, предметы изобразительного искусства, так как они знакомят детей с богатством человеческих чувств, помогают глубже понять эмоциональный мир человека. Привлекаются также невербальные средства общения (улыбка, мимика, жесты, которые способствуют налаживанию положительных отношений с детьми. Главным моментом такой работы является то, что педагог избегает критики в оценке деятельности детей. Но если необходимо, делается замечание в шутливом, доброжелательном тоне, не задевая самолюбия детей.

       Педагог пытается создать в группе атмосферу раскрепощенности, что открывает возможность для налаживания дружеских «равноправных» отношений, не сдерживает творческие проявления ребенка своей оценкой, запретами, ограничением представления материалов для игровой деятельности. Созданная в группе предметно - развивающая среда не должна ограничивать, а наоборот, способствовать проявлению самостоятельности и творчества в сюжетно - ролевых играх детей.

        Средний дошкольный возраст – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В развивающей среде активно используются знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать их лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначить буквально все можно и графически, а не только словесно. Например, вместе с детьми наметьте виды деятельности в течение дня, придумайте, как их обозначить.

        Таким образом, развитие игры детей зависит от правильного создания предметно – развивающей среды. Совершенствование творческих навыков и умений детей, развитие творческого воображения и мышления считается важным достижением работы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды

Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды...

Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».

В материале представлен опыт по проектированию развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС в конкретной группе конкретного ДОУ....

Консультация на тему: Организация и содержание развивающей предметно — пространственной среды в группах

Цель: углубить знания педагогов об организации и содержании развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО. Способствовать повышению эффективности педагогического пр...

Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности.

Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности.консультация предназначена для педагогов ДОУ....