Мастер -класс "Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада"
материал по развитию речи (средняя группа)

Белоус Ирина Александровна

           В  ДОУ актуальна проблема развития речи детей среднего дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей с нарушением речи. Цель моей работы  - помочь детям с незначительными нарушениями  речи, которую можно оказать в условиях  нашего детского сада. Такую помощь в условиях детского сада  можно оказать на музыкальных и физкультурных занятиях, в структуру, которых входят логоритмические игры упражнения.  Логоритмика - физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста через формирование восприятия, чувства темпа, ритма, координации движений и коррекции речевых нарушений.    Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование логоритмики

 в повседневной жизни детского сада».

Цель мастер-класса:  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в ООД с использованием логоритмики.
  • Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
  • Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

План проведения:

  1. Сообщение: «Что такое логоритмика»
  2. Практическая часть:

        В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. У этих детей наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: по развитию физических качеств (низкий уровень ловкости и быстроты), степени сформированности двигательных навыков (отсутствие автоматизации движений и слабая обучаемость), что сопряжено с низким уровнем развития когнитивных процессов.

           В  ДОУ актуальна проблема развития речи детей среднего дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей с нарушением речи. Целью  моей работы  - помочь детям с незначительными нарушениями  речи, которую можно оказать в условиях  нашего детского сада.

               Такую помощь в условиях детского сада  можно оказать на музыкальных и физкультурных занятиях, в структуру, которых входят логоритмические игры упражнения.

           Логоритмика - физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста через формирование восприятия, чувства темпа, ритма, координации движений и коррекции речевых нарушений.  

            Логоритмические  ООД включают в себя здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика, точечный массаж, игровой самомассаж.

   Задачи занятий с элементами логоритмики :

*Оздоровительные: укреплять костно-мышечный аппарат; формировать правильную осанку, походку; развивать координацию движений и моторных функций; развивать дыхание. 

*Образовательные: формировать умения и навыки; развивать ритмическую выразительность; развивать воображение и ассоциативно - образное мышление; развивать коммуникативные умения и навыки.

*Воспитательные: воспитывать и развивать чувство ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; нравственно-эстетические и этические чувства.

*Коррекционные: - укрепление мышц органов артикуляторного аппарата; развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

          Структура логоритмических занятий включает в себя:  развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций ,слуховых функций, двигательной сферы , ручной моторики , артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки , речевые и музыкальные игры. 

             Тематика игровых упражнений может быть различна, например: «Осенний лес», «Лесные звери», «В гости в сказку», «Зима», «В гости к елочке», «В снежное царство», «Наша армия», «Космонавты», «Весна», «Поезд». Например, занятие в средней группе дошкольного возраста «Теремок»

( по сказке «Теремок») развивает выносливость, ориентировку в пространстве, толчковую силу ног; мышцы спины,  координацию движений; воспитывает смекалку, внимание, чувство товарищества; развивает интерес к занятию спортом; помогает следить за правильным дыханием, формирует умение восстанавливать дыхание; профилактика плоскостопия – босохождение. Таким образом, под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности .

      Упражнения и игры с элементами логоритмики активно применяются не только на занятиях, но и на прогулках, например «Прогулка в волшебный лес», на которой совершенствуется общая  и мелкая  моторика, расширяется лексический запас, развивается слуховое внимание и зрительная  память, выработываются чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью, развивается  мимическая выразительность, снимается эмоциональное напряжение.

      В целом, логоритмические игры и упражнения включены  в жизнедеятельность в детском саду.  Это и  утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями;  проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям; речевые игры перед едой;  логоритмические паузы на занятиях; динамические паузы между занятиями; физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала; бодрящая гимнастика со звукоподражанием; подвижные игры (на прогулке); игры малой подвижности (в группе) и всевозможные логоритмические досуги.

      Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Педагог сочетает музыку, речь и движения, воспитатель  продолжает эту  работу на речевых  занятиях и в  игровой деятельности детей.

   Коллеги, я предлагаю вам станцевать со мной коммуникативный танец, который поможет нам расслабиться и получить удовольствие от общения и занятия.

Коммуникативный танец "Здравствуй друг!"

Я здороваюсь везде, дома и на улице,

Даже  здравствуй, говорю,

Я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, легкий  ветерок.

Здравствуй, утро, здравствуй  день.

 Мне здороваться  не лень.

 Собрались мы все  вокруг,

 Слева  друг и справа друг,

 По дорожке мы пойдём

  И себе дружка  найдём.

  Зашагали ножки, прямо по дорожке,

  Весело  гуляли, друга повстречали.

  Здравствуй, здравствуй, милый  друг.

  Ты  посмотри  вокруг.

  Ты мне просто  улыбнись, крепко обнимись.

 А теперь все  руки в бок,

 Вправо- влево поворот,

  Весело поскачем,

  Не можем мы иначе.

Танцевальная фантазия

   Уважаемые коллеги, сейчас я буду  рассказывать притчу, а Вы  будете выполнять движения, соответствующие словам притчи.

«Много лет тому назад в древнем государстве жил знаменитый скульптор. Он умел творить чудеса: из больших и красивых камней он высекал статуи. Скульптор вкладывал в них всю свою душу, любовь и мастерство. 
Статуи были все разные, непохожие друг, на друга. Скульптор ходил между ними и любовался творением своих рук. Они стояли неподвижные, их мраморные лица ничего не выражали: они были холодные и надменные, но, несмотря на это, очень-очень красивые. Творцу захотелось, чтобы все они ожили и радовались жизни. Он стал ходить между статуями и нежным взглядом и теплым прикосновением рук вдыхал в них жизнь. Каменные фигуры оживали, медленно поворачиваясь и разглядывая друг друга, а потом начинали плавно, неторопливо двигаться. Первые их движения были неуклюжие, ведь они еще не умели ходить, не умели танцевать, даже не умели улыбаться! Но произошло чудо: их движения становились все выразительнее, красивее, грациознее. Они начали танцевать. Казалось, для них ничего в мире не существует, кроме музыки и танца. 
… Но вот наступала ночь, и все они опять застывали в своих  позах и, засыпая, думали о том, что с наступлением следующего дня они опять будут танцевать под звуки прекрасной, нежной музыки. 

Веселая распевка.

Ас, ас, ас, ас- ах как весело у  нас.

Ус, ус, ус, ус- выбирай  игру  на вкус.

Ос, ос, ос, ос- мчится быстрый паровоз.

Ис, ис, ис, ис- а теперь  поём на бис.

Упражнение «Сказочный человечек».

      Уважаемые коллеги, сейчас я включу музыку,  а Вы  будете  двигаться ритмично и  выполнять движения, изображая кукол – марионеток.

Участники игры двигаются  ритмично под музыку изображая:

«Мальвина» - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично.

Упражнение - релаксация  «Куклы-марионетки»

        Я сейчас возьму воображаемые  ножницы и  буду  отрезать по   одной  воображаемой ниточке, которые прикреплены к крестовине куклы - марионетки.

       Данное упражнение  позволяет  формировать  у детей умение расслаблять мышцы.

Упражнение на пластику «Рыбки».

      Уважаемые коллеги, встаньте, пожалуйста, по кругу,  обе руки за спиной. Повторяйте за мной движения.

      Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать свою подружку (кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой).

 Поплыла в одну сторону, поплыла в другую (кисть двигается то в одну, то в другую сторону).

Поплыла вверх, поплыла вниз (кисть двигается то верх кончиками пальцев, то вниз).

Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик (рука, плавно изгибаясь, отводится за спину), удивляясь и сердито бормоча себе под нос:

Речевое упражнение «Рыбка разговаривает».

Участники  тихо и быстро произносят «П-П-П-П…»

Педагог: Данное  комплекс упражнений позволяет ребёнку - дошкольнику  соотносить речь с движениями при  гипотонусе.

Танцевальная композиция «Разминка».

 - Развивает чувство ритма, лада и координации. 

Упражнение по методике  «Расскажи стихи руками»

Цель: Развитие свободы движений, образного мышления, внимания.

Педагог читает стихи по одной строчке, а дети воспроизводят эту строку, сопровождая ее соответствующими выразительными движениями рук.

«Шоферы».

Едем, едем на машине,

Нажинаем на педадь.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли. Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы — хоть куда!

Упражнение на релаксацию и развитие творчества и фантазии.

«Зернышко».


Дети ложатся на пол, закрывают глаза, под музыку и рассказ педагога, встают постепенно и превращаются в какое-нибудь растение.

      Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика в повседневной жизни детского сада

В последние годы ,к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим встаёт вопрос о введении  логоритмических упражнений с более раннего возраста не толь...

Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада

Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо - моторной координации. ...

Мастер - класс - «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконеч...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА»

Цель мастер-класса: Повышение уровня  профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.Задачи:- познакомить участников маст...

Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....

Тренинг для воспитателей «Использование логоритмики в повседневной жизни детского сада».

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.Задачи:Познакомить участников тренинга с методами и приё...