Творческий исследовательский проект в группе детей младшего возраста (1-я младшая группа) "Учимся играть"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Баранова Татьяна Валерьевна

Творческий  исследовательский  проект

в группе детей младшего возраста

(1-я младшая группа)

 

"Учимся играть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uchimsya_igrat.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №20»

Творческий  исследовательский  проект

в группе детей младшего возраста

(1-я младшая группа)

Учимся играть

Воспитатель: Баранова Т.В.

         

г. Гусь-Хрустальный, 2017 г.

Постановка проблемы:

Нежелание детей играть в куклы. Не активное применение детьми  устного народного творчества в играх.

Не компетентность родителей в значимости устного народного творчества для  всестороннего развития ребёнка.

Актуальность:

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим всестороннему развитию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре,  развивает творчество и фантазию.

В ходе наблюдения за воспитанниками группы прослеживается четкая тенденция отстранения от народной игрушки. Детям более близок Лунтик, Смешарик, кукла Барби или любой другой персонаж современных мультфильмов. А это уводит ребенка от самостоятельной фантазийной игры в сферу простого манипулирования. Поэтому мы решили попробовать изменить сложившуюся ситуацию и привить детям любовь именно к нашим исконно русским куклам. Ведь каждый человек должен пройти через мир сказки, фантазии, образов. Без этого он не может состояться как личность.

Цель проекта:

Знакомить детей  с устным народным творчеством, забавами, играми  на примере народных кукол,  используя традиции русского народа. Пробудить в детях уважение к устному народному творчеству своего народа. Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.

Развитие творческого потенциала воспитанников.

Расширение «зоны ближайшего» развития ребёнка.

Повышение эффективности детско-родительских отношений. Оценка родителями вклада в воспитание и обучение ребёнка.

Срок проведения:

7 дней

Итоговое мероприятие:

Развлечение «Праздник кукол»

Задачи проекта:

Линии развития

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Коммуникативное развитие

Воспитывать активность в игре с персонажами-игрушками

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Развивать игровую деятельность детей.

 

Развивать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем

Формировать гражданскую принадлежность.

Учить играть рядом, не мешая друг другу.

Учить выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

Обучать элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Познавательное, речевое развитие

Воспитывать интерес к русскому фольклору, обычаям.

Развивать  свободное общение с взрослыми и детьми.

Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Развивать интерес и потребность в устном народном творчестве.

Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, мебель.

Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения

Знакомить детей с устным народным творчеством, используя его во всех режимных моментах и образовательной деятельности. Учить детей договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых потешек, прибауток, песенок.

Художественно-эстетические

Воспитывать умение бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании работы класть их на место.

Развивать продуктивную деятельность детей.

Учить детей различать цвета правильно называть их. Закреплять полученные ранее навыки работы с пластилином и красками.

Объект исследования:     

Игрушки - народные куклы.

Участники проекта:

воспитатели, дети, родители.

Тип проекта:

  1. по методу – исследовательский - творческий;
  2. по содержанию – ребёнок – семья – культурные ценности;
  3. по времени - краткосрочный – 1 неделя.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта:

Дети:

  1. устойчивый интерес к игрушкам, куклам;
  2. проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
  3. повышение речевой активности детей в разных видах деятельности посредством устного народного творчества;
  4. знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок;
  5. умение выполнять игровые действия с куклами объединённые сюжетной канвой;

Родители:

  1. обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  2. повышение компетентности родителей при выборе игрушки;
  3. повышение знаний о значении устного народного творчества для всестороннего развития ребёнка;
  4. изготовление кукол своими руками.

I этап

Подготовительный – создание условий необходимых для реализации проекта.

Изменение предметно - развивающей среды

Центр развития

Предметы (деятельность)

Педагоги

Родители

Игровой центр «Жилая комната»

Предварительное знакомство детей с элементами русского народного быта и их применении.

Родители любезно предоставили элементы национального быта: самовар, половик, люлька, народные скатерти и платки. Которые в дальнейшем и были внесены в игровой центр.

Музыкально-театральный центр

Внесены новые персонажи, русская народная

игрушка-петрушка

и скоморох.

Внесён русский народный инструмент трещётка.

Родители любезно приобрели

игрушку-петрушку.

Уголок ИЗО

Детям предложены силуэты русских народных нарядов для разукрашивания а также силуэты кукол.

Родители помогали в изготовлении силуэтов кукол и народных нарядов.

Книжный уголок

Книги:

 «Песенки да прибаутки» «Потешки»

II- этап

Основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Образовательная деятельность

Пятница

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Утро

Подгрупповая

Беседа  «Наши игрушки»

Пальчиковая игра «Моя семья»

Вечер

Подгрупповая

Создание проблемной ситуации «Наша кукла заскучала»

Непосредственно образовательная деятельность

Подгрупповая

Познание: 

Игра-ситуация «Кукла Настя  в гости к нам пришла, давайте познакомимся»

Знакомить с предметами одежды и аксессуарами народной куклы. Учить строить предложение из 2-3 слов.

Индивидуальная:

Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, характерные  отличия.

Родительское собрание. 

Сообщение «Народная кукла в игре современных детей»

Мастер класс «Изготовление народной куклы для детей»

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,

Я лицо ей разошью нитками цветными,

И волшебное сама выдумаю имя.

Понедельник

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Утро

Подгрупповая

Игровая ситуация «Подружки для нашей куклы Насти»

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Оденем куклу на прогулку», применение потешек во время одевания.

Мы на пухлые ручонки,
Одеваем рубашонку

Повторяй за мной слова:
Ручка — раз, ручка — два!
Застегнем застежки,
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
А теперь на ножки -
носочки и сапожки!

Вечер

Подгрупповая

Дидактическая игра «Устроим куклам комнату»

Помочь детям запомнить названия некоторых предметов мебели русской избы и её деталей, обратить их внимание на сходство ряда предметов, учить правильно, согласовывать слова в предложении.

Непосредственно образовательная деятельность

Подгрупповая

Художественное творчество (Рисование) «Украсим куклам сарафаны»

Развивать интерес к художественному творчеству, развивать мелкую моторику, воображение.  Воспитывать усидчивость, аккуратность. Закреплять умение рисовать прямые линии, круги.

Индивидуальная:

Формировать правильную позу при рисовании.

Работа с родителями

Углубление знаний  родителей об  устном  народном творчестве, его применение в повседневном общении с ребёнком.

Консультация «Значение устного народного творчества во всестороннем развитии ребёнка»

Родителям были розданы буклеты  «Потешки ».

Вторник

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Утро

Подгрупповая

Игровое упражнение: «Умой кукле личико» (использование потешек в режимных моментах)

Водичка, водичка,
умой мое личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок!

Пальчиковая игра «Каша для куклы Насти»

Вечер

Подгрупповая

Экспериментирование 

«Пейте куклы вкусный сок»

Выявить свойства воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет. Развивать любознательность. 

Непосредственно образовательная деятельность

Коммуникация: 

Чтение художественной литературы 

«Ходит сон близ окон» - чтение потешек, прибауток, обыгрывание их.

Привлечь детей к рассказыванию прибауток, потешек. Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Учить сопровождать чтение игровыми действиями, приобщать к народному фольклору.

Индивидуальная:

Предоставлять малоактивным детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем потешек и прибауток.

Среда

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Утро

Игровое упражнение «Уложим куклу спать». Применение потешки

Люли- люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать.
Детку тихо усыплять
Спи, малютка, почевай,
Спи, тихонько, отдыхай.

Упражнение на развитие мелкой моторики. Развитие сенсорных способностей. (цвет, форма)

«Сделаем подарок для куклы» - нанизывание крупных бусинок на леску

Вечер

«Наши песенки и потешки для кукол» - кукольный концерт, - игра, способствующая приобщению к театрализованной деятельности, закреплению песенок, потешек.

Непосредственно образовательная деятельность

Художественное творчество (Лепка)

«Вкусные конфеты для кукол»

Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, мнется, можно отщипнуть кусок от большого кома, лепиться)  Формировать у детей интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук. Развивать творческие способности, учить дальнейшему обыгрыванию.

Индивидуальная работа:

Продолжать учить скатывать комок пластилина между ладонями круговыми движениями кисти рук.

Четверг

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Утро

Дидактическая игра «Где кукла Настя?»

Вечер: Коммуникация: 

Чтение художественной литературы «Любимые потешки да прибаутки»

Непосредственно образовательная деятельность

Развлечение «Праздник кукол»

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе.

Привлекать детей к участию в играх, забавах, инсценировках, чтению потешек.

Создать хорошее настроение, поддерживать интерес к устному народному творчеству на основе народной куклы.

Совместное с родителями чаепитие.

Повышение эффективности детско-родительских отношений. Оценка родителями вклада в воспитание и обучение ребёнка.

III-этап

 Заключительный  – оформление материалов проекта, итоги, выводы.

 В ходе реализации совместного проекта « Народная кукла » достигнуты определённые результаты:

  1. создана предметно – развивающая зона «Народная игрушка»
  2. Дети с удовольствием выполняют игровые действия с куклами объединённые сюжетной канвой;
  3. Дети с охотой применяют устное народное творчество в повседневных играх;
  4. Сформирован устойчивый интерес детей к устному народному творчеству посредством народной куклы;
  5. Создан устойчивый интерес к бережному отношению к игрушкам;
  6. Сделаны куклы для игры и обыгрывания своими руками;
  7. Выпущен буклет для родителей «Потешки»

  1. Оформлена газета «Тёплые ладошки» по  материалам проекта.

  1. Установились партнёрские взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами, благодаря совместной деятельности по изготовлению кукол, а также в ходе организации и проведения проекта.

Практическая значимость  заключается в том, что, проанализировав работу по проекту, можно утвердительно сказать, что перед педагогами открывается возможность попробовать свои силы в личностно-ориентированном подходе в организации воспитательно-образовательного процесса, который позволяет решить следующие задачи по развитию и воспитанию детей:

  1. Умение творчески подойти к любому делу;
  2. Развитие познавательной активности;
  3. Знакомство детей с устным народным творчеством, с национальным изобразительным искусством;

Также мы считаем что, использование в воспитательном процессе традиций русской культуры невозможно без поддержки семьи. И нам удалось установить тесное сотрудничество с родителями. Во время реализации проекта родители воспитанников принимали активное участие не только в совершенствовании развивающей среды, но и были непосредственными участниками воспитательного процесса, совместно с детьми изготовили куклы, которые в дальнейшем обыгрывались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

Варианты организации сюжетной игры в первой младшей группе детей дошкольного возраста

Материал содержит примеры того, каким образом можно организовать сюжетную игру в первой младшей группе....

Творческий исследовательский проект в группе детей младшего возраста (1-я младшая группа) "Народная кукла"

Цель проекта:Знакомить детей  с устным народным творчеством, забавами, играми  на примере народных кукол,  используя традиции русского народа. Пробудить в детях уважение к устному народ...

Непосредственная интегрированная образовательная деятельность в группе детей раннего возраста (1-я младшая группа). «Весёлое приключение колобка»

Задачи: Образовательная область «Физическая культура»Закреплять умение ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей, прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.Совершенствов...

Дидактическая игра «Покажи эмоции» в группе младшего возраста методическая разработка (младшая группа)

МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:- люби ребенка, как душу свою, умей выразить свою любовь словом, интонацией, взглядом;- люби – все воспитание держится на этом слове;- люби! – это значит «...