ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Михайлова Татьяна Александровна

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Информационный проект

 в группе детей старшего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.razv_._-_mih.t.a.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №20»

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Информационный проект

 в группе детей старшего возраста.

Воспитатель Михайлова Т. А.

Гусь-Хрустальный 2013г

Актуальность

Проблема речевого развития детей с учетом гендерной идентичности современных детей, является одной из наиболее актуальных.

Изучив материалы по данной теме, мы провели оценку речевого развития детей группы, исходя из гендерных аспектов, и выявили, что уровень речевого развития мальчиков гораздо ниже, чем у девочек. Поэтому и решили заняться данной проблемой более  углубленно.

В связи с этим была пересмотрена развивающая среда, основываясь на гендерные аспекты речевого развития детей. Были разработаны разные виды занятий по развитию речи с учетом гендерного подхода, это: занятия с девочками, занятия с мальчиками, фронтальные занятия. Такие занятия были апробированы, это дало не малый результат: мальчики на специальных занятиях стали активнее, у них появился интерес к усвоению нового материала. Данные занятия способствовали развитию внимания, сосредоточенности. Словарный запас стал активнее пополняться.

Проблематика
Анализ внешней и внутренней ситуации позволил выявить ряд проблем:

• Недостаточная материально – техническая база, рассчитанная на гендерные аспекты речевого развития.
• Недостаток разработанных занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов.

Данная проблематика позволила определить
цель проекта:

Создание условий для организации работы по развитию речи с учетом гендерных аспектов.

Задачи

1. Организовать специальную предметно развивающую среду с учетом гендерных аспектов развития речи.
2. Разработать различные формы организации мероприятий в соответствии с гендерными аспектами.
3. Разработать перспективный план занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов.
4. Разработать серию занятий по развитию речи детей с учетом гендерных аспектов.

Ожидаемые результаты

1. Положительная динамика уровня речевого развития мальчиков и девочек.
2. Наличие разработок по организации различных форм мероприятий в соответствии с гендерными аспектами.
3. Развивающая среда, с учетом гендерных аспектов речевого развития, обогащенная необходимым комплексом дидактических материалов, игр.
4. Перспективный план занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов
5. Серия занятий по развитию речи по развитию речи с учетом гендерных аспектов.

Целевые группы
В случае если этот проект будет реализован, то
• Сократится разница речевого развития между мальчиками и девочками.
• Родители получат дополнительные знания по развитию речи с учетом гендерных аспектов.
• Дошкольное образовательное учреждение приобретет обобщенный опыт работы по данной проблеме.
• Педагоги получат систему работы по гендерным аспектам речевого развития.

Механизм реализации проекта
Мероприятия, направленные на реализацию проекта:

Изучение и анализ научно- методической и психолого - педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы.
Обоснование темы.
Определение цели и задач.
Разработка гипотезы.
Диагностика уровня речевого развития девочек и мальчиков
Разработка перспективных планов занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов для старших и выпускных групп.
Консультация с родителями группы «Значение гендерного подхода к воспитанию и обучению девочек и мальчиков»
Презентация проекта «Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста» для педагогов ДОУ.
Презентация проекта «Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста» для родителей.
Приобретение развивающих игр с учетом гендерных аспектов.
Апробация занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов.
Повторная диагностика уровня речевого развития с учетом гендерных аспектов детей старшей группы.
Апробация серий занятий с использованием информационных технологий.
Открытое занятие для педагогов ДОУ.
Открытое занятие для родителей ДОУ.
Обсуждение результатов реализации проекта «Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста» на педагогическом совете ДОУ.
Определение перспектив, постановка новых целей.

Оценка результативности проекта

Для определения эффективности протекания процесса по развитию речи детей дошкольного возраста были выделены основные критерии и показатели к ним:
1. Интеллектуальное развитие.
Показатели достижения критерия:
• Уровень речевого развития девочек и мальчиков.
2. Социальное развитие.
Показатели достижения критерия:
• Уровень овладения навыками общения.
3. Материально-техническая база группы.
• Наличие развивающей среды с учетом гендерных аспектов.
Перспектива
• Разработка системы занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов.
• Распространение обобщенного опыта среди педагогов ДОУ.

Работа по реализации проекта «Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста» началась с октября 2010 года. За время работы над проектом разработаны:
• перспективные планы занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов для средних и старших групп;
• конспекты занятий по развитию речи для детей средних и старших групп;
• диагностика по определению уровня речевого развития детей дошкольного возраста с учетом гендерных аспектов.
В педагогический процесс были введены специально-организованные занятия по развитию речи с учетом гендерного подхода, которые проводились еженедельно, это:
1.Занятия с девочками. «В мире комнатных цветов», «Моя любимая кукла», «Оденем куклу на прогулку», и т.д.
2. Занятия с мальчиками. «Знакомимся с инструментами», «Мой папа водитель», «Виды транспорта» и др.
Программные задачи на таких занятиях решаются одинаковые, но подача нового материала происходит по-разному - девочки быстрее мальчиков включаются в усвоение нового материала, в то время как с мальчиками сначала необходимо повторить пройденный материал, а затем приступить к подаче нового.
Кроме того, я стараюсь подбирать разную тематику занятий в соответствии с половой принадлежностью: для мальчиков - «Знакомимся с инструментами», «Мой папа водитель», для девочек – «В мире цветов», «Моя любимая кукла» и т.д.
3. Фронтальные занятия. Занятия, где детям даются одинаковые задания, но разный дидактический материал. Например, девочкам для пересказа даются иллюстрации к более сложным по содержанию сказкам. Мальчикам дается сказка проще по содержанию.
4. Фронтальные занятия. (С одинаковыми заданиями, и с одинаковым дидактическим материалом.) на таких занятиях хорошо определяется разница речевого развития между мальчиками и девочками.

В занятия были включены разнообразные, наиболее интересные для детей методы и приемы: это и рассматривание иллюстраций, картин, беседа по ним, использование художественного слова (чтение художественной литературы, загадывание загадок, знакомство с пословицами, заучивание коротких стихотворений); дидактические игры, игры типа «Что? Где? Когда?», «Викторина», «Умники и умницы» и т.д. Дети с удовольствием рассказывали сказки по цветным иллюстрациям, отгадывали загадки, с интересом принимали участие в обсуждениях на тему: « Как должен вести себя настоящий мужчина?», «Какая должна быть девочка?» приводили примеры из личного опыта (например, «Как я помог маме», «На улице ко мне подошел незнакомец» и др.).

В игровую деятельность детей введены новые сюжетно- ролевые игры с учетом гендерных аспектов. Например, для девочек: «Магазин косметики», «Ателье», «Парикмахерская». Для мальчиков: «Авторемонтная мастерская», «Магазин автозапчастей», и другие.
Играя в сюжетно-ролевые игры, дети моделировали реальные жизненные ситуации: диалог продавца и покупателя (операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции); знакомились с профессиями, тем самым учились грамотно выражать свои мысли вслух, употребляя в речи существительные, глаголы и прилагательные (род, число, падеж) постигали смысл труда, воспроизводили трудовые процессы взрослых.
В играх «Ателье для маленьких красавиц», «Супермаркет», «Строительство дома» и др. создавались наиболее благоприятные условия для развития интереса, естественная, приближённая к реальной жизни обстановка устанавливала психологически адекватную возрасту ситуацию общения, происходило становление собственной позиции ребёнка, благоприятного эмоционального психологического климата в детском коллективе.
Для формирования представлений о мужественности и женственности, широко используется устное народное творчество и художественная литература. Так, из рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове, из замечательной книги А.О. Ишимовой «История России для детей», дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» и другие.

С родителями было проведено анкетирование на тему «Мальчики и девочки», «Они такие разные».
Результаты анкетирования позволили определить некоторые направления совместной деятельности с родителями:
информирование родителей о задачах и содержании речевого развития детей с учетом гендерных аспектов в детском саду и в семье;
обогащение развивающей среды;
участие родителей в работе по формированию развития речи детей в дошкольном учреждении (праздники, конкурсы);
организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества
 детского сада с семьёй.
Результаты работы в данном направлении показывают, что занятия по развитию речи с учётом гендерных аспектов способствовали развитию внимания, сосредоточенности. Словарный запас стал активнее пополнятся. Отдельные занятия вызывают интерес, как у мальчиков, так и у девочек, в созданных условиях дети видят результат полученных знаний и умений своего, получая от этого удовольствие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Конспект мастер-класса городского семинара «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Музыкально-ритмическая деятельность: танцевальные движения (старшая группа)»

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»  был дан 22.11.2018 г. на базе ГБОУ Школа 1596 г.Москвы. В конспекте предс...

План мероприятий Муниципального проекта «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» (старшая разновозрастная группа для детей трёх возрастов)

Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффе...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста по мини – футболу для детей старшего дошкольного возраста «Здоровенок»

Данная программа поможет работающим в детском саду инструкторам по физической культуре организовать кружок по мини-футболу....

Тема: из опыта работы «Физическое развитие детей дошкольного возраста посредством проекта «Мой веселый, звонкий мяч»

В своей деятельности я непрерывно провожу работу в данном направлении. Мы знаем, что в наше время актуально, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, но и здоровым и крепким ...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...