Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа)

Тамазова Виолетта Викторовна

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Все меры времени представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predstavleniy_o_vremeni._statya.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Составила воспитатель

Тамазова Виолетта Викторова

Современное общество требует от человека умение следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на вызовы современного мира с определенной скоростью, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всем этом требуется ориентация во времени, чувство времени. Ведь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает распределять свой трудовой потенциал рационально и точно. Время выступает не только, как регулятор различных видов деятельности, но и как регулятор социальных отношений.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно в бытовых вопросах. Во времени живет и ребенок, поэтому в программном содержании дошкольного образования предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Все меры времени представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

В многолетних исследованиях Т.Д. Рихтерман прослеживается системный, наглядный подход в вопросах формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. Где первоначальным этапом служит ознакомление детей с понятием «сутки», как мера времени и их частями. На данном этапе основной задачей ставится распознавание частей суток при соотнесении правильного обозначения каждой из частей (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Развитие представлений о времени рекомендуется начинать с младшего дошкольного возраста, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость суток. При этом необходимо помнить о том, что конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

В старшем дошкольном возрасте рекомендуется: формировать умение определять и чувствовать конкретные отрезки времени; формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на деятельности различных жизненно важных временных интервалов, показать им что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

 Факторы на основе которых формируется чувство времени, являются:

1. Знание временных эталонов (обобщение, представление о них). Для того, чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.

2. Переживание- чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.

3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

У детей старшей и подготовительной к школе групп детского сада, развитие чувства времени рекомендовано сначала начинать с интервалов в 1, 3, 5 и 10 минут. Знакомство с длительностью 1,3, 5 и 10 минут происходит с помощью секундомера, песочных часов, часов конструкторов, обеспечивая переживание длительности этих интервалов в разных видах деятельности, обучение детей выполнять работу в указанный срок при этом измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп ее выполнения.

Данную работу необходимо проводить в несколько этапов.

1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. Воспитатель постоянно дает оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам.

2. Учить оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. Воспитатель при этом фиксирует внимание на точности оценки детьми его длительности.

3. Учить предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на данную длительность, проводится с помощью песочных часов.  

4. Учить переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятие, игры).

Ознакомление с интервалами 3, 5 минут проходит по той же методике, только демонстрируется интервал в 3 минуты как сумма отдельных минут, выясняя при этом сколько раз надо перевернуть минутные песочные часы и сколько кругов сделает стрелка на секундомере пока пересыплется весь песок в 3-х минутных песочных часах. Ознакомление с 10 минутным интервалом лучше проводить на занятиях не по математике, а по другим видам деятельности, где появляется возможность предлагать детям выполнять задание в течении 10 минут (по изобразительной деятельности, по труду, при проведении физических упражнений и пр.)

Следующей ступенью в развитии чувства времени у детей старшего дошкольного возраста является обучение умению определять время на часах и ознакомление со строением часов. Для того, чтобы дети использовали время как регулятор деятельности не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности, необходимо уточнять их знание о почасовом распорядке жизни в детском саду.  В подготовительной к школе группе с детьми устанавливается определенное время, где они сами будут например, строиться на гимнастику, а дежурный будет ее проводить.

Еще одной составной частью в вопросе формирования представлений о временим у детей дошкольного возраста, является методика ознакомления с календарем (6-7 лет). Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям. Знакомство с календарем помогает осознать последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения. В данном возрасте развивается познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшем мотивом обучения. В 6-7 лет ребенка волнует длительность того, или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени. Наконец знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Таким образом, по результатам наблюдения, дети, находящиеся в таких условиях и в такой атмосфере, более организованы, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности.

Развитие у детей чувства времени - это лишь одна сторона эстетического развития детей, но она очень действенная и результативная, поскольку процессы чувственного восприятия мира в целом необратимы - они оставляют «след» в душе ребенка и при благоприятных условиях вновь и вновь восстанавливаются и заявляют о себе в полную силу.

Литература

1. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб., 2005.

2. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.

3. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 336с.

4. Тарабанова Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Ярославль, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования представлений о времени у детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР) старшего дошкольного возраста.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно и ежеминутно. Данное умение жизненно необходимо, оно даёт возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность.Познание категории времени п...

Технология развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (презентация)

Изучить современное состояние проблемы развития чувства времени у детей в практике дошкольного образования.Уточнить понятие «чувство времени», его компоненты и уровни.Разработать  педагогич...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через зад...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Чувство времени - умение определять и чувствовать определение отрезка времени....

Статья "Развитие «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста"

Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Дошкольников необходимо научить ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулир...

Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты игровых упражнений для развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая задача. Формировать способность определять промежутки времени по песочным часамИгровая задача. Детям предлагается нанизывать бусы в течение минуты. Каждый ребенок сам должен оп...