культура поведения
консультация на тему

Александрова Анна Сергеевна

как вести себя за столом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sidet_za_stolom.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Как сидеть за столом? Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть, развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти. 2 Перед приемом пищи воспитатель или помощник воспитателя объявляет меню. Как вести застольную беседу? ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА. При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила: не вступать в разговор, пока не закончил говорящий, не говорить пока во рту пища. Темы бесед могут быть самыми различными, уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились. Но если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание .Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго! «Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п. Взрослые убирают тарелки после супа и салатники, так как стол всегда должен выглядеть опрятно. После еды дети уносят посуду в соответствии с программой: младшая группа посуду не уносят средняя группа – дежурные убирают салфетницы, хлебницы, ложки; старшая группа – приводят столы в порядок после еды подготовительная - приводят столы в порядок после еды, вытирают столы после еды, подметают пол. Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку. младшая группа правильно пользоваться столовой, чайной ложкой, вилкой, ножом – для размазывания масла на хлеб средняя группа – правильно пользоваться столовой, чайной ложкой, вилкой, ножом – для размазывания масла на хлеб, к концу года – правильно пользоваться столовыми приборами (ножом и вилкой) старшая группа – правильно пользоваться столовыми приборами (ножом и вилкой) подготовительная – закреплять умения пользоваться столовыми приборами. 3 СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ мы приучаем пользоваться детей в европейской манере: Нож в правой руке, вилка — в левой. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать. Столовой ложкой едим суп, десертной кашу, пудинг, суфле, желе, ягоды. Начиная с 4 лет, приучаем детей есть отдельные блюда только ножом и вилкой. БУМАЖНОЙ САЛФЕТКОЙ дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой. К семи годам дети должны быть научены пользованию столовыми приборами и знать, какую пищу как едят: ОСТАТКИ СУПА доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке, САЛАТЫ,ОВОЩИ есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать Цельные или нарезанные крупными кусками овощи накалывать вилкой зубцами вниз, отрезать небольшой кусочек ножом и отправлять его в рот. КАШУ, ОМЛЕТ, НЕЖНОЕ СУФЛЕ, ЖЕЛЕ, ПУДИНГ разрешается есть десертной ложкой. ВТОРОЕ БЛЮДО С ГАРНИРОМ И БЕЗ нужно есть с помощью ножа и вилки, в том числе и курицу, и рыбу. ФРУКТЫ едят по- разному. Яблоки чистятся взрослыми, режутся на четыре части, удаляют сердцевину, дети берут дольки рукой или вилкой для фруктов . Иногда допустимо есть яблоко целиком. Абрикосы и сливы едят в один или два приема, отделяя косточку во рту. Ее выплевывают в руку и кладут на край тарелки. Малышам косточки следует отделить заранее. 4 БАНАНЫ можно есть двумя способами: 1-й- очистить, держа за кончик и отламывая кусочки рукой, класть их в рот; 2-й- разрезать на кусочки прямо с кожурой и есть вилкой, отделяя от кожуры. Ягоды едят ложкой, крупную клубнику — вилкой. Мандарины очищают руками и едят дольками. Апельсины очищают от кожуры ножом спирально( малышам это делают взрослые), затем делят на дольки и едят. ЯГОДЫ из компота едят ложкой, косточку отделяют во рту, и кладут на блюдце. Ложку в стакане не оставляют. ПИРОЖКИ, ПЕЧЕНЬЕ, ПРЯНИКИ дети едят, держа их в руке. СУП С ХЛЕБОМ можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска. Правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку. Приучая детей к культуре еды, мы предъявляем к педагогам и обслуживающему персоналу ряд требований. Первое из них касается сервировки стола. младшая группа во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки) средняя группа – учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки, глубокие тарелки, салатники, салфетницы, столовые приборы (ложки, вилки, ножи) старшая группа – приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды подготовительная группа – приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды, вытирать стол после еды, подметать пол К ЗАВТРАКУ стол сервируется следующим образом: на середину ставят хлебницу с хлебом; тарелку с порционным маслом; салфетницу 5  Вилка-с левой стороны,  нож- справа,  ложка чайная для ягод параллельно краю стола. К ОБЕДУ стол сервируют сходным образом, рядом с ножом кладут столовую ложку. Разливает суп помощник воспитателя, который не ест с детьми за общим столом. Категорически запрещается оставлять использованную посуду. Стол должен быть всегда опрятным. К ПОЛДНИКУ стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло. Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, — не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. Если ребенок не может наколоть горох вилкой, то пусть пользуется пока ложкой. Поэтому мы и кладем на стол все столовые приборы и в завтрак, и в обед, и в полдник. Для того чтобы дети научились есть все, что дают в детском саду, воспитатель должен донести до воспитанников, что вся пища полезная, и в ней огромное количество витаминов. Ниже мы представляем источники витаминов, и к чему приводит дефицит этих витаминов. Витамин С (Аскорбиновая кислота) Источники: цитрусовые, зелень петрушки, плоды шиповника, черная смородина, капуста, киви, брокколи, красный сладкий перец, лук. Функции: незаменимый участник окислительно-восстановительных процессов в организме, стимулятор работы центральной нервной системы. Укрепляет кровеносные сосуды, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, участвует в заживлении ран. Дефицит вызывает вялость, быструю утомляемость, снижается работоспособность, повышается восприимчивость к инфекциям, в том числе к гриппу и ОРВИ. 6 Витамин D Источники: треска, семга, сардины, печень трески, балтийской сельди или тунца, рыбий жир, икра, яичные желтки, грибы, молоко, сливочное масло. Функции: регулирует обмен кальция и фосфора, обеспечивает правильное развитие костной системы, нормализует деятельность центральной нервной системы, активизирует работу щитовидной железы. Дефицит ведет к нарушению формирования костной ткани и рахиту. Витамин B1 Источники: черный хлеб, хлеб с отрубями, крупы, овсяные хлопья, печень, дрожжи, свинина, постное мясо, коровье молоко. Функции: регулирует процессы энергетического, углеводного и аминокислотного обмена, а также водный баланс. Дефицит может привести к повышенной раздражительности, бессоннице, расстройству сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, тахикардии, ослаб- лению памяти. Витамин B2 Источники: молоко и молочные продукты, мясо, рыба, хлебопродукты, дрожжи, ростки пшеницы, грецкие орехи, грибы. Функции: регулирует обмен веществ, способствует росту молодого организма, ускоряет заживление ран, помогает образованию гемоглобина. Дефицит приводит к расстройству пищеварения, нарушениям работы нервной системы. Один из главных признаков - частые ячмени. Витамин А Источники: морковь, зеленый салат, персики, абрикосы, арбузы, кукуруза, бананы, тыква, печень, яйца, сливочное масло, сметана, молоко, жирная рыба, шпинат. Функции: обеспечивает нормальный обмен белков и углеводов, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, достаточное количество гарантирует хорошую кожу, красивые волосы, крепкие ногти. Дефицит вызывает появление «гусиной кожи», сухость - кожного покрова, трещины на пятках, ломкость ногтей, : острую утомляемость. Снижается острота зрения, может развиться «куриная слепота». Витамин В9 Источники: печень, яичный желток, петрушка, шпинат, лесные орехи, мука пшеничная и ржаная, апельсиновый сок, абрикосы, вишня, земляника. Функции: способствует росту и развитию организма, регулирует кро- ветворные процессы. 7 Дефицит угрожает возникновением заболеваний кроветворной системы, в том числе анемии, снижением иммунитета, болезнями желудочно-кишечного тракта. Витамин В12 Источники: печень, почки, мясо, яичные желтки. Функции: нормализует работу нервной системы, энергетический обмен, способствует образованию красных кровяных телец. Дефицит вызывает снижение аппетита, одышку, слабость, головокружение, поражение нервной системы, развитие анемии. Витамин Е Источники: миндаль, орехи, зелёный горошек, сельдерей, зелень петрушки, кукуруза, фасоль, подсолнечное и оливковое масло, персики, цитрусовые. Функции: стимулирует эндокринную систем, повышает работоспособность. Дефицит приводит к мышечной слабости, анемии. Витамин РР Источники: горох, фасоль и другие бобовые культуры. Функции: благотворно влияет на сердечно – сосудистую систему, улучшает работу печени. Дефицит приводит к бессоннице, беспокойству, рассеянности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние культуры поведения и самовыражения родителей на культуру поведения детей»

Консультация для родителей «Влияние культуры поведения и самовыражения родителей на культуру поведения детей». Прежде чем воспитывать ребенка - воспитайте себя. Посмотрите на себя и задайте себе...

Консультация для родителей «Влияние культуры поведения и самовыражения родителей на культуру поведения детей»

Консультация для родителей«Влияние культуры поведения и самовыражения родителейна культуру поведения детей» "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас.Воспитывайте...

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.Закрепить знание названий и применение посуды, уточнить ее дифференцирование.Закрепить понятие «столовые приборы»....

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О культуре поведения. Культура поведения ребенка в семье»

Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О культуре поведения. Культура поведения ребенка в семье»

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О культуре поведения. Культура поведения ребенка в семье»

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия для формирования доброжел...