Нравственное - эстетическое воспитание дошкольников
материал на тему

Мирошникова Ирина Ивановна

Нравственное - эстетическое воспитание дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Стать гармоничной развитой личностью,

уметь достойно вести себя в любой обстановке –

право и обязанность каждого человека.

«Годы чудес» - так называют ученые первые 5 лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие (или отсутствие) стимулов к интеллектуальному развитию оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Развитие и формирование у детей навыков культуры поведения, а также развитие социальной, познавательной, творческой активности, формирование качества гражданина и патриота - главные задачи формирования ценностных ориентиров у дошкольников.

Делом большой социальной значимости является также культурно- речевое воспитание детей, т.к. речь и поведение взаимосвязаны.

Освоение ребенком речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения, т.е. обучая ребенка культуре речевого общения, происходит благотворное влияние на развитие его характера, его отношений с окружающими, в основе которых лежат нравственные принципы: деликатность, доброта, внимание, вежливость, уважение, скромность...

В образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности дошкольников необходимо систематически:

  • знакомить с правилами этикета;
  • формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
  • учить относиться к окружающим с заботой, терпением;
  • воспитывать любовь и уважение к близким и всем окружающим людям, независимо от их национальной принадлежности;
  • воспитывать бережное отношение к культуре, искусству, языку России, а также других стран;
  • формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства.

В работе с детьми необходимо создать среду, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка: от наблюдения (пассивного созерцания) - к переживанию - пониманию - оценке - выбору для себя установки.

Основные формы взаимодействия педагога с детьми:

  • развивающие, дидактические  игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и    др.
  • упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера
  • этюды, импровизации
  • моделирование и анализ заданных ситуаций
  • наблюдения, прогулки, экскурсии
  • рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий, тематических слайд-     шоу
  • чтение художественных произведений
  • беседы, рассказ педагога и рассказы детей, сочинение историй
  • свободная и тематическая изодеятельность
  • использование фольклора и музыкального материала
  • мини-конкурсы, игры-соревнования и др.

Распределение материала по нравственно-этическому воспитанию формированию ценностных ориентиров детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста строится по принципу от простого к сложному, т.е. в среднем возрасте материал преподносится с целью ознакомления, в старшем возрасте - расширения представлений детей, в подготовительном - обобщения и закрепления знаний, умений и навыков детей по каждой из пройденных тем.

Самый лучший способ привить детям хорошие манеры,  сформировать этические нормы и правила поведения в повседневной жизни, уважение к людям разных национальностей, бережное отношение к природе и всему, что создано руками человека, а в целом - качества гражданина и патриота — постоянно показывать им пример!

Далее предлагается подборка правил нравственности, культуры общения и деятельности, культурно-гигиенических правил и игр нравственно-этического содержания  для работы с дошкольниками.

Общие правила нравственности:

  • Радуйся успеху товарища.
  • Будь правдивым, имей мужество откровенно сказать о своем поступке . Не перекладывай вину на других.
  • Говори всегда только правду.
  • Дорожи доверием взрослых и товарищей.
  • Не хвастайся даже самым красивым поступком - хорошее дело само за себя говорит.
  • Дал слово - держи его, дал обещание - выполни.
  • Настоящий друг познается не только в радости, но и в беде - он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка.
  • Никого не обижай - ни словом , ни поступком ; заботься о младших, помогай им, защищай тех, кто слабее тебя.
  • Живи и поступай так, чтобы окружающим - взрослым и детям - было с тобой приятно и радостно.

Правила культуры общения:

  • Пользуйся словами вежливого обращения: ”Здравствуйте”, ”До свидания”, ’’Пожалуйста”, ’’Будьте добры”, ’’Извините”, ’’Благодарю”, ’’Спасибо”, ’’Разрешите войти” и др.
  • Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
  • Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
  • На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания; не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
  • Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.
  • Умей выслушать товарища, не перебивая.
  • С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
  • Уступай в транспорте место взрослым и малышам.
  • Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
  • Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет (карандаш, варежку и т.п.).
  • Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.
  • Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
  • Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
  • Умей признать, что был неправ.
  • Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь ему, договориться с ним.

Правила культуры деятельности:

  • Не сиди без дела.
  • Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
  • Доводи начатое дело до конца.
  • Выполняй работу только хорошо.
  • Делай все, что умеешь, сам, не требуя помощи взрослых.
  • Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке, за своим столом.
  • Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам.
  • Люби природу, заботься о животных.
  • Книгу читай за столом, не загибай углы страниц, бери книгу чистыми руками.
  • Если что-то не понял, переспроси старших или товарищей.
  • Будь настойчив в достижении цели.

Культурно-гигиенические правила:

  • Вставай утром всегда в одно и то же время.
  • Обязательно делай утреннюю гимнастику.
  • Тщательно умывайся обязательно чисти зубы, аккуратно причесывайся.
  • Мой руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, ухода за животными.
  • За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол.
  • Правильно пользуйся столовыми приборами.
  • Ешь не торопясь, аккуратно, бесшумно, жуй с закрытым ртом, тщательно пережевывай пищу.
  • Не кроши хлеб, отламывай по кусочку.
  • Косточки от фруктов из компота с помощью чайной ложки осторожно складывай на блюдце.
  • Закончив еду, клади ложку, вилку в тарелку, а не на скатерть.
  • Пользуйся салфеткой во время еды.
  • Не бегай с бутербродом, кусками съестного - поешь за столом.
  • Поднимаясь по лестнице, ставь ногу на ступеньку всей ступней.
  • Спускаясь по лестнице, держи спину прямо и слегка придерживайся за перила.
  • Пользуйся носовым платком; чихая и кашляя, отвернись от собеседника, прикрой рот и нос платком.
  • После прогулки тщательно вытирай ноги, стряхивай и чисти щеткой пальто.
  • Сам чисти свою обувь; аккуратно вешай или складывай одежду.
  • Вечером, прежде чем лечь спать, приведи в порядок свою одежду и обувь.
  • Ложись спать всегда в одно и то же время, спи в хорошо проветренной комнате.

Подборка игр нравственно-этического содержания

для детей младшего возраста:

«Учим Мишку знакомиться»

Цель: дать примеры вежливого обращения к старшим по возрасту, научить знакомиться; воспитывать доброе отношение к взрослым.

«К нам в гости пришли»

Цель: вырабатывать привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании, воспитывать уважение к окружающим.

«Выбери меня»

Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, запомнить их имена.

«Магазин игрушек» (игра - инсценировка)

Цель: научить детей вежливо обращаться с просьбой (пожалуйста), за просьбу благодарить (спасибо); учить детей вежливому обращению со взрослыми; воспитывать доброжелательность, учтивость.

«Подскажем Петрушке, какие слова..» - говорить при встрече и расставании.

Цель: закреплять с детьми вежливые слова приветствия и расставания.

«Учим Мишку обращаться к воспитателю с просьбою»

Цель: дать примеры вежливого обращения к старшим; знакомить с вежливыми словами «спасибо» и «пожалуйста».

«Ласковая цепочка»

Цель: учить детей по примеру воспитателя говорить друг другу ласковые слова; воспитывать дружеское отношение у детей.

«Солнышко в доме» (подвижная игра)

Цель: способствовать отработке правильной осанки; учить детей выражать правильные эмоции (радость, веселье)

«Веселые переглядки»

Цель: учить детей мимикой, жестами показать свое доброжелательное отношение к окружающим.

«Наш веселый хоровод» (игра-танец)

Цель: Учить детей расслабляться; развивать слуховое восприятие; воспитывать чувство коллективизма.

«Учим Зайчика»   (игра – инсценировка)

Цель: научить зайчика правильно мыть руки с мылом и насухо вытирать полотенцем; воспитывать у детей желание быть опрятным.

«Так можно, а так нельзя»

Цель: закрепить правила общения друг с другом; играть дружно; вежливо просить игрушку.

«Смелые мышки» (подвижная игра)

Цель: учить детей управлять своим поведением; формировать волевые качества личности.

«Волшебный стул» (подвижная игра)

Цель: учить детей преодолевать двигательный автоматизм в игре; развивать навыки речевого этикета (говорить друг другу ласковые слова)

«Научим куклу Таню кушать»

Цель: учить детей правильно держать ложку, откусывать хлеб, не крошить его, во время еды, не разговаривать, говорить «спасибо».

«Угадай, что со мной»

Цель: развивать у детей мимические и пантомимические движения; развивать чувство сопереживания.

«Упрямые козлики», «Утята - шалуны»  (игры - инсценировки)

Цель: учить детей разыгрывать небольшие сценки, приобретая опыт правильного поведения в разных ситуациях.

«Самая, самая…..»  (Создание ситуаций)

Цель: учить рассказывать с любовью и вниманием о своей маме, бабушке.

«Кто больше назовет действий»

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий; воспитывать уважение к труду.

«В гостях у трех медведей» (игра - драматизация)

Цель: научить детей правилам поведения за столом; Воспитывать культуру приема еды.

Игра  - инсценировка «Капризуля»

Цель: усвоить с детьми понятие «капризуля», формировать положительное эмоциональное отношение к послушанию, отрицательное к  капризулям.

Игра – драматизация «Автобус»

Цель: развивать социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте.

«Если дружно нам живется, делай так…» (подвижная игра)

Цель: развивать внимание, дружеские взаимоотношения, учить детей расслабляться.

«Минутка шалости»  (подвижная игра)

Цель: учить детей самостоятельно выбирать движения, развивать слуховое восприятие, учить детей по сигналу останавливаться, воспитывать дисциплину у детей.

«Смена мест» (подвижная игра)

Цель: Развивать быстроту реакции, волевые процессы, учить играть по правилам, воспитывать уважение к окружающим.

«Голоса животных»

Цель: развивать речь детей, учить передавать эмоции животных интонацией (кошечка веселая, кошечка грустная и т. д.)

«Плохо - хорошо»

Цель: помочь детям сделать вывод, как надо себя вести правильно в общественных местах.

Подборка игр нравственно-этического содержания

для детей среднего возраста:

«Наши имена»

Цель: Настроить детей на активную деятельность; учить детей запоминать имена друзей; развивать внимание, координацию движений.

«Кто позвал?»

Цель: Развивать слуховое внимание, учить детей ласково называть по имени своих друзей.

«Волшебный стул» (подвижная)

Цель: Учить детей преодолевать двигательный автоматизм в игре; развивать навыки речевого этикета (говорить друг другу ласковые слова)

Правила игры -  дети идут по кругу и говорят слова:

 «Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись,

На волшебный стул садись!»

Кто после этих слов оказался около стула, садится на него, а дети говорят ему добрые слова.

Упражнение «Помоги своему другу»

Цель: Учить детей различать черты характера героев, давать оценку происходящему, воспитывать чувство доброты, товарищества.

Игра – имитация «Правила гигиены»

Цель: Учить детей воспроизводить   выразительные позы и движения; закрепить правила гигиены.

«Если дружно нам живется…» (подвижная)

Цель: Развивать внимание детей, учить детей расслабляться, контролировать мышечные ощущения, чтобы уметь менять характер движений.

«Минутка шалости» (подвижная)

Цель: Учить детей самостоятельно выбирать движения; развивать слуховое восприятие; учить по сигналу остановиться.

Этюды «Утята шалуны», «Упрямые козлики»

Цель: Учить детей разыгрывать небольшие сценки, приобретая опыт правильного поведения в разных ситуациях.

«Как поступить, если…»

Цель: Учить правилам поведения, соответствующие конкретным ситуациям (принимаем гостей, идем в театр).

«Я увидел из окна»

Цель: развивать у детей зрительную память и внимание

«Смена мест»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, обучать детей слышать сигналы, контролировать эмоции в игре.

«Кот и мыши» (подвижная)

Цель: развивать ловкость, быстроту, реакции, дружеские взаимоотношения между детьми.

Вышли мыши как-то  раз

Посмотреть который час

Раз, два, три, четыре

Мыши дернули за гири

Вдруг раздался страшный звон

Разбежались мыши вон!

«Веселые переглядки»

Цель: Учить детей жестами, мимикой выражать  доброе отношение к окружающим.

Инсценировки сказок «Морозко», «Репка»

Цель: Учить детей инсценировать полюбившуюся сказку, передавать выразительно несложный сюжет, воспитывать у детей желание делать людям приятное.

«Запрещенное движение»

Цель: Развивать зрительное внимание, быстроту реакции.

«Смелые мышки» (подвижная)

Цель: учить детей управлять своим поведением, формировать волевые качества личности, самоконтроль.

Игра – соревнование «Самый сильный и ловкий»

Цель: Воспитывать у мальчиков такие качества личности, как  смелость, ловкость, активность.

Упражнение «Добрые слова самым любимым»

Цель: Учить  детей правилам семейного этикета; воспитывать чувство доброты.

Упражнение «Я люблю своих родных»

Цель: Учить детей с любовью и вниманием рассказывать о своих мамах, бабушках.

«Всем дружно нам живется»

Цель: Развивать внимание детей, учить контролировать мышечные ощущения, чтобы уметь менять характер движений.

«Пожалуйста»

Цель: развивать внимание детей, вырабатывать навыки употребления вежливых слов.

«Вежливый ручеек» (подвижная)

Цель: Развивать навыки речевого этикета, учить проговаривать добрые и ласковые слова.

«Поменяйтесь местами» (подвижная)

Цель: закрепить и уточнить правила семейного этикета.

Игра – упражнение «Как поступают вежливые дети»

Цель: Закрепить и уточнить правила столового и гостевого этикета.

«Для чего  нужны правила?» (кукольный спектакль)

Цель:  Закрепить с детьми полученные навыки, умения по речевому, столовому этикету, правилам поведения в общественных местах, на природе; воспитывать вежливость, доброту, заботу об окружающих, уважение к взрослым, любовь к Родине.

 

Рекомендуются также:

  • Исполнение  песен «Кузнечик», «Чунга - чунга», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Чебурашка», «Голубой вагон», «Улыбка»;
  • Игры – драматизации  отрывков  любимых сказок «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Три поросенка»; стихотворений «Теремок», «Федорино горе»;
  • Игры – упражнения «Волшебная палочка», «Помоги волшебнику», «Испорченный телефон», «Радио».
  • Обсуждение ситуаций «Если бы у меня был…», «Когда мама болеет, то я …», «Мой папа со мною…»

Цели: Закрепить полученные навыки, умения по правилам речевого, столового этикета, правилам в общественных местах; воспитывать в детях  чувство доброты, уважение ко взрослым, близким, любовь к природе, дружеские взаимоотношения, учтивость, вежливость, опрятность, воспитанность.

Подборка игр нравственно-этического содержания

для детей старшего дошкольного возраста:

Игра-упражнение «Пожалуйста».

Цель: продолжать вырабатывать навык употребления «волшебных слов».

Творческая игра «Страна вежливости».

Цель: учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия; обучать общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Игра-драматизация «Добрый день!» (стихи А.Кондратьева).

Цель: раскрыть детям значение вежливых слов; учить их правильно употреблять слова в речи.

Игра-драматизация «Вежливое слово» (стихи З.Мошковской, отрывок).

Цель: приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.

Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а дурное калечит».

Цель: знакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

Дидактическая игра «Умей извиняться».

Цель: учить детей уместно употреблять различные формы извинений.

Игра-упражнение «Передай другому».

Цель: закреплять навыки вежливого общения с окружающими.

Игра «Смена мест» (подвижная).

Цель: учить детей доброжелательному отношению к друзьям (не толкаться, не ссориться), развивать внимание, быстроту реакции.

«Скучно, скучно так сидеть друг на друга все смотреть.

Не пора ли пробежаться и местами поменяться».

Игра «Вспомни имена».

Цель: развивать ассоциативную память, учить ласково называть друзей по имени.

Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций на тему: «Этичные и неэтичные поступки», «Достоинства и недостатки».

Цель: помогать детям понять, что этичные поступки, достоинства человека помогают ему и окружающим, приносят добро, пользу, а от недостатков и неэтичных поступков надо избавляться.

Игра-драматизация «Три товарища» (по рассказу Осеевой «Три товарища»)

Цель: закрепить положительные ассоциации с понятием «друг», «дружба».

Дидактическая игра «Не забывай о товарищах».

Цель: формировать положительное отношение между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

Игра «Не замочи ноги» (подвижная).

Цель: дать детям возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку.

Игра «Вспомни имена своих друзей» (подвижная).

Цель: развивать ассоциативную память.

Этюд «Два друга» (по стихотворению Т.Волгиной).

Цель: подвести детей к мысли, что друг с другом всегда вместе: и в радости, и в горе.

Творческая игра «Напишем письмо больному другу».

Цель: учить детей передавать свои мысли в письменном виде.

Этюд на выражение эмоций «Поссорились и помирились».

Упражнение «Помоги другу».

Цель: продолжать развивать дружеские взаимоотношения детей, стремление прийти на помощь другу.

Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций на тему «Дружба».

Цель: формировать чувство доброты, товарищества, справедливости.

Ролевая гимнастика  -  с помощью жестов и мимики показать:

- у девочки болит горло;

- как девочка грустит;

- как мама за ней ухаживает;

- как девочка выздоровела.

Игра «Волшебный стул».

Цель: учить детей доброжелательно говорить о своем друге, делать ему приятное.

«Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись!

На волшебный стул садись!»

Тренинговое упражнение «Помоги своему товарищу».

Цель: учить быть внимательными и чуткими к своим товарищам; помогать тому, кому трудно, кто заболел или попал в беду.

Игровое упражнение «Сотворение чуда».

Цель: учить детей делать приятное друзьям; уметь извиниться перед товарищем.

Проблемные ситуации для диагностики проявления эмпатии у детей (ситуации из книги А.Стрелковой «Войди в тридесятое царство»).

Игра-шутка «Сиамские близнецы».

Цель: подвести к мысли, что друзей ничем не разлучить, они всегда вместе.

Игра «Найди свою пару» (подвижная).

Цель: закрепить навык определения отличия мальчика и девочки; развивать внимание.

Игра «Запрещенное движение» (подвижная).

Цель: развивать внимание; доброжелательное отношение друг к другу.

Обыгрывание ситуации на тему «Как поступают вежливые дети».

Цель: формировать положительное эмоциональное отношение к скромности, отрицательное к хвастовству.

Игра «Кто с кем дружит» (на примере героев сказок и мультфильмов).

Цель: развивать память, логическое мышление.

Игра «Поменяйтесь местами».

Цель: учить детей с любовью и вниманием думать о друзьях, своих близких; воспитывать чувство доброты.

«Поменяйтесь местами те, кто хочет, чтобы у него было много друзей... и т.п.»

Игры и упражнения, в которых дети запоминают правила этикета, соблюдаемые в общественных местах:

- «Как поступить, если...»

- «На лестнице».

- «Мой друг светофор».

- «В магазине».

- «Чего нельзя и что можно делать в магазине».

- «Что можно и чего нельзя делать в кафе».

- «Мы в кафе».

- «Мы в театре на спектакле».

Игры и упражнения, в которых дети запоминают правила гостевого этикета:

- «Приглашение в гости».

- «Встреча гостей».

- «Угощение гостей».

- «Прощание с гостями».

- «Цветы для мамы».

- «Слова благодарности».

- «Что мы скажем Вини Пуху?»

- «Мой подарок тебе».

- «Двойной подарок».

Упражнения, в которых дети запоминают правила столового этикета:

- «За столом я ем с помощью ложки, вилки и ножа».

- «Съедим кусочек хлеба».

- «Сервировка стола».

- «Кавалеры и дамы рассаживаются за столом».

- «Моя помощница салфетка».

- «Вкусный суп придает нам силы».

- «Благодарность за угощение».

- «За столом я ем вилкой и ножом».

- «Как что едят».

- «Сервировка фруктового стола».

- «Как есть фрукты и фруктовый салат».

- «Бокал сока».

- «Сервировка чайного стола».

- «Чашечка чая».

- «Как есть сладости».

- «Веселое чаепитие».

Игры и упражнения, в которых дети запоминают правила семейного этикета:

- «Добрые слова самым любимым».

- «Я люблю своих родных».

- «Принеси мне воды».

- «Комплименты любимым».

- «Что мы делаем, когда...»

- «Расскажи о маме и папе (бабушке и дедушке, сестре и брате)».

- «Подарок внука».

- «Доброе слово».

- «День рождения».

Игры, в которых дети запоминают правила этикета межличностных отношений:

- «Мне нравится с тобой дружить».

- «Закончи высказывание».

- «Танцуем вдвоем».

- «Рисуем вместе».

- «Построим вдвоем».

Цель игр и упражнений по правилам этикета: социально ориентировать ребенка в человеческом мире, учить его налаживать доброжелательные отношения с окружающими людьми, близкими, знакомыми и незнакомыми, со взрослыми и детьми; проявлять чувства любви, дружбы, товарищества, уважения; способствовать развитию его общения; помогать ребенку воздействовать на окружающий мир, который сосредоточен для него преимущественно в семье и детском саду.

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий».

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Игра «Если дружно нам живется...» (подвижная, с словами).

Цель: научить детей выполнять действия по команде ведущего, не ссориться, развивать слуховое восприятие, ритм.

«Если дружно нам живется

Делай так (ведущий показывает движение),

Если дружно нам живется

Делай так (ведущий показывает движение),

Если дружно нам живется

Мы друг другу улыбнемся — 2 р.

Делай так (прибавляется новое движение).

Игра «Цветик — семицветик».

Цель: прививать детям нормы вежливого поведения дома, в детском саду; побуждать стремление говорить вежливые слова.

«Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели: «Вели, чтобы...»

Игровое упражнение «Собака-поводырь».

Цель: расширять представление детей о роли собаки  в жизни человека; развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных.

Ролевая гимнастика (педагог читает стихотворение, а задача детей с помощью мимики и пантомимики изобразить состояние каждого героя).

Упражнение «Ласковое слово».

Цель: учить детей говорить комплименты другу, игрушке, воспитателю; развивать у детей доброжелательное отношение к окружающим.

Игра «Коршун и наседка» (подвижная).

Цель: учить детей играть по правилам; воспитывать в детях чувство взаимопомощи, требовать от детей слаженности действий.

Игра «Я знаю...» (с мячом).

Цель: научить детей отбивать мяч об пол и с каждым ударом называть вежливое слово, имя девочек или мальчиков, профессии и т.п. (по желанию детей); обогащать словарный запас детей.

Игра-драматизация сказки С. Маршака «12 месяцев» (отрывки).

Цель: учить детей инсценировать полюбившуюся сказку, передавать выразительно несложный сюжет, формировать в детях правила вежливого поведения.

Игра «Скачут зайцы» (подвижная, с шариками).

Цель: учить детей проделывать с шариками различные выкрутасы: скакать, бегать, прыгать, бросать; развивать чувство юмора.

Тренинг эмоций.

Цель: с помощью мимики и жестов изобразить жителей волшебного домика, пребывающих в разном настроении: спокойном, печальном, грустном, тревожном, беспокойном, веселом, игровом, драчливом, агрессивном, превосходном.

Игра «Хорошо-плохо».

Цель: предложить детям оценить поступки героев в двух позициях: хорошо -плохо; прививать детям этические нормы поведения.

Упражнение «Танец».

Цель: выразить в танце заданный педагогом образ; развивать фантазию детей; создавать положительно эмоциональный настрой.

Игра-упражнение «Как бы ты поступил..?» (анализ конфликтных ситуаций).

Цель: научить детей находить правильное решение в конфликтной ситуации; воспитывать чувство справедливости, уважение к окружающим.

Обыгрывание ситуаций (поведенческий тренинг).

Цель: формировать нормы культуры поведения на улице, во дворе.

Упражнение «Дружба начинается с улыбки...»

Цель: прививать детям привычку улыбаться при встрече своим друзьям, знакомым, родным; воспитывать доброту, учтивость.

Игра-драматизация сказки «Мороз-Иванович», «Золушка» (отрывки).

Цель: учить детей инсценировать любимые сказки, выразительно передавать несложный сюжет; воспитывать уважение к людям трудолюбивым, заботливым.

Упражнение «Помоги волшебнику».

Цель: учить детей по рисунку определять характер человека, придумывать ситуации, в которых мог бы быть этот герой; воспитывать положительное отношение к добру, отрицательное к злу, драчливости.

Упражнение «Придумывание историй».

Цель: развивать фантазию детей; воспитывать в детях порядочность, аккуратность.

Дидактическая игра «Наш город».

Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями города Воронежа; развивать патриотические чувства.

Творческая игра «Автобус».

Цель: развивать социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте, фантазию, речь.

Игра-драматизация «Правила уличного движения».

Цель: закреплять знания о правилах поведения на улице; учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности.

Игра дидактическая «Мы-разные».

Цель: развивать внимание, наблюдательность; умение различать индивидуальные особенности других людей.

Игра-драматизация «Телефон» (по стихотворению К.Чуковского).

Цель: прививать навыки правильного ведения диалога по телефону.

Творческая игра «Алло! Алло!»

Цель: знакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора.

Дидактическая игра «Телефонный разговор».

Цель: объяснить значение телефонной связи как предмета первой необходимости в критических ситуациях, а также правила телефонного разговора.

Игра-соревнование «Самый сильный и ловкий».

Цель: воспитывать у мальчиков смелость, ловкость, активность.

Игра-состязание «Кто сильнее».

Цель: воспитывать у мальчиков силу воли, мужество, упорство.

Игра-соревнование «Рыцарский турнир».

Цель: воспитывать у мальчиков навыки культуры поведения в общении с девочками.

Дидактическая игра «Защитники девочек».

Цель: воспитывать у мальчиков желание защищать девочек, помогать им.

Игра «Букет цветов для любимой мамы».

Цель: выбрать самый красивый букет, объяснить, почему выбран именно этот букет, с помощью мимики показать лицо мамы.

Игровое упражнение «Мама устала».

Цель: учить детей помогать взрослым, стремиться заботиться о них.

Игра «Угадай настроение».

Цель: с помощью мимики показать настроение — веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.

Обсуждение после чтения рассказа Э.Шима «Брат и младшая сестра».

Цель: побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереживания по собственному убеждению; развивать осознание причин детских ссор.

Ролевая гимнастика -  с помощью мимики и пантомимики показать:

- сестричка сердитая;

- мама уставшая, огорчена;

- сестричка веселая;

- мама радуется.

Поведенческий тренинг «Мама заболела».

Цель: учить детей быть внимательными со взрослыми, помогать им.

Игра «Хорошо-плохо».

Цель: учить детей находить правильное решение из сложившейся ситуации.

Игра-драматизация «Найди свою маму».

Цель: воспитывать чувство привязанности к маме - самому близкому человеку.

Дидактическая игра «Грязи-нет, и пыли-нет!»

Цель: приучать детей помогать своим родным в работе по дому, учить совместной деятельности и общению.

Дидактическая игра «Маленькие помощники».

Цель: учить детей радовать своих родных, оказывать им посильную помощь; воспитывать желание помогать взрослым.

«Вежливый ребенок».

Цель: учить детей вежливому обращению с окружающими; приучать при встрече говорить добрые слова.

«Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам друзья,

Рады видеть вас всегда.»

Игра «Как поступают вежливые дети».

Цель: учить детей по сложенным картинкам оценивать поступки героев; воспитывать положительное отношение к хорошему, отрицательное - к плохому.

Игра по прочитанному.

Цель: развивать слуховое восприятие, память; уметь правильно оценивать поступок героя с точки этичного поведения.

Дидактическая игра «Мой город».

Цель: учить находить среди других видов городов достопримечательности Воронежа; воспитывать интерес к любимому городу.

Дидактическая игра «Кто больше заметит небылиц».

Цель: развивать фантазию детей, логическое мышление, навыки культуры общения в коллективе.

Игра «Соседи».

Цель: развивает слуховое внимание, ориентировку в пространстве.

Игра «Запрещенное движение» (подвижная).

Цель: развивать зрительное внимание, слуховое восприятие.

Игра-упражнение «Передай другому».

Цель: закреплять навыки вежливого общения с окружающими.

Игра «Кто с кем дружит».

Цель: используя сказочных героев, героев мультфильмов, помочь детям выделить положительных и отрицательных героев; воспитывать чувство доброты, товарищества.

Игра-драматизация сказки «Ленивица», «Два жадных медвежонка».

Цель: учить детей инсценировать любимые сказки; прививать детям трудолюбие, доброту, отрицательное отношение к тунеядству, жадности.

Игра-танец «Дружок».

Цель: воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к окружающим; учить детей умению просто и естественно выражать свои чувства.

«Вместе все похлопаем 1-2, 1-2-3

Вместе все потопаем 1-2, 1-2-3

Спляшем мы еще разок

До свидания, дружок!»

Игра-упражнение «Букет» (по рассказу М.Дубянского «Букет»).

Цель: научить детей из услышанного рассказа выделить хорошие и плохие поступки; вызвать у детей желание избавляться от недостатков и дурных привычек.

Игра «Вежливые слова».

Цель: найти в группе таблички с вежливыми словами, учить детей прочитать эти слова и объяснить их смысл.

Игра «Игрушка оживи» (подвижная).

Цель: учить играть по правилам; слушать ведущего; воспитывать доброе отношение к товарищам; развивать фантазию, логическое мышление.

Игра «Закончи предложение».

Цель: развивать логическое мышление, фантазию, речь детей; воспитывать навыки культурного поведения.

Игра «Да» и «нет» не говорить...»

Цель: развивать логическое мышление, внимание, умение вести диалог с другом.

Игры, связанные с разными профессиями.

Цель: обогащать знания о профессиях, прививать трудолюбие, уважение к людям труда.

Игра «Без слов».

Цель: развивать умение мимикой, жестами, пантомимикой показать нравственные качества человека: доброта, трудолюбие, любовь к животным и природе, уважение к старшим, вежливость.

Игра «Вежливый ручеек» (подвижная).

Цель: закрепить навыки речевого этикета, обогащать словарный запас детей.

Игра-инсценировка стихотворения И. Юсулова «Простите».

Цель: развивать драматические способности детей; прививать навыки культуры поведения, стремление извиниться, если виноват.

Обыгрывание ситуаций по теме «Гостевой» и «Столовый» этикет.

Цель: закрепить полученные навыки; стремится в дальнейшем их применять на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников

При  правильном  подборе  сказок  с  учетом  возрастных  особенностей  детей,  идейно – художественной  ценности  произведения  и  прав...

Влияние сказки на разностороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников через все возможные виды театрализации.

Влияние чтения сказок детям на их полноценное личностное развитие. Формирование самостоятельности детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности....

Детская драматургия в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

Аннотация:  Статья посвящена роли драматургии  при соприкосновении детей с искусством (театром, литературой) в нравственном воспитании будущей личности.  Ключевые слова: драматургия,...

Литературная гостиная как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно – эстетического воспитания дошкольников.

Форма литературной гостиной при непосредственном участии родителей помогает решить сразу несколько важных задач. В своей работе я использую различные модели построения литературных гостиных, а для хар...

Опыт работы по теме "Изобразительное искусство, как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников"

Цель моей работы: изучение особенностей развития нравственно-эстетических качеств ребенка дошкольного возраста по средствам изобразительного искусства...

Родителям о нравственно-эстетическом воспитании дошкольников

рекомендации для родителей о воспитании вежливости у дошкольников...

доклад на тему "Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников"

Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный пе­риод. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимо...