доклад на тему "Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников"
статья ( группа) на тему
Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный период. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания.
Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. В воспитательном процессе прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в детском саду и школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-эстетическом воспитание дошкольников
В дошкольной педагогике в последнее время возросло внимание к вопросам теории и практики художественно-эстетического воспитания. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены, кроме того остро стоит проблема преемственности поколений. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишиться ценнейшего достояния народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема приобщения уже на этапе дошкольного образования детей к народному творчеству.
Вместе с тем в рамках обязательной части образовательной программы дошкольного учреждения не представляется возможным решить эту проблему, однако в части, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в тех или иных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Все вышеназванное и обусловило выбор темы моего доклада.
1. Значимость нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью и рассматривается, как часть материальной культуры. Нравственно-эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые направлены на формирование нравственного отношения к окружающему миру. При этом предусматривается развивать у ребенка-дошкольника умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного, а так же формирование у него художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию.
Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л. Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К. Д. Ушинский, развивая взгляды Л. Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания, что чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально неповторимыми идеями народа. Осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей [1]. Мы, воспитатели, должны помнить, что воспитание духовно-нравственных качеств – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой.
Развитие нравственно-эстетической культуры происходит в процессе системного приобщения ребенка к миру искусства и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом дошкольника, обеспечивающее органичное вхождение ребенка в многогранный мир искусства. Задачи работы педагога при этом можно сформулировать следующим образом: 1. Выработка у детей потребность в приобретении знаний. 2. Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность и приобщения их к эстетической культуре. 3. Развитие у них вкуса, творческих способностей. 4. Развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности (формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, осязания, обоняния) на основе сенсорных эталонов; расширение эмоционального опыта; формирование представления о звуке, цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах) [2, с.33].
Образование детей в условиях дошкольного образовательного учреждения становится актуальным и все более, социально востребованным. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Заключение.
1.Народное творчество благотворно влияет на детей, развивает их творчество, обогащает знаниями, «несет детям красоту». Знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, воспитать нравственные чувства, такие как: трудолюбие, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, доброжелательное отношение к товарищам.
2. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития нравственно-эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями [3, с. 13]
Литература:
1.Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1977. С. 76-77.
2. Фадина Г.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004.
3. Морозова Т.В. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/26/picture-282929-1377526699.jpg)
Доклад на тему: «Валеологическое воспитание дошкольников»
Счастье быть здоровым в наших руках. Одна из важнейших задач в области дошкольного воспитания – это сохранение здоровья ребенка....
Доклад по экологии "Экологическое воспитание дошкольников"
Доклад по экологии "Экологическое воспитание дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/21/picture-807288-1471807070.jpg)
Доклад для родителей нравственное воспитание дошкольников старшаяя группа
Доклад для родителей нравственное воспитание дошкольников...
ДОКЛАД НА РМО "Правовое воспитание дошкольников"
Обобщение опыта работы....
Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".
Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/28/picture-877731-1706465282.jpg)
Доклад по теме: «Трудовое воспитание дошкольников»
Доклад по теме: «Трудовое воспитание дошкольников»...