Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС
материал (младшая группа) на тему

Кудряшова Татьяна Вениаминовна

2 года назад, начав работать в ясельной группе, я решила выбрать тему «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста». Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС

«Чем больше уверенности в движении

детской руки, тем ярче речь ребенка,

чем больше мастерства в детской

руке, тем ребенок умнее».

В.А.Сухомлинский

        Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка

Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.  

       С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как один из важных этапов на пути непрерывного образования в жизни человека.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». 

2 года назад, начав работать в ясельной группе, я решила выбрать тему «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

 На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, сандалии. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, они плохо раскрашивают рисунки.

Поставила цель: Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Определила задачи:

1. Развивать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей.

2. Способствовать развитию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр.

3. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

     Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями была проведены родительские собрания, консультации  «Развитие мелкой моторики в домашних условиях», оформлена папка-передвижка  «Игры и задания для развития мелкой моторики», информация для родителей «Пальчиковая гимнастика для младшей группы». Провела индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», предложила поиграть в  несложные игры, например с крупой «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой и др.

 Следующий аспект – это занятия кружка «Наши пальчики играют». Кружок работает уже 2 года, проводится на базе младшей группы ДОУ в свободное от образовательной деятельности время 1 раз в неделю, в среду, 15.55 – 16.10 по подгруппам.

Цель кружка:

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи: развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

формировать добрые взаимоотношения между детьми;

развивать речь, внимание, память и способность сосредотачиваться

Формы работы: пальчиковые игры, игры с предметами и материалами, массаж рук.

 Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Этим играм уделяю большое внимание. Пальчиковые игры провожу во время утреннего приема, после сна, на прогулках. В группе есть картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется

     Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывает массаж. Использую для массажа мячи ежики, карандаши, шишки. Есть картотека массажа мячами-ежиками.

  Очень нравятся детям игры-шнуровки, они  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки.

Самая любимая игра – это игры с прищепками – они  развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Если вначале это были простые игры – нацепить прищепки вокруг формы, то сейчас это уже получается полный шедевр.

 Используем счетные палочки. Мои малыши, особенно мальчики, любят выкладывать из палочек контуры предметов по образцу.

 Малыши любят игры с мелкими предметами - пазлы, лото, мозаика, выкладывание узоров из пробок и пуговиц.  Одно из любимых занятий – это обрывание бумаги, салфетки. Подарок для мам к 8 Марта – это открытка, сделанная своими руками. Дети обрывали салфетки, скатывали в комок и у нас получилась мимоза.

  Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование. Используем в работе с детьми раскраски, дети с удовольствием раскрашивают их.

     Таким образом, видно, что проводимая работа  разнообразна и широко представлена. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей,  смогли добиваться поставленной цели. В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

     Дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием рассказывать знакомые сказки, стихи, потешки. Поэтому будет продолжена дальнейшая работа по развитию мелких движений руки ребенка, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Проведена диагностика определения уровня развития мелкой моторики.

 

Литература

Большакова С.В. «Формирование мелкой моторики рук» Москва, 2010г.

Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики- развиваем речь» Санкт-Петербург, 2011г.

Шанина С.А., Гаврилова А.С. «Играем пальчиками-развиваем речь». Москва, 2008г.

Шмелева С.Б. «Пальчиковые игры», Москва, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

Методическая разработка о специфике освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте; об особенностях использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возр...

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста "Цветные ленточки"

Почему игры шнуровки полезны1) Игры шнуровки развивают мелкую моторику.2) Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).3) Игры шнуровки развивают усидчивость, терпени...

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности   во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн...

Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (нетрадиционная форма проведения)

Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»(нетрадиционная форма проведения)...

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».

laquo;Развитие мелкой моторики    детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».Тактильно-двигательное восприятие лежит в основе чувственного познания. Именно с помо...