Проект «Лук во щах - и голод прощай»
проект (младшая группа) на тему

Тимофеева Е.Л.

Проект «Лук во щах - и голод прощай» разработан воспитателями 2-й младшей группы ГБДОУ д/с №87 Красносельского района Санкт-Петербурга Тимофеевой Еленой Леонидовной и Филимоновой Светланой Станиславовной в рамках годового проекта по ознакомлению дошкольников с культурно-историческим наследием русского народа «В гостях у истории», приурочен к народному празднику «Луков день» –это время окончания сбора урожая лука. Он рассчитан на детей 3-4 летнего возраста. Проект составлен на основе перспективного планирования, с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с №87 Красносельского района, реализуемой в ДОУ, возрастных особенностей детей (3-4 года), индивидуального подхода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya_budushchego.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                          детский сад №87 Красносельского района                                                                                                                                               Санкт-Петербурга

Проект «Лук во щах – и голод прощай»

 Составили и провели Тимофеева Е.Л.

Филимонова С.С.

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка.

          Проект «Лук во щах - и голод прощай» разработан воспитателями 2-й младшей группы ГБДОУ д/с №87 Красносельского района Санкт-Петербурга Тимофеевой Еленой Леонидовной и Филимоновой Светланой Станиславовной в рамках годового проекта по ознакомлению дошкольников с культурно-историческим наследием русского народа «В гостях у истории», приурочен к народному празднику «Луков день» –это время окончания сбора урожая лука. Он рассчитан на детей 3-4 летнего возраста. Проект составлен на основе перспективного планирования, с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с №87 Красносельского района, реализуемой в ДОУ, возрастных особенностей детей (3-4 года), индивидуального подхода.

 Цель проекта – формирование активной гражданской позиции детей, понимание собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению русских обычаев и традиций.

Достижение цели обеспечивает решение следующих задач:

  • Познакомить детей с русским народным праздником –«Луков день», с традициями и обычаями, связанными с этим праздником.
  • Развивать познавательные и творческие способности детей.
  • Активизировать словарный запас детей (корень, луковица, твердая, перо, чешуя).
  • Расширить знания детей о пользе лука для детского организма, формировать у детей познавательный интерес.
  • Учить заботится о своем здоровье, употребляя зеленый лук в пищу.
  • Знакомить с пословицами, поговорками о луке.
  • Привлечь родителей к совместной реализации проектной деятельности.
  • Совместными усилиями всех участников проекта подготовить папку- Лэпбук для последующего закрепления изученного.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

  • Наглядный метод
  • Словесный метод
  • Практический метод
  • Игровой метод
  • Использование проблемной ситуации                                                                                       Решение задач осуществляется через такие образовательные области, как познавательное развитие (ФЦКМ), художественно –эстетическое развитие (лепка, рисование, аппликация, театрализация, пение, танец, слушание музыкальных произведений), физическое развитие (пальчиковая гимнастика, физкультминутки, подвижные игры), речевое развитие (составление рассказов, заучивание стихов, знакомство с пословицами и поговорками), социально-коммуникативное (игры, трудовая деятельность, здоровьесбережение), что соответствует ФГОС ДО к построению современной системы дошкольного образования.    

В планировании предусмотрено использование различных методов и приемов, чередование видов деятельности (рассматривание картин, беседа по содержанию, чтение или рассказывание, обыгрывание сюжета сказки, игра, пение, рисование, ручной труд, исследование и др.), творческие задания. Прослеживается вариативность форм организации детей не только коллективной и подгрупповой, но и индивидуальной. В ходе проекта воспитатели подбирают интересные творческие задания, чтобы заинтересовать детей и оказать им помощь, -  так, чтобы каждый ребенок захотел и смог выполнить их самостоятельно, сумел проявить инициативу и активность в любимой деятельности. Один ребенок с удовольствием будет рисовать, другой петь, третий играть, четвертый любит общаться, пятый постоянно задает вопросы.  

Практическая значимость: повышение интереса к культуре и истории своей страны, возрождение русских обычаев и традиций.

Инновационная направленность: Методика работы с детьми 3-4 лет в рамках познавательного, исследовательско-творческого проекта предполагает использование возрастного принципа развития дошкольника через игровую деятельность. Использование принципа интеграции содержания деятельности всех участников образовательного процесса (педагог, ребенок, родитель).                                                  
Степень распространения: Данный проект адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Проект «Лук во щах - и голод прощай»

                                                                               «Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной»

К. Ушинский

Актуальность проекта.                                                                                                                        Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». Действительно, уже давно отмечено, что человечество все чаще возвращаются к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными. Нам приходится обращаться к опыту предков.                                 В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к культурно-историческому наследию русского народа, к его его обычаем и традициям. У педагогов появилась удивительная возможность дать ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Проблема выращивания огородных растений волновала людей с глубокой древности. Народ, наблюдая за особыми свойствами лука удивительно метко сочинял поговорки и пословицы про этот овощ. Знание культуры своего народа, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой и традициями своего народа с самого раннего детства.

Участники проекта: педагоги, воспитанники группы и их родители.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (3 недели).

Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, воспитатели группы, родители.

Цель проекта – формирование активной гражданской позиции детей, понимание собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению русских обычаев и традиций.

Задачи:

•        Познакомить детей с русским народным праздником –«Луков день», с традициями и обычаями, связанными с этим праздником.

•        Развивать познавательные и творческие способности детей.

•        Активизировать словарный запас детей (корень, луковица, твердая, перо, чешуя).

•        Расширить знания детей о пользе лука для детского организма, формировать у детей познавательный интерес.

•        Учить заботится о своем здоровье, употребляя зеленый лук в пищу.

•        Знакомить с пословицами, поговорками о луке.

•        Привлечь родителей к совместной реализации проектной деятельности.

•        Совместными усилиями всех участников проекта подготовить папку- Лэпбук для                                       последующего закрепления изученного.

Участники проекта: дети 2-й младшей группы, родители, воспитатели.

Ожидаемые результаты:

  • У детей обогатиться словарный запас за счет слов: корень, луковица, твердая, перо, чешуя, использование детьми в активной речи считалок, загадок.
  • Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  • Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
  • Расширится кругозор и мыслительная деятельность у детей.
  • Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию;
  • Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Итоговое мероприятие: Постановка спектакля «Лучок кругленький бочок»

Подготовительный этап:

  1. Подготовка посадочного материала вместе с родителями для самостоятельной деятельности детей.
  2. Совместная деятельность педагогов, родителей, детей «Как жили люди на Руси» в мини – музеи «Русская изба».  Рассказать детям о том, как жили люди на Руси. Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.
  3. Подготовка литературы, дидактических и словесных игр по данной тематике.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.

Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и воспитателя. Работа с дошкольниками проводится в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. Проект рассчитан на 1 месяц.

В начале проекта педагог создаёт ситуацию: за 3 недели до народного праздника –Луков день в русской избе неожиданно появляется Бабушка Лукерья, которая приносит посадочный материал и рассказывает о появлении лука на Руси, создает проблемную ситуацию и дает детям задание:

«Посадите сей лучок у себя на огород.

Вы должны понаблюдать,

Все, что важно, записать.

Что растет и как растет?

Наблюдайте цельный год!

Хороша ль, плоха ли весть, -

Докладайте все как есть!».

Встреча с героем – сюрприз для детей, он всегда является радостной неожиданностью, вызывает удивление и желание помочь герою, разобраться в проблеме. Момент заинтересованности стимулирует познавательную активность ребёнка. Воспитатель побуждает детей к действиям по разрешению данной проблемы: «Что мы знаем о луке?», «Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?», «Чем может быть полезен лук?», «Что можно делать с луком?», «Исследование полезных свойств лука».

Дети с помощью воспитателя сравнивают лук с другими овощами. Углубляют знания о способах посадки и ухода за овощными культурами, добывают новые знания, наблюдают за ростом лука.  Находят общие и отличительные признаки различных сортов лука. Делают выводы о том, что необходимо растению для роста. Свои наблюдения и зарисовки опытов помещают в папку-лэпбук. Саму папку подготовили воспитатели, а пополняется она в ходе реализации проекта материалами, подготовленными детьми и родителями.                                                                    Дети лепят из пластилина, выполняют аппликации, рисуют лук. Фотографии с выставок детских работ пополняют лэпбук.                                                                                                                      Постановка проблемной задачи - можно ли вырастить лук на подоконнике в домашних условиях, направлена на стимулирование любознательности, познавательного интереса. В лэпбуке пополняется окошко «Интересные факты».

Дети совместно с родителями заучивают стихи, сочиняют сказки про лук. В лэпбуке бабушка Лукерья помещает задание и для родителей: «Мамы и папы, помогите детям сочинить и инсценировать сказку «Лучок-кругленький бочок». Силами родителей был написан сценарий сказки и пошиты костюмы на каждого ребенка. Педагоги подобрали песни для спектакля и заучили их с детьми. С большим успехом дети показали этот спектакль для всего детского сада.

Ребята в творческой игровой деятельности «проживают» события и представления из мира овощных растений. Разыграны такие сюжеты, как «Овощной магазин», «Варим суп», «Повар».

В процессе работы над проектом дети пришли к выводу о том, что о луке написано много рассказов, сказок, стихотворений, сложены песни. Дети и родители подбирают сказки, загадки и пословицы о луке. Весь собранный материал помещается в лэпбук.                                        Дети учат стихи, поют песни, с удовольствием слушают сказки и рассказы об этом удивительном растении.

Педагоги учат детей чувствовать себя в природе, заботится о своём здоровье, устанавливать зависимость состояния здоровья человека от питания, от привычки есть чистые продукты тщательно вымытыми руками. Дети от воспитателя и родителей получают представления о витаминах. Педагог организует встречу с интересными людьми - мамами: поваром и врачом. Дети слушают их советы.

Этапы проекта:

I этап – Формулирование проблемы. (Задание бабушки Лукерьи).

II этап – Планирование проекта.

Намечается план движения цели. Обсуждение цели и задач.

Перспективное планирование проекта;

Разработка и накопление методического материала по теме.

III – Реализация проекта.

IV этап – Презентация проекта и сбор урожая.

Постановка спектакля «Лучок кругленький бочок».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Тематика проекта проходит через все виды деятельности посредством модульного обучения.                                                                                                                                           Первый шаг – это мотивация и целеполагание: что мы знаем о луке, что хотелось бы узнать? У ребенка мало информации: подумать, к кому можно обратиться за помощью? (взрослые, родители, воспитатель). Где можно найти информацию? В книге, в Интернете, в телевизионной передаче (разучивание стихов, чтение рассказов и т.д.). Дошкольники собирают материал по теме вместе с родителями.                                                                                                                                                                Далее – практическая часть проекта, игры.

Наш проект «Лук во щах - и голод прощай» реализуется через следующие виды деятельности дошкольников:

Двигательная:

Пальчиковые игры: «Лук», «Огород», «Повар»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Физкультминутки: «Овощи», «Суп сегодня я сварю», «В огороде»

Цель: повышение и сохранение умственной активности и работоспособности детей во время занятий.

Подвижные игры: «Лучок-здоровячок», «Съедобное – несъедобное», «Собери урожай».

Цель: развивать внимание, быстроту мышления, координацию движений.

Хороводная игра: «Выходи скорей лучок, собирай нас в хоровод»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной традиций.

Развитие музыкальных и творческих способностей.

Народные подвижные игры: «Огородник».

Цель: развивать ловкость, сноровку, быстроту реакции, внимание

Гимнастика: «Овощи и фрукты»

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

Игровая:

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Повар», «В деревне»

Цель: формирование игровых и социальных компетенций у младших  дошкольников,     приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Дидактические игры: «Фрукты, овощи», «Лучок и его друзья», «Собери картинку»

Цель: закрепление названий овощей, их цвета; активизация словарного запаса, развитие мышления.

Драматизация сказки «Репка».

Цель: развитие интереса к фольклору, формирование у детей интереса к играм – драматизациям, развитие диалогической речи, формирование умения отчетливо и внятно произносить слова, развитие интонационной выразительности.

Постановка спектакля «Лучок кругленький бочок»

Цель: формирование у детей интереса к театральной деятельности, обогащение эмоциональной сферы, развитие коммуникативных способностей.

Продуктивная:

Аппликация. Тема: «Зеленый лук».

Цель: развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества.

Рисование. Тема: «Наш лучок».

Цель: обучение детей изобразительному искусству, развитие художественно – творческих способностей детей.

Лепка. Тема: «Лук».

Цель: развитие детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности.

Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности: Пластилинография: «Лучок- золотой бочок»

Цель: Учить детей создавать         работу в технике пластилинографии.

Раскраски: «Овощи», «Что растет на огороде»

Цель: развитие умений детей раскрашивать рисунок.

Коммуникативная:

Беседа: «Откуда лук пришел на наш крестьянский стол»

Цель: рассказать детям историю появления лука на Руси, развитие всех компонентов устной речи детей.

Встречи с интересными людьми: мама- повар, медицинский работник детского сада.  Беседы с детьми о пользе лука и чеснока «Вместе взрослые и дети ешьте лук и не болейте», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!»

Цель: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; расширение представления детей о луке, его свойствах, полезных качествах.

Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок про лучок. Сочинение сценария для театрализованной постановки «Лучок-кругленький бочок»

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей

Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью продавца овощного отдела»

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Изготовление книжек-малышек «Огородные растения», «Что ели люди на Руси»

Цель: развитие связной речи, умение обговорить содержание будущей книги, презентация созданной книги.

Трудовая:

Труд в природе: посадка и уход за луком.

Цель: развитие трудовой деятельности.

Ручной труд: поделки из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева «Есть у нас огород»

Цель: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатами, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Проблемная ситуация: «Что случилось с луком»

Цель: Обучать детей способам ухода за растениями: рыхление, прополка, полив.

Познавательно-исследовательская:

НОД «Лук от семи недуг»

Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Исследования и наблюдения:

«Сто одежек лука», «У лука есть корешки», «У лука есть запах», «Рассматривание и посадка семян», «Наблюдение за ростом лука»

Цель: расширять познавательный интерес, побуждать детей к самостоятельному поиску решений, развитие сенсорной культуры детей.

Создание тематического лэпбука.

Цель: Систематизация информации для дальнейшего закрепления.

Создание символов, схем, моделей в уголке природы.

Музыкально-художественная:

Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки:

 «Садила баба лук, чеснок», «Прыгнул козел в огород»

Цель: знакомить детей с художественными образцами народной музыки, приобщать воспитанников к музыкальному народному творчеству.

Игра на детских музыкальных инструментах. Шумовой оркестр.

Цель: активное приобщение к музыке, развитие интереса и любви к элементарному музицированию.

Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски.  «Выходи скорей лучок, собирай нас в хоровод»

Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей.

Драматизация песни «Огородная хороводная»

Цель: расширение театрально-игрового опыта детей.

Чтение (восприятие) художественной литературы:

Чтение сказок: «Три брата луковки», «Луковая семья» А. Лопатина, М. Скребцова «Сказочный справочник здоровья» Том II «Овощи»

Цель: Обогащение и активизация словаря, воспитание навыков здорового питание, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развитие навыков общения и партнерства.

Н. Габдулганиева Педагогическая сказка «Про Лук и Чеснок»

  Цель: обогащение и активизация словаря, развитие словесно-логического мышления, воображения, внимания, привитие основ ЗОЖ.

Дж.Родари «Приключение Чиполино», И. Ревю «Вырос лук»                                                           Цель: Воспитывать у детей интерес и любовь к сказкам

Чтение стихотворений про лук:

Е. Попова «Там, на кухне, что за запах»,

А. Тесленко «Вот на грядке лук зелёный»

С. Агарков «Слёзы льются градом»,

Е. Груданов «Там, на грядке у беседки»

Ю. Дулепина «В огороде летал жук»,

Г. Ильина «Как же луку слез не лить»,

О. Ефимова «Я ненавижу в супе лук»,

А. Полетаева «Сею чёрные крупинки»,

Л. Генералова «Почему от лука плачут?»

Цель: - развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

И. Токмакова «Купите лук», С. Михалков «Хозяйка однажды с базара пришла»

Цель: побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблицы, картинок.

Просмотр мультфильма «Лунтик» - 77 серия «Лук»

Цель: расширение представлений детей об окружающем мире, знакомство с новыми словами, явлениями, ситуациям, формирование оценочного отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей.

Каждое мероприятие проекта предусматривает решение конкретных обучающих, развивающих, воспитательных задач, которые решаются не изолировано, а в комплексе, в едином педагогическом процессе. Вместе они направлены на реализацию общей цели- приобщение детей к истокам русской национальной культуры через различные виды деятельности.

Заключительный этап –Вместе с детьми срезать урожай и употребить его в пищу. Окончательное оформление лэпбука. Показ спектакля «Лучок-кругленький бочок».

Оценка результатов:

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность дают возможность более глубоко познать народное наследие, объединить детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями. Посещение мини-музея «Русская изба» способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, у детей отмечается активный интерес к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты. Главным результатом работы над проектом считаем то, что в данный проект были вовлечены все ребята, и каждый ребенок внес посильный вклад в работу группы. Родители охотно откликнулись и поддержали нас в реализации этого проекта. Цель образовательного процесса была достигнута.     Проведенная нами работа показала    большую        эффективность    во всестороннем развитии дошкольников.

Список использованной литературы:

  • ФГОС дошкольного образования
  • Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно – методическое пособие СПб, Детство-Пресс 1999.
  • Разина Т. М. Русское народное творчество. М., 1999.
  • Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
  • Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. - Смоленск, 1998
  • Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л. В. - М., 1992
  • О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа. Детство-Пресс, 2016 г.
  • О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Рабочая тетрадь. Детство-Пресс, 2016 г.
  • Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.
  • Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
  • Масленникова О. М. Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду».
  • Т.Зезина Т.М. «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников».
  • Науменко Г. М. Фольклорный праздник. М., 2000
  • Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1933г.
  • Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
  • Библиотечка журнала: «Лук и чеснок» №1, 2015г
  • Интернет ресурсы.
  • Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Ю.Г. Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
  • Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Голод в лесу».

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию речи для детей среднего возрастапо теме: «Голод в лесу».Интеграция образовательных областей:"Познание" (Рассматривание животных) - Разв...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для средней группы по теме «Голод в лесу»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для средней группы по теме «Голод в лесу»Интеграция образовательных областей:"Познавательное развитие" (Рассматривание животных) ...

Проект «Трудно птицам зимовать, поможем им не голодать»

Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи, синицы, свиристели. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот реб...

«Голод в лесу»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для средней группы...