Представление педагогического опыта педагогического работника.
материал

Сизова Марина Петровна

 Актуальность и перспективность опыта.

Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt_sizova_m.p.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Тема: «Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»

Автор: Сизова Марина Петровна

Год рождения: 21.11.1986г.

Образование: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, педагог – психолог с доп. спец. олигофренопедагог

Педагогический стаж: 9 лет.

Стаж работы в данном ДОУ: 4 года.

Стаж работы в должности: 9 лет.

Повышение квалификации: 2018 г. ГБУ ДПО (ПК) с «МРИО».

Квалификационная категория: первая.

Дата последней аттестации: 2017г.

Занимаемая должность: воспитатель. 

Актуальность и перспективность опыта.

Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

В настоящее время наблюдается тенденция внедрения этнокультурных педагогических идей в воспитательный процесс дошкольников. Разработка и применение национально-региональных этнических особенностей в процессе обучения помогает успешному формированию творчески активной личности.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Учитывая тот факт, что республика с преобладающим этническим населением этнокультурное воспитание воспитанников опирается на традиционную культуру народа в сравнении её своеобразия с другими этнокультурами. Это делает актуальной тему проводимого опыта.

Основная идея опыта.

Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения. Решению поставленных задач способствуют программы этнокультурного содержания.

Проводимая экспериментальная работа по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста позволила нам определить ряд значимых положений:

- смыслообразующими компонентами этнокультурного содержания являются основные компоненты этноса;

- в образовательном процессе необходим учет этнокультурной специфики социального окружения;

- важна гармонизация национальных и общечеловеческих моментов в образовательном процессе;

- необходима взаимосвязь семейного и общественного воспитания;

- важно учитывать особенности детского мышления, специфику становления «образа мира» у дошкольников;

- этнокультурное воспитание строится с учетом цикличности народного календаря;

- в процессе ознакомления с народными культурами целесообразно использовать принцип сравнительного обобщения (отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы).

Теоретическая база опыта.

Теоретический анализ литературы показал, что народное творчество рассматривается как важное средство духовного развития личности, ее ведущих творческих качеств.

Вопросы использования этнокультурных традиций, народного фольклора как воспитательных средств поднимались в работах А. Б. Афанасьева, Г. Н. Волкова, Г. Е. Есима, А. Э. Измайлова, З. Г. Нигматова, К. Ш. Нурлановой.

Продуктивные пути использования воспитательного потенциала этнокультуры в развитии подрастающего поколения рассмотрены в научных публикациях И. Алтынсарина, Ш. А. Амонашвили, Б. Т. Лихачева.

Новизной и отличительной особенностью является: усовершенствование форм и методов используемых в этнокультурном воспитании, направленных на развитие у современного дошкольника положительных личностных качеств.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Важным моментом в нашей работе явилось использование прогрессивного опыта прошлого и его дальнейшее развитие в современных социокультурных условиях. По-прежнему значимыми средствами и формами этнокультурного воспитания являются народные праздники и игры, устное народное творчество, танцы, дидактические игры этнокультурного содержания.

Но прежде всего, необходимо проведение диагностики для выявления у детей знаний о национальной культуре. Диагностика позволила определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.

«Праздники и развлечения»

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям. Современный взгляд на развитие ребенка в воспитательном пространстве народных праздников позволяет решать задачи физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания.

Народные танцы как элемент народной культуры – важное средство этнокультурного воспитания детей. Народный танец – способ выражения символичности взглядов народа посредством движений и жестов. Образцы народной хореографии восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность.

«Игра»

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

«Речевое творчество»

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего.

«Музейная педагогика»

Включает в себя организацию в ДОУ интерактивных выставок, посещений краеведческого музея, создание на базе ДОУ, группы мини – музея Русской старины, декоративно- прикладного искусства. Т.С. Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). Оборудованная в ДОУ экспозиция  «Русская изба», в которой собраны предметы старины и быта крестьян.

Наглядно – образно представить детям жизнь и быт крестьян; познакомиться с посудой и утварью русской избы; назначением русской печи и других предметов быта.

В рамках данного опыта были организованы:

1. Выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены предметы народного декоративного творчества;

2. Выставка «Пасхальных яиц», на которой были представлены множество украшенных пасхальных яиц, композиции библейских сюжетов и различные макеты на пасхальную тему;

3. Выставка матрешек, как сувенирных, так и изготовленных руками детей: из глины, бумаги, соленого теста, папье-маше;

4. Выставка рисунков, бумажных и тряпичных кукол, различные детские работы посвященные праздникам народного календаря;

5. Тематические выставки «Дымково», «Гжель», «Хохлома» и др.

6. Выставка кукол «Куклы наших бабушек», на которой ребята смогли познакомиться со старинными куклами: куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки; увидели, чем отличаются куклы для игр и обрядовые игрушки (свадебная, пасхальная, кукла-оберег).

«Семья»

Прежде чем начать знакомство детей с традиционной культурой, необходимо было выявить уровень знаний родителей по данному вопросу. Анкетирование родителей показало, что 78 % родителей – с очень низким уровнем знаний о русской культуре, организации жизни по народному календарю, православных праздников. В таких семьях, история семьи, не прослеживается дальше второго поколения.

35% родителей – имеют представления о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи.  

62% родителей считают, что не могут самостоятельно рассказать детям о русской культуре на доступном дошкольном языке.

82% родителей поддерживают проводимую в детском саду работу с детьми, так как считают, что она способствует расширению детского кругозора, формированию мыслительной деятельности и подготовке к школе.

8% родителей безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы.

Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению к истокам русской традиционной культуры необходимо объяснять родителям.

В группе  велась работа в рамках семейного проекта «Моя семья».

Цель данного проекта сформировать представление детей о народной культуре, народных традициях. Работая над проектом, совместными силами был оформлен альбом, странички которого готовили семьи воспитанников. Каждая страничка отражала сведения об традициях каждой семьи, их быте, праздниках, традиционных занятиях, любимых играх и игрушках, а так же включала народный фольклор и подвижные игры. Оформление альбома было продолжено страничками «Моя семья и мои друзья» с целью формирования представлений детей о том, что в каждой семье могут быть родственники и друзья различных национальностей.

Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Проведенное исследование позволило отметить положительную динамику в развитии данных компонентов этнокультурной компетентности: дети не только смогли назвать народы, проживающие в Поволжье, выделить элементы национальной одежды, основную идею народного праздника, но и творчески применять полученные знания в своей деятельности.

С помощью мониторинга мы анализируем и определяем результаты работы. Здесь выявляются индивидуальные данные каждого ребенка, чтобы понять его самого и приспособить методы обучения к его индивидуальным качествам.

Мониторинг проводим в форме беседы с воспитанниками

1. Какие праздники ты знаешь?

2. Знаешь ли ты пословицы, поговорки и загадки?

3. Какие национальные игры ты знаешь?

4.Какие элементы национального костюма ты знаешь?

5. Какие традиции и обычаи и правила соблюдают в твоей семье?

6. Какие традиции и обычаи других народов ты знаешь?

Дети называют такие праздники как Новый год, Восьмое марта, Масленица (92%), некоторые называют Рождество, Пасху (14 %). Всего несколько детей назвали 6-7 пословиц (56%), в основном называют русские загадки (47%). Дети старшего дошкольного возраста в числе национальных игр в основном называют салки, 28% детей назвали игры проводимые в группе. В основном они называют другие игры. По словам опрошенных, они знают как элементы женских костюмов так и мужских. На последние вопросы дети в основном затруднились ответить. Некоторые дети знают, что надо слушаться взрослых (90%), мусор не бросать (56%).

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы воспитателями, методистами в дошкольных учреждениях в целях формирования этнокультуры у детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура, проблемы совершенствования [Текст] / А. Б. Афанасьева // Проблемы педагогики и психологии. – 2009 – № 3 – С. 189-195.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб, для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. [Текст] / Г. Н. Волков – М: изд. центр «Академия», 1999 г. – 168 с.

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

4. Шпикалова Т. Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России [Текст] / Т. Я. Шпикалова // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры – Шуя, 2014 – 268с

5. Яковенко, И. В. Этнокультурное развитие личности как педагогический феномен [Текст] / И. В. Яковенко // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2015 – № 2 (26). – С. 49-58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...

Справка об участии в семинаре по обмену опытом педагогических работников организаций дошкольного образования №592 от 31.08.2021

Мастер-класс по теме "Проведение занятий в подготовительной группе по воспитанию любви к Родине"...

Справка об участии в семинаре по обмену опытом педагогических работников организаций дошкольного образования №592 от 31.08.2022

Мастер-класс по теме "Проведение занятия в подготовительной группе по воспитанию любви к Родине"...

Справка об участии в семинаре по обмену опытом педагогических работников дошкольных образовательных организаций №468 от 31.08.2023

Тема: "Современные формы проведения интегрированного занятия по правилам дорожного движения"Алиса в картонном городе"...