Воспитывать интерес к чтению.
статья на тему

Каганчик Ольга Владимировна

В дошкольном возрасте происходит усвоение  громадного потока информации, приобретается целый ряд умений и навыков, интенсивно развиваются способности, формируются нравственные качества. Среди многочисленных факторов, способствующих всестороннему развитию личности, особое место занимает книга. Она заставляет детей глубоко чувствовать, учит мыслить и говорить, развивает память и воображение, помогает выработать правильное отношение к окружающей жизни. Общепризнанно, что лучший путь развития человека-чтение.

Таким образом, воспитание у детей дошкольного возраста интереса к чтению приобретает первостепенное значение.

Что же влияет на пробуждение интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста?

В первую очередь-социальная среда, в которой с детства растет и воспитывается ребенок (семья, детский сад, средства массовой информации общества:  телевидение, кино, печать и т.д., окружение сверстников).

При формировании интересов у дошкольников особо следует иметь в виду повышенную любознательность детей, их познавательную активность, о чем свидетельствуют бесконечные  что и почему. Природную  любознательность ребенка полнее всего удовлетворяют книги.

С книгой дети сталкиваются часто: в детском саду, в книжном магазине, у товарищей и, конечно же, дома. Но, как правило, домашние библиотеки для дошкольников по тематическому отбору книг очень бедны, не во всех семьях книга пользуется должным почётом и уважением.

Для пробуждения у ребенка подлинного интереса к чтению необходима особая среда-библиотечная.

Выбор книг в библиотеке гораздо шире, и, что особенно важно, читатели постоянно общаются друг с другом, а следовательно, существует живая система устных рекомендаций. Это во многом способствует проявлению у детей интереса к книгам.

По-разному можно приобщать детей к чтению.

Внимательное рассматривание  книжек - это своеобразная интеллектуальная, зрелищная игра.

Просматривая картинки в книгах, ребенок не только следит за действием, но, словно сам участвует в нем.

 Постепенно детей подводят к пониманию роли художника в создании книги и раскрытии замыслов автора. Таким образом, рассматривание книг становится одним из методов пробуждения у детей интереса к чтению.

Другой способ приобщение детей к книге-чтение вслух. Такая форма работы очень удобна, так как большинство дошкольников читать не умеет, а для тех, кто умеет, процесс чтения все еще очень труден.

Небольшая беседа об авторе книги, название произведения, формулировка темы перед чтением создают своеобразную установку, психологически подготавливают малышей к прослушиванию произведения и дальнейшему восприятию.

Способствует развитию интереса к книге и циклическое чтение, т. е. в течение некоторого времени книга читается по частям или отдельным главам. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги. Легко проводить циклы чтений по книгам П. Ершова «Конек – Горбунок»,

С.Баруздина «Про Светлану», Б.Житкова «Что я видел». Каждая из этих книг состоит из отдельных вполне самостоятельных глав.

Огромное впечатление производит на детей рассказ А.Кузнецова «Ласточка». Впечатление от рассказа всегда настолько сильная, что лучше не портить его беседой сразу, а через некоторое время поговорить индивидуально. На вопрос, что тебе больше всего понравилось в рассказе, почти каждый ребенок отвечает:

-Понравилось, что птичка осталась жива.

И можно больше ни о чем не спрашивать.

Из одного-единственного ответа становится ясно, что ребята правильно почувствовали идею произведения и вместе с героем пережили такое мучительное чувство, как муки совести.

Дошкольникам очень нравиться книжка Г.Циферова «Как лягушки чай пили». Внимательно следят они за глупым осликом, который увидел в небе месяц и пошел искать его другую половинку. Ребята хорошо понимают что нет этой половинки на земле. Эта книга дает богатую пищу для воображения.

В жизни дошкольников и в познании ими окружающего мира важное место занимает игра. Библиотекари широко используют в своей работе с малышами игры, викторины и загадки. В некоторых детских библиотеках «сказочник» рассказывает детям о книгах, а куклы  показывают, как надо обращаться с ними.

Многие формы библиотечной работы способствуют возникновению и поддержанию интереса к чтению у детей 6-7 лет. Чтение книг в библиотеке расширяет кругозор малыша, помогает ему овладевать устной речью, учит видеть и наблюдать, психологически готовит к школе, прививает любовь к знаниям. В связи с этим очень важно поэтому чтобы дошкольник 6-7 лет стал постоянным читателем библиотеки.

Для этого родители сами должны быть начитанны, должны уметь перескаэать прочитанное, передать свое мнение о книге.

Дети старшего дошкольного возраста- это будущие читатели. Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у них неисчерпаемо, но интересы ребят еще не сформировались.  Станут ли они настоящими культурными читателями, зависит от взрослых: родителей, воспитателей, библиотекарей, от того, сумеют ли они своевременно воспитать и развить в детях интерес к книге, к систематическому чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st-ya._vospityvat_interes_k_chteniyu.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитывать интерес к чтению.

В дошкольном возрасте происходит усвоение  громадного потока информации, приобретается целый ряд умений и навыков, интенсивно развиваются способности, формируются нравственные качества. Среди многочисленных факторов, способствующих всестороннему развитию личности, особое место занимает книга. Она заставляет детей глубоко чувствовать, учит мыслить и говорить, развивает память и воображение, помогает выработать правильное отношение к окружающей жизни. Общепризнанно, что лучший путь развития человека-чтение.

Таким образом, воспитание у детей дошкольного возраста интереса к чтению приобретает первостепенное значение.

Что же влияет на пробуждение интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста?

В первую очередь-социальная среда, в которой с детства растет и воспитывается ребенок (семья, детский сад, средства массовой информации общества:  телевидение, кино, печать и т.д., окружение сверстников).

При формировании интересов у дошкольников особо следует иметь в виду повышенную любознательность детей, их познавательную активность, о чем свидетельствуют бесконечные  что и почему. Природную  любознательность ребенка полнее всего удовлетворяют книги.

С книгой дети сталкиваются часто: в детском саду, в книжном магазине, у товарищей и, конечно же, дома. Но, как правило, домашние библиотеки для дошкольников по тематическому отбору книг очень бедны, не во всех семьях книга пользуется должным почётом и уважением.

Для пробуждения у ребенка подлинного интереса к чтению необходима особая среда-библиотечная.

Выбор книг в библиотеке гораздо шире, и, что особенно важно, читатели постоянно общаются друг с другом, а следовательно, существует живая система устных рекомендаций. Это во многом способствует проявлению у детей интереса к книгам.

По-разному можно приобщать детей к чтению.

Внимательное рассматривание  книжек - это своеобразная интеллектуальная, зрелищная игра.

Просматривая картинки в книгах, ребенок не только следит за действием, но, словно сам участвует в нем.

 Постепенно детей подводят к пониманию роли художника в создании книги и раскрытии замыслов автора. Таким образом, рассматривание книг становится одним из методов пробуждения у детей интереса к чтению.

Другой способ приобщение детей к книге-чтение вслух. Такая форма работы очень удобна, так как большинство дошкольников читать не умеет, а для тех, кто умеет, процесс чтения все еще очень труден.

Небольшая беседа об авторе книги, название произведения, формулировка темы перед чтением создают своеобразную установку, психологически подготавливают малышей к прослушиванию произведения и дальнейшему восприятию.

Способствует развитию интереса к книге и циклическое чтение, т. е. в течение некоторого времени книга читается по частям или отдельным главам. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги. Легко проводить циклы чтений по книгам П. Ершова «Конек – Горбунок»,

С.Баруздина «Про Светлану», Б.Житкова «Что я видел». Каждая из этих книг состоит из отдельных вполне самостоятельных глав.

Огромное впечатление производит на детей рассказ А.Кузнецова «Ласточка». Впечатление от рассказа всегда настолько сильная, что лучше не портить его беседой сразу, а через некоторое время поговорить индивидуально. На вопрос, что тебе больше всего понравилось в рассказе, почти каждый ребенок отвечает:

-Понравилось, что птичка осталась жива.

И можно больше ни о чем не спрашивать.

Из одного-единственного ответа становится ясно, что ребята правильно почувствовали идею произведения и вместе с героем пережили такое мучительное чувство, как муки совести.

Дошкольникам очень нравиться книжка Г.Циферова «Как лягушки чай пили». Внимательно следят они за глупым осликом, который увидел в небе месяц и пошел искать его другую половинку. Ребята хорошо понимают что нет этой половинки на земле. Эта книга дает богатую пищу для воображения.

В жизни дошкольников и в познании ими окружающего мира важное место занимает игра. Библиотекари широко используют в своей работе с малышами игры, викторины и загадки. В некоторых детских библиотеках «сказочник» рассказывает детям о книгах, а куклы  показывают, как надо обращаться с ними.

Многие формы библиотечной работы способствуют возникновению и поддержанию интереса к чтению у детей 6-7 лет. Чтение книг в библиотеке расширяет кругозор малыша, помогает ему овладевать устной речью, учит видеть и наблюдать, психологически готовит к школе, прививает любовь к знаниям. В связи с этим очень важно поэтому чтобы дошкольник 6-7 лет стал постоянным читателем библиотеки.

Для этого родители сами должны быть начитанны, должны уметь перескаэать прочитанное, передать свое мнение о книге.

Дети старшего дошкольного возраста- это будущие читатели. Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у них неисчерпаемо, но интересы ребят еще не сформировались.  Станут ли они настоящими культурными читателями, зависит от взрослых: родителей, воспитателей, библиотекарей, от того, сумеют ли они своевременно воспитать и развить в детях интерес к книге, к систематическому чтению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра помогает воспитывать интерес детей к природе

Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деят...

Консультация для родителей логопедической группы на тему: "Воспитываем в детях интерес к чтению."

Вопрос воспитания интереса детей к литературе сегодня как никогда стал актуальным. Он выходит за рамки семейного, став общероссийской программой развития и воспитания детей. И решать его, на наш взгля...

Воспитываем у ребенка интерес к чтению.

Что нужно для того, чтобы ребенок читал ? Как развивать желание читать? Такие вопросы рано или поздно возникают практически у всех родителей. Ведь мы, взрослые, понимаем, что чтение – залог успе...

Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению.

Любовь к чтению учит ребенка самостоятельно мыслить, увеличивает его словарный запас и развивает эрудицию. Большинство родителей понимает, что это необходимо, но не все знают, как развить у...

Сообщение на родительском собрании «Как привить у ребенка любовь к чтению? Как развивать интерес к чтению?»

Развитие интереса к чтению у первоклассника – необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научит...

День изобретений Цель: Формировать у детей представления о свойствах бумаги и воды . Задачи: Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованно

День детских изобретенийЦель: Формировать у детей представления о свойствах бумаги и воды .Задачи:Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспит...