Новые подходы к организации взаимодействия педагогического коллектива ДОУ и семьи
статья на тему

В статье педставлено описание инновационного проекта, реализуемого в ДОУ, нацеленного на пересмотр системы взаимодействия детского сада с родителями в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_podhody_k_organizatsii_vzaimodeystviya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы к организации взаимодействия педагогического коллектива и семьи       

 Чермянина Марина Александровна,

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №4»

г. Чернушка Пермский край

В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» одной из основных  задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности». О необходимости «сотрудничества с семьёй» говорит и федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который разработан согласно новым социальным запросам общества.

          Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей

педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. Мы убеждены, что создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг  друга.

          В начале 2016-17 уч.г. в МАДОУ «Детский сад №4» было проведено анкетирование среди родителей (210 чел.)  и опрос педагогов (26 чел.) с целью выявления их  психолого-педагогической компетентности и открытости друг другу.   Результаты показали следующее. 80% респондентов  проявляют низкую активность в мероприятиях ДОУ, и только  20% – высокую.  Лишь 30%  родителей окликаются на стремление педагогов к сотрудничеству,  около 10% готовы проявить инициативу,  остальные  не проявляют интереса к объединению усилий по воспитанию своих детей, считая, что это задача только дошкольного учреждения.  Почти половина воспитателей проявляет неудовлетворенность от  результатов мероприятий по взаимодействию с родителями, отмечает их недостаточную эффективность. Это позволяет предположить, что воспитатели практически полностью соответствуют ожиданиям со стороны родителей, в то время как родители ожиданиям педагогов соответствуют в значительно меньшей степени.  Таким образом, нами был сделан вывод о том, что их взаимодействие в определенной мере носит односторонний характер.    

           Качественный анализ работы с родителями за последние два года выявил, что ее эффективность напрямую зависит от используемых педагогами новых интересных форм. Это подтверждает наше предположение о том, что традиционные формы взаимодействия с родителями не позволяют обеспечить непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, пробудить интерес и желание к сотрудничеству.

        Поэтому перед нами  возникла необходимость пересмотреть систему взаимодействия детского сада с родителями в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.

С этой целью мы разработали долгосрочный (дек. 2016-2018 г)  инновационный проект, участниками которого являются педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад № 4», родители (законные представители), воспитанники.

Проект успешно прошел процедуру рассмотрения членами  экспертно-методического совета  при Управлении образования нашего района, а МАДОУ «Детский сад №4»  присвоен статус «муниципального учреждения, реализующего инновационный проект».

Для достижения поставленной цели, обозначили задачи:

-  Разработать модель взаимодействия ДОУ  с семьями воспитанников через использование современных интерактивных форм

- Сформировать кейс ЦОР по организации интерактивных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

-Разработать систему диссеминации опыта ДОУ по организации интерактивного взаимодействия с семьями.  

Результатом реализации мероприятий первого, проблемно- аналитического этапа, стал банк интерактивных форм взаимодействия с семьями.

На следующем  этапе педагоги в составе творческих групп  разрабатывают  технологические карты по использованию различных интерактивных форм, критериев оценивания  их эффективности.

Этот учебный год будет завершен проведением на институциональном уровне родительской практической  конференции «Содружество» с целью актуализации положительного опыта воспитания ребенка в семье и опыта  взаимодействия родителей (законных представителей) и детского сада.  

На летний оздоровительный период мы запланировали проведение летнего проектного лагеря для семей, поступающих в детский сад.

Следующий учебный год – внедренческий этап. В течение этого времени выбранные интерактивные формы будут апробированы, а каждая из семей сможет принять участие в любых интересных для них мероприятиях, имея под рукой путеводитель по годовому плану взаимодействия.

На заключительном этапе также предусмотрено проведение открытой  родительской конференции, но уже на муниципальном уровне, по итогам которой будет издан сборник материалов по обозначенной теме.  

Ожидаемые результаты от реализации проекты мы разделили для ДОУ и района. Планируем, что педагоги детского сада будут в 100% составе вовлечены в инновационную деятельность, смогут повысить квалификационную категорию. Методическая служба будет обеспечена программно-методическим сопровождением организации взаимодействия ДОУ и семьи. Мы сможем предложить семьям  расширенный спектр дополнительных образовательных услуг для детей и взрослых. А район, кроме сборника методических материалов по теме,  получит площадку для организации стажировок  повышения профессиональной компетентности  педагогов по вопросам интерактивного взаимодействия  ДОУ и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников на этапе введения ФГОС ДО"

Выступление на методическом объединении старших воспитателей по вопросам инновационных и неформальных форм работы с семьёй и привлечению родителей к участию в совместой деятельности с педагогами, деть...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»

: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.Советы родителям.

В данной статье представлен материал для родителей.            Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.          ...

Программа работы с родителями «Новые подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников».

  Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольногообразовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба с...

Установочный педагогический совет №1 «Думать по новому, работать творчески» Организация работы педагогического коллектива на 2023-2024 учебный период.

Цель: скоординировать деятельность педколлектива в новом учебном году в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО;Задачи:-Обсудить приоритетные направления в работе ДОУ в новом 2023-2024 учебном году; - Ра...