Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО
презентация на тему

Малик Надежда Михайловна

Использование в образовательном процессе  форм и методов работы с детьми , соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям является важным условием при реализации ФГОС ДО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx209 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО». Составитель: педагог-психолог ГБДОУ №2 Малик Н.М .

Слайд 2

ФГОС ДО - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ министерства образования и науки РФ № 30384 от 14.11.2014г.) утверждает основные принципы дошкольного образования: п.1.4.1. полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации ) детского развития. Амплификация развития - максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. п.1.4.8 возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Слайд 3

Стандарт решает задачи: п.1.6.4 создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; Содержательный раздел Программы должен включать: п.2.11.2.б описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов ;

Слайд 4

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого - педагогические условия : п.3.2.1 использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей );

Слайд 5

Индивидуальные особенности: Пол ( гендерные особенности) возраст/уровень развития характер темперамент способности (сильные стороны) потребности интересы стиль познания

Слайд 6

Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие. Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы.

Слайд 7

У девочек речь развита лучше , но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас. У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском : подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов — лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов : они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую.

Слайд 8

Характеристиками стадий психического развития выступают (то чем дети одной возрастной группы отличаются от другой): Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования.

Слайд 9

Под социальной ситуацией развития Л.С.Выготский понимал соотношение внешних и внутренних условий развития психики. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, самому себе. Возрастные новообразования . Выступает новый тип строения личности, психические изменения, позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития. Ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев, говорил, что эта деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности.

Слайд 10

Л.С. Выготский в развитии ребенка выделил 2 уровня : Актуальный уровень – запас знаний и умений, сформированных у ребенка к моменту исследования; Зона ближайшего развития определяется как «большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве».

Слайд 11

Раннее детство (1-3) Новообразование - тенденция к самостоятельной деятельности «Я сам». Интенсивно развивается сенсорика . Особое значение имеет ИГРУШКА- макет взрослых В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности , которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода Период раннего детства- это сензитивный период для овладения речью. Зарождается общение со сверстниками Речь развивается в двух направлениях: понимание речи (пассивная речь) и развитие активной речи. Формируется предметное восприятие, как центральная познавательная функция .

Слайд 12

Кризисы развития: независимое ощущение «Я», либо сомнение и стыд. Задачи развития: самоконтроль, языковое развитие, фантазия и игра, самостоятельное передвижение. Ресурсы развития: человеческие отношения, сенсорная стимуляция, защищенное окружение, ограниченность окружения.

Слайд 13

Основные симптомы кризиса 3-х лет 1 . Негативизм – это такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет что-либо делать только по тому, что это предложил кто-то из взрослых. 2 Упрямство Упрямство – это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. 3 Протест . Ребёнок бунтует против норм воспитания, установленных для ребёнка. Протест против текущего образа жизни. 4 Своенравие, стремление к самостоятельности. 5.Обесценивание Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. 6 Деспотизм ( в семьях с одним ребёнком.) У ребёнка появляется стремление проявлять власть по отношению к окружающим 7 Ревность (в семьях с несколькими детьми). Проявляется по отношению к братьям и сёстрам. В основе этой ревности лежит то же стремление к господству и деспотизму, что и в предыдущем пункте.

Слайд 14

Что делать при кризисе 3-х лет Предоставьте ребёнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает сам. Предусматривайте в своём расписании запас времени на самостоятельные попытки ребёнка сделать то, что вы собирались сделать сами. Научитесь переключать внимание ребёнка. Негативизм ребёнка можно использовать в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребёнком на прогулку, то можно предложить ему остаться в саду. Ребёнок, естественно, вам возразит и скажет: «Нет! Пойдём гулять!». Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребёнка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое и не замечайте его истерик. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится Периодически просите малыша вам в чём-нибудь помочь. Это поможет ему стать самостоятельнее и ответственнее. Плюс, это будет являться хорошим примером социального взаимодействия между людьми. Не ждите, что ваши рациональные объяснения различных запретов ребёнок поймёт с первого раза. Запаситесь терпением.

Слайд 15

от 3 до 4 лет Ведущая потребность – в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим. Появление смысловой структуры сознания. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего появляется упрямство и негативизм. Кризис 3-х лет. Формирование системы «Я». Развитие происходит через общение. Со взрослым общение становится внеситуативно-познавательным (на основе чтения и обсуждения книг) Удерживает внимание 7-8 минут. Выполняет мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение , обобщение. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я). Новообразования: Усвоение первичных нравственных норм. Самооценка. Появление элементов партнерского общения.

Слайд 16

от 4 до 5 лет Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – наглядно-образное мышление. Особенности возраста: Речь начинает выполнять контролирующую функцию. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре). Повышенная познавательная активность. Сохраняется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками.(совместная игра с участием взрослого) Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. Усложнение сюжетно-ролевой игры. Появление осознанности собственных действий. Новообразования: Контролирующая функция речи. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре. Появление элементов произвольности. Появление внеситуативно -личностной формы общения с взрослым и сверстниками. (беседы на личные темы: о семье, друзьях и т. п. )

Слайд 17

от 5 до 6 лет Ведущая потребность – в общении; творческая активность. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Особенности возраста: Проявление элементов произвольности всех психических процессов. Общение с взрослым внеситуативно-личностное (беседы на личные темы). В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-личностной . Проявление творческой активности во всех видах деятельности,развитие фантазии. Половая идентификация. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Активная планирующая функция речи. Внеситуативно-личностная форма общения со сверстником.

Слайд 18

от 6 до 7 лет Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Особенности возраста: Проявление произвольности всех психических процессов. Не сформирована учебная деятельность. Переход к младшему школьному возрасту. Проявление кризиса 7 лет. Повышенная чувствительность. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверности знаний. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление. 8. Проявления навыков саморегуляции поведения Новообразования: Центральное новообразование –формирование произвольности. Внутренний план действий. Возникновение соподчинения мотивов. Самосознание. Самооценка . Самолюбие. Возникновение первой целостной структуры мира. Появление учебно-познавательного мотива.

Слайд 19

Кризис 7 лет. Симптомы: Потеря непосредственности. Манерничанье. Паясничанье. Симптом «горькой конфеты». Трудности воспитания (неуправляемость, демонстративное поведение). Важно: Обращать внимание на переживание детей. Формировать адекватную оценку. Способствовать утверждению «внутренней позиции» .

Слайд 20

Этапы развития игры

Слайд 21

Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И.П.Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями . Ученый полагал, что таких свойств три: • Сила , т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток ; • Уравновешенность , которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения; • Подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения. Комбинация этих свойств и определяет различные типы темперамента. Дети с чистыми типами темпераментами встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из темпераментов.

Слайд 22

Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности . Общая активност ь личности складывается в интенсивности и объеме взаимодействия со средой ; моторная — в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестве движений; речевая — в темпе речи и силе голоса; эмоциональност ь — в особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающем знаке эмоций

Слайд 23

Жизненными показателями силы/слабости НС являются: Сон: скорость засыпания, глубина сна (крепкий или неглубокий), тревожный или спокойный. Реакция на голод (крик, плач, спокойствие, вялость). Восстановление сил: быстрое, медленное. Жизненными показателями силы возбуждения являются: Длительность сохранения высокого уровня работоспособности или длительной напряженности. Устойчивость положительного эмоционального фона. Проявление смелости в непривычных условиях. Устойчивость внимания типов темперамента детей дошкольного возраста.

Слайд 24

Психологические различия между экстравертами и интровертами Различия экстраверты интроверты Преобладающее настроение Жизнерадостны и оптимистичны Часто печальны, склонны к пессимистичным оценкам Типичные эмоции Склонны к реакциям гнева Склонны к тревоге Особенности принятия решений Склонны к необдуманным действиям, импульсивны, беззаботны, вспыльчивы Продумывают и планируют свои действия заранее, серьезны, рассудительны, сдержанны. Обучение и память Быстро запоминают и забывают Медленно запоминают и забывают Характер деятельности работают быстро, допускают большое количество ошибок, часто невнимательны работают точно, безошибочно, но медленно Характер Общения непринужденны в общении, стремятся к контактам, склонны к лидерству, имеют много друзей стремятся к уединению, имеют мало друзей, предпочитают книги непосредственному общению с людьми Отношение к новому стремятся к разнообразию, поиску новых впечатлений, любят перемены, склонны к риску стремятся к спокойной упорядоченной жизни, терпеливы к однообразной обстановке содержание неблагоприятных обстоятельств ограничение свободы, принуждение и запреты, однообразие, одиночество, недостаток внимания неопределенность, неупорядоченность, непостоянство, угроза и опасность, разрыв привязанностей, нарушение привычек Характер деятельности работают быстро, допускают большое количество ошибок, часто невнимательны работают точно, безошибочно, но медленно

Слайд 25

Тип нервной системы сангвиник Психологическая характеристика типа Акцент в воспитании Сильный-уравновешенный-подвижный Живо и с большой энергией на все, привлекающее внимание; мимика живая, движения быстрые, выразительные, чувства и отношения к чему-либо не скрывает; может громко захохотать по незначительному поводу, мелочь может рассердить; Слабые звуковые и световые раздражители не замечает, энергичен, работоспособность высокая, активно принимается за все новое; Легко дисциплинируется, находчив, соображает быстро, речь быстрая, эмоциональная; Чувства, настроения, интересы, стремления и предпочтения изменчивы; Легко заводит новые знакомства; легко адаптируется к новым требованиям и условиям; Быстро переключается с одного занятия на другое; Навыки вырабатываются быстро, экстраверт: 1.Формировать устойчивые интересы; 2. Учить доводить начатое до конца; 3. Формировать критичное отношение к результатам своего труда; 4. Обращать внимание на качество выполнения задания; 5. Предлагать игры и упражнения требующие сосредоточения, точности, сдержанности.

Слайд 26

холерик Тип нервной системы Психологическая характеристика типа Акцент в воспитании Сильный-неуравновешенный инертный Не замечает очень слабые звуковые и световые раздражители: вспыльчив, нетерпелив; В чувствах и эмоциях не сдержан; Интересы и стремления относительно устойчивы; Настойчив, испытывает трудности переключения внимания, мимика и речь эмоциональны; Темп умственной деятельности достаточно высок: 1. Развивать способность считаться с чувствами окружающих; 2. Направлять энергию на полезные дела; 3. Укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность; 4. Предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности

Слайд 27

Флегматик Тип нервной системы Психологическая характеристика типа Акцент в воспитании Сильный – уравновешенный инертный Эмоциональность малая; При больших неприятностях остается спокоен; Мимика и движения бедные; Обладает высокой работоспособностью, энергичен, отличается выдержкой, самообладанием, терпеливостью; Внимание сосредотачивает медленно; с трудом переключается, сосредотачивается; склонен к стериотипизации навыков и привычек, с трудом приспосабливается к новому; Малообщителен; Темп работы низкий. 1.Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, потом средней, а потом высокой подвижностью; 2. Учитывать низкий темп выполнения задания.

Слайд 28

Меланхолик Тип нервной системы Психологическая характеристика типа Акцент в воспитании Слабый Повышенная чувствительность; Малейший повод может вызвать слезы; чрезмерно обидчив и восприимчив к несправедливости; Мимика и движения невыразительны, голос тихий; Робок, тревожен, самооценка занижена; Мало энергичен, настойчив слабо; Работоспособность низкая 1. внимание легко отвлекаемое, 2. к новым условиям привыкает долго, малообщителен. 3. Чаще давать положительную оценку, подбадривать; 4. Создавать ситуации успеха; 5. Организовывать совместную деятельность с успешными детьми.

Слайд 29

Тот счастлив, кто живёт в условиях, соответствующих его темпераменту, но тот более совершенен, кто умеет приспосабливать свой темперамент к любым условиям. Дэвид Юм

Слайд 30

Типы детей с различными способами познания. « визуалы »(«зрители») - познают окружающий мир визуально; воспринимают окружающую действительность с помощью зрения; « аудиалы » («слушатели») – познают окружающий мир воспринимая голоса и звуки, предпочитая слуховые ощущения; « кинестетики »(«деятели) – познают окружающий мир тактильным способом т.е. путем прикосновения или движения « дискреты » - воспринимают информацию через логическое осмысление

Слайд 31

« визуалы » Запоминает признаки объектов (цвет, форму, размер) Великолепная зрительно-моторная координация Занятия рассчитаны на взаимодействие рук и глаз Развито чувство организованности Трудно заводит знакомства, чувствует себя одиноко в группе Пользуется простыми фразами, неправильное произношение Избегает игр с физической нагрузкой Трудно привыкает к школьной жизни

Слайд 32

« аудиалы » Большой словарный запас Запоминают на слух Противоположен аккуратности « визуала » - неопрятен Уверен в себе, легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий Легко приспосабливается к школьной жизни Отстает от сверстников в развитии навыков, связанных с зрительным и моторным восприятием « кинестетики » Сильно развита моторика, активные движения Неспособность на протяжении длительного времени оставаться в покое Недостаточная концентрация внимания на одном предмете Трудности в рисовании, письме Неправильное произношение слов (« бормочат ») Эмоционально-неустойчивые Часто выглядят довольно неопрятно Явное предпочтение физического восприятия зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО...

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО.

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представл...

презентация: "Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО".

В презентации освещены кратко основные возрастные особенности различных периодов дошкольного возраста. также представлен материал по типам темперамента, стилям познания и д.р. может быть использ...

Консультация для воспитателей «Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО»

По условиям реализации ФГОС ДО от воспитателя требуется подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослы...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Данные методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста и их целью является: – оказание практической помощи родителям по реализации в семье основной общеобразовательной ...

Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО.

В статье раскрываются особенности использования игровых и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе....