Главные вкладки

    презентация: "Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО".
    презентация на тему

    Гудзик Татьяна Владимировна

     В презентации освещены кратко основные возрастные особенности различных периодов дошкольного возраста. также представлен материал по типам темперамента, стилям познания и д.р. может быть использован педагогами-психологами, старшими воспитателями, педагогами на семинарах, тематических консультациях, лекциях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon lektsiya_1.ppt626.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО».

    Слайд 2

    Индивидуальные особенности: Пол ( гендерные особенности) возраст/уровень развития характер темперамент способности (сильные стороны) потребности интересы стиль познания

    Слайд 3

    ПАРАМЕТРЫ ПО КОТОРЫМ ДЕТИ ОДНОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДРУГОЙ: СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ

    Слайд 4

    Л.С Выготский в развитии ребенка выделил 2 уровня : Актуальный уровень – запас знаний и умений, сформированных у ребенка к моменту исследования; Зона ближайшего развития определяется как «большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве».

    Слайд 5

    Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет Ведущая потребность – в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие.

    Слайд 6

    Особенности возраста: Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим. Появление смысловой структуры сознания. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего появляется упрямство и негативизм. Кризис 3-х лет. Формирование системы «Я». Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.( на основе чтения и обсуждения книг) Удерживает внимание 7-8 минут. Выполняет мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение , обобщение. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).

    Слайд 7

    Новообразования: Усвоение первичных нравственных норм. Самооценка. Появление элементов партнерского общения.

    Слайд 8

    от 4 до 5 лет Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – наглядно-образное мышление .

    Слайд 9

    Особенности возраста: Речь начинает выполнять контролирующую функцию. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре). Повышенная познавательная активность. Сохраняется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками.( совместная игра с участием взрослого) Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. Усложнение сюжетно-ролевой игры. Появление осознанности собственных действий.

    Слайд 10

    Новообразования: Контролирующая функция речи. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре. Появление элементов произвольности. Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым и сверстниками. ( беседы на личные темы: о семье, друзьях и т.п)

    Слайд 11

    от 5 до 6 лет Ведущая потребность – в общении; творческая активность. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение.

    Слайд 12

    Особенности возраста: Проявление элементов произвольности всех психических процессов. Общение с взрослым внеситуативно-личностное (беседы на личные темы). В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-личностной. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. развитие фантазии. Половая идентификация.

    Слайд 13

    Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Активная планирующая функция речи. Внеситуативно-личностная форма общения со сверстником.

    Слайд 14

    от 6 до 7 лет Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение.

    Слайд 15

    Особенности возраста: Проявление произвольности всех психических процессов. Не сформирована учебная деятельность. Переход к младшему школьному возрасту. Проявление кризиса 7 лет. Повышенная чувствительность. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверности знаний. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление. 8. Проявления навыков саморегуляции поведения

    Слайд 16

    Новообразования: Центральное новообразование – формирование произвольности . Внутренний план действий. Возникновение соподчинения мотивов. Самосознание. Самооценка . Самолюбие. Возникновение первой целостной структуры мира. Появление учебно-познавательного мотива.

    Слайд 17

    Кризис 3-х лет. Симптомы («семизвездие»): Негативизм Упрямство. Обесценивание. Строптивость. Своеволие. Протест-бунт. Деспотизм.

    Слайд 18

    Стратегии поведения взрослых: «Опередить слово «Нет»». «Обратная инструкция». «Аргумент». «Оставить поразмыслить».

    Слайд 19

    Кризис 7 лет. Симптомы: Потеря непосредственности. Манерничанье. Паясничанье. Симптом «горькой конфеты». Трудности воспитания (неуправляемость, демонстративное поведение).

    Слайд 20

    Важно: Обращать внимание на переживание детей. Формировать адекватную оценку. Способствовать утверждению «внутренней позиции» .

    Слайд 21

    Темперамент – характерная для человека совокупность психологических особенностей связанных с эмоциональной возбудимость (быстротой возникновения эмоций) и их силой. Физиологической основой является тип нервной деятельности, и ее свойства : сила, подвижность , уравновешенность

    Слайд 23

    Психологические различия между экстравертами и интровертами различия экстраверты интровертами Преобладающее настроение Жизнерадостны и оптимистичны Часто печальны, склонны к пессимистичным оценкам Типичные эмоции Склонны к реакциям гнева Склонны к тревоге Особенности принятия решений Склонны к необдуманным действиям, импульсивны, беззаботны, вспыльчивы Продумывают и планируют свои действия заранее, серьезны, рассудительны, сдержанны. Обучение и память Быстро запоминают и забывают Медленно запоминают и забывают

    Слайд 24

    различия экстраверты интровертами Характер деятельности работают быстро, допускают большое количество ошибок, часто невнимательны работают точно, безошибочно, но медленно Характер общения непринужденны в общении, стремятся к контактам, склонны к лидерству, имеют много друзей стремятся к уединению, имеют мало друзей, предпочитают книги непосредственному общению с людьми Отношение к новому стремятся к разнообразию, поиску новых впечатлений, любят перемены, склонны к риску стремятся к спокойной упорядоченной жизни, терпеливы к однообразной обстановке содержание неблагоприятных обстоятельств ограничение свободы, принуждение и запреты, однообразие, одиночество, недостаток внимания неопределенность, неупорядоченность, непостоянство, угроза и опасность, разрыв привязанностей, нарушение привычек

    Слайд 25

    тип темперамента характеристика рекомен- дации Игры, виды деятельности флегматик Пазлы, игры-эксперименты, дидиактические игры, ролевые игры, упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, коммуникативные игры, телесно-ориентированные игры и упражнения, лепка, рисование, моделирующие ситуации. сангвиник Игры с бумагой, хороводы, игры с водой и песком, игры с подушками, подвижные игры, совместный со взрослыми просмотр фильмов, чтение книг, сочинение историй и сказок, конструктор, головоломки

    Слайд 26

    тип темперамента характеристика рекомен- дации Игры, виды деятельности Конструктор, настольные игры, игры с мячом, игры с водой, экспериментирование с красками, рисование, лепка, мягкие игрушки, спокойные игры и занятия холерик Игры с кеглями, подвижные и соревновательные игры, спортивные игры, плавание, ритмические танцы, чтение книг и историй о героических подвигах, поступках, игры на саморегуляцию, коммуникативные игры, конструирование, ручной труд меланхолик

    Слайд 27

    Типы детей с различными способами познания. «визуалы»(«зрители») - познают окружающий мир визуально; воспринимают окружающую действительность с помощью зрения; «аудиалы» («слушатели») – познают окружающий мир воспринимая голоса и звуки, предпочитая слуховые ощущения; «кинестетики»(«деятели) – познают окружающий мир тактильным способом т.е. путем прикосновения или движения «дискреты» - воспринимают информацию через логическое осмысление

    Слайд 28

    Основные особенности «визуалы» Запоминает признаки объектов (цвет, форму, размер) Великолепная зрительно-моторная координация Занятия рассчитаны на взаимодействие рук и глаз Развито чувство организованности Трудно заводит знакомства, чувствует себя одиноко в группе Пользуется простыми фразами, неправильное произношение Избегает игр с физической нагрузкой Трудно привыкает к школьной жизни

    Слайд 29

    «аудиалы» Большой словарный запас Запоминают на слух Противоположен аккуратности «визуала» - неопрятен Уверен в себе, легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми Испытывает затруднения при выполнении творческих заданий Легко приспосабливается к школьной жизни Отстает от сверстников в развитии навыков, связанных с зрительным и моторным восприятием

    Слайд 30

    «кинестетики» Сильно развита моторика, активные движения Неспособность на протяжении длительного времени оставаться в покое Недостаточная концентрация внимания на одном предмете Трудности в рисовании, письме Неправильное произношение слов («бормочат») Эмоционально-неустойчивые Часто выглядят довольно неопрятно Явное предпочтение физического восприятия зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам

    Слайд 31

    Сенсорное развитие (обучение) , в процессе которого информация может восприниматься по нескольким каналам. Новый материал – исходя из предпочитаемого стиля Закрепление материала – наименее предпочитаемый стиль Проверка изученного – на основе предпочитаемого стиля

    Слайд 32

    Поведение людей с различным доминирующим типом восприятия

    Слайд 33

    Стили познания ориентация на обучение стратегия мышления предпочтения они нуждаются лингвисти ческая словами Чтение, письмо, рассказывание историй, игры со словами Книги, аудиозаписи, бумага, диалог, обсуждения, дебаты. логико-математи ческая умозаключения Экспериментирование, задавание вопросов, решение головоломок Естественно-научные материалы, конструкторы, экскурсии пространст венная Образами и картинами Проектирование, рисование, наброски, визуальные представления Художественное творчество, лего, видео, игры на воображение, лабиринты, иллюстрированные книжки, экскурсии в художественные галереи кинестети ческая Посредством соматических ощущений Танцы, бег, прыжки, строительство, прикосновения, жестикуляция Ролевые игры, драматические представления, движения, спорт, практическое обучение, тактильный опыт музыкаль ная Посредством ритмов и мелодий Пение, насвистывание, отбивание такта руками, ногами Время для пения, походы на концерты, музыка дома и в школе, музыкальные инструменты межличностная Подхватывание идеи других Лидерство, организация, соотнесение, манипулирование, посредничество, походы на вечеринки Друзья, групповые игры, светская жизнь, общественные мероприятия, отношения «наставник – ученик». внутрилич ностная Глубоко погрузившись в себя Постановка цели, посредничество, мечты, спокойная молчаливая обстановка, планирование Секретные места, возможность побыть одному, проекты, выполняемые с индивидуальной скоростью, возможность выбора.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на све...

    ФГОС дошкольного образования. Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.

    Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО. ...

    Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

    Выступление в рамках секционного заседания городской конференции  «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...

    Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО

    Использование в образовательном процессе  форм и методов работы с детьми , соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям является важным условием при реализации ФГОС ДО....

    Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

    До пяти лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер....

    « Организация дидактических игр экологической направленности, согласно возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста».

    1 слайд Игра – ведущая деятельность в дошкольном детстве. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения...

    Консультация для воспитателей «Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО»

    По условиям реализации ФГОС ДО от воспитателя требуется подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослы...