ФГОС дошкольного образования. Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obnovlenie_obrazovatelnogo_protsessa_po_fgos.docx | 655.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
средняя общеобразовательная школа №1948
«Лингвист-М»
-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
ГБОУ СОШ №1948 «Лингвист-М»
ФГОС дошкольного образования.
Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Дошкольное отделение корп.6,7
Старший воспитатель
Гусева Надежда Михайловна
Москва, 2014г.
За последние годы система современного российского образования претерпела существенные изменения.
В связи с реформированием образования, на федеральном уровне были разработаны нормативные документы регламентирующие структуру воспитательно-образовательного процесса для дошкольного образования.
Применительно к дошкольному образованию можно выделить следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»);
- Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»;
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
Внедряя в образовательный процесс ФГОС ДО дошкольные образовательные организации сталкиваются с проблемой изменения структуры основной образовательной программы и реализации образовательного процесса в соответствии с новым стандартом.
Образовательный процесс в ДО должен строится, учитывая:
- контингент воспитанников;
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- социальный заказ родителей.
При организации целостного образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Схему реализации ФГОС ДО в дошкольной организации можно представить в виде модели целостного образовательного процесса, главными компонентами которой являются:
- Воспитательно-образовательный процесс в соответствии с программой образовательной организации, в которой реализуется цель программы.
- Цель воспитательно-образовательного процесса: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
- Исходя из цели формулируются задачи воспитательно-образовательного процесса, которые у каждой образовательной организации заявлены в соответствии со спецификой и направленностью деятельности ДО.
- Задачи определяют содержание работы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, которое включает в себя взаимодействие педагога и воспитанника, взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников и различными социальными институтами (такими как библиотеки, центры развития, музыкальные школы, музеи и прочее).
- Содержание работы реализуется в режиме дня, в течении которого образовательный процесс можно условно подразделить на: организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения); организованную образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Образовательная деятельность должна строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития, используя формы и методы работы с детьми, не допуская как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развитие детей.
- Средства обучения и воспитания; современные формы, способы, методы и приемы работы (в соответствии с выбранной технологией); предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Выбор форм и методов работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, её специфики, культурных и региональных особенностей, а также от опыта и творческого подхода педагога.
- Педагогическая диагностика (мониторинг), которая направлена на оценку индивидуального развития дошкольников, связанную с оценкой эффективности педагогических действий и лежащую в основе их дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Результаты такой диагностики используются для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
Если в образовательной организации воспитательно-образовательный процесс будет реализован в соответствии со структурными частями такой модели, то педагогическая деятельность в ДО станет более эффективной.
Образовательный процесс, в соответствии с ФГОС строится на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, что дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Цель введения основной темы периода (одна неделя, две-три недели) – интегрировать образовательную деятельность и избежать разделения детской деятельности по образовательным областям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольной организации.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Дошкольная образовательная организация для учета особенностей своего дошкольного учреждения может по своему усмотрению частично или полностью менять темы или их название, содержание работы, временной период и т.д. (в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на све...
«Современные подходы к проектированию и организации коммуникативной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей»
Коммуникативная деятельность в детском саду предполагает работу по развитию речи и обучению родному языку детей, формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения л...
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО
Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми , соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям является важным условием при реализации ФГОС ДО....
презентация: "Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО".
В презентации освещены кратко основные возрастные особенности различных периодов дошкольного возраста. также представлен материал по типам темперамента, стилям познания и д.р. может быть использ...
Образовательные технологии деятельностного типа банк заданий к игре «Сказки – дерево» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (детские инициативы)
1-Детские инициативы№ № вариантаВозраст детейНазвание заданияЗадачиХод игры 1. 1-2года«Башенка»Развитие зрительного внимания, восприятия.Развитие конструк...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо з...
«Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Развитие личности в дошкольном возрасте »
Консультация для рродителей....