Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми по экологическому воспитанию «Экологическое лукошко»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа расчитана на детей от 5 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka_ekolog.lukoshko.17g.moy_.docx | 65.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
«Сказка» п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»
Рабочая программа
совместной деятельности
педагога с детьми
по экологическому воспитанию
«Экологическое лукошко»
(старшая подготовительгая к школе группа)
Воспитатель:
Развозжаева Е. Н.
п. Тургеневский
2017 - 2018 гг.
1. Пояснительная записка.
В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования.
Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.
Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Это проявляется в недоброжелательном отношении детей к животным, уничтожению ими лягушек, полезных насекомых и т.д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Актуальность создания рабочей программы
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И понимать это надо с детства.
Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
В результате наблюдения за деятельностью детей , был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель и задачи программы.
Цель:
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края, о причинах природных явлений, о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты:
- К концу седьмого года жизни ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам. Аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
- Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
- Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
2. Организационно-методическая деятельность.
Объекты совместной деятельности:
- Дети 5- 7 лет.
- Семьи детей посещающих детский сад.
Основные методы работы:
- Наблюдение
- Беседа
- Акция
- Исследовательская деятельность
- Экспериментальная деятельность
- Проектная деятельность
- Практическая деятельность
- Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
- Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- Учет интересов и способностей детей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации совместной деятельности:
Срок реализации совместной деятельности педагога с детьми «Экологическое лукошко» один год. Совместная деятельность проводится 1 раз в неделю (вторник или среда), во вторую половину дня, продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.
Совместная деятельность проводится с октября по май. В сентябре, мае осуществляется мониторинг.
Учебный план
Количество в неделю | Количество в месяц | Общее количество | Длительность |
1 | 4 | 30 | 25- 30 мин. |
Октябрь 5 Ноябрь 5 |
Тематический план:
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Диагностика | 4,0 |
2 | Объекты живой природы | 3,10 |
3 | Объекты неживой природы | 3,30 |
4 | Времена года | 1,5 |
5 | Эксперементирование | 2,10 |
6 | Правила поведения в природе | 1,0 |
7 | Итого: | 15,0 |
3. Материально-техническое обеспечение:
- Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
- Фигурки с домашними и дикими животными;
- Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
- Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
- Гербарий растений;
- Клумбы, находящиеся на территории детского сада;
- Кормушки для птиц;
- Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)
- Природный материал (шишки, камни, желуди, каштаны, куски коры и древесины);
- Контейнеры с глиной, песком, землёй;
- Видео и аудио записи познавательного материала: голоса птиц, животных, звуки природы;
- Штатив, пробирки для экспериментов, лупы;
- Глобус;
- Оборудование для труда в природе (лейки, грабли, лопатки, вёдра, и т.д.)
- Энциклопедии животных и растений для детей.
4. Литература:
1. Основная образовательная программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016г.
2. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Методическое пособие. М «Просвещение» 2014.
3.Прогулки в природу: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.:ил.
4. Николаева С.Н. программа «Юный эколог» М «Линко-Пресс» 2014.
5. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада.» – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
6. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной к школе группе детского сада.» – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
7. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г.
8. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.
9. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
10. Интернет ресурсы:
http://detipriroda.blogspot.ru/p/blog-page_1.html
https://infourok.ru/proekt-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-1225943.html
http://iknigi.net/avtor-olga-solomennikova
5. Перспективный план кружка
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО»
№ | Тема мероприятия | Цели, задачи | Дидактический материал, оборудование | Дата |
Сентябрь | ||||
1 | Диагностика | Выявить знания детей о живой и не живой природе, о правилах поведения в природе. | Предметные и сюжетные картинки по теме, материал уголка эксперементирования | |
Октябрь | ||||
1 | «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе. | Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. | Объекты природы и ,,не природы’’ (например, кусок гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и ,,не природы’’ | 03.10 |
2 | «Правила поведения в природе» | Формировать бережное отношение и любовь к природе; Развивать представления о том, какие действия вредят природе; Интерес и любовь ко всему живому; | карточки, на которых изображены разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения с природой. | 11.10 |
3 | «Вот и осень к нам пришла…» | Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их: уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой. | Картины с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, засушенные листья. Презентация «Осень» | 17.10 |
4 | «Что нам осень принесла» | Закрепить и систематизировать знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия | Кукла Незнайка. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением. | 25.10 |
5 | «Грибное царство» | Продолжать знакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница). | иллюстрации и муляжи съедобных и несъедобных грибов, корзинки. | 31.10 |
Ноябрь | ||||
1 | «Вода вокруг нас» | показать детям, где существует вода в окружающей среде; - познакомить с процессами очистки воды различными способами. - расширять представления о значении воды в жизни человека и для окружающей среды; - формировать умение определять качество воды. | трафареты капельки с черным контуром, фломастеры красного цвета, голубая бумага, ножницы – по количеству детей; скотч; 4 прозрачные емкости для воды; лист бумаги; кусочек ткани 20х20 см.; бумажная салфетка; | 01.11 |
2 | «Вода – это жизнь». | Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой. | акварельные краски, показ слайдов илльстраций на интерактивной доске – море, вода, запись шума воды. На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, кисточки. | 07.11 |
3 | «Почему деревья сбрасывают листья» | формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения де-рева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. | картинки строение дерева, строение листа, осенние листья, лупа, листья комнатных растений, деревянные кубики, белые тканевые салфетки, пластиковые стаканчики, бумажная белая салфетка, бечевка, фломастеры, вода, | 15.11 |
4 | «Свойства воздуха» | Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Продолжать закреплять навыки проведения опытов. | Воздушные шарики, спица, бумажные салфетки полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, перышки, картины «Что очищает воздух», «Что загрязняет воздух», одноразовые стаканчики с трубочками (по количеству детей, таз с водой, кораблики, веер. | 21.11 |
5 | «Чистый и загрязненный воздух» | дать представление о роли растений в нашей жизни, о том, как они влияют на чистоту воздуха. Воспитывать отрицательное отношение к причинам, загрязняющим воздух, дать первоначальное представление о радиации и радионуклидах и способах борьбы с ними. | две картины (на одной изображен город – дымят фабрики, движущиеся автомобили, на другой – красивый пейзаж с изображением опушки леса). | 29.11 |
Декабрь | ||||
1 | Беседа «Зимние явления в неживой природе» | уточнить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. | 05.12 | |
2 | «Как звери зимуют в лесу» | уточнить и расширить представления детей о жизни диких животных в зимнее время,познакомить детей со следами диких животных,закрепить знания детей о характерных особенностях времени года - зима. развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, | искусственные деревья в снегу (вата на ветвях, иллюстрации деревьев зимнего леса, игрушки - заяц, белка, лиса, медведь, угощение для зверей, снежный комок, следы животных (нарисованы и вырезаны из бумаги, | 13.12 |
3 | «Снег и его свойства» | уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; | магнитная доска, снежинки из бумаги и на магнитах, таз со снегом, салфетки, тарелки, мешочек с крахмалом. | 19.12 |
4 | «Жизнь птиц зимой» | расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. пробудить интерес к наблюдению за жизнью птиц; обосновать необходимость подкормки птиц; способствовать возникновению чувства сопереживания и желания помогать зимующим птицам; научить узнавать зимующих птиц. | силуэты с изображением птиц, д/и «Чем питаются птицы», «Угадай, чья тень», записи с пением птиц. Корм для птиц (различные семена, ягода и т.д.) | 27.12 |
Январь | ||||
1 | «Домашние животные – друзья человека» | Систематизировать представления детей о домашних животных. Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детёнышами : повадки животных, особенности питания, условия жизни, польза для человека. Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно- следственные связи. | Картинки и фигурки домашних животных и их детёнышей, мяч, модель деревни и леса, наборное полотно, карточки. | 09.01 |
2 | «Солнце-источник тепла и света» | Расширить представление детей о том, что Солнце является источником света и тепла; развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе. | изображение Солнца, животных, растений, предметов; | 17.01 |
3 | «Почва — живая Земля» | Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания,с основными факторами среды,действующими на почву (влажность,ветер,температура, живые организмы) Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость,плодородность,рыхлость,мягкость,твердость, пластичность). | коробка с землей,стаканчики из-под йогурта,салфетки,лупы,подносы с образцами почвы,стаканчики с водой. | 23.01 |
4 | «Песок и глина - наши помощники» | Познакомить со свойствами песка – сыпучестью, рыхлостью, способностью пропускать воду и свойствами глины – пластичностью, вязкостью, неспособностью пропускать воду. Развивать умение использовать природные материалы в жизни и в быту. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, формировать интерес к объектам неживой природы и навыки наблюдения за ними. | ёмкости с песком и глиной, вода,трубочки,стаканчики,2 банки с крышками, лупы. | 31.01 |
Февраль | ||||
1 | «Удивительные камни» | Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. | Фотографии, картины гор, рек морей, мостов, здания, украшения.шкатулка с различными камнями.Ящик ощущений.Лупы. Стакан с водой, ложка. | 06.02 |
2 | Просмотр презентации «О чём рассказали горы» | Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы; | Ноутбук, презентация. | 14.02 |
3 | «Зимушка - зима» Обобщающая беседа о зиме | развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках; активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период); поддерживать познавательные интересы к природе; воспитывать эмоциально-положительное отношение к красоте окружающей природы. | Иллюстрации с различными явления ми природы в зимний период. | 20.02 |
4 | «Хлеб всему голова» | Формировать представление детей о хлебе как главном продукте. Дать знания о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом Развивать внимание, память, мышление, речь | Предметные картинки с изображением хлебных изделий; иллюстрации из серии картин «Злаковые»; | 28.02 |
Март | ||||
1 | «К нам весна шагает…» | формировать у детей умение решать познавательную задачу, использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассматривание явлений с разных сторон, поиск путей решения). - побуждать уметь выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. - способствовать развитию способности | картинки с разными изображениями признаков весенних месяцев. | 06.03 |
2 | « Как растут растения». | Уточнить и систематизировать знания о растениях (цветах), обобщить представления о росте и развитии растений; Развивать память, внимание, мышление, речь и т.д.; Воспитывать заботливое отношение к растениям. | игрушка - заяц, картинки с изображением - подсолнуха, яблока, апельсина, мандарина, моркови, модель развития растений (цветка), | 14.03 |
3 | «Весна в жизни лесных зверей» | Уточнить и расширить представление детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, ёж, насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомства; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи). | рассказ И. Акимишкина «Жил-был медведь»; Картины из серии «Картины из жизни диких животных», «Белки строят гнезда», «Семья волков летом», «Медведи весной», «Семья ежей». | 20.03 |
4 | «Пришла весна, прилетели птицы». | способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа, умение сравнивать скворца с другими птицами; развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах. | иллюстрации 4 времён года, цветные карточки перелётных и зимующих птиц, аудиозапись с звуками пения птиц, мяч; на каждого ребёнка карточки с изображением зимующих и перелётных птиц. | 28.03 |
Апрель | ||||
1 | «Обитатели воды – рыбы» | уточнить и расширить представления детей о рыбах; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы; выражать их в речи; развивать творческое воображение; обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру, активность, инициативность. | Прозрачный сосуд с водой, кусочек пластилина. Иллюстрации с изображением рыб. Большой сосуд с водой, лодочки, кубики. | 08.05 |
2 | «Насекомые» | расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых. Задачи: формировать умения анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения; Способствовать развитию умения отвечать на вопросы; | картинки с изображением леса, предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов, дидактическая игра «Четвертый лишний», шапочки и ободки с изображением насекомых, корона для феи и волшебная палочка; диск с записью «Звуки леса». | 16.05 |
3 | « Как ты дерево живешь? Как ты дерево растешь?» | Обобщить знания детей о животном и растительном мире наших лесов; Закрепить понятие, что дерево живое (растёт, дышит, питается); Закрепить представление о строении дерева (крона, ствол, ветки, корни); строении ствола (сердцевина, древесина, камбий, луб, кора); Дать понятие, что дерево является домом для многих обитателей леса; | Игрушка – Совушка-Ласковушка, цветные листы плотной бумаги формата а4, раздаточный материал (иллюстрации животных, частей дерева), ленточка. | 22.05 |
4 | «Сбережём природу» | Способствовать обогащению, закреплению и обобщению знаний детей о лесе и его обитателях, способствовать развитию у детей гуманного отношения к природе, ко всему живому. Закрепить знания детей об основных правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о животных и птицах. | Предметные картинки деревьев, диких животных, птиц, насекомых; сюжетные картинки из серии «Правила поведения в лесу», природоохранные знаки. | 30.05 |
Май | ||||
1 | Диагностика | Выявить знания детей о живой и не живой природе, о правилах поведения в природе. | Предметные и сюжетные картинки по теме, материал уголка эксперементирования |
6. Инструментарий для проведения диагностики экологического
воспитания в старшей подготовительной группе.
1. Уровень знаний детей о растениях:
А) Дидактическая игра «Что где растет?»
Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изображением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан).
Задание:
- Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно.
- Назови растения и место произрастания.
- Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? (растут травянистые растения, которые никто не сажает, они вырастают сами). Поле? (засевает человек, растут злаковые культуры)
Б) Дидактическое упражнение «Этажи леса»
Задание:
- Назови очень высокие деревья в лесу; деревья средней высоты; низкие деревья; кустарники; низкие растения леса.
- Какие деревья называют лиственными, а какие хвойными?
- Назови лекарственные растения (2-3 вида).
Критерии оценки:
4 балла – ребенок имеет достаточно полные представления о растениях леса, луга, поля, сада. При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ.
3 балла – ребенок безошибочно, но не очень уверенно, отвечает на все вопросы воспитателя.
2 балла – ребенок имеет достаточные знания о растениях леса, сада, но допускает ошибки при определении растений поля и луга.
1 балл – ребенок имеет слабые представления о растениях леса, поля, луга, сада. Допускает большое количество ошибок при распределении растений по месту произрастания.
В) Дидактическая игра «Чьи плоды?»
Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (аспарагус, или спаржа, комнатная кислица, алоэ, сансевьера (щучий хвост), узумбарская фиалка, бегония, камнеломка или др. растущие в группе)
Задание:
1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами.
Вопросы:
-Назови, какие деревья ты узнал.
-Найди на картинках плод каждого дерева.
2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.
Задания:
На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)
Критерии оценки:
4 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.
3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения с небольшой подсказкой взрослого.
2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.
1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления.
Г) Дидактическое упражнение «Знай и люби свой край»
Материал: предметные картинки с изображением растений, которые растут в нашей местности и не растущих здесь (кактус, пальма, саксаул).
Задание:
Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые растут в природе родного края и те, которые растут в жарком климате.
Критерии оценки:
4 балла - ребенок имеет представление о природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для нашего климата, объясняет выбор.
3 балла - ребенок имеет представление о природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для нашего климата, объясняет выбор, но не достаточно уверенно.
2 балла – при классификации растений родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор.
1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает.
Д) Дидактическое упражнение «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?»
Задание:
- Без чего растение не может жить? (почва, воздух, вода, тепло)
Критерии оценки:
4 балла - ребенок самостоятельно называет все условия жизни растений.
3 балла - ребенок самостоятельно называет все условия жизни растений, но не достаточно уверенно, может не назвать одно условие.
2 балла – называет два условия с помощью наводящих вопросов воспитателя.
1балл – называет 1 условие или совсем не называет.
2. Уровень знаний детей о животных:
А) Дидактическая игра «Назови домашних и диких животных»
Материал: предметные картинки с изображением домашних и диких животных.
Задание:
- Перечисли известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верблюд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, лошадь).
- Объясни, почему их так называют.
Б) Дидактическая игра «Кто где живет?»
Материал: карточки с изображением среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг); предметные картинки с изображением птиц.
Задание:
- Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грач. Сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, ласточка, гусь, цапля).
- Распредели их в соответствии со средой обитания.
В) Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»
Задание:
Назови перелетных (скворец, грач, ласточка, дикие гуси, лебеди, соловей, жаворонок, сорока) и зимующих птиц (снегирь, воробей, голубь, синица, ворона и др.).
Г) Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе»
Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цвета.
Задание:
- Рассмотри внимательно картинки. Кто здесь изображен?
- Помести в белую рамку животных, обитающих в воздухе, в голубую рамку – обитателей водоемов, в желтую – тех, кто обитает на земле, в коричневую – тех, кто живет в земле.
Критерии оценки:
4 балла - ребенок называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию, хорошо осведомлен о среде обитания птиц и животных, не допускает ошибок при назывании перелетных и зимующих птиц.
3 балла - ребенок называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию с небольшой помощью взрослого, осведомлен о среде обитания птиц и животных, не допускает ошибок при назывании перелетных и зимующих птиц, но ответы дает не очень уверенно.
2 балла – называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию, но допускает 1-2 ошибки при определении среды обитания птиц и животных и классификации перелетных и зимующих птиц.
1 балл – допускает большое количество ошибок при выполнении всех заданий.
3. Уровень знаний детей о различных природных явлениях:
А) Дидактическое упражнение «Любимое время года»
Материал: сюжетные картинки по временам года.
Задание:
- Определить время года на картинках. Назвать наиболее существенные признаки.
- Назови свое любимое время года. Расскажи о нем.
- Вспомни народные приметы.
Критерии оценки:
4 балла - ребенок уверенно называет характерные признаки времен года и соотносит с любимым сезоном особенности жизни людей, животных, растений, изменений неживой природы; может назвать народную примету.
3 балла - ребенок называет характерные признаки времен года и соотносит с любимым сезоном особенности жизни людей, животных, растений, изменений неживой природы; может назвать народную примету с небольшой помощью воспитателя.
2 балла – ребенок называет признаки времен года, рассказывает о своем любимом, используя лишь несколько особенностей, не может назвать народную примету.
1 балл – просто называет время года, опираясь на наглядность, но не может определить признаки.
Б) Дидактическое упражнение «Что бывает, если…?» - выявление знаний детей о связях между явлениями природы.
Задание:
- Что бывает осенью, если сильно подует ветер? (усилится листопад, принесет грозовые тучи)
- Что бывает с травой, насекомыми и птицами, когда наступают холода? (с наступлением холодов увядает и желтеет трава, исчезают бабочки и жуки, улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми).
Критерии оценки:
4 балла - ребенок самостоятельно, уверенно и правильно отвечает на вопросы.
3 балла - ребенок самостоятельно, правильно, но не очень уверенно, отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок отвечает на вопросы только с помощью воспитателя.
1 балл – не понимает вопросов, не дает ответов.
4. Уровень умений детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой:
А) Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?»
Материал: природоохранные знаки.
Задание:
- Рассмотри природоохранные знаки правил поведения в лесу и расскажи, что обозначает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать эти правила?
- Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу?
- Что будет, если исчезнут все цветы (деревья, птицы)?
Критерии оценки:
4 балла - ребенок знает правила поведения в лесу, устанавливает связи и взаимодействия человека с природой.
3 балла - ребенок хорошо знает правила поведения в лесу, устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой не очень уверенно.
2 балла – ребенок хорошо знает правила поведения в лесу, но устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи наводящих вопросов.
1 балл – имеет представление о правилах поведения в лесу, но не может пояснить связи и взаимодействия человека с природой даже по уточняющим вопросам.
Б) Беседа о воде, воздухе, почве.
Материал: фотографии с изображением различных водоемов; картинки с изображением деятельности человека (работа фабрик, заводов), необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха и др.).
Задание:
- Где в природе есть вода?
- Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?
- Как воду сделать чистой?
- Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вода?
- Какие свойства воды ты знаешь? (прозрачная, принимает любую форму, растворяет вещества, может быть жидкой, твердой, паром)
- Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым? Почему нужно бороться за чистоту воздуха?
- Как ты думаешь, что такое почва? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам?
Критерии оценки:
4 балла - ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, устанавливает причинно-следственные связи.
3 балла - ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, устанавливает причинно-следственные связи с небольшой помощью взрослого.
2 балла – отвечая на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения, с помощью дополнительных вопросов устанавливает простейшие причинно-следственные связи.
1 балл – ребенок имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвечает односложно, допускает большое количество ошибок, не устанавливает причинно-следственных связей.
В) Беседа об охране животных и растений
Материал: Красная книга.
Задание:
- Почему нужно охранять диких животных и растения?
- Как называется место, предназначенное для охраны животных? (заповедник)
- Как называется документ, куда занесены исчезающие виды растений и животных? (Красная книга)
Критерии оценки:
4 балла - ребенок имеет представление о заповедниках и Красной книге, может объяснить, для чего нужно охранять животных и растения.
3 балла - ребенок имеет представление о заповедниках и Красной книге, может объяснить, для чего нужно охранять животных и растения с небольшой помощью взрослого.
2 балла – имеет представление о Красной книге.
1 балл – не может ответить на вопросы.
ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Сформировано от 16 до 13 баллов
Частично сформировано от 12 до 8 баллов
Не сформировано от 7 до 4 баллов
Параметры:
1 – растительный мир
2 – животный мир
3 – природные явления
4 – человек и природа
Протокол обследования экологического воспитания
в старшей подготовительной к школе группе
(от 5 до 7 лет)
№ | Ф.И.ребенка | Параметры диагностики | Итоговый результат | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | О | П | В | П | ||||||
О | В | О | В | О | В | О | В | ||||||
1 | Бисимбаев Дамир | ||||||||||||
2 | Гончарова Олеся | ||||||||||||
3 | Куртаков Семён | ||||||||||||
4 | Марьенков Игнат | ||||||||||||
5 | Михайлов Семён | ||||||||||||
6 | Монахова Ксения | ||||||||||||
7 | Патюченкова Галя | ||||||||||||
8 | Серов Саша | ||||||||||||
9 | Сурков Никита | ||||||||||||
10 | Сыса Лида | ||||||||||||
11 | Столбова Варя | ||||||||||||
12 | Тажибов Илья | ||||||||||||
13 | Цапков Слава | ||||||||||||
14 | Буданова Рита | ||||||||||||
% | дети | % | дети | ||||||||||
Сформированы (%)/ дети | |||||||||||||
Частично сформированы(%)/ дети | |||||||||||||
Не сформированы(%)/ дети |
ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Сформировано от 16 до 13 баллов
Частично сформировано от 12 до 8 баллов
Не сформировано от 7 до 4 баллов
Параметры:
1 – растительный мир
2 – животный мир
3 – природные явления
4 – человек и природа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа совместной деятельности с детьми первой младшей группы в соответствии с ФГОС
Программа составлена на основе примерной программы "Детство"...
Рабочая программа совместной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) общеразвивающей направленности «Буквоешки» на 2017 - 2018 учебный год
Рабочая программасовместной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) общеразвивающей направленности «Буквоешки»на 2017 - 2018 учебный год...
Рабочая программа совместной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7 лет) общеразвивающей направленности «Буквоешки» на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программасовместной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7 лет) общеразвивающей направленности «Буквоешки»на 2015 - 2016 учебный год...
Рабочая программа совместной деятельности с детьми младшей группы (3-4 лет) общеразвивающей направленности «Буквоешки» на 2016 - 2017 учебный год
Рабочая программасовместной деятельности с детьми младшей группы (3-4 лет) общеразвивающей направленности «Буквоешки»на 2016 - 2017 учебный год...
Рабочая программа Совместной деятельности с детьми Средней группы «Смешарики» (4 – 5 лет) «В гости сказка к нам пришла»
quot;В гости сказка к нам пришла"...
Рабочая программа совместной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы "Колокольчик" 2019-2020 г
Рабочая программа...
Рабочая программа совместной деятельности с детьми 5-6 лет
Рабочая программа (далее Программа ) для детей старшей группыМАДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» (далее ДОУ) является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характери...