Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми по экологическому воспитанию «Экологическое лукошко»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Развозжаева Елена Николаевна

Программа расчитана на детей от 5 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka_ekolog.lukoshko.17g.moy_.docx65.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

«Сказка» п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»

Рабочая программа

совместной деятельности

педагога с детьми

по экологическому  воспитанию

 «Экологическое лукошко»

(старшая подготовительгая к школе группа)

Воспитатель:

Развозжаева Е. Н.

п. Тургеневский

2017 - 2018 гг.

1. Пояснительная записка.

   В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования.

   Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

   Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.

   Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

      Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Это проявляется в недоброжелательном отношении детей к животным, уничтожению ими лягушек, полезных насекомых и т.д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.

   Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Актуальность создания рабочей программы

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И понимать это надо с детства.

Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

В результате наблюдения за деятельностью детей , был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель и задачи программы.

Цель:

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

       Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края, о причинах природных явлений, о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками.

        Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

        Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты:

  • К концу седьмого года жизни ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам. Аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
  • Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.  
  • Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.

2. Организационно-методическая деятельность.

Объекты совместной деятельности:

  • Дети 5- 7 лет.
  • Семьи детей  посещающих детский сад.

Основные методы работы:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Акция
  • Исследовательская деятельность
  • Экспериментальная деятельность
  • Проектная деятельность
  • Практическая деятельность
  • Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
  • Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы:

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации совместной деятельности:

Срок реализации совместной деятельности педагога с детьми «Экологическое лукошко» один год. Совместная деятельность проводится 1 раз в неделю (вторник или среда), во вторую половину дня, продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.

Совместная деятельность проводится с октября по май. В сентябре, мае осуществляется мониторинг.

Учебный план

 Количество в неделю

Количество в месяц

Общее количество

Длительность

1

                4

30

25- 30 мин.

Октябрь 5

Ноябрь   5

Тематический план:

Название раздела

Количество часов

1

Диагностика

4,0

2

Объекты живой природы

3,10

3

Объекты неживой природы

3,30

4

Времена года

1,5

5

Эксперементирование

2,10

6

Правила поведения в природе

1,0

7

Итого:

15,0

3. Материально-техническое обеспечение:

  • Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
  • Фигурки с домашними и дикими животными;
  • Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
  • Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
  • Гербарий растений;
  • Клумбы, находящиеся на территории детского сада;
  • Кормушки для птиц;
  • Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)
  • Природный материал (шишки, камни, желуди, каштаны, куски коры и древесины);
  • Контейнеры с глиной, песком, землёй;
  • Видео и аудио записи познавательного материала: голоса птиц, животных, звуки природы;
  • Штатив, пробирки для экспериментов, лупы;
  • Глобус;
  • Оборудование для труда в природе (лейки, грабли, лопатки, вёдра, и т.д.)
  • Энциклопедии животных и растений для детей.

4. Литература:

1. Основная образовательная программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016г.

2. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Методическое пособие. М «Просвещение» 2014.

3.Прогулки в природу: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.:ил.

4. Николаева С.Н. программа «Юный эколог» М «Линко-Пресс» 2014.

5. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада.» – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

6. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной к школе группе детского сада.» – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

7. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» МОСКВА «ВАКО» 2008г.

8. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.

9. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

10. Интернет ресурсы:

http://detipriroda.blogspot.ru/p/blog-page_1.html

http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/yekologicheskaja-programa-domashnie-zhivotnye.html

https://infourok.ru/proekt-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-1225943.html

http://iknigi.net/avtor-olga-solomennikova

5. Перспективный план кружка

 «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО»

Тема мероприятия

Цели, задачи

Дидактический материал,

оборудование

Дата

Сентябрь

1

Диагностика

Выявить знания детей о живой и не живой природе, о правилах поведения в природе.

Предметные и сюжетные картинки по теме, материал уголка эксперементирования

Октябрь

1

«Что такое природа?» Понятие о живой и неживой

природе.

Дать понятие живая – неживая

природа. Учить детей

различать по характерным  признакам  живую и неживую

природу.

Объекты природы и ,,не природы’’ (например, кусок гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и ,,не природы’’

03.10

2

«Правила поведения в природе»

Формировать бережное отношение и любовь к природе;

Развивать представления о том, какие действия вредят природе;

Интерес и любовь ко всему живому;

карточки, на которых изображены разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения с природой.

11.10

3

«Вот и осень к нам пришла…»

Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их: уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Картины с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, засушенные листья.

Презентация «Осень»

17.10

4

«Что нам осень принесла»

Закрепить и систематизировать знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия

Кукла Незнайка. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением.

25.10

5

«Грибное царство»

Продолжать знакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от  съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница).

иллюстрации и муляжи съедобных и несъедобных грибов, корзинки.

31.10

Ноябрь

1

«Вода вокруг нас»

показать детям, где существует вода в окружающей среде;

- познакомить с процессами очистки воды различными способами.

- расширять представления о значении воды в жизни человека и для окружающей среды;

- формировать умение определять качество воды.

трафареты капельки с черным контуром, фломастеры красного цвета, голубая бумага, ножницы – по количеству детей; скотч; 4 прозрачные емкости для воды; лист бумаги; кусочек ткани 20х20 см.; бумажная салфетка;

01.11

2

«Вода – это жизнь».

Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

акварельные краски, показ слайдов илльстраций на интерактивной доске – море, вода, запись шума воды. На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, кисточки.

07.11

3

«Почему деревья сбрасывают листья»

формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения де-рева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать.

картинки строение дерева, строение листа, осенние листья, лупа, листья комнатных растений, деревянные кубики, белые тканевые салфетки, пластиковые стаканчики, бумажная белая салфетка, бечевка, фломастеры, вода,

15.11

4

«Свойства воздуха»

Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.

Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Воздушные шарики, спица, бумажные салфетки полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, перышки, картины «Что очищает воздух», «Что загрязняет воздух», одноразовые стаканчики с трубочками (по количеству детей, таз с водой, кораблики, веер.

21.11

5

«Чистый  и  загрязненный воздух»

дать представление о роли растений в нашей жизни, о том, как они влияют на чистоту воздуха. Воспитывать отрицательное отношение к причинам, загрязняющим воздух, дать первоначальное представление о радиации и радионуклидах и способах борьбы с ними.

две картины (на одной изображен город – дымят фабрики, движущиеся автомобили, на другой – красивый пейзаж с изображением опушки леса).

29.11

Декабрь

1

Беседа «Зимние явления в неживой природе»

уточнить знания детей о зимних явлениях в неживой природе.
- посредством художественных произведений познакомить детей с описанием зимних явлений;
- расширять словарный запас детей,
- через художественное произведение закрепить знания детей об основных признаках времён года;
- воспитывать интерес к природе.

05.12

2

«Как звери зимуют в лесу»

уточнить и расширить представления детей о

жизни диких животных в зимнее время,познакомить детей со следами диких животных,закрепить знания детей о характерных особенностях времени года - зима.

развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям,

искусственные деревья в снегу (вата на ветвях,

иллюстрации деревьев зимнего леса, игрушки - заяц, белка, лиса, медведь,

угощение для зверей, снежный комок, следы

животных (нарисованы и вырезаны из бумаги,

13.12

3

«Снег и его свойства»

уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы;

магнитная доска, снежинки из бумаги и на магнитах, таз со снегом, салфетки, тарелки, мешочек с крахмалом.

19.12

4

«Жизнь птиц зимой»

расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

пробудить интерес к наблюдению за жизнью птиц;

обосновать необходимость подкормки птиц;

способствовать возникновению чувства сопереживания и желания помогать зимующим птицам;

научить узнавать зимующих  птиц.

силуэты с изображением птиц, д/и «Чем питаются птицы», «Угадай, чья тень», записи с пением птиц. Корм для птиц (различные семена, ягода и т.д.)

27.12

Январь

1

«Домашние животные – друзья человека»

Систематизировать представления детей о домашних животных.

Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детёнышами :

повадки животных, особенности питания, условия жизни, польза для человека.

Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно- следственные связи.

Картинки и фигурки домашних животных и их детёнышей, мяч, модель деревни и леса, наборное полотно, карточки.

09.01

2

«Солнце-источник тепла и света»

Расширить представление детей о том, что Солнце является источником света и тепла; развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе.

изображение Солнца, животных, растений, предметов;

17.01

3

«Почва — живая Земля»

Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания,с основными факторами среды,действующими на почву (влажность,ветер,температура, живые организмы)

Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость,плодородность,рыхлость,мягкость,твердость, пластичность).

коробка с землей,стаканчики из-под йогурта,салфетки,лупы,подносы с образцами почвы,стаканчики с водой.

23.01

4

«Песок и глина - наши помощники»

Познакомить со свойствами песка – сыпучестью, рыхлостью, способностью пропускать воду и свойствами глины – пластичностью, вязкостью, неспособностью пропускать воду. Развивать умение использовать природные материалы в жизни и в быту. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, формировать интерес к объектам неживой природы и навыки наблюдения за ними.

ёмкости с песком и глиной, вода,трубочки,стаканчики,2 банки с крышками, лупы.

31.01

Февраль

1

«Удивительные камни»

Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде.

Фотографии, картины гор, рек морей, мостов, здания, украшения.шкатулка с различными камнями.Ящик ощущений.Лупы. Стакан с водой, ложка.

06.02

2

Просмотр презентации «О чём рассказали горы»

Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;

Ноутбук, презентация.

14.02

3

«Зимушка  - зима»

Обобщающая беседа о зиме

развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках; активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период); поддерживать познавательные интересы к природе; воспитывать эмоциально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

Иллюстрации с различными явления ми природы в зимний период.

20.02

4

«Хлеб всему голова»

Формировать представление детей о хлебе как главном продукте.

Дать знания о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом

Развивать внимание, память, мышление, речь

Предметные картинки с изображением хлебных изделий; иллюстрации из серии картин «Злаковые»;

28.02

Март

1

«К нам весна шагает…»

формировать у детей умение решать познавательную задачу, использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассматривание явлений с разных сторон, поиск путей решения).

- побуждать уметь выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

- способствовать развитию способности

картинки с разными изображениями признаков весенних месяцев.

06.03

2

« Как растут растения».

Уточнить и систематизировать знания о растениях (цветах), обобщить представления о росте и развитии растений;

Развивать память, внимание, мышление, речь и т.д.;

Воспитывать заботливое отношение к растениям.

игрушка - заяц, картинки с изображением - подсолнуха, яблока, апельсина, мандарина, моркови, модель развития растений (цветка),

14.03

3

«Весна в жизни лесных зверей»

Уточнить и расширить представление детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, ёж, насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомства; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи).

рассказ И. Акимишкина «Жил-был медведь»;

Картины из серии «Картины из жизни диких животных»,

«Белки строят гнезда», «Семья волков летом», «Медведи весной», «Семья ежей».

20.03

4

«Пришла  весна, прилетели птицы».

способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа, умение сравнивать скворца с другими птицами; развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах.

иллюстрации 4 времён года,  цветные карточки перелётных и зимующих птиц, аудиозапись  с звуками пения птиц, мяч; на каждого ребёнка карточки с изображением зимующих и перелётных птиц.

28.03

Апрель

1

«Обитатели воды – рыбы»

уточнить и расширить представления детей о рыбах; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы; выражать их в речи; развивать творческое воображение; обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру, активность, инициативность.

Прозрачный сосуд с водой, кусочек пластилина. Иллюстрации с изображением рыб. Большой сосуд с водой, лодочки, кубики.

08.05

2

«Насекомые»

расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых.

Задачи: формировать умения анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения;

Способствовать развитию умения отвечать на вопросы;

картинки с изображением леса, предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов, дидактическая игра «Четвертый лишний», шапочки и ободки с изображением насекомых, корона для феи и волшебная палочка; диск с записью «Звуки леса».

16.05

3

« Как ты дерево живешь? Как ты дерево растешь?»

Обобщить знания детей о животном и растительном мире наших лесов;

Закрепить понятие, что дерево живое (растёт, дышит, питается);

Закрепить представление о строении дерева (крона, ствол, ветки, корни); строении ствола (сердцевина, древесина, камбий, луб, кора);

Дать понятие, что дерево является домом для многих обитателей леса;

Игрушка – Совушка-Ласковушка, цветные листы плотной бумаги формата а4, раздаточный материал (иллюстрации животных, частей дерева), ленточка.

22.05

4

«Сбережём природу»

Способствовать обогащению, закреплению и обобщению знаний детей о лесе и его обитателях, способствовать развитию у детей гуманного отношения к природе, ко всему живому.

Закрепить знания детей об основных правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о животных и птицах.

Предметные картинки деревьев, диких животных, птиц, насекомых; сюжетные картинки из серии «Правила поведения в лесу», природоохранные знаки.

30.05

Май

1

Диагностика

Выявить знания детей о живой и не живой природе, о правилах поведения в природе.

Предметные и сюжетные картинки по теме, материал уголка эксперементирования

6. Инструментарий для проведения диагностики экологического

 воспитания в старшей подготовительной группе.

1. Уровень знаний детей о растениях:

А) Дидактическая игра «Что где растет?»

Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изображением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан).

Задание:

- Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно.

- Назови растения и место произрастания.

- Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? (растут травянистые растения, которые никто не сажает, они вырастают сами). Поле? (засевает человек, растут злаковые культуры)

Б) Дидактическое упражнение «Этажи леса»

Задание:

- Назови очень высокие деревья в лесу; деревья средней высоты; низкие деревья; кустарники; низкие растения леса.

- Какие деревья называют лиственными, а какие хвойными?

- Назови лекарственные растения (2-3 вида).

Критерии оценки:

4 балла – ребенок имеет достаточно полные представления о растениях леса, луга, поля, сада. При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ.

3 балла – ребенок безошибочно, но не очень уверенно, отвечает на все вопросы воспитателя.

2 балла – ребенок имеет достаточные знания о растениях леса, сада, но допускает ошибки при определении растений поля и луга.

 1 балл – ребенок имеет слабые представления о растениях леса, поля, луга, сада. Допускает большое количество ошибок при распределении растений по месту произрастания.

В) Дидактическая игра «Чьи плоды?»

Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (аспарагус, или спаржа, комнатная кислица, алоэ, сансевьера (щучий хвост), узумбарская фиалка, бегония, камнеломка или др. растущие в группе)

Задание:        

1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами.

Вопросы:

-Назови, какие деревья ты узнал.

-Найди на картинках плод каждого дерева.

2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.

Задания:

На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.

3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения с небольшой подсказкой взрослого.

2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.

1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления.

Г) Дидактическое упражнение «Знай и люби свой край»

Материал: предметные картинки с изображением растений, которые растут в нашей местности и не растущих здесь (кактус, пальма, саксаул).

Задание:

Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые растут в природе родного края и те, которые растут в жарком климате.

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок имеет представление о природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для нашего климата, объясняет выбор.

3 балла - ребенок имеет представление о природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для нашего климата, объясняет выбор, но не достаточно уверенно.

2 балла – при классификации растений родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает.

Д) Дидактическое упражнение «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?»

Задание:

- Без чего растение не может жить? (почва, воздух, вода, тепло)

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок самостоятельно называет все условия жизни растений.

3 балла - ребенок самостоятельно называет все условия жизни растений, но не достаточно уверенно, может не назвать одно условие.

2 балла – называет два условия с помощью наводящих вопросов воспитателя.

1балл – называет 1 условие или совсем не называет.

2. Уровень знаний детей о животных:

А) Дидактическая игра «Назови домашних и диких животных»

Материал: предметные картинки с изображением домашних и диких животных.

Задание:

- Перечисли известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верблюд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, лошадь).

- Объясни, почему их так называют.

Б) Дидактическая игра «Кто где живет?»

Материал: карточки с изображением среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг); предметные картинки с изображением птиц.

Задание:

- Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грач. Сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, ласточка, гусь, цапля).

- Распредели их в соответствии со средой обитания.

В) Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»

Задание:

Назови перелетных (скворец, грач, ласточка, дикие гуси, лебеди, соловей, жаворонок, сорока) и зимующих птиц (снегирь, воробей, голубь, синица, ворона и др.).

Г) Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе»

Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цвета.

Задание:

- Рассмотри внимательно картинки. Кто здесь изображен?

- Помести в белую рамку животных, обитающих в воздухе, в голубую рамку – обитателей водоемов, в желтую – тех, кто обитает на земле, в коричневую – тех, кто живет в земле.

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию,  хорошо осведомлен о среде обитания птиц и животных, не допускает ошибок при назывании перелетных и зимующих птиц.

3 балла - ребенок называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию с небольшой помощью взрослого,  осведомлен о среде обитания птиц и животных, не допускает ошибок при назывании перелетных и зимующих птиц, но ответы дает не очень уверенно.

2 балла – называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию, но допускает 1-2 ошибки при определении среды обитания птиц и животных и классификации перелетных и зимующих птиц.

1 балл – допускает большое количество ошибок при выполнении всех заданий.

3. Уровень знаний детей о различных природных явлениях:

А) Дидактическое упражнение «Любимое время года»

Материал: сюжетные картинки по временам года.

Задание:

- Определить время года на картинках. Назвать наиболее существенные признаки.

- Назови свое любимое время года. Расскажи о нем.

- Вспомни народные приметы.

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок уверенно называет характерные признаки времен года и соотносит с любимым сезоном особенности жизни людей, животных, растений, изменений неживой природы; может назвать народную примету.

3 балла - ребенок называет характерные признаки времен года и соотносит                 с любимым сезоном особенности жизни людей, животных, растений, изменений неживой природы; может назвать народную примету с небольшой помощью воспитателя.

2 балла – ребенок называет признаки времен года, рассказывает о своем любимом, используя лишь несколько особенностей, не может назвать народную примету.

1 балл – просто называет время года, опираясь на наглядность, но не может определить признаки.

Б) Дидактическое упражнение «Что бывает, если…?» - выявление знаний детей о связях между явлениями природы.

Задание:

- Что бывает осенью, если сильно подует ветер? (усилится листопад, принесет грозовые тучи)

- Что бывает с травой, насекомыми и птицами, когда наступают холода?  (с наступлением холодов увядает и желтеет трава, исчезают бабочки и жуки, улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми).

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок самостоятельно, уверенно и правильно отвечает на вопросы.

3 балла - ребенок самостоятельно, правильно, но не очень уверенно,  отвечает на вопросы.

2 балла – ребенок отвечает на вопросы только с помощью воспитателя.

1 балл – не понимает вопросов, не дает ответов.

4. Уровень умений детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой:

А) Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?»

Материал: природоохранные знаки.

Задание:

- Рассмотри природоохранные знаки правил поведения в лесу и расскажи, что обозначает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать эти правила?

- Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу?

- Что будет, если исчезнут все цветы (деревья, птицы)?

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок знает правила поведения в лесу, устанавливает связи и взаимодействия человека с природой.

3 балла - ребенок хорошо знает правила поведения в лесу, устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой не очень уверенно.

2 балла – ребенок хорошо знает правила поведения в лесу, но устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи наводящих вопросов.

1 балл – имеет представление о правилах поведения в лесу, но не может пояснить связи и взаимодействия человека с природой даже по уточняющим вопросам.

Б) Беседа о воде, воздухе, почве.

Материал: фотографии с изображением различных водоемов; картинки                      с изображением деятельности человека (работа фабрик, заводов), необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха и др.).

Задание:

- Где в природе есть вода?

- Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?

- Как воду сделать чистой?

- Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вода?

- Какие свойства воды ты знаешь? (прозрачная, принимает любую форму, растворяет вещества, может быть жидкой, твердой, паром)

- Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым? Почему нужно бороться за чистоту воздуха?

- Как ты думаешь, что такое почва? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам?

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, устанавливает причинно-следственные связи.

3 балла - ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, устанавливает причинно-следственные связи с  небольшой помощью взрослого.

2 балла – отвечая на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения, с помощью дополнительных вопросов устанавливает простейшие причинно-следственные связи.

1 балл – ребенок имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвечает односложно, допускает большое количество ошибок, не устанавливает причинно-следственных связей.

В) Беседа об охране животных и растений

Материал: Красная книга.

Задание:

- Почему нужно охранять диких животных и растения?

- Как называется место, предназначенное для охраны животных? (заповедник)

- Как называется документ, куда занесены исчезающие виды растений и животных? (Красная книга)

Критерии оценки:

4 балла  - ребенок имеет представление о заповедниках и Красной книге, может объяснить, для чего нужно охранять животных и растения.

3 балла - ребенок имеет представление о заповедниках и Красной книге, может объяснить, для чего нужно охранять животных и растения с  небольшой помощью взрослого.

2 балла – имеет представление о Красной книге.

1 балл – не может ответить на вопросы.

ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Сформировано                       от 16  до  13 баллов

Частично сформировано     от  12  до  8   баллов

Не сформировано                  от  7    до  4   баллов

Параметры:

1 – растительный мир

2 – животный мир

3 – природные явления

4 – человек и природа

Протокол обследования экологического воспитания

в старшей подготовительной к школе группе

 (от 5 до 7 лет)

Ф.И.ребенка

Параметры

диагностики

Итоговый

результат

1

2

3

4

О

П

В

П

О

В

О

В

О

В

О

В

1

Бисимбаев Дамир

2

Гончарова Олеся

3

Куртаков Семён

4

Марьенков Игнат

5

Михайлов Семён

6

Монахова Ксения

7

Патюченкова Галя

8

Серов Саша

9

Сурков Никита

10

Сыса Лида

11

Столбова Варя

12

Тажибов Илья

13

Цапков Слава

14

Буданова Рита

%

дети

%

дети

Сформированы (%)/ дети

Частично сформированы(%)/ дети

Не сформированы(%)/ дети

ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Сформировано                       от 16  до  13 баллов

Частично сформировано     от  12  до  8   баллов

Не сформировано                  от  7    до  4   баллов

Параметры:

1 – растительный мир

2 – животный мир

3 – природные явления

4 – человек и природа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа совместной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) общеразвивающей направленности «Буквоешки» на 2017 - 2018 учебный год

Рабочая программасовместной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) общеразвивающей направленности «Буквоешки»на 2017 - 2018 учебный год...

Рабочая программа совместной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7 лет) общеразвивающей направленности «Буквоешки» на 2015 - 2016 учебный год

Рабочая программасовместной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7 лет) общеразвивающей направленности «Буквоешки»на 2015 - 2016 учебный год...

Рабочая программа совместной деятельности с детьми младшей группы (3-4 лет) общеразвивающей направленности «Буквоешки» на 2016 - 2017 учебный год

Рабочая программасовместной деятельности с детьми младшей группы (3-4 лет) общеразвивающей направленности «Буквоешки»на 2016 - 2017 учебный год...

Рабочая программа совместной деятельности с детьми 5-6 лет

Рабочая программа (далее Программа ) для детей старшей группыМАДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» (далее ДОУ) является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характери...