Конспект занятия по экологическому воспитанию «Зеленая аптека Айболита»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Чурсина Инна Валерьевна

Познакомить детей с природным окружением , его  ценностью для здоровья, правилами использования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zelenaya_apteka_aybolita.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

КДОУ ОО «Мценский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста»

Конспект занятия по экологическому воспитанию

«Зеленая аптека Айболита»

                                                                                                              Подготовила:

                                                                                                       Педагог-психолог

                                                                                                               Чурсина И.В.

Мценск,2017 г.

Цель: Познакомить детей с природным окружением , его  ценностью для здоровья, правилами использования.

Задачи:

  • Закрепить с детьми знания о лекарственных растениях, об их целебных свойствах.
  • рассказать о многообразии трав (крапива, клевер, подорожник, мята и др.),
  •  Знакомство с комнатными растениями, правилами ухода за ними.
  • Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения.
  • Развивать мышление, умение делать выводы, обогащать словарный запас путем выделения слов.
  • Развивать у детей выдержку и активность, учить отгадывать загадки о растениях.
  • Учить описывать растение и узнавать его по описанию.
  • Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: настой, отвар, лекарственные растения, комнатные растения.

Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки (мята, шалфей, душица), кукла «Доктор Айболит»,презентация  комнатные растения-сказка «Зеленый ежик».

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, объяснение, рассматривание, проблемный вопрос, мотивация деятельности.

Ход занятия :

Психолог: Ребята! Кто из вас мне сможет помочь разгадать загадку, на которую я не могу найти ответ?

(загадывает загадку):  

Он под деревом сидит,

На животных он глядит.

Приходи к нему лечится

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица.

Всех излечит исцелит

Добрый доктор …

Дети: Айболит

Айболит: Здравствуйте, дети!

Дети: здравствуй, доктор Айболит!

Айболит: Ребята, а как вы себя чувствуете?

Дети: Хорошо!

Айболит: Не болеете?

Дети: Нет!

Айболит: Желаю вам никогда не болеть. А вы знаете, что сейчас на улице наступила весна?

Дети: Да!

Айболит: Весна – трудное для организма время. Организм становится слабым из-за нехватки витаминов. Большую помощь организму может оказать весеннее солнце. Быть на солнце в солнечные дни очень полезно. Солнце даёт человеку жизненную энергию, и организм не поддаётся болезням. Они бывают только у ослабленных людей. Давайте представим, что мы сейчас с вами оказались на прогулке. На улице стоит солнечный, тёплый денёк. Я вам предлагаю принять солнечную ванну: (в это время звучит тихая музыка) для этого нужно закрыть глаза и подставить лицо и руки к солнцу, а затем поворачиваться к солнцу то одной щекой, то – другой.

Дети выполняют все движения, о которых говорит Айболит. В это время Айболит обходит всех детей, каждого гладит по щеке или по руке, говорит что-то доброе.

Айболит : -Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие на лесную полянку с разными цветами. Отправимся мы с вами на машинах. Итак, в путь!

(Дети руками имитируют рули и под музыку едут по кругу).

- Вот, остановка. Мы приехали к лесу. В лес на машинах заезжать мы не будем, а пойдем пешком, чтоб не потревожить лесных жителей. ( На лесной полянке (ковре) разложены картинки с изображением полевых цветов)

- Сколько здесь цветов: ромашка, лютик едкий, клевер-кашка.

А еще? Подорожник, васильки, граммофончики - вьюнки.

Еще много разных травок у тропинок, у канавок.

И красивых, и душистых, разноцветных и пушистых.

Сколько на поляне цветов! Ребята, вы знаете, как они называются? (Ответы детей). А как их можно назвать одним словом?

Дети: Полевые цветы.

Психолог: А что за знак весит?

Дети: Нельзя рвать цветы, собирать их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

Психолог: А мы и не будем их рвать, лучше поиграем в игру "Найди, о чем расскажу»

Задача: Найти лекарственное растение по перечисленным признакам.

Можно применять загадки, стихотворения.

Правила: психолог или ребенок описывает растение или загадывает загадку ребенку.

Ребенок находит описанное растение на картинке или в гербарии.

Материал: Карточки-картинки с изображением лекарственных растений;

Рассаживайтесь, поудобнее, на полянке, и угадайте, о каком растении идет речь:

 Гордо держат стебельки

Тонкой елочки листы

На верхушке стебелька

Солнышко и облака. (РОМАШКА)

Психолог  показывает детям полевую ромашку, рассматривает вместе с ними листья, цветы. Дети, при рассматривании, рассказывают, что листья у ромашки похожи на елочку, цветки маленькие и их много.

Айболит : Ребята, а вы знаете, какими целебными свойствами обладает полевая (аптечная) ромашка?

Дети: Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдет.

Чай из ромашки с медом дают детям на ночь - сон будет крепким.

Если вы поранились - можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробов.

Психолог : Кто еще знает загадки о лекарственных растениях?

 Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки - маленькие лопушки. (Подорожник).

Айболит  предлагает посмотреть на другое растение.

Почему оно так называется? Какую пользу приносит?

Дети: Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие.

Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. Еще настой подорожника помогает при кашле и болях в желудке.

Психолог : Теперь послушаем следующую загадку.

Дети: Что за трава, которую и слепые знают?                            

- Крапива.

Айболит : Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?

Дети: На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы.

Айболит : Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. В стеблях этого растения очень прочные волоски. Из неё делают бумагу, мешковину.

Все эти лекарственные растения произрастают во многих районах нашего края.

Физкультминутка: «Руки подняли и покачали»

Руки подняли и покачали

(Качаем поднятыми вверх руками).

Это деревья в лесу.

(Плавно опускаем руки вниз).

Руки нагнули, кисти встряхнули –

(Встряхивание кистей рук).

Ветер сбивает росу.

(Машем руками перед собой).

В стороны руки, плавно помашем

(Руки в стороны).

Это к нам птицы летят.

(Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны).

Как они сядут, тоже покажем,

(Приседания).

Крылья сложили назад.

(Встали, спрятали руки за спину).

Психолог : А сейчас давайте сыграем в игру, которая называется «Собери картинку».

Выходят по два человека к каждому столу собирают разрезные картинки с изображением лекарственных растений, кто быстрей.

Психолог : достает мешочек с лекарственными растениями.

-У меня есть мешочек, а в мешочке цветочек понюхайте, подержите, названье скажите.

Дети угадывают растения. Если не угадывают, психолог  подсказывает.

Дидактическое упражнение "Чудесный мешочек"

(мята, душица и др.) - упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки.

Действия: дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют какое растение находится в мешочке , нужно найти его на карточке-картинке или в гербарии. Найти картинку может и другой участник игры.

Психолог- дорогой Айболит, дети, мне сегодня утром прислали видео-письмо. Давайте посмотрим?!(просмотр видео-сказки о комнатных растениях Зеленый ежик).

Психолог- вот дети, оказывается не только растения, живущие на природе помогают нам и лечат нас, но и у многих комнатных растений есть целебные свойства. Давайте вспомним какие.

(обсуждение сказки).

Айболит- молодцы ребята! Мне понравилось с вами путешествовать, я не только рассказал вам о целебных свойствах растений, но и сам узнал много нового и интересного. А теперь мне пора возвращаться к своим зверям, которых надо лечить. До свидания!

Дети -до свидания, спасибо!

Психолог- спасибо тебе добрый доктор Айболит, теперь мы все знаем и умеем.

Подведение итогов. Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека»

Цель: уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений; восп...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО

Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Кто живёт на ферме? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

   Программное содержание: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). Развивать умственную о...