Конспект занятия по экологическому воспитанию «Зеленая аптека Айболита»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Познакомить детей с природным окружением , его ценностью для здоровья, правилами использования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zelenaya_apteka_aybolita.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
КДОУ ОО «Мценский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста»
Конспект занятия по экологическому воспитанию
«Зеленая аптека Айболита»
Подготовила:
Педагог-психолог
Чурсина И.В.
Мценск,2017 г.
Цель: Познакомить детей с природным окружением , его ценностью для здоровья, правилами использования.
Задачи:
- Закрепить с детьми знания о лекарственных растениях, об их целебных свойствах.
- рассказать о многообразии трав (крапива, клевер, подорожник, мята и др.),
- Знакомство с комнатными растениями, правилами ухода за ними.
- Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения.
- Развивать мышление, умение делать выводы, обогащать словарный запас путем выделения слов.
- Развивать у детей выдержку и активность, учить отгадывать загадки о растениях.
- Учить описывать растение и узнавать его по описанию.
- Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать любовь к природе.
Словарная работа: настой, отвар, лекарственные растения, комнатные растения.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки (мята, шалфей, душица), кукла «Доктор Айболит»,презентация комнатные растения-сказка «Зеленый ежик».
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, объяснение, рассматривание, проблемный вопрос, мотивация деятельности.
Ход занятия :
Психолог: Ребята! Кто из вас мне сможет помочь разгадать загадку, на которую я не могу найти ответ?
(загадывает загадку):
Он под деревом сидит,
На животных он глядит.
Приходи к нему лечится
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица.
Всех излечит исцелит
Добрый доктор …
Дети: Айболит
Айболит: Здравствуйте, дети!
Дети: здравствуй, доктор Айболит!
Айболит: Ребята, а как вы себя чувствуете?
Дети: Хорошо!
Айболит: Не болеете?
Дети: Нет!
Айболит: Желаю вам никогда не болеть. А вы знаете, что сейчас на улице наступила весна?
Дети: Да!
Айболит: Весна – трудное для организма время. Организм становится слабым из-за нехватки витаминов. Большую помощь организму может оказать весеннее солнце. Быть на солнце в солнечные дни очень полезно. Солнце даёт человеку жизненную энергию, и организм не поддаётся болезням. Они бывают только у ослабленных людей. Давайте представим, что мы сейчас с вами оказались на прогулке. На улице стоит солнечный, тёплый денёк. Я вам предлагаю принять солнечную ванну: (в это время звучит тихая музыка) для этого нужно закрыть глаза и подставить лицо и руки к солнцу, а затем поворачиваться к солнцу то одной щекой, то – другой.
Дети выполняют все движения, о которых говорит Айболит. В это время Айболит обходит всех детей, каждого гладит по щеке или по руке, говорит что-то доброе.
Айболит : -Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие на лесную полянку с разными цветами. Отправимся мы с вами на машинах. Итак, в путь!
(Дети руками имитируют рули и под музыку едут по кругу).
- Вот, остановка. Мы приехали к лесу. В лес на машинах заезжать мы не будем, а пойдем пешком, чтоб не потревожить лесных жителей. ( На лесной полянке (ковре) разложены картинки с изображением полевых цветов)
- Сколько здесь цветов: ромашка, лютик едкий, клевер-кашка.
А еще? Подорожник, васильки, граммофончики - вьюнки.
Еще много разных травок у тропинок, у канавок.
И красивых, и душистых, разноцветных и пушистых.
Сколько на поляне цветов! Ребята, вы знаете, как они называются? (Ответы детей). А как их можно назвать одним словом?
Дети: Полевые цветы.
Психолог: А что за знак весит?
Дети: Нельзя рвать цветы, собирать их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.
Психолог: А мы и не будем их рвать, лучше поиграем в игру "Найди, о чем расскажу»
Задача: Найти лекарственное растение по перечисленным признакам.
Можно применять загадки, стихотворения.
Правила: психолог или ребенок описывает растение или загадывает загадку ребенку.
Ребенок находит описанное растение на картинке или в гербарии.
Материал: Карточки-картинки с изображением лекарственных растений;
Рассаживайтесь, поудобнее, на полянке, и угадайте, о каком растении идет речь:
Гордо держат стебельки
Тонкой елочки листы
На верхушке стебелька
Солнышко и облака. (РОМАШКА)
Психолог показывает детям полевую ромашку, рассматривает вместе с ними листья, цветы. Дети, при рассматривании, рассказывают, что листья у ромашки похожи на елочку, цветки маленькие и их много.
Айболит : Ребята, а вы знаете, какими целебными свойствами обладает полевая (аптечная) ромашка?
Дети: Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдет.
Чай из ромашки с медом дают детям на ночь - сон будет крепким.
Если вы поранились - можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробов.
Психолог : Кто еще знает загадки о лекарственных растениях?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки - маленькие лопушки. (Подорожник).
Айболит предлагает посмотреть на другое растение.
Почему оно так называется? Какую пользу приносит?
Дети: Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие.
Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. Еще настой подорожника помогает при кашле и болях в желудке.
Психолог : Теперь послушаем следующую загадку.
Дети: Что за трава, которую и слепые знают?
- Крапива.
Айболит : Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?
Дети: На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы.
Айболит : Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. В стеблях этого растения очень прочные волоски. Из неё делают бумагу, мешковину.
Все эти лекарственные растения произрастают во многих районах нашего края.
Физкультминутка: «Руки подняли и покачали»
Руки подняли и покачали
(Качаем поднятыми вверх руками).
Это деревья в лесу.
(Плавно опускаем руки вниз).
Руки нагнули, кисти встряхнули –
(Встряхивание кистей рук).
Ветер сбивает росу.
(Машем руками перед собой).
В стороны руки, плавно помашем
(Руки в стороны).
Это к нам птицы летят.
(Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны).
Как они сядут, тоже покажем,
(Приседания).
Крылья сложили назад.
(Встали, спрятали руки за спину).
Психолог : А сейчас давайте сыграем в игру, которая называется «Собери картинку».
Выходят по два человека к каждому столу собирают разрезные картинки с изображением лекарственных растений, кто быстрей.
Психолог : достает мешочек с лекарственными растениями.
-У меня есть мешочек, а в мешочке цветочек понюхайте, подержите, названье скажите.
Дети угадывают растения. Если не угадывают, психолог подсказывает.
Дидактическое упражнение "Чудесный мешочек"
(мята, душица и др.) - упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки.
Действия: дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют какое растение находится в мешочке , нужно найти его на карточке-картинке или в гербарии. Найти картинку может и другой участник игры.
Психолог- дорогой Айболит, дети, мне сегодня утром прислали видео-письмо. Давайте посмотрим?!(просмотр видео-сказки о комнатных растениях Зеленый ежик).
Психолог- вот дети, оказывается не только растения, живущие на природе помогают нам и лечат нас, но и у многих комнатных растений есть целебные свойства. Давайте вспомним какие.
(обсуждение сказки).
Айболит- молодцы ребята! Мне понравилось с вами путешествовать, я не только рассказал вам о целебных свойствах растений, но и сам узнал много нового и интересного. А теперь мне пора возвращаться к своим зверям, которых надо лечить. До свидания!
Дети -до свидания, спасибо!
Психолог- спасибо тебе добрый доктор Айболит, теперь мы все знаем и умеем.
Подведение итогов. Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека»
Цель: уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений; восп...
Конспект занятия "Путешествие в мир зеленой аптеки"
Конспект занятия...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО
Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Кто живёт на ферме? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Программное содержание: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). Развивать умственную о...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Лесная аптека»
Разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям....