Конспект занятия по экологическому воспитанию «Зеленая аптека Айболита»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Познакомить детей с природным окружением , его ценностью для здоровья, правилами использования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
КДОУ ОО «Мценский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста»
Конспект занятия по экологическому воспитанию
«Зеленая аптека Айболита»
Подготовила:
Педагог-психолог
Чурсина И.В.
Мценск,2017 г.
Цель: Познакомить детей с природным окружением , его ценностью для здоровья, правилами использования.
Задачи:
- Закрепить с детьми знания о лекарственных растениях, об их целебных свойствах.
- рассказать о многообразии трав (крапива, клевер, подорожник, мята и др.),
- Знакомство с комнатными растениями, правилами ухода за ними.
- Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения.
- Развивать мышление, умение делать выводы, обогащать словарный запас путем выделения слов.
- Развивать у детей выдержку и активность, учить отгадывать загадки о растениях.
- Учить описывать растение и узнавать его по описанию.
- Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать любовь к природе.
Словарная работа: настой, отвар, лекарственные растения, комнатные растения.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки (мята, шалфей, душица), кукла «Доктор Айболит»,презентация комнатные растения-сказка «Зеленый ежик».
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, объяснение, рассматривание, проблемный вопрос, мотивация деятельности.
Ход занятия :
Психолог: Ребята! Кто из вас мне сможет помочь разгадать загадку, на которую я не могу найти ответ?
(загадывает загадку):
Он под деревом сидит,
На животных он глядит.
Приходи к нему лечится
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица.
Всех излечит исцелит
Добрый доктор …
Дети: Айболит
Айболит: Здравствуйте, дети!
Дети: здравствуй, доктор Айболит!
Айболит: Ребята, а как вы себя чувствуете?
Дети: Хорошо!
Айболит: Не болеете?
Дети: Нет!
Айболит: Желаю вам никогда не болеть. А вы знаете, что сейчас на улице наступила весна?
Дети: Да!
Айболит: Весна – трудное для организма время. Организм становится слабым из-за нехватки витаминов. Большую помощь организму может оказать весеннее солнце. Быть на солнце в солнечные дни очень полезно. Солнце даёт человеку жизненную энергию, и организм не поддаётся болезням. Они бывают только у ослабленных людей. Давайте представим, что мы сейчас с вами оказались на прогулке. На улице стоит солнечный, тёплый денёк. Я вам предлагаю принять солнечную ванну: (в это время звучит тихая музыка) для этого нужно закрыть глаза и подставить лицо и руки к солнцу, а затем поворачиваться к солнцу то одной щекой, то – другой.
Дети выполняют все движения, о которых говорит Айболит. В это время Айболит обходит всех детей, каждого гладит по щеке или по руке, говорит что-то доброе.
Айболит : -Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие на лесную полянку с разными цветами. Отправимся мы с вами на машинах. Итак, в путь!
(Дети руками имитируют рули и под музыку едут по кругу).
- Вот, остановка. Мы приехали к лесу. В лес на машинах заезжать мы не будем, а пойдем пешком, чтоб не потревожить лесных жителей. ( На лесной полянке (ковре) разложены картинки с изображением полевых цветов)
- Сколько здесь цветов: ромашка, лютик едкий, клевер-кашка.
А еще? Подорожник, васильки, граммофончики - вьюнки.
Еще много разных травок у тропинок, у канавок.
И красивых, и душистых, разноцветных и пушистых.
Сколько на поляне цветов! Ребята, вы знаете, как они называются? (Ответы детей). А как их можно назвать одним словом?
Дети: Полевые цветы.
Психолог: А что за знак весит?
Дети: Нельзя рвать цветы, собирать их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.
Психолог: А мы и не будем их рвать, лучше поиграем в игру "Найди, о чем расскажу»
Задача: Найти лекарственное растение по перечисленным признакам.
Можно применять загадки, стихотворения.
Правила: психолог или ребенок описывает растение или загадывает загадку ребенку.
Ребенок находит описанное растение на картинке или в гербарии.
Материал: Карточки-картинки с изображением лекарственных растений;
Рассаживайтесь, поудобнее, на полянке, и угадайте, о каком растении идет речь:
Гордо держат стебельки
Тонкой елочки листы
На верхушке стебелька
Солнышко и облака. (РОМАШКА)
Психолог показывает детям полевую ромашку, рассматривает вместе с ними листья, цветы. Дети, при рассматривании, рассказывают, что листья у ромашки похожи на елочку, цветки маленькие и их много.
Айболит : Ребята, а вы знаете, какими целебными свойствами обладает полевая (аптечная) ромашка?
Дети: Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдет.
Чай из ромашки с медом дают детям на ночь - сон будет крепким.
Если вы поранились - можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробов.
Психолог : Кто еще знает загадки о лекарственных растениях?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки - маленькие лопушки. (Подорожник).
Айболит предлагает посмотреть на другое растение.
Почему оно так называется? Какую пользу приносит?
Дети: Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие.
Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. Еще настой подорожника помогает при кашле и болях в желудке.
Психолог : Теперь послушаем следующую загадку.
Дети: Что за трава, которую и слепые знают?
- Крапива.
Айболит : Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?
Дети: На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы.
Айболит : Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. В стеблях этого растения очень прочные волоски. Из неё делают бумагу, мешковину.
Все эти лекарственные растения произрастают во многих районах нашего края.
Физкультминутка: «Руки подняли и покачали»
Руки подняли и покачали
(Качаем поднятыми вверх руками).
Это деревья в лесу.
(Плавно опускаем руки вниз).
Руки нагнули, кисти встряхнули –
(Встряхивание кистей рук).
Ветер сбивает росу.
(Машем руками перед собой).
В стороны руки, плавно помашем
(Руки в стороны).
Это к нам птицы летят.
(Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны).
Как они сядут, тоже покажем,
(Приседания).
Крылья сложили назад.
(Встали, спрятали руки за спину).
Психолог : А сейчас давайте сыграем в игру, которая называется «Собери картинку».
Выходят по два человека к каждому столу собирают разрезные картинки с изображением лекарственных растений, кто быстрей.
Психолог : достает мешочек с лекарственными растениями.
-У меня есть мешочек, а в мешочке цветочек понюхайте, подержите, названье скажите.
Дети угадывают растения. Если не угадывают, психолог подсказывает.
Дидактическое упражнение "Чудесный мешочек"
(мята, душица и др.) - упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки.
Действия: дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют какое растение находится в мешочке , нужно найти его на карточке-картинке или в гербарии. Найти картинку может и другой участник игры.
Психолог- дорогой Айболит, дети, мне сегодня утром прислали видео-письмо. Давайте посмотрим?!(просмотр видео-сказки о комнатных растениях Зеленый ежик).
Психолог- вот дети, оказывается не только растения, живущие на природе помогают нам и лечат нас, но и у многих комнатных растений есть целебные свойства. Давайте вспомним какие.
(обсуждение сказки).
Айболит- молодцы ребята! Мне понравилось с вами путешествовать, я не только рассказал вам о целебных свойствах растений, но и сам узнал много нового и интересного. А теперь мне пора возвращаться к своим зверям, которых надо лечить. До свидания!
Дети -до свидания, спасибо!
Психолог- спасибо тебе добрый доктор Айболит, теперь мы все знаем и умеем.
Подведение итогов. Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека»
Цель: уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений; восп...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО
Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Лесная аптека»
Разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Зелёная аптека на службе человека"
Очень важно воспитывать в детях любовь к родной природе, знакомить с природным окружением своего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих вокруг (крапива, клевер, подорожник, мята и др.)...