Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Лесная аптека»
план-конспект занятия (старшая группа)

Марина Петровна Былинина

Разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по экологическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Лесная аптека»

Задачи: формировать знания детей о лекарственных растениях нашего округа ХМАО –Югре, на основе полученных знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране;

разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям;

закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека;

развивать связную речь детей;

познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений;

прививать любовь и интерес к природе родного округа.

Словарь: подорожник, одуванчик, мох, крапива, ландыш.

Материал: Презентация: «На полянку мы пойдем!», иллюстрации «Лекарственные растения»,  карточки для игры, напитки, варенье.

Предварительная работа: беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе, дидактические игры, туристический поход на Комсомольское озеро, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня к нам пожаловали доктора,
Здравствуйте! – мы скажем докторам,
Здравствуйте! – услышим мы в ответ.

Доктор: Дети, вы когда-нибудь болели?  А чем вас лечит ваша мама?

Дети: Мама дает таблетки, микстуры, ставит горчичники, отвар лекарственных трав.

Доктор: какие вы знаете лекарственные растения? (Ответы детей).  Их еще называют «зеленой аптекой». Почему? Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. Сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются на прогулках.

Отгадайте сначала загадку.

 Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,
Но однажды людям добрым раны вылечить помог.
(Подорожник)

(Воспитатель включает презентацию с цветными изображениями лекарственных трав на протяжении беседы).

Доктор: Подорожник останавливает кровь, умеет и раны заживлять. Но и укусы и отеки от укусов лечит. Укусит пчела или змея - он от боли поможет и отек снимет. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке. Не зря его матушка – природа вдоль дорог поселила, дала широкие листья. Высокие стебли с семенами колоском. По этим приметам его найти не сложно.

Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека. Послушайте стихотворение Ольги Высоцкой.

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

Он большого солнца маленький привет.

Доктор: А что вы знаете об этом лекарственном растении? (Ответы детей)

В одуванчике полезно все: цветы, из них варят вкусное варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салаты, в нем много витаминов.

Воспитатель:

В народе говорят:

Тот болезней не знает,

Кто никогда не скучает.

Давайте поиграем.

Физкультурная минутка. Игра «Одуванчик»

  • Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).
  • Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
  • Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются в разные стороны).
  • Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики (дети приседают).
  • Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики (дети встают – 2 раза).

Доктор: Отгадайте, о чем дальше пойдет речь?  

Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)

Кто из вас видел мох? Где он растет? Мох - это вата из нашей походной аптечки. Мхом-сфагнумом пользовались партизаны в войну, прикладывая его к ранам. Раны быстро заживали.   (Воспитатель читает стихотворение В. Рождественского)

Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке мох без ножки,

Куда ни глянь, растет

Он снизу седоватый,

Повыше - зеленей,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей!

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Воспитатель: Ребята, предлагаю послушать вам рассказ о девочке Маше.  Однажды весной пошла Машенька погулять и видит: возле забора выросла молодая крапива с остроконечными зазубренными листиками. Хотела девочка погладить зеленые листочки, да быстро руку отдернула, будто ее пчела ужалила. Решила надеть варежки и выдернуть злую крапиву, но бабушка успокоила внучку и предложила набрать крапивных листьев. Она сварила из них зеленый суп и приправила сметаной. Раньше крапива людей кормила, особенно в голодные годы: из нее суп варили, салаты делали, начинку для пирогов. И не только кормила, но и лечила: кровь останавливала, воспаление снимала, кашель убирала.  А чтобы волосы были пушистыми и крепкими надо полоскать их отваром крапивы.

Ах, крапива, как ты жжешься,

В руки нам ты не даешься!

В огороде ты сорняк,

Но не выбросим никак.

Много пользы ты приносишь

И в беде ты нас не бросишь!

 Вот какая полезная трава!

Далее доктор предлагает посмотреть вот на это растение, которое страдает от людей весной из-за своего аромата и красоты.

Белые горошки на зеленой ножке.

Что это такое ребята? (дети, ландыш)

Доктор: цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветков осталось очень мало. Они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми.  Поэтому собирать их в букеты не надо, лучше собирать в букеты и фотографировать.

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали немало нового, но это еще не все! На земле много трав и растений, которые иногда могут заменить доктора.

А еще калина есть, облепиха и рябина,

И смородина поможет нам здоровье укрепить.

И малину, и шиповник, и бруснику мы найдем,

Ягод много соберем и домой их принесем.

А таблеток нам не надо, мы природе нашей рады!

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем.

Дидактическая игра “Вершки и корешки”.

Играют 3–4 человека.

Каждому ребенку предлагается 2–3 карточки с какими-либо лекарственными растениями, которые он должен определить в одну из трех корзин: 1 – для лечения используются цветы и плоды; 2 – листья и стебли; 3 – корни.

Доктор: Мы с вами познакомились с лекарственными растениями. Как надо обращаться с ними?  Дети. Бережно и осторожно.

Доктор: Верно! Давайте запомним правила сбора лекарственных растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста

целью данной работы является представление детям старшего дошкольного возраста особенностей климата и ландшафта Республики Коми, растительном и животном мире тайги и тундры...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "О чём поёт весна?"

Познавательно-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста направлена на формирование у детей представлений о весенних изменениях, происходящих в природе....

Конспект занятия (квест-игры) для детей старшего дошкольного возраста "По лесным тропинкам"

Конспект квест-игры "По лесным тропинкам" для детей старшегодошкольного возраста.Цель:  повышение экологической культуры детей.Задачи: - способствовать развитию познавательно-исследоват...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Конспект отккрытого занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошколного возраста....

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в осенний парк». Вос-ль :Анфимова Е.И. МДОУ "Детский сад №98 "Сказка", г.Петрозавовдск.

Тема: «Экскурсия в осенний парк». Цели: Расширить, обогатить и систематизировать знания детей об осени.            Формиров...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Познакомить детей с цветком, легендой о нем.Побуждать детей эмоционально воспринимать объекты природы....

Конспект занятия по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста, тема «Земля - наш общий дом»

Цель: Закрепить знания о правилах поведения в природе, используя экологические знаки. Расширять представления детей о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одно...