Консультация для воспитателей по теме «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»
консультация (старшая группа) по теме

Денисенко Ирина Леонидовна

Ручной труд является одним из старейших в трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов были знакомы людям далёкого прошлого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по теме «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»

Одной из основных проблем, встречающейся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно – мышление и речь. Мышцы рук выполняют три основных функции - Органов движения; - Органов познания; - Аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные ученые утверждают – работа пальцами развивает речь. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». На основании электрофизиологических исследований Л. А. Понащенко были сделаны выводы, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и достижений определенных результатов в процессе развития мелкой моторики рук. В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая свое собственное произведение, ребенок упорядочивает и отражает свое знание о мире. Предварительно создав что- то, ребенку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной творческой деятельностью детям также необходимо, как и разговаривать. Сказанное позволяет выдвинуть актуальной проблему использования в работе с детьми интересных современных традиционных и нетрадиционных технологий, таких как работа с нитью и тканью, плетение, изонить, вышивка, работа с о швейной фурнитурой (пуговицы, тесьма). Раскроем достоинства данных технологий. Изонить. Достоинства данной технологии в том, что рисунок нитью выполняется быстро и аккуратно с первого раза. В процессе работы дети знакомятся с основными геометрическими понятиями, учатся ориентироваться на листе бумаги. Развивается мелкая моторика пальцев рук, зрительно-двигательная координация. Результат работы в технике «изонить» завораживает детей красотой. Вышивание. В ходе работы по вышиванию дети осваивают специальные трудовые умения и способности самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами ( ножницы, иголка). Развивается мелкая моторика рук, зрительно-двигательная координация.. Развивается воображение, восприятие, память, внимание. Расширяется представление детей о народно- прикладном искусстве. Плетение – один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Процесс плетения способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, чувства ритма. Способствует развитию глазомера и координации движений пальцев рук. Результат работы ребенок всегда может применить на практике. Пришивание пуговиц. Дети знакомятся с разнообразием пуговиц. Углубляется их представление о свойствах и качествах различных материалов. Дети учатся создавать поделки из простых материалов. Развивается их мелкая моторика рук, зрительно-двигательная координация. Изготовление игрушек и поделок из ниток. Интересный вид деятельности, который завораживает своим результатом. Поделки из ниток легкие и красочные. Развивается мелкая моторика рук, координация движений. У детей расширяются знания о народной игрушке. Вся работа по развитию ручной умелости детей направлена также на воспитание у ребенка усидчивости, терпения, аккуратности, трудолюбия, родителей к подготовке материалов для уголка ручного труд. Необходимо раскрыть умения доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т. е. всех тех качеств, которые необходимы ребенку для обучения в школе. Организуя ручной труд в группе, необходимо учитывать соответствие его содержания возможностям детей. Труд должен быть интересным для них, приводить к результату, имеющему практическое значение, позволять достичь результат без переутомления. Каждая работа должна делаться с определенной целью: коврик для Феи, Лучики для солнышка (плетение косичек), ракета для украшения группы к Дню Космонавтики и т. д. В начале занятия рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц и снятия напряжения – физминутку. Формы проведения деятельности могут быть теоретическими (рассказ воспитателя, беседа с детьми, показ воспитателем способа действий), а также практическими (подготовка и проведение выставок работ детей, непосредственная работа детей, конкурсы работ, вручение работ родителям и малышам в качестве подарков). На теоретическую часть должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. .Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» взрослого по принципу «делай как я», выполнять роль исполнителя. Использование схем, пооперационных карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя «работу ума и работу рук», при этом воспитатель имеет возможность оказать помощь менее подготовленным детям. В ходе данной работы очень важно кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Детям, которые быстрее справляются с работой, предлагать помочь тем, кто слабее. Результат работы будет лучше, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». Для этого надо создать условия, при которых потенциал ребенка будет использоваться полностью. Особое внимание в работе необходимо уделить знакомству детей с правилами безопасного труда с ножницами и иголкой. И конечно вся эта работа должна вестись совместно с родителями. Можно привлечь родителям значение ручного труда для развития мелкой моторики рук ребенка. Можно провести мастер- класс по изготовлению игрушек с детьми, семинар- практикум – «Наши руки не для скуки», консультации по правилам безопасности труда при работе с иголкой и ножницами. Таким образом, вся эта работа приносит пользу ребенку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность рук, у ребенка формируется художественный вкус, что положительно влияет на его подготовку к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад из опыта работы на тему "Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР"

Доклад из опыта работына тему«Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»      Выполнила:С. А. Со...

Статья на тему: "Ручной труд как средство развития мелкой моторики"

Развитие мелкой моторики различными средствами ручного труда...

Статья на тему: "Ручной труд как средство развития мелкой моторики"

Развитие мелкой моторики различными средствами ручного труда...

Обобщение опыта работы по теме "Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

В статье я попыталась обобщить свой личный опыт работы над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также опыт кружковой работы по ручному труду....

Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...