Проект "Создание музыкальных инструментов своими руками"
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Максутова Эльвира Фаварисовна

Создала презентацию "Создание музыкальных инструментов своими руками" и буклет "Музыкальные шумовые инструменты своими руками". Также к вашему вниманию представляю свой творческий проект "Создание музыкальных инструментов своими руками".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Создание музыкальных инструментов своими руками» Выполнила: музыкальный руководитель Максутова Э.Ф. Проект по художественно-эстетическому развитию

Слайд 2

Тип проекта : творческий, групповой. среднесрочный. Вид деятельности: познавательный Участники проекта: музыкальный руководитель, дети средней, старшей и подготовительной к школе групп, родители. Срок реализации: 5 ноября – 15 декабря 2016 год а.

Слайд 3

Обеспечение проекта: Наглядный материал : иллюстрации, картинки с музыкальными инструментами. Технические средства: аппаратура, ноутбук, проектор. Раздаточный материал: музыкальные инструменты (ложки, маракасы, бубны, барабаны, « шуршалки », « шумелки »). Демонстрационный материал к играм.

Слайд 4

Методическое сопровождение проекта: Картотека музыкально-дидактических игр для развития тембрового слуха. Консультация для родителей: « Изготовлениесамодельных музыкальных инструментов из бросового материала». Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала детьми совместно с родителями. Презентация проекта: Выставка самодельных музыкальных инструментов «В мире музыкальных инструментов». Презентация на проекторе «Создание музыкальных инструментов своими руками».

Слайд 5

Актуальность Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование. Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.

Слайд 6

Новизна: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности;в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности. Цель проекта: Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.

Слайд 7

Задачи проекта: 1. Развитие эмоциональной сферы ребенка. 2. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира. 3. Приобщение к музыкальной культуре. 4. Формировать потребность в восприятии музыки. 5. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом. 6. Развитие познавательных и творческих способностей. 7. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии. 8. Обогащение словаря. 9. Осваивать различные формы приобретения опыта. 10. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

Слайд 8

Описание проекта: Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.

Слайд 9

Модель трех вопросов. Что мы знаем о музыкальных инструментах? Что мы хотим узнать о музыкальных инструментах? Как узнать об этом? Барабаны (Руслана, Данила, Данияр ) Гитара (Женя, Искандер К) Погремушка (Алмаз, Наргиза ) Балалайка (Кирилл) Гармошка (Искандер С.) Дудочка (Кирилл Я.) Что стучат громки и тихо? (Лиза) Где создавался барабан? ( Эвелина Ш.) Откуда появилась гитара? ( Эвелина К.) Откуда появилась погремушка? (Алмаз) Как звучит гитара, труба? (Руслана) Как создавалась гитара? (Кирилл Якш., Искандер К.) В какой стране создавалась дудочка? (Никита) Как играет пианино? ( Айгиз ) Спросить у мамы (Руслана, Данила) Посмотреть по телевизору (Тимур, Кирилл Я.) Спросить у репетитора ( Ильнар ) Спросить у музыкального руководителя (Искандер К.) Увидеть в музыкальном зале ( Амир ) Увидеть в мультфильме про Фиксиков (Никита) Смотреть мультфильм «Ну, погоди!» где звучит гитара ( Данияр ) Спросить у папы ( Наргиза )

Слайд 10

Системная паутинка . Образовательные области Виды деятельности Социально-коммуникативная (игровая) -Дидактические игры: «Угадай, на чем играю» Речевое (коммуникативная) -Беседы: «Расскажи о музыкальном инструменте», - Дидактическая игра: «Угадай по описанию», «Угадай, какой инструмент звучит? Физическое развитие (двигательная) - приветствие (элементы технологий здоровье сбережения), - артикуляционная гимнастика, - пальчиковая гимнастика, - ритмопластика. Познавательное (познавательно-исследовательская) -Беседы о музыкальных инструментах, способе и игре на них, их изготовления . -консультации для родителей: «Детские музыкальные инструменты своими руками», «Как изготовить музыкальные инструменты», «Мастерим музыкальные инструменты вей семьей». - Создание буклета «Музыкальные шумовые инструменты своими руками» - просмотр презентаций «Музыкальные инструменты» Художественно-эстетическое (продуктивная) - пополнение музыкального инструментария инструментами созданными руками детей и их родителями.

Слайд 11

Заключение: В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приемов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление. Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.

Слайд 12

ФОТО МАТЕРИАЛ К ПРОЕКТУ

Слайд 13

ФОТО МАТЕРИАЛ К ПРОЕКТУ

Слайд 14

ФОТО МАТЕРИАЛ К ПРОЕКТУ

Слайд 15

ФОТО МАТЕРИАЛ К ПРОЕКТУ Оркестр с самодельными музыкальными инструментами

Слайд 16

ФОТО МАТЕРИАЛ К ПРОЕКТУ Учимся играть на музыкальных инструментах.

Слайд 17

ФОТО МАТЕРИАЛ К ПРОЕКТУ Грамоты победителям и участникам проекта

Слайд 18

ФОТО МАТЕРИАЛ К ПРОЕКТУ

Слайд 19

ФОТО МАТЕРИАЛ К ПРОЕКТУ

Слайд 20

ФОТО МАТЕРИАЛ К ПРОЕКТУ Победитель Низамов Газинур старшая группа. Поздравляем, желаем творческих побед!!!

Слайд 21

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №1 с. Раевский муниципального района  Альшеевский район РБ

Творческий проект на тему:

«Создание                      музыкальных инструментов                  своими руками»https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=55b9501d2ad4d0b756dc2d97106682cf&n=33&h=215&w=225

        

Музыкальный руководитель: Максутова Э.Ф.

2016г.


               Содержание.

Актуальность.

Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. С младенчества дети любят различные погремушки, свистульки. Играя, прислушиваются к звукам, тем самым знакомятся и изучают мир звуков, запоминают тембры, познают высоту звука и т.д. В детском саду есть музыкальные инструменты, которые используются на музыкальных занятиях, но их недостаточное количество, и это способствовало созданию проекта.  Детская природа такова, что детям интересно, из чего сделан инструмент, и что там шуршит и гремит или звенит. Поэтому созданием этого проекта стала идея показать детям, как можно изготовить свой музыкальныйинструмент, из каких материалов; какие звуки могут издавать те или иные музыкальные инструменты. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам. Создание нашего проекта представляется актуальной задачей, она направлена на приобщение к музыкальной культуре не только детей, но так же их родителей и педагогов.

Тип проекта: творческий, групповой, среднесрочный.

Продолжительность проекта: (5 ноября – 15 декабря).

Цель проекта: пополнение музыкального инструментария инструментами, созданными руками детей и их родителями.

Задачи проекта:

  1. Дать представление об историческом прошлом музыкальных инструментов.
  2. Систематизировать и закреплять знания детей об инструментах разных групп (духовые, струнные, ударные, клавишные).
  3. Раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению самостоятельности.
  4. Повышать интерес детей к музыкальной деятельности.
  5. Обогащать словарный запас и активизировать речь детей.
  6. Активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.
  7.  Способствовать установлению отношений творчества и сотрудничества между участниками проекта.

Межпредметные связи: продуктивная, познавательная, игровая виды деятельности.

Продукт проектной деятельности: музыкальные инструменты,  созданные руками детей и их родителей.

Форма проведения презентации проекта: выставка музыкальных инструментов.

Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: ноутбук, экран, проектор, презентации, буклеты для родителей, фонотека.

Поэтапная совместная деятельность по решению задач проекта:

План - схема проекта.

Направление работы

Содержание работы

Срок исполнения

1. Работа с детьми

  • Беседы: «Какие вы знаете музыкальные инструменты?»,  «Расскажи о музыкальных инструментах», «Как создавали музыкальные инструменты?»
  • Беседы о музыкальных инструментах, способе и игре на них, их изготовления.
  • Просмотр презентаций «Музыкальные инструменты»
  • Дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Угадай инструмент»,

«Угадай, какой инструмент звучит?

  • Церемония награждения победителей и участников проекта.

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

2. Работа с родителями

  • Консультация: «Музыкальные инструменты своими руками»,
  •  Консультации: «Как изготовить музыкальные инструменты?»

«Мастерим музыкальные инструменты всей семьей».

  • Создание буклета: «Музыкальные шумовые инструменты своими руками»

1-я неделя

2-я неделя

3. Работа с педагогами

  • Индивидуальные беседы по реализации проекта,
  • Консультации: «Музыкальные инструменты своими руками»,
  • Индивидуальные беседы по итогам проекта.

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

Системная паутинка.

Образовательные области

Виды деятельности

Социально-коммуникативная

(игровая)

-Дидактические игры: «Угадай, на чем играю»

Речевое

(коммуникативная)

-Беседа: «Расскажи о музыкальном инструменте»,

- Дидактическая игра: «Угадай по описанию»,

«Угадай, какой инструмент звучит?

Физическое развитие

(двигательная)

- приветствие (элементы технологий здоровье сбережения),

 - артикуляционная гимнастика,

- пальчиковая гимнастика,

- ритмопластика.

Познавательное

(познавательно-исследовательская)

- Беседы: «Какие вы знаете музыкальные инструменты?», «Как создавали музыкальные инструменты?»

- просмотр презентаций: «Музыкальные инструменты».

Художественно-эстетическое

(продуктивная)

- пополнение музыкального инструментария инструментами, созданными руками детей и их родителями.

Ожидаемый результат:

  • для детей:
  • пополнение кругозора детей знаниями о музыкальных инструментах, их создании, месте возникновении;
  • формирование умений создания музыкальных инструментов своими руками,
  • укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги)
  • для педагогов:
  • повышение компетентности педагогов в вопросах музыкального воспитания дошкольников,
  • укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги)
  • для родителей:
  • приобщение родителей к музыкальной культуре,
  • повышение интереса родителей к жизни детей в ДОУ,
  • гармонизация детско  – родительских отношений,
  • укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги)

Приложения к проекту.

Консультация для родителей и педагогов на тему:

«Музыкальные инструменты своими руками».

Ваш ребенок очень музыкален, но купить музыкальные инструменты не по карману? Мы предлагаем их сделать своими руками. Просто и оригинально.
МАРАКАС ИЗ БУТЫЛКИ
Всегда загадочно и желанно исследование внутренностей инструментов. Чтобы удовлетворить любопытство своего чада, предлагаем сделать распространенный в Южной Америке шумовой инструмент маракас.
Настоящий маракас – это пустая тыква, внутрь которой насыпают горох. Мы сделаем маракас из небольшой пластиковой бутылки или футляра от киндер-сюрприза.
Насыпьте в футляр или в пластиковую бутылку гречневую крупу или рис, или манку (от крупы зависит степень громкости инструмента), закройте крышку и… мини-маракас готов!
В бутылку побольше можно положить горох, бубенчики, бусинки, монетки и т.д. Можно поэкспериментировать и насыпать разнообразные «звучащие» мелкие предметы в железные коробочки из-под конфет и леденцов. Тогда звук будет более звонким. Или в деревянные или картонные коробочки разного размера и объема.
Если ребенок еще совсем мал, то открывающиеся части инструмента нужно надежно заклеить, например, скотчем.
Чтобы занятия стали еще увлекательнее, можно раскрасить маракасы или наклеить аппликации и дать каждому из них свое имя.
Обязательно обратите внимание малыша, что при разных движениях получается разный звук, поиграйте с ним в игру: «Что шумит? Какой маракас играет? На что похож звук? Может быть, это кто-то идет? Или крадется? Или это дождь? Или звезды морозной ночью переговариваются?»
ТРЕЩОТКИ
Замечательный инструмент трещотки можно соорудить из двух пластиковых бутылок.
Возьмите две бутылки. Отрежьте горлышко на обеих заготовках (около 15-20 см) и нарежьте бока бутылок продольными полосками шириной 1-1,5 см и длиной около 10-15 см. Играть можно будет, удерживая инструменты за бывшие горлышки. Инструмент будет трещать, если тереть бутылки друг о друга или проводить по полоскам рукой или карандашом. Можно раскрасить трещотку маркером или наклеить аппликацию.
Конечно, для трещоток можно использовать любой другой подручный материал, например деревянные расчески, рифленые бока консервных банок, скорлупу грецких орехов, закрепленную на кончиках кусочков проволоки, собранных в букетик и т.п.
ПОДКЛЮЧАЕМ СТРУННЫЕ!
Помните забавного медведя из старого детского мультфильма, который сидел на пне и дергал кору, прислушиваясь и радуясь издаваемому звуку?
Попробуем соорудить такой «однострунный» инструмент из пластикового стаканчика из-под йогурта и обыкновенной канцелярской резинки.
Все очень просто. Наденьте резинку вдоль стаканчика, чтобы ее часть оказалась сверху и посередине. Нужно, чтобы резинка плотно облегала края и не болталась. Тогда звук, когда вы дергаете за свободный отрезок резинки, получится звонкий и необычный. А если к наружной стороне дна стаканчика прикрепить шуршащую бумагу (бумагу нарежьте полосками) или подвесить колокольчик, то на одном.
КОЛОКОЛЬЧИК.
Один из самых любимых инструментов детей – это колокольчик. Конечно, можно купить колокольчик в магазине (например, в зоомагазине продаются замечательные колокольчики для рыбалки). Но гораздо интереснее сделать его самому.
Возьмите пустую консервную банку (предварительно обезопасив края) или небольшой глиняный горшок для цветов, гвоздь, веревочку, молоток, гайку и бусинку. Гайка – это «язычок» нашего колокольчика. Привяжите к концу веревки гайку, проденьте бусинку и завяжите на веревочке узел. Завязывать надо так, чтобы расстояние от узла до гайки было меньше высоты банки или горшка. С помощью гвоздя и молотка пробейте в банке дырочку сверху в дне (в глиняном горшочке такая дырочка уже есть). Проденьте веревку в дырку и завяжите узел. Такой колокольчик раньше в деревнях называли «болтало» и подвешивали на шею корове.
Изготовление бубенчика потребует от вас чуть больше усердия. Вам понадобятся; кусочек жести (квадрат 4×4), ножницы, гвоздь, молоток, веревочка, бусинка или металлический шарик. Сначала нужно расчертить квадрат на четыре маленьких квадрата, а затем нарисовать и вырезать цветочек из четырех лепестков (вырезать нужно от края к центру). В середине сделайте дырочку гвоздем. Затем проденьте веревочку в отверстие и завяжите узелок на конце. Внутрь бубенчика (середина цветка) положите бусинку или шарик и загните лепестки вовнутрь, чтобы бусинка не выпадала. Теперь можно звенеть и радовать окружающих своей музыкой.
Инструмент, на котором можно сыграть уже целую мелодию, мы сделаем из стеклянных бутылочек. Бутылочки можно взять из-под молока, кефира или воды. Назовем это «музыкально-воздушным» ксилофоном. Если под определенным углом подуть в горлышко получится звук, который можно спеть нотой. Если собрать много разных по объему и, по размеру горлышка бутылочек, то можно выстроить звукоряд мажора или минора. В эти же бутылочки можно налить воду и играть, ударяя по ним палочкой.
Музыкальные бокалы были популярны в XVIII и XIX столетиях. Вы удивитесь, но для этого музыкального инструмента писали музыку Моцарт, Гайдн, Франклин и др. Хрустальные бокалы или бокалы из простого тонкого стекла помещали один внутрь другого и извлекали звук путем простого прикосновения. Вы можете сделать свой набор музыкальных бокалов. Нужно налить воду в фужеры (необходимо разное количество воды, чтобы выстроить звукоряд) и играть с помощью палочки или проводя мокрым пальцем вокруг ободка. Будет здорово, если вы добавите в каждый бокал немного пищевого красителя разного цвета.
МУЗЫКА ВЕТРА
Знаете ли вы, что некоторые музыкальные инструменты могут звучать без участия человека? Эта так называемая «музыка природы» может быть исполнена на «эоловой арфе». Они были популярны в Центральной Европе в XIX веке. Их название происходит от имени древнегреческого бога ветра Эола. Арфа состоит из струн одинаковой длины, но разной по толщине, натянутых на деревянный корпус. Ветер, попадая в струны, заставляет их звучать, рождая неповторимую и загадочную музыку.
Можно попробовать самому сделать «поющие» трубы. Такая разновидность музыкального инструмента популярна в странах Востока, в Китае и Японии. Трубы подвешивают на улице, и когда ветер задувает в них, раздается успокаивающий тихий звук. Возьмите небольшую полую трубу, морскую раковину, бутылку или обыкновенный ключик с отверстием, подвесьте их на улице и наслаждайтесь «музыкой ветра».
Шарик-пищалка – известный всем инструмент из детства. Предлагаем сделать его самим. Нужно взять картонную трубочку от катушки ниток, лопнувший воздушный шарик, нитку или скотч, ножницы и ПВА. Из шарика вырежьте небольшую полосочку и приклейте ее сверху на конец трубочки так, чтобы остались небольшие промежутки по краям отверстия. Закрепите полоску ниткой или скотчем и подуйте в открытый конец катушки.
Изготовление музыкальных инструментов своими руками - занятие полезное и увлекательное. Здесь нет четких правил и законов, поэтому любая идея легко превращается в реальность: раскрашивайте, привязывайте, приклеивайте, насыпайте, наливайте, пришивайте, экспериментируйте… Главное – делайте музыку вместе, тогда она и малышу, и вам будет приносить отличное творческое настроение!

Консультация для родителей на тему:

«Как изготовить музыкальные инструменты?»

Советы по изготовлению музыкальных инструментов с детьми от 4 до 5 лет. В возрасте от 4 лет дети проявляют серьезный интерес к музыкальным инструментам и их новым звучаниям.

Малыши любят играть с предметами домашнего обихода, производить беспорядок в квартире. Давайте направим энергию наших детей в полезное «русло» — будем создавать собственные музыкальные инструменты! Это способствует развитию навыков координации, мышц, крупноймоторики, помогает познакомить детей с основными научными концепциями, связанными со звучанием и принципами гармонии. Игра на музыкальных инструментах развивает в детях социальную активность, которая превосходно позволяет привить им любовь к искусству, в частности, к музыке.

Дайте ребенку возможность активно участвовать в процессе создания самодельных музыкальных инструментов. После того как сделаете это, не забывайте хвалить малыша, говорить ему, что он молодец! Это наполнит его чувством гордости, осознанием, что он что-то сделал сам и у него хорошо получилось!

Начните с создания барабана — простейшего ударного музыкального инструмента. Для этого подготовьте небольшой картонный или пластиковый контейнер цилиндрической формы — очень хорошо подходят упаковки из-под растворимого кофе с плотно прилегающей пластиковой крышкой. При ее отсутствии, можно закрепить сверху контейнера лист плотной промасленной бумаги. Закройте коробку крышкой или закрепите на ней лист плотной бумаги так, чтобы она была хорошо натянута и не провисала (используйте для этого скотч). Обычная деревянная ложка будет служить вам барабанной палочкой. Разнообразьте тактильный опыт своего ребенка: играйте также просто пальцами или всей ладонью.

Чтобы создать трещотку, используйте круглую пластиковую коробку от фотопленки (возможно, вы найдете что-то другое: главное, чтоб коробочка была маленькой, и деткам было удобно на ней играть). Ёмкость чем-нибудь наполните. Можно использовать мелкие твердые горошины или макаронные изделия, зерна пшена, леденцы, маленькие пуговицы или сухие бобы. Чтобы не пострадал звук музыкального инструмента, не смешивайте наполнители разных видов. Обязательно плотно закройте коробку или заклейте ее, чтобы ребенок сам ни в коем случае ее не открыл.

Для того чтобы у трещотки был прекрасный звук, проследите за тем, чтобы рука малыша, который трясет коробочку, была расслаблена, а запястье двигалось совершенно свободно.

Еще один детский музыкальный инструмент, который можно будет с легкостью сделать – это обыкновенная «бренчалка» из картонной коробки. С помощью нее вы познакомите ребенка с общей идеей щипковых струнных инструментов.

Для создания «бренчалки» понадобятся: коробка из-под обуви или любая другая из плотного картона и обычные канцелярские резинки разной длины. Проделайте овальное отверстие в крышке коробки, а затем натяните резинки поверх нее так, чтобы они были над этим овальным отверстием. С одной стороны подсуньте под канцелярские резинки какой-нибудь продолговатый брусок или палку. Это приподнимет их над поверхностью коробки и сделает звук более интересным. Закрепите резинки с разной степенью натяжения, чтобы тон звука получался выше или ниже. Можете настроить струны так, как вам нравится.

Хвалите малыша, который будет играть на этой «бренчалке», скажите ему, что он настоящий музыкант и у него очень хорошо получается создавать музыку! Когда малыш играет, вы можете петь какую-нибудь детскую песенку. Потом поменяйтесь ролями. Эта игра подарит вам массу положительных эмоций!

Очень легко сделать самодельный стеклянный ксилофон. Игра на этом музыкальном инструменте отлично разовьет координацию движений и навыки импровизации. Для этого сначала нужно поставить в ряд стеклянные сосуды (бокалы или рюмки). Чтобы быть уверенным, что они не упадут и не разобьются, приклейте их скотчем снизу. Налейте в каждый сосуд различное количество воды, что придаст разное звучание и разнообразные тона вашей мелодии. Когда вы или ваш ребенок будете ударять чайной ложкой (или двумя) по сосудам – заиграет настоящая музыка!

Деткам старше двух-трех лет можно сделать обычную свистульку. Известно, что она прекрасно развивает дыхание, легкие малыша и навыки координации. Чтобы ее создать понадобятся: прочная картонная коробка из-под рулонов кухонных бумажных полотенец, а также вощеная бумага и скотч. Закрепите вощеную бумагу с одного конца трубки и плотно приклейте с помощью скотча. Затем проделайте отверстие в середине трубки (это облегчает игру, открывая выход воздуху).

Пусть ребенок дует в открытый конец трубки, не касаясь его зубами, и держа губы чуть-чуть приоткрытыми. Это позволит получить гудящий звук, который будет соответствовать тону вашей мелодии.

Ваш ребенок может использовать свистульку, когда вы будете играть на другом музыкальном инструменте или наоборот: вы свистите, а ваш малыш играет, например, на «бренчалке». У вас получится маленький оркестр, игра  которая доставит много радости вашему малышу!

Как видите, советы по изготовлению музыкальных инструментов очень просты. Для их создания не нужно тратить много времени и денег, а можно просто использовать всё, что имеется у вас дома. Главное, что наши советы помогут раскрыть потенциал вашего малыша и принесут вам много радости, много часов и дней, наполненных совместным музыкальным творчеством!

Консультация для родителей на тему: "Мастерим  музыкальные инструменты всей семьей".

 Окружающий нас мир состоит из звуков: громких и тихих, ласковых и тревожных, гармоничных и диссонирующих. Музыка присутствует повсюду. Нужно только немного прислушаться, открывая сначала, может быть незаметные, удивительные созвучия.

 Никто не станет отрицать, что музыка очаровывает, увлекает, побуждает инициативу. Она несет в себе эмоциональную природу и способна точно, ярко передавать настроение и чувства человека. И не столь важно, поет ли он, играет ли на музыкальном инструменте, или просто сопереживает звучащему. Единение уже произошло… Человек подобно волшебному сосуду, наполненному чудесной жидкостью, засветился энергией искусства, творчества и сотворчества. Люди часто не замечают, что каждый предмет таит в себе совершенно неожиданное предназначение. Необходимо приложить лишь немного фантазии и желания, помогая дать новую жизнь простым вещам, с которыми мы каждый день встречаемся дома.

 Не стоит выбрасывать ненужные баночки изпод йогурта, кофе, футляры от фотопленок, и много других, как окажется позже, полезных для творческой деятельности предметов

 Имея под рукой несложные орудия производства (ножницы, нож, шило, сверло, напильник, пилу и др.) дети вместе с родителями могут из этих, казалось бы, несовместимых предметов и бросовых материалов создавать МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ.

 Получая радость творчества от совместного изготовления инструментов, дети продлевают ее во время музицирования на этих инструментах (особенно во время ансамблевой игры). При этом ребенку открываются большие возможности - ощутить прелесть созидания, творчески мыслить через доступные формы музицирования, создавая удивительный мир звуков и образов.

 Получив этот мощный первоначальный эстетический толчок, ребенок формирует готовность обучаться игре на "сложных", казалось на первый взгляд, музыкальных инструментах, с удовольствием знакомиться с необычайно обширным и многоликим МИРОМ МУЗЫКИ. Поэтому занятия музыкой станут не тягостной обязанностью, как это нередко бывает, а школой радости, самовыражения и личностных проявлений..

 Дети по природе своей исследователи. Им не терпится узнать сущность простых и совсем непростых вещей и явлений. Поэтому экспериментирование со звучащими предметами, сделанными самостоятельно оригинальными инструментами, различного рода звукоподражания неизменно влияют на познавательное отношение ребенка к окружающему миру, развивают его начальные музыкальные способности.

 Трещотки и погремушки, сделанные из упаковок от йогурта, футляров от фотопленок, деревянных линеек, флейта из бамбуковых палочек, банджо из коробки от чая и  бруска дерева, барабаны из консервных банок, колокольчики из цветочных горшков и другие оригинальные инструменты, развлекая, создают у ребенка желание трудиться, заниматься музыкой, творить и сочинять. С большим удовольствием дети на своих музыкальных инструментах играют в ансамбле, сочиняют ритмы, музыкальные импровизации, охотно передают на музыкальных инструментах свои эмоции и впечатления, создают музыкальное сопровождение для придуманных ими историй, театрализаций.

 Для ребенка не должно быть в процессе творчества ограничений, выраженных в противопоставлениях "надо или не надо," возможно или невозможно", "получится или не получится". Сужая простор для творчества, можно погубить самое главное: инициативу и побуждение к инициативе, когда хочется делать, творить, созидать.

 В процессе создания музыкальных инструментов дети приобретают трудовые, конструкторские, изобретательские навыки, во время музыкальной деятельности развивают свои музыкальные способности.

 У них формируется потребность в игровой деятельности передавать свои знания, умения, опыт сверстникам, младшим товарищам. В итоге комплексное, всестороннее развитие детей происходит через радость совместной с родителями трудовой, художественной и музыкальной деятельности. А что еще может быть важнее?

Буклет:

«Музыкальные шумовые инструменты своими руками».

Информация к презентации:

«Музыкальные инструменты»

БАЛАЛАЙКА

Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.
Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.
По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.          

                               балалайка

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.
Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м. 
Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.
ЗАГАДКИ
А всего-то три струны 
Ей для музыки нужны. 
Всех игрою веселит! 
Ой, звенит она, звенит, 
Кто такая? Отгадай-ка… 
Это наша… (балалайка). 
Три струны, а звук какой! 
С переливами, живой. 
Узнаю его в момент — 
Самый русский инструмент. 
(Балалайка)

БАРАБАН

Как проще всего получить звук без помощи голоса? Правильно – ударить чем-нибудь по тому, что есть под рукой.
История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам, на празднествах в честь богини музыки Хатхор. Погребальные обряды, молитвы против бедствий сопровождались ударами по систру – инструменту типа погремушки в виде рамки с металлическими стержнями. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев на различных празднествах, посвященных богу виноделия.
В Африке существуют «говорящие» барабаны, которые служат для передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитации традиционной тоновой речи. Там же, а также в Латинской Америке для сопровождения народных танцев в настоящее время распространены погремушки. Колокола и тарелки – это тоже ударные инструменты.      

                     барабан

Современный барабан имеет цилиндрический деревянный корпус (реже – металлический), обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру (самые большие достигают 90 см в диаметре) и используются музыкантами в зависимости оттого, какой звук надо «выбить» – низкий или повыше.
Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении – сильных долей такта. Это инструмент низкого звучания. Им можно подражать грому, имитировать пушечные выстрелы. Играют на нем с помощью ножной педали. 
Малый барабан происходит от боевых войсковых и сигнальных барабанов. Внутри, под кожей малого барабана, натягивают металлические струны (4–10 – в концертном, до 18 – в джазовом). При игре струны вибрируют, и возникает специфическая трескучесть. Играют на нем деревянными палочками либо металлической метелкой. Используют его в оркестрах для задачи ритма. Малый

барабан – неизменный участник маршей и парадов.
ЗАГАДКИ
Со мной в поход легко идти, 
Со мною весело в пути, 
И я крикун, и я буян, 
Я звонкий, круглый… (барабан). 
Внутри – пустой, 
А голос – густой. 
Сам молчит, 
А бьют – ворчит… 
(Барабан)

ГИТАРА

Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полый резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.
Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» – струна.
Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой – медиатором. Звук от этого становится более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре – это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.
Свой облик гитара приобрела не сразу. Мастера экспериментировали с размером и формой корпуса, креплением грифа и прочим. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.
Разновидность гитары с семью струнами называется русской (иногда – цыганской). Ныне она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко.

                            гитара

Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука.
В 30-е годы XX в., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.
Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители: испанцы – Фернандо Сор и ДионисиоАгуадо; итальянцы – МаттеоКаркасси и МауроДжулиани.
Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого – простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.
ЗАГАДКА
Этот струнный инструмент 
Зазвенит в любой момент — 
И на сцене в лучшем зале, 
И в походе на привале. 
(Гитара)

ГАРМОНИКА

Термин «гармоника» произошел от греческого «гармоникос» – стройный, созвучный. Он объединяет музыкальные инструменты, в которых звук извлекается из пластинок-язычков, колеблющихся от продуваемого через них воздуха. При вдувании пластинки звучат одним звуком, а при выдувании – другим. Получаются два аккорда. Существуют разные гармоники – губные, ручные и механические. Губные очень удобные, небольшие, их можно носить с собой. В Европе они появились в 1777 г.
Первую ручную гармонь сделал немецкий мастер Ф. Бушман в 1822 г. В ней воздух нагнетался на пластинки с помощью воздушного мешка-резервуара, который называется меха. Его делали из картона и обклеивали тканью. Язычки имели разную длину и толщину, поэтому при продувании воздуха через них получались разные звуки.
Благодаря певучести, амплитуде громкости, компактности и простоте обучения игре гармонь стала популярной в Европе и России.
Размер гармони небольшой, весит она около 5–6 кг. Играют на ней обеими руками, держа перед собой на груди и раздвигая инструмент, заставляя его то расширяться то «сдуваться»

                            .гармоника

Со временем конструкция гармони изменялась, и инструмент становился более интересным по звучанию.
Баян – музыкальный инструмент, родственный гармони. Сделал его русский мастер П. Стерлигов. Тональный диапазон его шире, чем у гармони: до шести с половиной октав. Но и вес больше – около 8–9 кг. Бывают баяны весом в 13–15 кг. Играть на таком инструменте стоя уже непросто, требуются сила и выносливость. Чаще исполнитель играет сидя. Особенной популярностью баян пользуется у исполнителей фольклора. 
Аккордеон – это тоже разновидность гармоники, но на правой клавиатуре расположены не кнопки, а клавиши фортепианного типа. Само название «аккордеон» происходит от немецкого слова akkord, что означает гармония. Его впервые ввел венский мастер армянского происхождения К. Дамиан в 1829 г. Созданный им инструмент при нажатии одной кнопки на левой клавиатуре издавал целый аккорд, то есть сразу несколько звуков. Аккордеоны с правой

клавиатурой фортепианного типа появились в России раньше, чем в Европе.
ЗАГАДКА
У нее вся душа нараспашку, 
И хоть пуговки есть – не рубашка, 
Не индюшка, а надувается, 
И не птица, а заливается. 
(Гармошка)

ГУСЛИ

Гусли-гусли-самогуды 
Распевают песню всюду. 
Раз готовы вы, друзья, 
Танцевать нам всем пора. 
Гусли представляют собой плоский ящик, полый внутри, с натянутыми на нем струнами. Этот многострунный щипковый инструмент был популярен у народов Прибалтики и Поволжья, называли его по-разному – каннель, кантеле, кюсле. Гусли изображены на фреске XI в. в Софийском соборе Киева.
О гуслях звончатых, яровчатых есть упоминание в народном эпосе, былинных сказаниях о гусляре Садко, богатырях Добрыне Никитиче, СтавреГодиновиче и Соловье Будимировиче.
«Гудение струнное» у многих народов считалось вещим, способным творить чудеса. Звуками кифары Орфей очаровал бога подземного царства Аида. Богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец Вяйнямейнен пением и игрой на кантеле управлял природной стихией. Садко игрой на гуслях завоевал расположение царя Морского.
Гусли могут нам выразить любое настроение:
Заиграл Добрыня по-уныльному, 
По-уныльному, по-умильному… 
Заиграл Добрыня по-веселому. 
В древние времена сложились три основных вида гусельной игры: исполнение лирических мелодий, в основном песенных, плясовых наигрышей и музыкально-

поэтический речитатив.

                                      гусли

Сейчас встречаются три вида гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Звончатые – имеют форму трапеции. Играют на них, держа на коленях, перебирая (защипывая) струны. Иногда пользуются плектром – тонкой пластинкой, которой зацепляют струны. Звук от этого становится особенно звонким. Количество струн у современных гуслей увеличено до 13. Играют на них бряцанием, как на балалайке.
Щипковые – усовершенствованные прямоугольные гусли. Это металлическая рама на ножках с натянутыми струнами, которые расположены на двух уровнях, настроенных каждый по своему принципу. На них можно играть аккордами и исполнять полифонические мелодии.
Клавишные гусли сконструировал мастер Фомин в конце XIX в. Внешне они похожи на щипковые, но струны расположены в одной плоскости, а над ними демпферы – глушители. Этой системой управляют с помощью 12 клавиш.
Гусельная игра сохранилась, этот древнейший вид народной музыкальной культуры и сейчас можно услышать в живом исполнении. Клавишные гусли используются в оркестрах, а в профессиональных коллективах иногда можно встретить и щипковые.
ЗАГАДКА
Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

СКРИПКА

Принято считать, что первый струнно-смычковый инструмент изобрел индийский (по другой версии – цейлонский) царь Равана, живший примерно пять тысяч лет назад. Вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, – из бамбукового дерева. Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.
На профессиональной сцене скрипка появилась в конце XV в., а ее «изобретателем» был итальянец из Болоньи ГаспарДуифопруггар. Самая древняя скрипка, изготовленная им в 1510 г. для короля Франца I, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). Своим теперешним видом и, конечно, звучанием скрипка обязана скрипичных дел мастерам итальянцам Амати, Страдивари и Гварнери. Высоко ценятся также скрипки мастера Маджини. Их скрипки, сделанные из хорошо высушенных и покрытых лаком пластинок клена и ели, запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, изготовленных этими мастерами, и поныне играют лучшие скрипачи мира. Страдивари сконструировал до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов.
Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она

состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные ++быстрые пассажи.  Скрипка – самый распространенный солирующий инструмент в оркестре.

скрипка

Сильно расширил возможности скрипки итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини. Впоследствии появилось много других скрипачей, но никто не смог превзойти его. Замечательные произведения для скрипки создали Вивальди, Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс, Чайковский и др.
Выдающимся русским скрипачом считается Ойстрах, или, как его называли, «царь Давид».
Существует инструмент, внешне очень похожий на скрипку, но немного большего размера. Это альт.
ЗАГАДКА
В лесу вырезана, гладко вытесана, 
Поет-заливается, как называется? 
(Скрипка)

ТРУБА

Труба относится к группе медных духовых инструментов. Ее прообразом были инструменты, изготавливаемые в древности из рогов животных. Примером может служить шофар, сделанный из бараньего рога, на котором играли в иудейских храмах. В Ветхом Завете рассказывается об осаде города Иерихон. На седьмой день священники стали обходить стены города, трубя в трубы. От их звука стены неожиданно рухнули. С тех пор выражение «труба иерихонская» означает очень громкий звук, «трубный глас».
В Скандинавии изготавливали инструмент из бивня мамонта – лур. Позднее, когда научились плавить железо, рога заменили на металлические трубы.

Родоначальник всех медных духовых инструментов – горн (от немецкого слова «хорн» – рог). Прогресс неизменно отражался на качестве и форме изготовляемых труб. Менялась толщина листа металла, из которого делался инструмент, менялся и металл (медь, бронза, серебро).

труба

Труба была прежде всего сигнальным инструментом в войсках, в Средние века их применяли в рыцарских церемониях, брали с собой в походы.
Труба – самый высокий по диапазону среди других медных духовых инструментов. В оркестре она участник острых, драматических моментов, без нее не обходится ни один батальный эпизод. Именно труба придает оркестру торжественность. Она может быть громкой, но способна и на тихий, мягкий звук. В духовом коллективе ей отводится солирующая роль, она исполняет мелодию. Широко применяют трубу и в джазовых ансамблях. Американские трубачи – Майлз Дэвис и Луи Армстронг оказали значительное влияние на развитие джазовой музыки XX в. Впервые ввел трубу в оперный оркестр итальянский композитор Клаудио Монтеверди. В опере «Орфей» он использовал пять самостоятельных партий для труб. Многие композиторы посвящали трубе концертно-виртуозные сочинения. Это Гайдн, Гедике, Гуммель. Часто труба звучит в сольных партиях у Баха, Бетховена, Брамса, Римского-Корсакого, Чайковского и многих других.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! 
Сидит ворон на дубу, 
Он играет во трубу 
Во серебряную, 
Труба точеная, 
Позолоченная, 
Песня ладная, 
Сказка складная. 
(Народная песенка)

ЗАГАДКА
Первые марши играют военные, 
Дяденьки дуют лишь в них здоровенные. 
А вот вторые на крышах стоят, 
Дружно зимою все сильно дымят… 
(Трубы)

                                                              ФЛЕЙТА

Волшебная флейта звучит и чарует, 
Цветными узорами сны нам рисует. 
Музыки этой кармический код, 
Словно к себе, 
Всех нас зовет. 
В. Антош 
Слово «дуновение» звучит на латыни как «флатус». От него и получила название флейта – деревянный духовой инструмент. Существует легенда, как древнегреческий бог лесов и пастбищ Пан полюбил нимфу Сиринкс. Однажды он захотел поймать нимфу, а Сиринкс попросила бога реки спасти ее. Тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель и назвал ее именем нимфы. Сейчас флейта Пана – это народный инструмент, состоящий из трубочек разной длины, что позволяет издавать звуки разного тона. Трубочки делают из камыша, бамбука, тростника, металла, дерева или даже из пластика.
Продольная флейта называется блокфлейтой. Она представляет собой дудочку с семью отверстиями сверху и одним – снизу. Отверстия расположены вдоль инструмента, через равные промежутки. Высота звука меняется в зависимости от

того, какое отверстие открыто. Блокфлейты изготавливают из самшита, груши, сливы, клена. Профессиональные инструменты обычно делают из пород красного дерева.
В современных оркестрах играют на поперечных флейтах. Ее создал ТеобальдБем – баварский изобретатель, музыкант, композитор. Играющий держит флейту горизонтально, отчего она и называется поперечной. Отверстия на инструменте открывают и закрывают клавиши – клапаны.

                                 флейта

Трубка флейты имеет 16 или более отверстий. Отверстия на старой флейте были очень малы. Бем расширил их настолько, что палец исполнителя не закрывает их полностью. Благодаря этому возникла чрезвычайно остроумная система клапанов, расположенная под пальцами настолько удобно, что исполнитель может легко справляться с труднейшими техническими приемами. Поперечная флейта превосходит блокфлейту по глубине и выразительности звука, ширине диапазона и техническим возможностям. 
Западноевропейские и русские композиторы – Бах и Глюк, Равель и Дебюсси, Глинка и Прокофьев – создали прекрасные произведения для флейты. «Волшебная флейта» – так Моцарт назвал одну из самых исполняемых сегодня опер.
ЗАГАДКА
Очень весело поет, 
Если дуете в нее. 
Вы все на ней играете 
И сразу отгадаете. 
Ду-ду, ду-ду-ду. 
Да-да, да-да-да! 
Вот так поет она всегда. 
Не палочка, не трубочка, 
А что же это? 
(Дудочка)

                                                   ФОРТЕПИАНО

Фортепиано – обобщенное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов-роялей и пианино. В 1709 г. итальянский мастер Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента.
Предшественниками фортепиано считаются клавесин (другое название – чембало) и клавикорд. На клавесине звук извлекается щипком пера, которое зацепляет струну при нажатии клавиши. Получается звук металлического оттенка, который ни с чем не перепутать. Сейчас этот инструмент – незаменимый участник ансамблей, играющих музыку эпохи Возрождения и барокко.
Другой предок – клавикорд, имел иной принцип звучания. Звук на нем извлекался тонкими металлическими пластинками – тангентами. Способ звукоизвлечения – осторожное прикосновение к клавише – определил теплоту и выразительность звучания.
Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения. Струны в нем расположены горизонтально, поэтому он занимает много места.
У пианино станина со струнами расположена вертикально, за счет этого инструмент стал компактнее и подходит для домашнего музицирования. Сейчас распространены электронные пианино. Они меньше по размерам и легче, но звучание у них «не живое». Их обычно используют музыкальные коллективы, исполняющие поп-музыку.

        Для фортепиано написано наибольшее количество музыкальных произведений. Первое – сочинил Джустини в 1732 г. Виртуозами игры на этом инструменте были Лист и Шопен. Русскую школу прославил Рахманинов.
На фортепиано можно сыграть музыкальные произведения любых форм и жанров и написанные для любого исполнительского состава. Фортепиано может использоваться как сольный инструмент, так и с оркестром. Музыкант любой специальности должен в достаточной мере владеть игрой на фортепиано.
ЗАГАДКА
Я стою на трех ногах, 
Ноги в черных сапогах. 
Зубы белые, педаль. 
Как зовут меня?.. (Рояль) 
Очень музыку любили 
Две сестры, Наташа с Ниной, 
И поэтому купили 
Им большое… (пианино).

Информация для беседы с детьми на тему:

«Как создавали музыкальные инструменты?»

Что натолкнуло человека на изобретение музыкальных инструментов? Об это мы можем лишь только догадываться. Человек каменного века уже додумался, как извлекать различные звуки по высоте, сделав духовой инструмент из кости животного. Это говорит о достаточном развитии музыкального сознания.

Развитие музыкального сознания было причиной того, что первобытный человек стал по-новому прислушиваться к звукам окружающей действительности и то, что раньше казалось шумом, стало для него музыкой. Он научился извлекать музыкальные звуки из различных предметов. Они зазвучали, заговорили, стали музыкальными инструментами.

Музыкальные инструменты первобытных людей были так же грубы и примитивны, как и орудия их труда. Они впервые открывали принципы устройства музыкальных инструментов, оставив на долю последующих поколений развитие этих принципов.

Чтобы в такт песне хлопать в ладоши или притопывать ногами, люди стали постукивать двумя раковинами, деревяшками, плоскими камешками. Так возникли первые ударные инструменты, занимавшие главное место в оркестре первобытных людей. Они были разнообразны: колотушки, трещетки, погремушки из выдолбленных и высушенных плодов с камешками и косточками внутри и целое семейство барабанов.

Изобретение барабана говорит о том, что человек открыл свойство пустых внутри предметов резонировать, увеличивать силу звука.

Из пустого стебля тростника человек научился делать духовые инструменты. Стебель тростника стал "предком" и пастушеской свирели и духовых инструментов современного оркестра: флейты, гобоя и др.

Изготовляя лук для охоты на диких зверей, человек пробовал, туго ли натянута тетива. Колеблясь, она издавала певучий музыкальный звук. Так тетива стала струной, а охотничий лук - музыкальным инструментом. Много веков прошло, прежде чем к этой единственной струне добавили еще несколько, и получилась арфа -один из древнейших инструментов.

Стенная живопись древнего Египта сохранила изображения музыкантов, играющих на арфах. В античной Греции была распространена кифара, инструмент, родственный арфе.

Много веков прошло до изобретения струнных инструментов, звук которых усиливается при помощи резонирующего корпуса. Такова лютня, завезенная в Европу из восточных стран и получившая распространение в эпоху Возрождения.

К числу струнных инструментов, снабженных резонирующим корпусом, относятся и древние русские гусли.

Арфа, кифара, лютня, гусли - на всех этих струнных инструментах звук извлекается щипком. Но существует и другой способ извлечения звука - ведением смычка по струнам. Смычковые инструменты известны в профессиональной европейской музыке с XV века, в народной музыке - гораздо раньше.

Среди старинных русских народных инструментов мы находим и смычковый инструмент гудок.

Группы ударных, духовых, струнных, щипковых и смычковых музыкальных инструментов существуют и в наши дни. Каждая из этих групп очень увеличилась, а устройство инструментов усовершенствовалось, но природа их осталась той же. У каждого инструмента есть свой характер звучания, свой тембр. Музыкальные инструменты предоставляют композитору огромное богатство различных музыкальных красок и оттенков. При умелом соединении нескольких инструментов могут возникнуть новые, яркие "музыкальные краски".

Инструментов, которые изобретал человек в разных уголках земли в далеком и недавнем прошлом так много, что они все не поместились даже на этом дереве.

Корни дерева уходят к первым простейшим инструментам глубокой древности - к дудке, колотушке, барабану и натянутой тетиве лука. В родстве они состоят по одному признаку - по источнику звука.

В духовых инструментах звук, получается, от колебания воздуха внутри трубок деревянных или металлических.

В перепончатых - от ударов по туго натянутой коже.

Всамозвучащих - от ударов разных предметов один об другой.

В пластинчатых - от ударов по пластинкам.

В струнных - от колебания струн.

В язычковых - от колебания металлических пластинок, закрепленных с одного конца.

Нет на нашем дереве механических (это музыкальные шкатулки, ящики, шарманки, оркестрионы, механические фортепиано). Они приводятся в действие специальными механизмами без участия музыканта. Нет на дереве и электрических инструментов, созданных совсем не давно. Их называют инструментами будущего.

Был такой русский изобретатель Термен, инженер и виолончелист. Он придумал музыкальный инструмент, который подчинялся не только движению руки, а и взгляду, мысли. Это было в 1921 году.

С тех пор появилось много электроинструментов, способных воспроизводить звучание скрипки, фортепиано, любого голоса. И управлять ими гораздо легче, чем старыми инструментами.

В 1959 году появился новый инструмент, с помощью которого композитор может сочинять музыку. Изобрел его инженер Мурзин.

Но новая музыка не заменит старую, она присоединится к ней, сделает нашу духовную жизнь еще богаче и прекраснее.

Музыкально – дидактическая игра:

«Угадай, на чём играю?».

Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.

Развивать тембровый слух.

Описание. Ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.

Ход игры.

1 вариант. Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.)

Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента.

2 вариант. По щелчку в презентации появляется картинка музыкального инструмента.

Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём.

Музыкально – дидактическая игра:

«Угадай, какой инструмент звучит?».

Цель: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку:

-Музыкальных инструментов               Музыкальных инструментов

Знаем мы, ребята, три.                        Знаем мы, ребята, пять.

А какой сейчас сыграет,                      А какой сейчас сыграет,

Ну-ка быстро говори.                           Ты попробуй отгадай.

                            Музыкальных инструментов

                            Знаем мы, ребята, семь.

                            А какой сейчас сыграет

                            Отгадаем дружно все.

 

Программное содержание: Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Игровые правила: Слушать внимательно звучание инструментов, не мешать отвечать друг другу.

Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами.

Игровая цель: Первым собрать всех музыкантов.

 

Музыкально-дидактическая игра:

 "Угадай инструмент".

Эта игра развивает чувство слуха, память, фантазию, словарный запас. Она подходит для любого количества детей в возрасте 4-7 лет.

Потребуется: погремушка, бубен, дудочка, барабан, колокольчик, тарелки или любые другие простые инструменты.

Правила: ведущий показывает каждый инструмент, называет его и даёт детям познакомиться с его звучанием. Затем ведущий прячется за ширму или просто за дверь. Он начинает играть на каком-нибудь инструменте, а дети должны отгадать – что именно звучит. В качестве более сложного варианта можно сочетать игру на двух или даже трёх инструментах сразу. Кроме самого звучания, можно придумывать, на что именно похожи услышанные звуки, например, дудочка – на пение птиц, барабан – на топот. Угадавший больше всех звуков сам становится ведущим.

Приветствие.

Здравствуйте, ладошки, 
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать) 
Здравствуйте, ножки, 
топ-топ-топ! (топать) 
Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки) 
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам) 
Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки) 
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам) 
Здравствуйте, губки, 
Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами) 
Здравствуйте, зубки, 
Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками) 
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа) 
Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик) 
Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд) 
Привет! (помахать рукой над головой)

Артикуляционная гимнастика

на музыкальных занятиях.

 «Удивленный ослик»

К нам на занятие заглянул маленький ослик и зашел в зал, цокая копытцами (цокаем язычком на улыбке). Остановился и удивился, какие замечательные ребята пришли на занятие: поднял бровки высоко, показал 4 зубика (вытягиваем губы трубочкой вперед так, чтобы видно было 2 верхних и 2 нижних зуба). Зафиксировать выражение лица на пару секунд. И застеснялся, спрятался (расслабляем мышцы лица, и закрываемся ладошками - прячемся). И снова выглянул и показал 4 зубика. (Повторяем движение) И снова спрятался. И ушел: цокаем язычком на улыбке.

Рекомендации педагогам: обратить внимание, что упражнение выполняется на улыбке, брови необходимо поднимать высоко.

 «Болтушки»

Давайте немножко поболтаем – расскажем другу стихотворение, например «Наша Таня громко плачет» - но без слов, а с помощью болтающего языка.

Рекомендации педагогам: следить за выразительностью исполнения. Подобным образом можно пропевать фрагменты из песен, в которых ребенок испытывает затруднения

"Большая и маленькая лошадки"

К нам сегодня прискакал на занятие маленький пони. Цокаем язычком быстро-быстро, высоко, на улыбке. Руками изображаем движение копытцев. За ним следом прискакала большая лошадь: цокаем язычком медленно, низким голосом, нижняя челюсть опускается вниз.

А теперь мы с вами станем волшебниками и превратим маленького пони в

большую лошадь. (Начинаем цокать язычком высоко на улыбке, постепенно опуская звук все ниже, вытягивая губы и опуская нижнюю челюсть). Одновременно ручками показываем размер лошадки - раздвигаем ладошки в сторону: лошадка растет. А потом из большой лошадки делаем маленькую: ладошки сдвигаются, цокающий звук становится из низкого высоким.

Пальчиковая речевая игра «Здравствуй!» по стихотворению Т. Сикачёвой (автор игры И. Бодраченко).

Я здороваюсь везде: дома и на улице.

Даже «Здравствуй!» говорю

Я знакомой курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро. Здравствуй, день.

Мне здороваться не лень.

Дети рассказывают стихотворение с разной интонацией в голосе.

«Артикуляционная и пльчиковая гимнастика» под фонограмму: музыка Т. Морозовой «Маленькая фея».

1. В лесу стоит маленький домик -

Настоящий теремок.

2. У домика красивая черепичная крыша

(поднять руки над головой в форме "крыши")

3. И большая кирпичная труба

(сложить губы «трубочкой»)

4. В доме три маленьких резных окошка,

(руки над головой в форме окошка,

рот открыть)

5. И большая дубовая дверь

(ладошки перед лицом, показываем зубки)

6. Стены в домике покрашены

(опустить руки на колени)

Красивой розовой краской

(языком внутри гладить щеки)

7. Вдруг подул сильный ветер

(дети поднимаю руки вверх, голосом имитируют звук ветра)

8. Дверь открывалась и закрывалась

(открывают и закрывают рот)

9. Даже стены в домике закачались

(поочередно надувают щечки: правую, левую)

10. Вдруг домик затрещал и рассыпался

(губами издают звук "пф-р-р",

руками изображают падение домика)

11. Прибежала мышка-норушка

(сжимают кисти рук в кулаки мизинцами показывают хвостик)

12. Увидела, что домик рассыпался

(жуют губки)

И расплакалась (изображают плачущую мышку

13. Прискакала лягушка-квакушка

(кисти рук сжимаются и

разжимаются с силой «ква-

ква»)

14. Увидела, что мышка плачет

И сказала:

15. «Не плачь, мышка, пойдем ко мне

жить.»

(кистями рук показывают говорящую лягушку)

16. Обрадовалась мышка, улыбнулась

(широко улыбаются губами)

И побежала с лягушкой.

(мизинцами показывают хвостик)

Приложения из опыта работы.

Выводы: В качестве диагностики, мы выбрали модель 3-х вопросов. По его результатам видно, что дети знают малое количество музыкальных инструментов, не знают страну их происхождения, как звучат некоторые инструменты.

Если сравнить модель 3-х вопросов и мыслительную карту, то видно, сколько музыкальных инструментов дети узнали в ходе проекта, научились различать их по звучанию, внешнему виду, стране происхождения, научились делить на виды (духовые, клавишные, ударные, струнные).

Дети с родителями творчески подошли к работе, сблизились.

Модель трех вопросов.

Что мы знаем о музыкальных инструментах?

Что мы хотим узнать о музыкальных инструментах?

Как узнать об этом?

Барабаны (Руслана, Данила, Данияр)

Гитара (Женя, Искандер К)

Погремушка (Алмаз, Наргиза)

Балалайка (Кирилл)

Гармошка (Искандер С.)

Дудочка (Кирилл Я.)

Что стучат громки и тихо? (Лиза)

Где создавался барабан? (Эвелина Ш.)

Откуда появилась гитара? (Эвелина К.)

Откуда появилась погремушка? (Алмаз)

Как звучит гитара, труба? (Руслана)

Как создавалась гитара? (Кирилл Якш., Искандер К.)

В какой стране создавалась дудочка? (Никита)

Как играет пианино? (Айгиз)

Спросить у мамы (Руслана, Данила)

Посмотреть по телевизору (Тимур, Кирилл Я.)

Спросить у репетитора (Ильнар)

Спросить у музыкального руководителя (Искандер К.)

Увидеть в музыкальном зале (Амир)

Увидеть в мультфильме про Фиксиков (Никита)

Смотреть мультфильм «Ну, погоди!» где звучит гитара (Данияр)

Спросить у папы (Наргиза)

Наглядным отражением нашего проекта стала мыслительная карта, выполненная руками детей.

     

     

Мыслительная карта.

Заключение:

Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление. Особое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворялись потребности дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.

Фотоприложение.

Барабаны, маракасы, гусли…

Маракасы.

Барабаны, маракасы.

Колокольчик, маракасы, музыка ветра, барабан.

                                  20170116_100031.jpg

Оркестр с самодельными музыкальными  инструментами.

20170116_100151.jpg

20170116_101523.jpg

Учимся играть на музыкальных инструментах.

20170116_101836.jpg

20161213_115610.jpg

Грамоты победителям и участникам проекта.

IMG_20161215_120600.jpg


Максутов Шамиль – средняя группа.

IMG-20161220-WA0003.jpg

Байрамгулова Аделя – подготовительная группа.

IMG_20161214_103859.jpg

                                         

                           Якин Данила – подготовительная группа.

IMG_20161214_103846.jpg

            Шведун Женя – подготовительная группа.

IMG_20161215_110003.jpg 

Победитель Низамов Газинур  - старшая группа.

Желаем творческих побед!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные инструменты своими руками (мастер-класс)

Презентация мастер-класса по изготовлению детских музыкальных инструментов своими руками в домашних условиях....

Музыкальные инструменты своими руками

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно приобрет...

Музыкальные инструменты своими руками.

Консультация дляродителей,как сделать своими руками музыкальные инструменты из бросового материала.К консультации прилагаются фотографии....

Музыкальные инструменты своими руками

Практические советы по изготовлению детских музыкальных инструментов в домашних условиях....

Музыкальные инструменты своими руками

Данная статья посвящена созданию самодельных шумовых игрушек из подручных материалов...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»

Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....