Особенности эмоционального развития дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
статья на тему

Микова Марина Даниловна

Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию.Изобразительная деятельность  дает ребенку прямые средства конструктивного выражения эмоций, она помогает развивать визуальную восприимчивость ребенка, учит его видеть более детально, глубже осознавать форму и пространство, лучше ориентироваться в окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_emotsii.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эмоционального развития дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и, особенно, для эмоционального развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение (например, страх; рисуя какие-либо явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

Рисование - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке.

Если творческая работа доставляет малышу удовольствие, если у него получается задуманное или заданное воспитателем изображение, если он способен прилагать усилия и преодолевать неизменно возникающие трудности, если он успешно овладевает способами и средствами достижения цели, то такая деятельность вызовет у него положительное эмоциональное отношение.

Если полученный результат (в данном случае изображение) нравится ребенку, радует его, он удовлетворяет потребность растущей личности в самоутверждении. Часто благодаря успехам в творческой деятельности ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремится к содержательному общению.

Преодоление трудностей также вызывает у детей радостные чувства. Отсюда следует педагогический вывод: нужно так строить обучение, так организовывать занятия по рисованию, лепке, аппликации, чтобы это вызывало у детей позитивный настрой. Положительные эмоции у ребят появляются и тогда, когда им предоставляется свобода в выборе темы рисунка, лепки, аппликации, материалов для изображения. Отношение к изобразительной деятельности (и к любой другой) во многом зависит от того, как учитель или воспитатель руководит ею, от такта, терпения взрослого; умения понять ребенка, вовремя его поддержать, помочь, отметить успехи. Там, где педагог творчески относится к занятиям, умеет заинтересовать детей, широко включает в обучение игровые приемы и бережно относится к продуктам детского творчества, дети с радостью участвуют в работе и легко выполняют задания.

Существенное влияние на эмоциональное развитие  детей оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные рисунки. Задавая конкретные формы практического взаимодействия  (характером выполнения операций, распределением материала и т.д.), можно одновременно с отработкой и закреплением умений и навыков воспитывать у ребенка такие важные качества, как сочувствие, умение помогать, делиться, уступать.

В воспитании положительных взаимоотношений у дошкольников велика роль их совместной деятельности.

По данным исследования О.В.Хухлаевой, совместная для определенной группы детей деятельность предполагает обязательное участие в ней каждого ребенка и наличие его доли труда в совместном продукте. Другими словами, она включает в качестве главных компонентов результат труда и связь участников в процессе труда. Чтобы совместная деятельность действительно способствовала развертыванию между детьми положительных взаимоотношений, чтобы ребенок видел сверстника, понимал его и откликался на его состояние, недостаточно только постановки общей задачи, которая должна воплотиться в совокупном продукте. Очень важно, по мнению Хухлаевой, задать конкретную форму взаимосвязи и взаимозависимости отдельных предметных действий (распределить этапы деятельности, действия, обозначить точки соприкосновения, выделить воздействия и т.п.), которая способствовала бы развертыванию между детьми активного общения по поводу работы, включая обсуждение социального смысла деятельности, ее назначения, вклада отдельных участников, условий ее успешного осуществления. Это - задача трудная, но очень важная в воспитательном отношении, и на ее решении воспитатель должен сосредоточить свои усилия при организации совместной деятельности детей [1].

Каждая ситуация совместной деятельности создает особый неповторимый эмоциональный фон общей атмосферы и индивидуальных проявлений.

Когда дети создают продукт для будущей совместной деятельности, то в этом продукте (например, в совместном рисовании), в его отдельных деталях материально воплощается характер детских взаимоотношений: согласие или несогласованность, конфликтность или же взаимная договоренность.

Организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно, углубленно выполняли задуманное, могли согласовывать свои действия, доброжелательно относились к товарищам, считались с их интересами, умели уступать, если надо - помогать.

Необходимо вызывать и закреплять у детей эмоционально-положительное отношение к действительности, искусству, разнообразной художественной деятельности и процессу ее осуществления. Как считает И.А.Пазухина, этому могут способствовать следующие условия [2].

- Создание в дошкольном учреждении художественно-эстетической среды. При этом активное участие в оформлении помещения должны принимать дети: вместе с педагогами украшать зал для проведения праздников, досуга, народных обрядовых действий; создавать элементы декораций, детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Следует широко использовать в оформлении детского сада детские рисунки, как индивидуальные, так и коллективные композиции; систематически организовывать выставки детского творчества.

- Широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций. Это максимально способствует созданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению знаний, овладению навыками и умениями, развитию творчества.

- Вариативность в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми (ее новизна и разнообразие), выборе тем занятий (уроков), форм, средств, методов работы, предоставляемых детям материалов и др.

- Исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, шаблона, противоречащих специфике искусства и художественного творчества.

- Внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу творчества и результатам его творческой деятельности. Создание творческой доброжелательной атмосферы на каждом занятии, формирование такого же отношения к детскому творчеству и результатам со стороны родителей.

- Доверие к ребенку, его возможностям; предоставление самостоятельности, исключение излишней опеки, навязывания своего представления о возможном результате, активизация детей.

- Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, индивидуальный личностно-ориентированный подход в обучении изобразительной деятельности и развитии творчества.

- Осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной деятельности, что означает, прежде всего, предпочтение ближайшего окружения, как при-родного, так и созданного человеком (включающего искусство и его творцов); знакомство с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую культуру и историю; учет местных традиций, включение в процесс познания и творчества разных видов народного искусства (декоративно-прикладного и др.), характерных для региона.

Занятия по рисованию должны проходить при условии положительного эмоционального настроя. Во время занятий педагогу необходимо подойти к каждому, отметить положительные моменты; если у ребенка возникли трудности, помочь ему советом или предложить посмотреть, как выглядит тот или иной предмет (в иллюстрациях, игрушках), дополнить созданное изображение подходящими по смыслу деталями [3].

Одним из важных путей развития изобразительного и других видов художественного творчества является взаимосвязь художественного творчества с разнообразными играми: сюжетно-ролевыми, дидактическими и подвижными, что является благотворным фактором для эмоционального развития.

Дети с удовольствием откликаются на предложение воспитателя нарисовать, как они играли в свои любимые игры - в поликлинику, в детский сад, в моряков. По мнению исследователей, создавая рисунки на тему игр, дети по новому переживают свое участие в игре. Выбор игры для передачи ее сюжета в рисунке остается за детьми, и они выбирают именно те игры, которые доставили им радость и удовольствие. Рисуя эпизод игры, они вновь испытывают положительные эмоции, что безусловно важно как для дальнейшего развития игры, так и для закрепления положительного отношения к изобразительной деятельности. Разумеется, такое отношение возможно только при условии, что дети успешно овладели изобразительными навыками и умениями; каждому подобному занятию должны предшествовать наблюдения, которые напомнят детям, как выглядят предметы и объекты,  включенные в  игру.  Если  же у детей отсутствуют отчетливые представления или необходимые для изображения задуманного навыки и умения, то трудно рассчитывать на успех занятия  и радостное отношение к предложению нарисовать игру.

Для эмоционального развития во время занятий по изобразительной деятельности очень важно  направлять внимание детей на понимание самочувствия, настроения, эмоционального состояния своих же сверстников. Каждый новый день приносит радость одним и огорчения другим детям. Дети должны понимать причину настроения сверстника (для этого надо уметь поговорить с ним, а иногда внимательно понаблюдать за ним) и помогать ему: жалеть, если тому плохо (кто-то в семье заболел или случилось несчастье), радоваться вместе со сверстником, если тот испытывает радость.

Наблюдения И.Ю.Кулагиной за детьми во время занятий по рисованию показали, что если ребенка спросить о самочувствии сверстника, не обращая при этом внимания на особенности его деятельности, то нередко можно услышать ответы наугад, с ошибками, без обоснования. Если же ребенка сначала расспросить, у кого из детей работа труднее, у кого легче, кто сделал больше, а кто - меньше, у кого осталось много работы, у кого - мало и т. д., то после такого рода анализа, как правило, делается вполне справедливое заключение о настроении, самочувствии и состоянии товарища [4].

Такого рода ситуации служат как бы переходными от тех, где эмоции детей выражены ярко и непосредственно и потому являются понятными ребенку-наблюдателю, к ситуациям другого рода, в которых эмоции могут быть открыто не выражены и непосредственно не восприниматься. Однако, видя количество, скорость и качество выполняемой работы, ребенок может предположить возможные переживания сверстника, т. е. при отсутствии непосредственного восприятия, эмоционального состояния возможно ее предчувствие на основе тщательного анализа условий деятельности сверстника.

От развернутого, последовательно осуществляемого восприятия и анализа всех условий деятельности ребенка к быстро возникающему предчувствию, вызываемому восприятием особо значимых признаков, -  таков путь становления эмоциональной отзывчивости дошкольника.

В зависимости от содержания стоящих перед воспитателем целей (например, научить действию или научить отношению) он может изменять условия деятельности детей и тем самым изменять тип их взаимодействия.

Одним из таких условий для взаимодействия детей  является специфическая материальная оснащенность детской деятельности, например наличие общего для нескольких детей инструмента (кисточки), материала (бумаги, краски и т.д.) или заготовки, единого фона для деятельности (панно для узора или одного большого листа картона для выполнения работы двумя или более детьми).

Такое оснащение деятельности представляет собой созданное искусственным образом затруднение. Но оно, как правило, приводит к необходимости обращаться друг к другу, устанавливать эмоциональный контакт со сверстниками. Например, двум детям дается один лист большого формата, на котором нарисованы черно-белые рисунки. Они должны, распределив между собой конкретные рисунки, раскрасить их цветными карандашами. Подобные задания предлагаются детям трех и шести лет, выполняющим работу парами. Возникает вопрос, какой же выход они находят?

Дети трех лет не обнаруживают положительных эмоций по поводу того, что они будут работать вместе. Это - или безразличное отношение, или отрицательное: проявляют недовольство, жалуются взрослому. Такого рода реакции возникают в связи с тем, что дети еще не умеют делить «поле» деятельности и средства, которыми она осуществляется. Совершенно иначе работают в таких условиях дети шести лет. Во-первых, между ними по ходу деятельности развертывается очень активное общение. В содержание его входят самые разнообразные высказывания: о деятельности, которую каждый из них выполняет, о партнере по работе и даже о том, что непосредственно к работе не относится. Во-вторых, преобладающими все же являются высказывания по поводу деятельности и характера взаимоотношений между ними в этой деятельности. Основная направленность действий и способы воздействия на сверстника более разнообразны и динамичны, чем у трехлетних детей.

Одним из условий, способствующих развертыванию взаимодействия и взаимоотношений между детьми, является характер предъявляемых детям заданий. И педагоги, и дети привыкли к тому, что практические задания при обучении тем или иным умениям, навыкам, как правило, одинаковы у всех. Вместе с тем в целях воспитания у детей внимания, чуткости и отзывчивости к другому следует шире использовать подбор заданий на основе принципа различия, несходства (разное предметное содержание, разный способ выполнения, разная степень трудности). С этой целью можно к основному заданию добавить детали, скрытые трудности, неожиданные моменты.

В плане приобретения ребенком опыта решения социально-нравственных задач одно из важных звеньев - воспитание способности переживать за другого человека. Для того чтобы у ребенка воспитывать высшие, социальные эмоции (сопереживание, сочувствие), необходимо знать особенности и других проявлений его эмоциональной чувствительности. Воспитателю очень важно понимать, умеет ли ребенок переживать свое горе, неудачу, потерю, неуспех и как он их переживает; может ли он порадоваться удаче, успеху, приятной минуте, как ребенок страдает, когда ему плохо, и как он радуется, когда ему хорошо.

Для правильной ориентации воспитателя очень важно знать характер переживаний ребенка в ответ на действительную неудачу, неуспех, ошибку, трудности при выполнении им практических заданий. Как правило, дети реагируют на них по-разному. Одни, по мере того как не справляются с заданиями, кажутся пассивными, вялыми, безразличными, их действия становятся однообразными, совсем непродуктивными, они отказываются продолжать работу. У других под влиянием неудач и неуспехов возникает устойчивое отрицательное отношение к деятельности, с элементами агрессивных реакций, адресующихся трудному действию. Воспитателю очень важно поддержать ребенка в трудной и критической ситуации и направить его деятельность в правильное русло.

При организации практической деятельности детей также очень важно дифференцировать эмоциональный отклик ребенка на разные состояния сверстника: неудачу, неблагополучие, трудности и на его успех, удачу. Надо быть готовым к тому, что в том и другом случае он может быть разным. Радость другого заставляет ребенка остро почувствовать собственную слабость, неумение, и поэтому в этих ситуациях часто вместо радости дети проявляют зависть, раздражение, обиду.

Творчески организуя разнообразные ситуации деятельности, воспитатель должен стремиться пробудить у детей доброту и чуткость, поддерживая всякого рода благородные порывы детской души. Если же ребенок не обращает никакого внимания на состояние сверстника, необходимо воздействовать не торопясь: сначала косвенно побуждать к отклику, затем включать непосредственно в акт содействия другому (и при этом как будто оставлять возможность самостоятельного принятия решения). Следует не упускать из внимания эмоционально особо чувствительных и отзывчивых детей, направляя их внимание с собственных переживаний на деятельность.

Таким образом, широкое включение в педагогический процесс, в повседневную жизнь детей разнообразных занятий по изобразительной деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детской деятельности, их широкое использование в оформлении помещения дошкольного учреждения наполняют жизнь детей новым смыслом, создают обстановку эмоционального благополучия, вызывают чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками, объединяют всех общими радостными переживаниями. Занятия по изобразительной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Педагог должен помогать дошкольникам осуществлять такое общение. Вместе с тем общение детей в процессе деятельности оказывает положительное влияние и на осуществление самой деятельности, делая ее более привлекательной для ребят, удовлетворяющей потребность в общении и направленной на формирование личности каждого дошкольника.

Литература

1. Хухлаева, О. В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. / О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.Н.Первушина. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - 224 с.

2. Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольников / И.А.Пазухина // Дошкольное воспитание. – 2009. - №3.

3. Степанова, В.А. Выражение чувств и эмоциональное состояние у детей дошкольного возраста в рисунке человека и в рисунке семьи / В.А. Степанова // Журнал прикладной психологии. – 2005. - №5.

4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: УРАО, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описываются условия успешного развития детского творчества в процессе изобразительной деятельности....

Особенности развития воображения и творческих замыслов у дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Доклад

Данные отечественной и зарубежной истории дошкольной педагогики и психологии подчеркивают значение развития творческого воображения для творчества в различных продуктивных видах деятельности и для общ...

Консультация для родителей. "Творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности".

Консультация для родителей.Творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессеизобразительной деятельности....

Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности

Докладна педагогическом советевоспитателя Анниковой Е.Н.на тему«Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности»....

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности

           Статья на тему: "Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности"...

Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности

Эмоциональная сфера ребенка является одним из мощных внутренних факторов, влияющих на психику, и представляет собой сложную систему регуляции поведения ребенка....