Консультация для родителей. "Творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности".
консультация на тему

Тамахина Марина Львовна

Консультация для родителей.

Творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе

изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_rod.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Тамахина Марина Львовна

воспитатель

ГБДОУ №26

 Калининского р-на

                                                                                                                              Санкт-Петербург

Консультация для родителей.

Творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе

изобразительной деятельности.

Уважаемые родители, помните!

Развитию изобразительной деятельности, их способностей к рисованию необходимо

уделять особое внимание.

Рисование – это не «баловство», как полагают некоторые родители, а деятельность,

необходимая для развития полноценной личности.

Изображая тот или иной предмет, ребёнок лучше, пристальнее его рассматривает,

наблюдает. Значит, рисунок помогает лучше видеть окружающее, лучше познавать

характерные особенности его. Умение рисовать содействует пробуждению и формированию интереса к изобразительной деятельности. А рисование открывает

перед ребёнком яркий мир красок и линий. Познавая сокровища изобразительного искусства, ребёнок познаёт бесконечную красоту окружающего мира.

Изобразительная деятельность показывает ребёнку красоту нашей природы, красоту наших людей, создающих новую жизнь. Изобразительная деятельность ребёнка способствует его эстетическому воспитанию, развивает понимание красоты.

 Искусство играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует

закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Средняя группа (4 – 5 лет)

В этом возрасте, как замечает А. Н. Леонтьев, эмоции становятся более устойчивыми.

Адекватное эмоциональное регулирование в различных ситуациях формируется на основе

умения различать эмоциональное состояние по их внешним проявлениям – через мимику,

жесты, пантомимику и т.д.

Это проявляется и в рисовании: у ребёнка появляется интерес к линии, пластичности и

выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса и развить его, чтобы

способствовать выражению чувств и фантазий на языке художественно-графических

образов.

Линия, черта, штрих могут быть короткими и длинными, наклонными и ровными, чуть

заметными и яркими, волнообразными и движущими по кругу, пересекающимися и с

наплывом на другую. Через лёгкость, воздушность или мягкость и плавность, остроту и

агрессивность можно рассказать о характере героя, его отношении к окружающему миру.

 Карандаш, сангина, уголь, пастель, тушь –превосходные средства для выражения своего

видения красоты окружающего мира.

Рисование помогает ребёнку снимать напряжение. Внимательные педагоги замечают, что

происходит так называемое «графическое реагирование», особенно важно для тех детей,

которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего словаря. Рисунок – это средство зрительной связи между педагогом и замкнутым, закрытым

ребёнком.

Как организовать домашние занятия по рисованию.

Любая деятельность детей, а художественная особенно, требует соответствующей

организации предметно-развивающей среды. Для домашних занятий рисованием важно

правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально

оборудованный уголок творчества.

В первую очередь необходимо купить разнообразный художественный материал:

хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для ребёнка.

Прежде всего потребуется бумага – из альбома для рисования и листы большого формата.

На такой бумаге ребёнку удобно рисовать и карандашами, и красками, она не промокает и не коробится, как тонкая бумага или тетрадные листы. Кроме того, большой формат позволяет ребёнку не ограничивать движение руки.

Позаботьтесь о форме листа бумаги. Это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких-либо предметов (посуды, одежды, головных уборов и т.д.) Купите цветную бумагу или затонируйте часть

альбомных листов. Запас необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист.

Первая краска, с которой знакомиться ребёнок – гуашь. Она выпускается в пластиковых баночках по 6 или 12 цветов.

Это удобно, так как ребёнок сам сможет выбирать нужный цвет, для начала достаточно 4 – 6 цветов, а затем можно дать ребёнку весь набор красок. Гуашь – это кроющая,

непрозрачная краска, поэтому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска густая, можно развести её водой до консистенции сметаны.

Покупая в магазине кисти, обратите внимание на номер: чем кисточка толще, тем больше

номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти, плоские или круглые. Лучше выбрать специальные кисти – круглые, с длинным ворсом и толстой конусообразной скруглённой ручкой.

Не забудьте о банке с водой для промывания кистей, льняных тряпочках для удаления

лишней влаги с них, а также о подставке, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если ребёнок решил отложить рисование.

Наиболее распространённым изобразительным материалом являются цветные карандаши.

В коробке может быть 6, 12 или 24 штуки. Ребёнку лучше всего рисовать мягкими цветными или графитными карандашами. Толстые карандаши (диаметром 8 – 12 мм) удобнее брать в руки и удерживать. Они всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребёнка складывать их в коробку или ставить в специальный стакан для рисования.

Для рисования ребёнку можно давать и пастель – короткие палочки матовых цветов. В

коробке обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал.

Только обращаясь с ними надо аккуратно – мелки ломкие, хрупкие, требуют осторожности в работе.

Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью – закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются между собой прямо на бумаге.

Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкают, легко облетают. Хранят пастельные работы в папке, переложив их тонкой бумагой.

Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки – это короткие восковые палочки,

карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко рисовать, получается широкая фактурная линия. В руке их держат так же, как обычные карандаши.

Для рисования ребёнок часто использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге

остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать

смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.

Как правильно подготовить рабочее место.

Комната должна иметь хорошее естественное освещение. Если его недостаточно,

используйте дополнительное искусственное освещение. Если ребёнок правша, свет должен падать с левой стороны, если левша – с правой.

Подберите мебель, соответствующую росту ребёнка. Постелите на стол клеёнку, наденьте на ребёнка специальный халат или фартук. Посадите за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь над столом.

Как оформить детские рисунки.

Из белой плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть меньше рисунка, наложите её на рисунок.

Такая рамка называется паспарту. Можно аккуратно обрезанный рисунок наклеить на плотный, больший по размеру лист бумаги, цвет подберите сами, чтобы он

гармонично сочетался с рисунком. Повесьте картину так, чтобы ребёнок мог в любое время подойти и рассмотреть её. Кроме того, постарайтесь выделить

отдельную полку или ящик в столе для хранения папки с рисунками

«Для чего нужна пальчиковая гимнастика детям»

Родившемуся ребенку, способному уже наблюдать за происходящим в мире, мама и члены семьи, улыбаясь ему, рассказывают короткие стихотворения, изображая пальцами, например, «Сорока-сорока…», «Ладушки», «Идёт коза рогатая…».

Маленькие дети ещё не обладают большой усидчивостью, поэтому всё нужно преподносить в игровой форме. Одним из методов развития ребенка является пальчиковая гимнастика.

Люди используют это в практике, понимая при этом, что движения рук и пальцев, которые сопровождаются стихотворениями, развивают детей. Ученые Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что чёткие и правильные движения пальцев благотворно влияют на развитие детской речи.

Кора головного мозга помогает человеку приспосабливаться к изменениям окружающей

среды. Она головного мозга имеет проекции. При раздражении того или иного участка

происходит сокращение мышц в определенной зоне. Известно, что треть коры, расположенной в близости к речевому центру, связана с кистью. Во время выполнения гимнастики происходит активизация речевой зоны, которая стимулирует развитие восприятия речи и воспроизведение ее самостоятельно.

Ученые установили влияние пальчиковой гимнастики, на умственное развитие ребенка,

воздействуя на акупунктурные точки. Так, массаж большого пальца способствует активации мозга. Перед началом всякого дела нужно сделать гимнастику воздействуя на большой палец, и ребенку будет намного проще сконцентрироваться и запомнить новое.

Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке

основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и

расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

Стихотворение про друзей: пальцы сжимаем в кулаки, оттопыривая большие. «Встретились два друга у старого колодца» - поочередно один палец «обнимает второй». «Вдруг где-то грохот раздается» - стучим пальцами по столу. «Разбежались друзья по своим домам» - прячем пальцы в кулак. «Не станут гулять больше по горам» - каждым пальцем нажимаем на суставы

четырех других пальцев.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? А происходит

следующее:

- повышается работоспособность коры головного мозга;

- пальчиковая гимнастика помогает развивать речь ребенка;

- игры с пальчиками помогают развивать речь, они способствуют овладению навыками

мелкой моторики, игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают мышление, внимание, память, воображение;

Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи, снимают тревожность,

повышают речевую активность ребенка, концентрировать своё внимание и правильно его

распределять.

Выполняя пальчиковую гимнастику, проговаривая слова, речь ребенка станет чёткой,

ритмичной. Ребенок будет уметь контролировать себя и свои движения, которые он

выполняет.

Научившись выполнять упражнения, ребенок сможет сам придумать «рассказать руками

или пальчиками» свой рассказ или сказку.

Кисти рук и пальцы окрепнут, и будут иметь гибкость, подвижность, а это приведет к

облегчению овладения навыком письма.

Многие специалисты советуют занимать пальчиковой гимнастикой с 5-6 месяцев.

Уже в 5 месяцев ребенок начинает с интересом хватать игрушки. С этого момента он учится познавать мир – тактильно. Занимаясь с ребенком пальчиковой гимнастикой, мама поможет ему контролировать пальчики и руки и скорее услышит, как ее малыш начнет говорить первые слова.

Начинать можно с ежедневного массажа кистей рук пальцев:

- потирание ладоней до появления тепла;

- поглаживание ладошек вверх-вниз;

- шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих)

- постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.

- разминание и растирание каждого пальца вдоль, а затем поперек;

- растирание пальцев спиралевидными движениями.

Сначала гимнастика будет больше на маме: приговаривая стишки, нужно загибать и

разгибать пальцы, поворачивать их и т.п. На втором этапе малыш станет играть в игрушки с крутящимися деталями. К году малыш начнет сам выполнять простые движения. Его первой игрой будет являться «Сорока – сорока». Она знакома каждому с детства и эта игра передается из поколения в поколение.

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка Кора головного мозга

человека реагирует и координирует буквально все процессы, происходящие в организме.

Особенно важную роль она играет в процессах высшей нервной деятельности и

психологических функций.

Ребенка, достигшего 1 года помимо таких игр нужно учить катать шарики и палочки

разного размера из пластилина между ладошками, рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина, размазывать их по листу, пересыпать крупы из одной ёмкости в другую, перекладывать мелкие предметы из одной коробочки в другую.

Позже ребенка можно учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и

предметы: выполнять хлопки: обычные; хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом

другая; хлопки ладонями, сложенными чашечками; топанье одной ножкой, потом другой;

«прятки», пряча лицо за ладошками; танцы; поклон и так далее.

Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи.

Заучивание потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, надо

учить на материале детского фольклора разнообразным выразительным движением (как утка ходит вразвалочку, как изящно крадется лиса, как танцует балерина, как летает бабочка и так далее).

Используя детский фольклор в игре с руками, пальчиками, легче устанавливается контакт

с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей правильной речи и

выразительных движений.

Запомните, что только регулярные занятия помогут добиться эффективности в

упражнениях. Ежедневно занимайтесь, начиная с 5 минут, увеличивая постепенно время до 15 минут.

Примеры упражнений:

«Дом»

Мы построим новый дом

Дружно в доме заживём

В нашем домике-окошко

Загляни туда Антошка.

Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом.

 Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном».

Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.

«Киска»

Как проснется

Наша киска

Суп не станет

Есть из миски,

А зарядку потихоньку

Будет делать Кошка Пронька.

То прогнет, То выгнет спинку.

Ножку вытянет вперед.

За ушком себя почешет,

Помурлычет и зевнет

 Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев. Имитировать

 ладошками движения кошечки.

«Слова»

Раз и два, раз и два!

(сжимают и разжимают пальцы)

Сложим мы из букв слова.

Солнце - слово лучистое.

(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой

так, чтобы пальцы образовали лучики)

Кошка - слово пушистое.

(придерживают большим пальцем средний и безымянный; слегка приподнимая

согнутые указательный и мизинец - «ушки»)

Корова - слово рогатое.

(выпрямляют указательный палец и мизинец - «рога»)

А слово «арбуз» - полосатое.

(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти - «арбуз»)

«Аист»

Пальчики - головка, ладошка – крылышки

Аист – мама, Аист – папа

Гнездышко на крыше свили,

Аистенка – малыша

С клювика кормили.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены

(как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные

сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

«Башня»

Башню построим высокую мы.

Окна и бойницы в башне видны.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижать (как лодочки),

а большие пальцы загнуты внутрь.

В заключении хочу сказать, что пальчиковая гимнастика для дошкольников-это

своеобразная база, залог успеха во всех начинаниях. Почерк ребенка будет красивее и тверже, чтение быстрее улучшится память, а это очень важно в школе. Занятия очень простые и не требуют никакой специальной подготовки. Мама или бабушка может самостоятельно заниматься со своим ребенком в свободное время. Несколько минут, и ребенок станет на один

шаг ближе к успешной учебе.

Список литературы:

1) Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие

для родителей и педагогов».

Издательство: ООО «Издательство Астрель». Серия: Родничок. 2006 год выпуска.

2) Т.В. Калинина, С.В. Николаева, О.В. Павлова, И.Г. Смирнова «Пальчиковые игры и

упражнения для детей 2-7 лет».

Издание 2-е. – Волгоград. Издательство Учитель, 2015. – 151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описываются условия успешного развития детского творчества в процессе изобразительной деятельности....

Творческие игры на развитие воображения у дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Данный материал  предназначен  для воспитателей и  родителей воспитанников ДОУ. Предоставленный  материал поможет  в игровой непринужденной форме развить воображение, творческ...

Особенности развития воображения и творческих замыслов у дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Доклад

Данные отечественной и зарубежной истории дошкольной педагогики и психологии подчеркивают значение развития творческого воображения для творчества в различных продуктивных видах деятельности и для общ...

Особенности эмоционального развития дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию.Изобразительная деятельность  дает ребенку пря...

Развитие личностных качеств дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития личности дошкольников. Обучение рисованию, лепке, аппликации, к...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности

           Статья на тему: "Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности"...