Проект "Золотая хохлома"
проект (старшая группа) на тему

Пестова Ольга Сергеевна

С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Золотая Хохлома».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zolotaya_hohloma.doc237.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида

Проектная деятельность

Старший дошкольный возраст

«Золотая Хохлома»

Подготовила и провела

воспитатель старшей группы

Пестова О. С.

Благовещенск, 2016 -2017

«Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!

                                                                  Ты строга, нетороплива, величава и игрива.

                                                                    Ты любовью рождена, мастерством одарена.

                                                                 Душу русскую неси из глубин святой РУСИ!»

 

Актуальность: Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома. В процессе работы были определены содержание, формы и методы воспитания детей на материале народного искусства (музыкального, изобразительного, художественно-речевого), который вошел в проект. Народное искусство в разных его видах в работе с детьми использовалось в интегрированной форме как в групповой непосредственно-образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности в различные моменты жизни детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Дети, рассматривая фотографии, иллюстрации хохломской росписи, проявили желание узнать, где возникла этот вид народного промысла, как раскрашивают, какие элементы хохломской росписи существуют, специфика изготовления посуды с хохломской росписью. Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема. 

Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Золотая Хохлома».

Гипотеза: Что бы нам рассказала хохломская посуда, если бы умела говорить? 

Цели: Формирование у детей любви и уважения к народному искусству, частности – народному промыслу - хохлома; дать возможность ребёнку самостоятельно прикоснуться к народным ценностям, традициям; находить неожиданные открытия, узнавая о хохломе.

Задачи:

      1.Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на    
         вопросы, презентовать свои работы.

      2. Познакомить детей с историей хохломской росписи.

      3. Формировать умение детей рассматривать хохломскую посуду.

      4. Развивать умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.

      5. Формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя      
          разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

      6. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

 

Образовательная область

Содержание

 

1. 

Физическое развитие

Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др.

2. 

Социально-коммуникативное развитие

Составление описательных рассказов о хохломской росписи, просмотр презентаций, дидактические игры, просмотр видеосюжетов.

3. 

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера. Знакомство детей с народным музыкальным творчеством.

4. 

Речевое развитие

 

Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, считалок.

5. 

Познавательное развитие

Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуды, особенностях её росписи.

 

Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы, родители воспитанников.

Характеристика проекта: 

  • по доминирующему виду деятельности – творческий (или исследовательский); 
  • по характеру содержания – включает ребёнка и его внутренний мир; 
  • по характеру участия ребёнка в проекте – исполнитель и непосредственный участник; 
  • по характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной группы и в контакте с семьей.

Ожидаемые результаты: от результатов проекта ожидаем, что дети:

1. Познакомятся с историей хохломской росписи.

2. Научатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду. 

3. Сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи. 

4. У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов. 

5. У детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров. 

 Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

1. Это посуда.

1. Из чего сделана посуда.

1. Прочитать книгу.

2. Это красиво.

2. Рассмотреть иллюстрации.

3. Это сделано руками человека.

2. Каким образом изготовлена эта посуда.

 

 

3. Где изготавливают эту посуду.

4. Почему ее так называют.

5. Какие краски и элементы используют мастера для росписи.

 Продолжительность: данный проект осуществляется с октября 2016 по март 2017 гг.

Этапы реализации проекта:

I этап – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 

Беседа: «История возникновения хохломской росписи».

Цель: Рассмотреть хохломскую посуду и узнать все о Хохломе.

Задачи:

• Познакомиться с хохломской росписью.

• Рассмотреть хохломскую посуду.

Вхождение в проблему:

Рассматривание хохломской посуды и действия с ней.

Вживаться в игровую ситуацию.

II этап – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия. Знакомство с видами хохломской росписи с привлечением источников. Изготовление дидактических игр: « Хохломское лото», «Хохломское домино», «Собери картинку». Сбор экспонатов с хохломской росписью с помощью родителей (оформление выставки в мини-музее группы). Подготовить материал для художественного творчества – рисования.

III этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ 

Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в журналах. Отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов, чтение сказок и рассказов. Дидактические игры: «Составь узор», «Подбери узор». «Обведи и раскрась», «Собери картинку», «Найди пару». Слушание аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Золотая ярмарка», «Купили мы для бабушки…», «Матрешки», «Хохлома».

Подвижные игры: «Кто быстрее донесет вазу», «Кто больше соберет ложек», «Не задень посуду».

Рисование: Хохломские раскраски, Хохломская ложка, Хохломские доски.

Лепка (метод налепа): Хохломская чашка.

Родители совместно с детьми пополняют музей группы на тему: « Золотая хохлома». Получают информацию о проекте из консультаций для родителей.

Воспитанники повторяют за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают новые. Играют в дидактические игры. Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями. Слушают песни. Играют в игры. По подсказке педагога берут материалы для той или иной деятельности.

IV этап – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание презентации « Золотая хохлома». Создание альбома и подготовка выставки детских работ по «Декоративно – прикладному искусству».

Перспективно - тематический план работы над проектом 

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практические материалы

Сроки

I. Выявление проблемы

 

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия.

Знакомство с видами хохломской росписи с привлечением источников.

Сбор экспонатов с хохломской росписью с помощью родителей

(оформление выставки в мини-музее группы).

Беседа: «История возникновения хохломской росписи»,

Рассматривание альбомов: «Народные промыслы»,

« Золотая хохлома».

Изготовление дидактических игр: «Хохломское лото», «Хохломское домино», «Собери картинку».

Октябрь

II. Организация работы над проектом

 

III. Практическая деятельность по решению проблемы

Познавательное развитие.

«Что за чудо завитки»

Ноябрь

Просмотр презентации.

«Сказ о Хохломе»

Народное творчество: хохломская роспись.

Хохломские раскраски

Дидактические и подвижные игры.

 «Цветные капельки»,  

 «Укрась горшочек»

 п/и «Не задень посуду»

Речевое развитие

 

Составление описательного рассказа о хохломской росписи (с использованием мнемотаблицы).

Декабрь

Народное творчество: хохломская роспись.

Рисование «Хохломская ложка»

Дидактические и подвижные игры.

 

«Третий лишний», «Обведи элемент»,

п/и «Кто больше соберет ложек».

Чтение художественной литературы.

Легенда «Золотая Хохлома»

Разучивание частушек «Золотая хохлома».

Народное творчество

 

Лепка «Хохломская чашка» (метод налепа)

Январь

Чтение художественной литературы

Л. Яхнин «Веселое слово хохлома».

Чтение стихов о хохломе.

Народное творчество: хохломская роспись

« Хохломские доски»

 

Просмотр видеосюжета.

 

Из программы «Галилео»:         « В гостях у мастеров  Хохломы».

Февраль

Дидактические и подвижные игры.

«Собери целое», «Составь узор»

п/и «Кто быстрее донесет вазу».

Народное творчество: хохломская роспись.

 

«Подарок для мамочки любимой» роспись разделочной доски в стиле золотой хохломы.

Итоговое мероприятие

Утренник, посвященный Женскому дню 8 Марта.

Март

Чтение рассказов.

 

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

И. Столова «Фарфоровый чайник».

Дидактические игры.

«Укрась горшочек»,            «Сложи картинку».

IV. Презентация продукта деятельности

Создание презентации «Золотая хохлома»

Показ презентации

«Золотая хохлома».

Март

 

Взаимодействие с родителями

1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Золотая хохлома».

2. Привлечь родителей в создании мини - музея в группе.

3. Консультация для родителей: «Знакомство детей с хохломской росписью»,      
  «Творчество в детском возрасте»
.

4. Подготовка информационных стендов, папки-передвижки «Роль рисования в приобщении детей к народной культуре».

5. Предложить родителям расписать доски и ложки в стиле хохломской росписи.

5. Участие родителей к подготовке утреннику, посвященному женскому дню 8 Марта.

Итоговые мероприятия: «Золотая хохлома» - роспись разделочной доски (изготовление подарка в стиле хохломы для мам). Создать альбом и подготовить выставку детских работ по «Декоративно – прикладному искусству». Создание презентации «Золотая хохлома», утренник к Женскому дню 8 Марта.

Вывод: Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и «хохлома».

Художественно-эстетическая деятельность средствами музейной педагогики способствует творческому развитию ребенка, его умению действовать в воображаемом пространстве, развитию фантазии, мира чувств, осознанию себя причастным к общечеловеческим и культурным ценностям.

В ходе работы использовались как традиционные технологии, так и современные:

  • педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;
  • игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
  • метод проектов при создании мини-музеев разной направленности;
  • здоровьесберегающие технологии, использование которых позволяет вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр.;
  • индивидуально-дифференцированный подход;
  • развивающие игры.

 

Используемая литература:

1. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» Л.В. Орлова - Москва «Мозаика – синтез».

2. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)» Грибовская А.А. - Москва 2011 г.

3. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А.П. – Москва 1972 г.

4. «Народное декоративное – прикладное искусство» - М.: Просвещение, 1984.

5. «Дети и народное творчество» - М.: Просвещение, 1995 г.

6. «Росписи Хохломы» - М.: Детская литература, 1991г. Жегалова С. К.

7. «Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие» - М.: Мозаика – Синтез, 2002 г

8. Интернет ресурсы: nsportal. ru

9. Интернет http://allforchildren.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Хохлома" с использованием мультимедиа

В мастер - классе дается открытое занятие, которое можно провести как с детьми, так и с педагогами. Отмечено с какой целью проводится мастер-класс ....

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»

Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...

ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...