СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
консультация по теме

Садыкова Екатерина Викторовна

                         Сенсорное воспитание (ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА )

    Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представ­лений об окружающем мире.Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положе­нии в пространстве — необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.

 Восприятия предметов и явлений окружающего мира начина­ется познание. Таким образом, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой — составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

  Программа сенсорного воспитания в младшей группе предпола­гает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования — использованию сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета вы­ступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, жел­тый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (бе­лый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геомет­рические фигуры, эталонами величины — соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и в конечном счете метрических мер.

    В данной программе заложено знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каж­дого свойства: 5, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины.

    Первоначальный этап обучения — это ознакомление детей с сен­сорными эталонами. При знакомстве с основными образцами дети сопоставляют разные эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия.Затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов; вариантами геометрических форм, различающимися пропорциями, отдельными параметрами величины. Появляются четкие представления о раз­новидностях каждого свойства. Все это дает возможность усвоить системные связи и зависимости между разновидностями свойств:расположение цветов в спектре, результаты их смешения, после­довательность светлотных оттенков, последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.

 Усвоив представления о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и вы­деления свойств разных предметов. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, они используют их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей.Что касается названий свойств и их разновидностей, то они постояннно употребляются взрослыми, но только к самому концу года можно рассчитывать на их полное понимание и, тем более, активное использование самими детьми.

    В ходе выполнения программы перед детьми ставятся некоторые задачи, требующие ориентации в пространственных отношениях (как на плоскости, так и в трехмерном пространстве). Однако ознаком­ление с пространственными отношениями не выносится в отдельный раздел обучения в данном возрасте. Оно будет осуществляться поз­днее, в связи с овладением моделями пространственных ситуаций (план, чертеж и т. п.). Пока же вполне достаточно, если простран­ственные обозначения будут использоваться лишь ситуативно, по мере надобности, добиваться их усвоения детьми не следует.

Программа обучения рассчитана на два занятия в неделю, дли­тельностью 15—20 мин каждое.

Все занятия построены так, что представления об эталонах цвета, формы, величины являются необходимым условием выполнения ин­тересных для детей игровых и практических заданий.

 

       ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

      Занятия по развитию речи и ознакомлению с детской художест­венной литературой включают в себя три основных направления работы.

Первое направление: ознакомление детей с художественной ли­тературой. На основе такого ознакомления происходит, с одной стороны, развитие эмоциональной сферы ребенка (сопереживания, очувствия, эстетических чувств), а с другой — усвоение морально-тичееких норм и сведений об окружающем мире. Эта работа про-одится в основном в свободное от занятий время и таким образом, [to литературные произведения, включенные в программу, знакомят ,етей с различными сторонами действительности: явлениями живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры и миром собственных переживаний. Содержание чтения в течение учебного года зависит не от принципа тематики, а от принципа усложнения, с одной стороны, и от времени года — с другой.

Это направление включает в себя следующие виды работ :

Чтение детям стихов, сказок, рассказов (всего более 100 произведений).

Ответы на вопросы, беседы о прочитанном.     ,

Игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений.

Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресованным детям дошкольного возраста.

Второе направление: освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей средствами художественной выразительности, развития звуковой стороны речи.

По этому направлению осуществляется следующая работа:

Выделение в произведениях средств художественной выразительности (эпитетов) и их активное использование детьми при описании предметов.

Обучение детей построению ответов по содержанию прочитаного; описанию картинок, игрушек, персонажей сказки по вопросам воспитателя, которое включает называние наглядных признаков предметов (цвет, форма, величина). Свойства материала: гладкий, пушистый.

 Разучивание и выразительное чтение детьми отдельных стихотворений с помощью образцов выразительного чтения. Игры драматизации по произведениям детской художественной литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

Развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте. Дети вслушиваются в звучание слов, учатся слышать отдельные звуки и правильно их произносить. Они учатся отвечать громко и четко, правильно пользоваться интонацией, управлять т емпом речи.

Для подготовки к обучению грамоте очень важно обратить вни­мание на развитие артикуляционного аппарата. Делаются первые шаги к тому, чтобы ребенок учился им управлять, осуществляя различные звукоподражания. Образцом служит речь взрослого, звуки окружающего мира.

Основное внимание направлено на формирование у детей пра­вильного произношения гласных звуков и некоторых согласных (кро­ме сонорных и шипящих).

Третье направление: развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Сюда входят задания, направленные на развитие мышления и во­ображения детей и подготавливающие последующее развитие позна­вательных и творческих умственных способностей. Эти задания могут быть сгруппированы следующим образом:

Развитие у детей наглядных форм символизации — умения от­бирать заместители для обозначения персонажей сказки. Выбор не­обходимо делать в ситуациях, когда количество заместителей соот­ветствует количеству персонажей сказки (распределение заместите­лей), и, когда имеются лишние заместители (например, кружки разных цветов), следует отобрать только нужные для сказки.

Развитие у детей умения использовать отдельные заместители персонажей сказки (выбор и показ нужного заместителя) в процессе рассказывания сказки взрослым.

Развитие у детей умения создавать образы воображения отдель­ных предметов с опорой на некоторые признаки реальности.

Развитие умения строить образы воображения целостных ситу­аций в совместной со взрослым творческой деятельности.

В основном занятия проводятся по подгруппам. Используются самые разнообразные формы организации детей: слушание сидя, работа за столиками, перемещение по групповой комнате в ходе игр-драматизаций и выполнение игровых упражнений, участие в настольных и подвижных развивающих играх.

Работа по ознакомлению детей с художественно-познавательной литературой проводится во вторую половину дня со всей группой детей и может носить характер импровизированного спектакля, иг­ры-драматизации, экскурсии (в зависимости от содержания текста).

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

      Занятия по развитию речи и ознакомлению с детской художест­венной литературой включают в себя три основных направления работы.

 Первое направление: ознакомление детей с художественной ли­тературой. Программа предусматривает дальнейшее развитие эмо­циональной отзывчивости ребенка на произведения художественной литературы и усвоение сведений об окружающем мире. Произведения подобраны таким образом, что они знакомят детей с разными сто­ронами действительности: явлениями живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний. Предлагаемая литература скомпанована по принципу усложнения содержания, с одной стороны, и по неко­торому соответствию содержания временам года — с другой. Эта работа, в основном, проводится в свободное от занятий время во вторую половину дня.

Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресован­ным детям дошкольного возраста.

Второе направление: освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей средствами художественной выразительности, овладение звуковой, лексической и грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи.

По этому направлению осуществляется следующая работа:

Выделение в произведениях средств художественной вырази­тельности (эпитетов, сравнений) и их активное использование детьми и при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй и т.д.

Выразительное чтение детьми отдельных стихотворений, игры-драматизации по произведениям детской художественной литерату­ры с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

Игра в «эпитеты» — подбор возможно большего числа признаков к предмету и предметов к признаку.

Развитие звуковой культуры речи.

Третье направление: развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Сюда входят задания, направленные на развитие мышления и во­ображения у детей. Эти задания могут быть сгруппированы следу­ющим образом.

Развитие у детей умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные ситуации сказки, разыгранные с помощью заместителей.

Развитие у детей умения использовать заместители при пересказе конкретных эпизодов сказки.

Развитие у детей умения создавать образы воображения отдель­ных предметов с опорой на некоторые признаки реальности.

Развитие умения строить образы воображения целостных ситу­аций в самостоятельной творческой деятельности.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

           На занятиях по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в старшей группе продолжается работа по тем же основным направлениям, что и в средней группе.

Первое направление: ознакомление детей с художественной ли­тературой. Так же, как и в средней группе, произведения подобраны таким образом, что они знакомят детей с разными сторонами дей­ствительности: явлениями живой и неживой природы, миром чело­веческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний. Однако предлагаемая литература усложняется по со­держанию. Эта'работа чаще проводится в свободное от занятий время, во вторую половину дня. Одна из основных линий этой работы — развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы.

Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресован­ным детям дошкольного возраста. Естественно, что для детей старшей группы рекомендуются более сложные произведения, чем для детей средней группы. Однако вполне допустимо повторение произведений, прочитанных в средней группе, их обыгрывание и обсуждение. Часть произведений может быть рекомендована для чтения дома.

Второе направление: освоение средств литературно-речевой де­ятельности. Сюда, как и в средней группе, включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности; овладение лексической и грамматической культурой, развитие связной и вы­разительной речи.По этому направлению на занятиях в старшей группе дети учатся:

Находить в произведениях средства художественной вырази­тельности (эпитеты, сравнения) и их активно использовать (описание предметов с указанием их наглядных признаков — цвет, форма, величина, материал, и не наглядных — грустный, веселый). В стар­шей группе добавляются специальные игры и упражнения по ис­пользованию синонимов и антонимов.

Построению развернутых ответов на вопросы по содержанию прочитанного, а также описанию картин, игрушек, предметов и событий. В старшей группе добавляются задания по пересказу про­читанного, по рассказыванию придуманных эпизодов знакомых ска­зок и сочинению собственных.

Эмоционально-выразительному чтению и рассказыванию. С одной стороны, это заучивание и чтение отдельных стихотворений, с другой — участие в драматизации произведений детской художе­ственной литературы, требующее от детей интонационной и мимической выразительности. В старшей группе детям предлагаются более сложные произведения с большим количеством и смысловым разно­образием ролей.

Свободно вести беседы на интересующие их темы; обсуждать события, происшедшие в детском саду и дома.

Третье направление: развитие умственных способностей на ма­териале ознакомления с детской художественной литературой. Сюда входят задания, способствующие развитию мышления и воображе­ния детей. Эти задания могут быть сгруппированы следующим образом:

     Развитие у детей умения использовать готовую пространствен­ную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки). Если в средней группе дети поль­зовались двигательными моделями (разыгрывание сказки с помощью заместителей в процессе рассказывания сказки взрослым) и моде­лями сериационного ряда (в кумулятивных сказках типа «Репка»), то в старшей группе дети переходят к пространственному модели­рованию. Это более сложный вид моделирования, посредством ко­торого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели. Сначала дети используют готовую пространственную модель.

Развитие у детей умения самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе.

Развитие у детей возможностей строить развернутые, детализи­рованные образы воображения на основе опоры на отдельные при­знаки реальности.

Если в средней группе достаточно было создать новый образ ситуации, то в старшей группе у детей развиваются способно­сти к представлению воображаемой ситуации с разнообразными де­талями.

Развитие способности к реализации образов воображения при создании целостных произведений на основе использования заме­стителей предметов и наглядных моделей-планов.

В старшей группе детям предлагается сочинять сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и на пространственные модели. Эти модели являются наглядными схе­матическими планами, которые можно наполнить любым содер­жанием.

Особое внимание в старшей группе уделяется сюжетной связан­ности занятий, когда несколько занятий объединяются общей ска­зочной ситуацией. Сама сказочная ситуация может задаваться ис­пользованием постоянных сказочных персонажей (Баба-Яга, Лиса, Волк)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...