Программа "Арттерапия для развития дошкольников"
рабочая программа на тему

Живых Анна Викторовна

Программа "Арттерапия для развития дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_artterapiya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

          Программа «Арттерапия для развития дошкольников»

Пояснительная записка к программе дополнительного образования

   

На сегодняшний день в нашей стране накоплен значительный опыт применения арттерапии не только с детьми, имеющими различные эмоциональные и поведенческие проблемы. но и как средство развития и благополучия детей, повышения их самооценки. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное с работой правого полушария, и абстрактно-логического, за которое ответственно левое полушарие. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координция, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой их этих функций, но и связывает их между собой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Направленность дополнительной образовательной программы

Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации является чуть ли не самым главным вопросом для современного человека. Научить ребенка видеть красоту и создавать ее самому — важная и сложная задача педагогов. Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются неразвитыми, а значит и нереализованными в дальнейшем. Очень важно еще в детстве научить человека художественному видению, которое даст ему возможность осмысливать образы действительности.

Все материальное окружение человека отвечает не только законам целесообразности и полезности, но и законам красоты. Предмет не может быть признан качественным, если он не соответствует нормам художественного вкуса. Поэтому развивать художественный вкус следует хотя бы из практических соображений: это поможет  сделать среду своего обитания более эстетичной и, соответственно, привнесет в наш мир радость и гармонию. В нашем нестабильном мире многое пугает ребенка, поэтому  так важно создать для них психологический комфорт, который необходим для нормального развития. В творчестве, постигая технику самовыражения, ребенок приобретает уверенность в себе, начинает понимать, что такое гармония и дисгармония. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Открывая мир, ребенок отображает свои открытия в игре и творчестве. Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс творчества или игры. У детей, в отличии от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного. На занятиях с элементами арттерапии дети будут учиться быть искренними, не скрывать свои чувства, не задумываться о зрителях. Они  будут  получать только положительные оценки своим работам. В процессе занятий каждый ребенок будет искать способы самовыражения. Награда за это — создание собственного мира, в котором маленький творец будет хозяином. Это повысит самооценку, поднимет жизненный тонус каждого участника. Создавая прекрасное в своей работе, ребенок начнет постепенно открывать это прекрасное в окружающем мире. Все задания программы развития творчества интересны детям, не требуют предварительной художественной подготовки, в них всегда много веселого, занятного и неожиданного.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы

Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи.

Развивающие:

1). Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, его фантазию и пространственное воображение.

2). Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.

3). Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

Образовательные:

 1). Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

2). Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемов работы с ними.

 Воспитательные:

1).Воспитывать художественный вкус.

2). Формировать положительный климат в группе, развивать умения взаимодействовать в команде и в парах.

3). Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к работам товарищей.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:

Программа предполагает использование разнообразных материалов и техник художественной выразительности,  которые тесно связаны с коммуникативными процессами разного уровня (в парах и в группе в целом). Детям просто жизненно необходимо разнообразие. Ведь никто не кормит своего ребенка одной только овсянкой, сколь бы полезной  и вкусной она ни была. Так и в творчестве: нельзя ограничивать малышей каким-либо одним материалом для познания мира. Игровая форма заданий делает занятия не утомительными, а интересными.

Возраст детей, участвующих в данной программе:

От 5 до 7 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

С 1 сентября по 31 мая.

Режим занятий:

1 раза в неделю по подгруппам: в понедельник по адресу Металлургов 28,  в среду  - Федеративный 5А, в пятницу — Новогиреевская 6А.

Продолжительность 30 минут.

Всего 36 занятий.

Структура занятий:

1. Приветствие, разогрев, настрой на работу.

2. Творческая деятельность.

3.Позитивная оценка работ,  обмен впечатлениями.

В середине занятия проводится физкультминутка (возможность подвигаться, изменение положения тела, взаимодействие с продуктом детского творчества, пальчиковая гимнастика).

Ожидаемый результат:   

  • Повысится творческий потенциал и самооценка участников.
  • Дети приобретут необходимые навыки изобразительной деятельности, научатся видеть определенные образы в случайных рисунках.
  • Научатся подбирать и разумно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, настроения, личного отношения к изображаемым объектам и явлениям.
  • Научатся не только работать со всевозможными материалами, но и комбинировать их, совмещать рисование и аппликацию, аппликацию и художественное конструирование.

 Результативность определяется по характеру художественной продукции и по положительным изменениям в поведении участников.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Выставки коллективных, парных и индивидуальных работ, отчет в виде фотопрезентации.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

Месяц

Неделя

№ занятия

Тема

Сентябрь

1

1

1. Паутина.

2. Точки.

3. Букет.

2

2

1. Имя и движение.

2. Каракули с нахождением образов. 

3. Вернисаж.

3

3

1. Что я люблю делать.

2. Ожившие линии.

3. Браво!

4

4

1. Отдам тебе то, что есть у меня.

2.  Рисование любимым и нелюбимым цветом.

3. Соединялки.

Октябрь

1

5

 1. Передай маску.

2. Рисование масок.

3. Аплодисменты по кругу.

2

6

1. Смешное приветствие.

2. Двое с одним фломастером.

3. Всем-всем спасибо.

3

7

1. Друг к дружке.

2. Марионетки.

3. Театр марионеток

4

8

1. Волшебное зеркало (в парах).

2. Театральные костюмы.

3. Пара слов о себе.

Ноябрь

1

9

1. Газета (с мячом).

2. Коллаж «Детская газета».

3. Спасибо за прекрасный день.

2

10

1. Прогноз погоды.

2. Монотипии «Записки с любовью».

3. Вернисаж.

3

11

1. Говорящие очки.

2. Кукла из ниток.

3. Веселый хоровод.

4

12

1. «У меня есть бабушка в Америке».

2. Лепка «Шар настроения».

3 Сад скульптур.

Декабрь

1

13

1. Чайник.

2. Инсталляция «Мой город».

3. Всем-всем спасибо!

2

14

1. Комплимент.

2. Рисование музыки.

3. Стряхни.

3

15

1. Кукольная мастерская.

2. Театр кукол.

3. Подарки куклам.

4

16

1. Покричи.

2. Дорисуй картинку.

3. Любимое и нелюбимое (коллаж).

Январь

1

17

1. Линия с характером (на доске мелом).

2. Рождение газетного человека.

3. Запретное движение.

2

18

1. Плот.

2. Рисование на мокром листе.

3. Дерево из ленточек.

3

19

1. Рисунки на спине.

2. Рисунок по кругу.

3. Разговор на тарабарском языке.

4

20

1. Настроение моря.

2. Метафорический портрет.

3. Разговор руками.

Февраль

1

21

1. Упражнение «Доброе животное».

2. Несуществующее животное (индивидуально).

3.  Несуществующее животное (в парах).

4.  Несуществующее животное (общее группы).

2

22

1. Одинокая звезда (сказка).

2. Звездное небо (граттаж).

3.  Звучащая сила.

3

23

1. Мой любимый сказочный герой.

2.  Коллективное рисование «Сказочная страна».

3. Всем-всем, до свидания!

4

24

1. Этюд «Плачет киска в коридоре».

2. Подарки для киски (лепка).

3. «Лады-лады-ладушки».

Март

1

25

1. Сказка о черно-белом городе.

2. Волшебные краски (цветное тесто).

3. Вернисаж.

2

26

1. Зеркало (в круге).

2. Рисунок на цветном листе (креативное рисование).

3. Позвучи.

3

27

1. Игра «Тух-тиби-дух».

2.Растяжка (аппликация).

3. Радуга.

4

28

1. Игра «Пчелы и змеи».

2. Весенние цветы (из гофрированной бумаги).

3. Река (с лентами).

Апрель

1

29

1. Пятна.

2. Все в моих руках.

3. Вернисаж.

2

30

1. Цветная семья.

2. Вместе весело (коллективная аппликация)

4. Танец семьи.

3

31

1.  Солнце светит для того...

2. Парное рисование.

3. Раз, два, три к (называется предмет) беги!

4

32

1. Прогноз погоды.

2. Монотипии «Записки с любовью».

3. Вернисаж.

Май

1

33

1. Чайник.

2. Взлохмаченные человечки.

3. Всем-всем спасибо!

2

34

1. Покажи нос.

2.Охота на тигров.

3.Щепки на реке.

3

35

1. Танец с самим собой.

2. Солнце в ладонях.

3. Картина из ленточек.

4

36

1. Узелки.

2. Создание мандалы (рисунок в круге).

3. Выставка творческих работ как итог занятий кружка, обмен впечатлениями.


Методическое обеспечение программы дополнительного образования:

Использование дидактического и лекционного материала по теме «Арттерапия». Разработки игр, творческих заданий, рекомендаций родителям. Подбор разнообразных  техник детского творчества (мандалы, граттаж, монотипии и т. д.) и материалов (карандаши, акварель, гуашь, мелки, тесто, пластилин и т. д.

Список используемой литературы:

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., От рождения до школы. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования (ФГОС), МОЗАИКА — СИНТЕЗ, Москва 2014

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки редактор Т. В. Цветкова Издательство «ТЦ Сфера» 2014

Дрезнина М., Игры на листе бумаги, Москва «Издательский дом «Искатель», 2015

Ильина Н., Развивающие занятия для маленьких гениев, Санкт-Петербург Издательство «Вектор» 2010

Киселева М. В., Арт-терапия в работе с детьми, РЕЧЬ, Санкт-Петербург 2007

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого, Амрита-Русь, 2010