Сообщение на тему: "Организация в старшей группе мини - лаборатории по развитию познавательно - исследовательской деятельнсти дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
материал (старшая группа) на тему

Немченко Наталья Анатольевна

Основная задача в ДОУ – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия

Основным принципом ДО в соответствии с Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 33»

 Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение на тему:

«Организация в старшей группе мини – лаборатории

по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Воспитатель 1 квалификационной категории

Немченко Н.А.

2017 г.

Сообщение на тему:

«Организация в старшей группе мини – лаборатории по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Здравствуйте уважаемые коллеги, я хочу поделиться с вами своим опытом работы по теме: «Организация в старшей группе мини – лаборатории по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В.А. Сухомлинский писал:«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Основная задача в ДОУ – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия

Основным принципом ДО в соответствии с Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

Главное достоинство экспериментально – исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирождённые

исследователи), которые самостоятельно и активно познают окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников используем комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А какое удовлетворение получает сам ребёнок оттого, что сделал для себя открытие!

Одним из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности.

Предлагаю вам, коллеги, посетить нашу " Мини-лабораторию Крот Всезнайка». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности.
Мягкая игрушка Крот – постоянный житель нашего уголка экспериментирования. Он задает детям вопросы, на которые они находят ответы в ходе исследований, дает советы, иногда подсказки при трудных ситуациях, помогает оценить и сделать вывод.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начали проводить со 2-й младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. 
С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления,

выбирают способ решения познавательной задачи.

В средней группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. 
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то
 появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др. 

В старшей группе исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

Для того чтобы побольше узнать об овощах, создали Мини – огород на окне.

Сначала мы посадили в контейнеры семена различных, самых распространенных культур: укропа, петрушки, томатов, огурца, перца и фасоли. Дети с удовольствием и большим энтузиазмом принимали участие в этом занятии. Затем мы решили сделать для наших «грядок» уютный мини-дом. Мы с ребятами ежедневно ухаживали и наблюдали за ростом растений. Все это фиксировали в дневнике наблюдений. Подросшую рассаду пересадили на участок детского сада, для дальнейшего выращивания.        
В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Это лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, термометры, песочные часы, комплекты для игр с водой. В нашей лаборатории хранится массовый материал для организации занятий: песок, глина, семена, камни, ракушки, шишки, жёлуди, каштаны и многое другое.

Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Они очень просты и легко запоминаются.

Экспериментальная деятельность в нашей группе дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже

восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС

ФГОС ДОособое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данно...

Использование Лего-технологий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (сценарий мастер-класса)

Представление педагогического опыта по легоконструированию. Знакомство педагогов с различными вариантами игр, посредством построек из Lego, для развития познавательно-исследовательской ...

Доклад «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

Доклад «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»....