Главные вкладки

    Использование Лего-технологий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (сценарий мастер-класса)
    методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

    Лабутина Елена Владимировна

    Представление педагогического опыта по легоконструированию. Знакомство педагогов с различными вариантами игр, посредством построек из Lego, для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование Лего-технологий

    для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

    (сценарий мастер-класса)

    Цель: ретрансляция педагогического опыта по легоконструированию.

    Задачи:

    - мотивировать педагогов на внедрение новых технологий легоконструирования;

    - способствовать повышению педагогического мастерства и квалификации участников;

    - создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

    - познакомить с различными вариантами игр посредством построек из Lego.

    I. Информационная часть

    В современном мире наблюдается острая нехватка инженерных кадров. Такие специальности как инженеры, конструкторы, архитекторы становятся наиболее востребованными, и это убеждает нас в необходимости уже в дошкольном детстве формировать у детей конструктивно-технические способности. Эффективным инструментом в решении этой проблемы является использование лего-технологии.

    Актуальность Лего-технологии обусловлена её высокими образовательными возможностями: строясь на интегрированных принципах, она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что позволяет использовать ее в различных игровых центрах.

    Использование конструкторов Лего способствует не только развитию мелкой моторики, координации движений, но и создает условия для развития воображения ребёнка. Кроме этого, развиваются внимания, наблюдательность, память умения сравнивать, следовать образцу, анализировать, классифицировать, работать в команде, помогать друг другу.

    Лего - самая популярная игра на планете. У слова Лего два значения: «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору звание «Игрушка столетия». Вот характеристика, которой соответствует лучший в мире конструктор:

    •        Неограниченный потенциал игры.

    •        Подходит для девочек и мальчиков.

    •        Подходит для всех возрастов.

    •        Подходит для любого сезона.

    •        Здоровые и спокойные игры.

    •        Можно долго играть.

    •        Развивает воображение и творческие способности.

    •        Чем больше кирпичиков Лего – тем лучше.        

    •        Качество видно в каждой детали.

    В работе с детьми использую такие формы работы лего-технологии как: Лего-упражнения, Лего-геометрия, Лего-театр. Каждая форма работы характерна для определенного возраста.

    ЛЕГО-УПРАЖНЕНИЯ выступают подготовительным этапом. Это система упражнений, направленная на развитие общих умений и знакомство с лего- конструктором.

    Например, упражнение «Что лишнее?» Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент.

    Или, упражнение «Чудесный мешочек».

    В зависимости от возраста детей ход упражнения и содержание мешочка меняется.

    Цель этого упражнения: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память, познакомить с понятием деталь, формировать умение различать геометрические фигуры и основные цвета, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.

    Вариант №1 для детей 3-5 лет. Взрослый показывает или называет детям деталь, которую необходимо найти в мешочке, и предлагает на ощупь найти ее и показать другим участникам. Цвет деталей не учитывается.

    Вариант №2 для детей 5-7 лет. Возможно работа индивидуально и в паре. Педагог предлагает участникам игры на ощупь определить, из каких деталей составлена фигура, которая лежит в мешочке, не разбирая ее. Назвать детали, а дети должны найти такие же по форме детали в наборе.

    Вариант №3 для детей 6-7 лет. Играют парами. Педагог предлагает первому участнику игры на ощупь определить, из каких деталей составлена фигура, которая лежит в мешочке, не разбирая ее. Первый игрок объясняет напарнику словами, какие детали по форме надо найти, чтобы воспроизвести загаданную постройку. Второй игрок делает постройку и показывает другим участникам.

    ЛЕГО-ГЕОМЕТРИЯ - это ознакомление с сенсорными эталонами: цвет, форма, величина, название деталей; применение знаний о признаке предмета на активном уровне. Дети экспериментируют с конструктором самостоятельно.

    ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ. Мною разработана дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир ЛЕГО», она рассчитана на 2 года и ориентирована на детей 5-7 лет. Данная программа предлагает использование конструкторов LEGO как метода для обучения дошкольников конструированию, моделированию, развития научно-технического творчества. В процессе реализации программы дети приобретают навыки конструирования: конструируют по образцу, по условиям и по теме, по замыслу, учатся «читать» простейшие чертежи, схемы.

    Упражнение Лего-эстафета. Соревнуются между собой команды. Команде детей необходимо собрать по схеме постройку. Каждый ребенок имеет право за один подход поставить только одну деталь. Выигрывает та команда, где дети быстрее и правильнее справятся с заданием.

    В ходе лего-конструирования, дети с удовольствием обыгрывают готовые конструкции. Итак, лего-конструирование переходит в следующую форму лего-технологии: лего-сказка (театр).

    В ЛЕГО-СКАЗКА (ТЕАТР) мы идем дальше, дети создают героев сказок и используют их в играх - драматизациях. При этом они могут использовать как уже известные, готовые сказок, так и придумывать новые персонажи и сюжетные линии.

    Следующим этапом в развитии лего-технологий является робототехника, но к сожалению, в нашем саду это не используется, так как требует существенных материальных вложений. Работа строится на основе специального Лего-набора, который включает в себя не только конструктор, но и программное обеспечение, позволяющее управлять конструкциями с помощью компьютерных программ.

    Все описанные Лего-технологии способствуют развитию общих и специальных технических способностей.

    II. Практическая часть.

    1. Сегодня я хотела бы остановиться с вами подробнее на лего-театре. Предлагаю вашему вниманию лего-схемы. Ваша задача собрать фигуры и придумать свою сказку (персонажи сказки теремок).

    2. Театрализация сказки «Теремок» посредством построек из конструктора.

    III. Рефлексия.

    Закончи фразу: «После сегодняшней встречи, я…»  

    Задание «Выбери цвет»

    •        Если всё понятно и интересно - красный кубик конструктора Лего.

    •        Если понятно, но не очень интересно – жёлтый.

    •        Если не понятно, не интересно-зелёный.      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар педагогических работников "Билингвальное образование дошкольников как одно из условий реализации ФГОС д/о Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом»

    Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспек...

    Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС

    В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовате...

    "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

    На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процес...

    Организация и развитие игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

        Презентация   Организация и развитие игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО...

    Мастер-класс для педагогов ДОУ "Исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

    Мастер-класс для педагогов ДОУ«Исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»Цель: повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и э...