Картотека игр по ТРИЗ
картотека (младшая группа) на тему

Дадонова  Оксана Михайловна

Теория решения изобретательских задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_triz.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ (ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)

  1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта

1.1. "Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет)
Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. 
Примерный ход:
В: Телевизор. 
Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться. 
В: Что может мяч? 
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать. 
В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку " Колобок". Как он может помочь Колобку? 
Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект. 
Ознакомление с окружающим миром.
В: Что может светофор? 
Д: Управлять движением машин и пешеходов. Он может переключаться. Если красный свет зажжется, все машины будут стоять, а для пешеходов в это время будет гореть зеленый свет и они смогут перейти дорогу. 
В: Что еще может светофор? 
Д: Перегореть, сломаться. 
В: Что тогда может случиться? 
Д: Машина может столкнуть человека, может столкнуться с машиной, то есть случится авария. 
В: Давайте пофантазируем. Вот светофор попал в сказку… и какое дело себе там нашел? (Варианты ответов детей). 
Базис личностной культуры.

В: Вежливый человек - это какой и что умеет делать? 
Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести. 
В: Еще? 
Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека. 

Экология. 
В: Что может растение? 
Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться. 

В: Что может слон? 
Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает. 

В: Что может дождь? 
Д: Растворить лед. 
В: Когда и почему? 
Д: Когда ярко светит солнце, тепло. 
В: Что еще может лед? 
Д: Лед может расколоться, треснуть. 
В: А какие полезные функции у льда? 
Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед. 
В: Что можно делать со льдом? 
Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки. 
В: Что может дождь? 
Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить. 

Музыкальное воспитание
В: Что может песня? 
Д: Песня поднимает настроение, а если она грустная, то настроение пропадет. Песню можно слушать и петь. 
В: Что может звук? 
Д: Оглушить, усилиться, убавиться, звук может произвести эхо, создать музыку. 
Изобразительная деятельность. 

В: Что может краска? 
Д: Она оставляет след на бумаге, красит, брызгается, рисует, закрашивает воду и получается другой цвет. Краска может закончиться, засохнуть. 
В: Что может художник? 
Д: Рисовать картины, раскрашивать, смешивать краски, испачкаться красками, точить карандаши. 

В: Что может глина? 
Д: Лежать в земле. Намокать. Засохнуть и разбиться на мелкие кусочки. Глина липнет к рукам. Она может быть мягкой и тогда из нее можно лепить чего-нибудь. 

1.2."Мои друзья" (проводится с 4-х лет).
Правила игры: 
Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют кто они (Берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему. 
Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами. 

Ход игры: 
В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать. 
К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка. 
В: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям. 
Ознакомление с окружающим миром. 

В: Мои друзья - это то, что может говорить. 
К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…
Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения и др.: 

В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире. 
К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча. 
Развитие речи. 

В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать. 
К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж. 

2. Игры на определение линии развития объекта

2.1. " Чем был - чем стал" (с 4-х летнего возраста)
Правила игры: 
1-ый вариант: Ведущий называет материал(глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…
2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении. 
Ход игры: 
Ознакомление с окружающим миром. 
В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. 
Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы. 
В: Что хорошего в стеклянном столе? 
Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка. 
В: А что плохого в таком столе? 
Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…
В: А что еще может быть из стекла? 
Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло. 

2.2. "Раньше-позже" (с 3-х летнего возраста).
Правила игры: 
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад. 

Ход игры: 
В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку? 
Д: Мы одевались на прогулку. 
В: А до этого? 
Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…
В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше? 
Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….

В: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне! 
Д: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребенок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань….

Ознакомление с окружающим миром. 
В: Вы подошли к перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу? 
Д: Мы посмотрим налево, дойдем до середины дороги, посмотрим направо и перейдем или дождемся зеленого сигнала светофора. 
В: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом? 
Д: Я живу на 5-м этаже, еще раньше было 4 этажа, еще раньше 3,2,1 этажей. Еще раньше был фундамент дома, еще раньше подвозили кирпич, стекла, котлован выкапывали…

Математика. 
В: Какая часть суток сейчас? 
Д: День. 
В: А что было раньше? 
Д: Утро. 
В: А раньше? 
Д: Ночь. 

Живая и неживая системы. 
В: Посмотрите, какое это растение? 
Д: Тыква большая. 
В: Она всегда такая была? Что было с ней раньше? 
Д: Была маленькая тыквочка, а до этого растение зацвело. 
В: Правильно, а еще раньше? 
Д: Маленький росточек. 
В: А еще раньше? 
Д: Семечко. 

В: Это блюдце с водой. Что будет с водой дальше? 
Д: Ее может кто-то выпить. Или вылить. 
В: А дальше? 
Д: Если ее выльют, то она впитается в землю, а если там было какое-нибудь семечко, то оно прорастет, будет дерево…
В: Вот какую пользу приносит вода. А если она в чашке, ее никто не выливал, что будет дальше? 
Д: Она испариться, превратиться в тучку и в дождик. 


2.3. "Паровозик" (с 3-х летнего возраста).
Правила игры: 
Ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим. 
Ход игры: 
Ведущий - педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети -вагончики. Выстраивается "поезд времени".
В: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека. 
Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу картинкой и так далее. 
Ознакомление с окружающим миром. 
(При ознакомлении с понятиями"система сейчас", "система в прошлом", "система в будущем".)
Ознакомление с живой и неживой природой. 
(При расширении представления о росте и развитии представителей животного мира, при наблюдениях за обитателями уголка природы, а также ознакомлении с временами года). 
В: Вот картинка с изображением зеленого листика. (Заранее подобраны картинки листика в разные временные отрезки: желтый листочек, опавший листочек, листик под снегом, маленький листик со светло-зеленой окраской и так далее). 
Дети выбирают картинки и выстраиваются в паровозик. 
В: Какое сейчас время года? 
Д: Зима. 
В: Что происходит зимой? 
Д: Снег идет, мороз. 
В: Это хорошо? 
Д: На санках можно кататься. 
В: На санках кататься плохо почему? 
Д: Упасть можно и удариться. 
В: Я ставлю первый вагончик поезда времени. На картинке снег идет, на коньках катаются. Какое время года будет следующим? 
Дети выбирают картинки. 

3. Игры на выявление над-системных связей.
3.1. "Где живет?" (с 3-х лет).
Правила игры: 
Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы.

Ход игры: 
В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую! 
В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например раздел "Живая и неживая система", то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее. 

Живая и неживая системы. 
В: Где живет медведь? 
Д: В лесу, в зоопарке. 
В: А еще? 
Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных. 

В: Где живет собака? 
Д: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице-бродячие. 

В: Где живет подорожник? 
Д: На дорожке растет. На лужайке и в поле. А еще в аптеке. А когда я к ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит он в животике у меня был. 
Ознакомление с окружающим миром, с профессиями. 

В: Где живет гвоздь? 
Д: В столе, на фабрике, у папы в гараже. В ящике для инструментов. На стене. В стуле. В моем ботинке! 

Культура поведения. 
В: Где живут вежливые слова? 
Д: В книге, в песне. В хорошем человеке. 
В: А что значит хороший человек? 
Д: Это значит, что он вежливый, опрятно одевается, зубы чистит, помогает людям …
Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы. 
В: Где живет радость? 
Д: У нас в группе, во мне, в моей любимой кошке, в маме, в телевизоре. 
В: Где живет зло? 
Д: В сказке про Бабу-Ягу, про мачеху… в милиционере, в человеке - он может быть злым. 

4. Игры на объединение над- и под- системы объекта

4.1. "Хорошо-плохо" (игра с младшего дошкольного возраста).
Цель: 
Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. 
Правила игры: 
Ведущим называется любой объект(ы), у которых определяются положительные и отрицательные свойства. 
Ход игры. 
1 вариант: 
В: Съесть конфету - хорошо. Почему? 
Д: Потому, что она сладкая. 
В: Съесть конфету - плохо. Почему? 
Д: Могут заболеть зубы. 
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?". 
2 вариант: 
В: Съесть конфету - хорошо. Почему? 
Д: Потому, что она сладкая. 
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему? 
Д: Могут заболеть зубы. 
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему? 
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил. 
То есть вопросы идут по цепочке. 

Живая система. 
В: Листопад - это хорошо? 
Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами. 
В: Листья под ногами - плохо. Почему? 
Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя. 

Музыкальное воспитание 
(используется на занятиях, в индивидуальных беседах). 
В: Эта подвижная, ритмичная музыка хороша чем? 
Д: Под нее можно делать гимнастику, двигаться, она создает радостное, бодрое настроение. 
В: Что плохого в бодрой ритмичной музыке? 
Д: Если плохое настроение или человек болеет, эта музыка будет раздражать, и еще больше ухудшиться настроение.

5. Игры на сравнение систем
5.1."Раз, два, три… ко мне беги!" (с 3 - летнего возраста).
Правила игры: 
Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы. 
Ход игры: 
"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте. 
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части. 
Примечание: Можно использовать задания на надсистему. 

Например: "Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая). 
Можно использовать задания на функцию объекта. 
Например: "Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…
Интересно использование заданий на временную зависимость. 
Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

Живая и неживая системы. 
При формировании представления о некоторых растениях: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) - ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…).
Развитие речи. 
При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы, рукава, воротник - пальто); задания на качество предметов (жесткое - мягкое, металлическое, фактура ткани…)

Математика. 
При ознакомлении с геометрическими фигурами. На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других формы. 
Ознакомление с предметами ближайшего окружения 
(младший дошкольный возраст) 
Например: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!" Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию). 

5.2."На что похоже" (с 3-летнего возраста).
Цель: 
Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. 
Правила игры: 
Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. 
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. 
Ход игры: 

В: На что похожа улыбка? 
Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду. 
Ознакомление с окружающим миром. 

В: Половник. 
Д: На ковш у экскаватора, на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки.

Неживая природа. 
В: На что похож дождь? 
Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ. 
В: А душ какой бывает? 
Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи. 

Изодеятельность. 
В: На что похожа коробка цветных карандашей? 
Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)
В: На что похожа кисть? 
Д: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок). 

Ознакомление с окружающим миром. 
В: На что похож светофор? 
Д: На трехглавого робота, на радугу, на магнитофон. 
В: Почему на магнитофон? 
Д: Так как сам прямоугольный, а кружочки напоминают кнопочки. А еще на краски, так как коробка прямоугольная, а цвета светофора - краски. 

Развитие речи 
(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов). 
В: На что похожа иголка? 
Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки. 
В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические. 
Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая. 

Звуковая культура речи 
(при совершенствовании умения различать на слух звуки языка). 
В: На что похож звук "Р"?
Д: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по ТРИЗ.

В данной картотеке собраны игры по триз для детей с 3 - 7 лет....

Картотека игр по ТРИЗ-технологии

Игры для занятий по ТРИЗ развивают не только мыслительные процессы, фантазию, воображение, но и речь ребенка....

Картотека игр по ТРИЗ

Картотека игр по ТРИЗ - технологии для детей от младшей до подготовительной группы. Отлично развивает творческое мышление и воображение....

Картотека игр по ТРИЗ

Картотека игр по ТРИЗУ поможет педагогам развить внутренний мир ребёнка без каких-либо трудностей....

Картотека игр по ТРИЗ

Игры  учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению....

Картотека игр по ТРИЗ экологического содержания

Вашему вниманию предоставляю игры по ТРИЗ экологического содержания. Эти игры помогут дошкольникам расширить, систематизировать, закрепить знания по экологии, развить логическое внимание....

КАРТОТЕКА ИГР ПО ТРИЗУ

Триз - творческое решение изобретательских задач, область знаний, исследующая механизмы, развития технических систем с целью создания проектных методов, решения изобретательских задач.Пусть вас не сму...