Картотека игр по ТРИЗ экологического содержания
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему

Вашему вниманию предоставляю игры по ТРИЗ экологического содержания. Эти игры помогут дошкольникам расширить, систематизировать, закрепить знания по экологии, развить логическое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_ekologicheskogo_soderzhaniya_po_triz.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Кудинова Ольга Николаевна

        Воспитатель компенсирующей группы

Картотека игр экологического содержания

                                        

Игра «Живое -неживое»

   Цель: закрепить представление у детей об основных признаках живой природы.

   Материал: картинки с изображением объектов живой и неживой природы, мяч.

   Ход игры: а.    Дошкольникам предлагается картинки с изображением природы, их необходимо разделить на две группы и мотивировать свои действия.

   б.    Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч и называет живой или неживой объект природы. Ребенок, поймав мяч должен ответить: «живое» или «неживое». Дети, которые, ошиблись выходят из игры.

Игра «Четвертый лишний»

 Цель: учить детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия.

  Материал: 7 карточек, разделенных на 4 квадрата, с изображением объектов природы и 7 мелких белых карточек.

      1 карточка: ромашка, василек, береза, колокольчик

      2 карточка: ель, мак, кот, река

      3 карточка: снег, камень, облако, птица

      4 карточка, заяц, еж, лиса, рыба

      5 карточка: сова, мышь, колос, черепаха

      6 карточка: дерево, птица, солнце, человек

      7 карточка: река, облако. Песок, камыш

  Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым квадратом ту картинку, которая является «лишней», обосновать свои действия.

Игра «Пищевые цепочки»

Цель: закрепить представления у дошкольников о связях и зависимостях между явлениями и    объектами природы.                                                                                                                                      Оборудование: несколько бечевок.

  Ход игры: детям предлагается назвать объект природы. С помощью наводящих вопросов воспитателя дети называют представителей природного мира от которых зависит жизнь данного объекта. Всем участникам присваивается определенное «имя» названных ими объектов природы. С помощью бечевок они объединяются в экосистему. Извлечение одного из «объектов природы» сопровождается рывком за бечевку, который передается по кругу.

Игра «Кто кому нужен?»

      Цель: та же, что в третьей игре.

Оборудование: карточки с изображением объектов живой и неживой природы.

Ход игры: детям предлагается следующая ситуация: «Представьте себе, что на Земле ничего нет. И вдруг появились птицы (или другие живые существа). Смогут ли они жить на такой Земле? Что необходимо им для жизни?» Составление дошкольниками цепочки зависимостей.

Игра «Органы чувств»

     Цель: показать дошкольникам взаимосвязь работы органов чувств (зрение, осязание, обоняние,      слуха, вкуса)

Материал: яблоко, лук, погремушка, мыло

Ход игры: среди играющих распределяются роли органов чувств и выбирается ведущий, который выполняет роль мозга, он выходит из групповой комнаты. Детям показывается предмет, обследуя который, они должны сообщить ведущему только ту информацию, за которую они «отвечают».

                                                                               

Игра «Вершки и корешки»

     Словесная игра.

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них  съедобно - корень или плоды на стебле)

Материал: мяч.

Ход: Уточнить с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешком, а съедобный плод на стебле – вершком». Воспитатель называет овощ, бросает мяч ребенку. Ребенок должен ответит, что в нем съедобно: вершок или корешок.

Усложнение: Воспитатель говорит: «Вершки», а дети называют овощи у которых съедобны вершки.

Игра «Живая или неживая природа»

Цель: упражнять детей в классификации объектов живой и неживой природы.

Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например, названо дерево – дети поднимают руки, «растут», Если животное – прыгают и т.д. Если назван объект неживой природы – дети замирают на месте.

Игра «Знаешь ли ты…»

Цель: классифицировать объекты живой природы, закреплять знание моделей.

Ход: У детей игровые поля с изображением в первом ряду модели зверей, во втором ряду –птиц, в третьем – рыб, в четвертом – насекомых. Воспитатель говорит: «Птица». Дети из предложенного набора карточек должны выбрать и положить на соответствующую строку изображение любой птицы, затем зверей и т.д. Выигрывает выложивший больше фишек

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Цель: упражнять в классификации живой природы.

Ход: Воспитатель называет обобщающее слово, а дети- слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель: Насекомые – это…

Дети: …муха, комар…

Воспитатель: Рыбы – это…

Игра «Кто скорее соберет»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты.

Материал: две корзинки, на одной модель «огород», на другой – «сад»; карточки с изображением овощей и фруктов.

Ход: Выбирают две команды по два человека – чья команда быстрее соберет свой урожай. В корзину, где изображена модель «сад» - собираем фрукты; где модель «огород» - овощи. Та команда, которая первой соберет урожай, поднимает корзину, (надо проверить, не ошиблись ли дети, не попал ли в корзину не тот овощ или фрукт.)

Игра: «Опиши, а я отгадаю»

Цель: учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Задание: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.

Правила: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы четко и определенно.

Ход: на столе за ширмой разложены овощи и фрукты. Воспитателю они не видны.

Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Вопросы задаются в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» и т. д.

Дети подробно отвечают на вопросы.   После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развивать быстроту реакции.

Ход: Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают.

В: У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?

Д: Цветные, не прозрачные.

В: Ворона каркает, а сорока?

Д: Сорока стрекочет.

В: Петух кукарекает, а курица?

Д: Курица кудахчет.

В: У коровы теленок, а у овцы?

Д: У овцы ягненок

В: У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 Д: У бельчонка мама белка.

Игра «Раньше-позже»

Цель: развивать логическое мышление.

Задание №1. На предложенных к рассмотрению картинках изображены цветы. Нужно указать картинку с изображением цветов, посаженных раньше других (четыре картинки).

Задание№2. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с изображением четырех стадий роста луковицы. Нужно показать картинку, где луковицы посажены позже других.

Задание№3. к рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. Нужно показать картинку, где морковь посажена раньше.

Задание №4. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с четырьмя стадиями роста репы. Нужно показать картинку, где репа посажена позже.

 Игра «Третий лишний»

Цель: развивать логическое мышление, уметь вычленять лишнее.

Ход: на карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка; две рыбки (карась и щука) и одна лягушка. Дети должны определить, кто лишний.

Усложнение: игру можно проводить с моделями (овальное тело, плавники, клюв).

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развивать логическое мышление.

Ход: Перед ребенком выложить четыре картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив лишнюю, т.е. не подходящую к остальным картинку, ребенок получает фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука; елка, береза, дуб и земляника; огурец, репа, морковь и заяц и т. д.

Можно подсказать правильный ответ: «Огурец, репа и морковка – овощи, они растут на огороде. А заяц - не овощ, поэтому его надо убрать».

 Игра «Что сажают в огороде»

Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления.

Ход: воспитатель называет разные предметы, если называют то, что сажают в огороде, то вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, дети говорят «Нет».

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь - людей насмешишь. Будь внимателен!»

Игра «Букет»  

 

Цель закрепить место произрастания растений.

Ход: На столе наборы изображений лесных, полевых, садовых и комнатных растений. Участники игры получают задание собрать букет, но каждый собирает цветы строго определенного места обитания. Например, только лесные.

Игра «Бывает - не бывает»

Цель: закрепить знание сезонных явлений природы.

Ход: Играющие встают в круг, ведущий посередине. Ведущий называет время года, например, осень, затем называет явление природы, например, иней, и бросает мяч. Ребенок должен сказать, бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся - выбывает из игры.

Игра «Бывает - не бывает»

Цель: развивать логическое внимание.

Ход: Игра требует богатого воображения и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он отвечает правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Чередуются реальные и нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится», «кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч : игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.

Игра «Кто кем будет?»

Цель: закреплять знания детей о предмете в разные временные отрезки ( в настоящем будущем, бывшем).

Ход: Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?).  При обсуждении, подчеркивается возможность нескольких вариантов.

 Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

 Вариант этой игры – игра «Кем был?». Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком ), корова (теленком ), дуб (желудем ), рыба (икринкой ), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф( доской), велосипед(железом), рубашка(тканью), ботинки(кожей), дом(кирпичом), сильный(слабым), и т. д.

 Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову подбирается варианты ответов.

Игра «Кто летает, прыгает, плавает?»

Цель: классифицировать животных, насекомых, птиц, пресмыкающихся по принципу – летают, прыгают, плавают.

Ход: Приготовлены три цветных квадрата (треугольника, круга), условно обозначающих классификацию: «летают» - зеленый, «прыгают» - желтый, «плавают» - синий. Выбирается три звеньевых, которым воспитатель дает по одному условному знаку, например, квадраты разного цвета Всем остальным раздаются картинки с изображением животных. По команде ведущего, дети у которых картинки с изображением тех, кто летают, собираются вокруг звеньевого, держащего, например красный квадрат, с изображением тех, кто прыгает, - вокруг звеньевого с зеленым квадратом; тех кто плавает – вокруг звеньевого с синим квадратом. Выигрывает то звено, которое быстрее выполнило задание.

Игра «Назови всех животных, которые…»

 

Цель: Формировать представления    детей о таких понятиях, как «травоядные», «хищные», учить классифицировать животных по этим группам.

Ход: Вначале уточняется в беседе, чем питаются дикие звери, птицы. Воспитатель показывает картинку, а дети предлагают, куда ее надо отнести: к насекомоядным или к хищникам, и объясняют. почему.

Усложнение: найти всех животных, которые питаются частями растений, плодами, почками, корнями. Найдите всех животных, которые питаются другими животными.

Игра «Образование аналогий»

Цель: развивать у детей логически – понятийное мышление.

Ход: перед детьми раскладываются парные карточки, принцип связи которых дети должны сопоставить с одним из образцов на отдельном столе.

Например, образец, показанный воспитателем, - «овца –стадо».

Дети подбирают карточки: малина – ягоды, грядка – огород, капля – дождь и т. д.

 В конце игры, когда карточки разложены, подвести итог каждой аналогии, объясняя взаимосвязь предметов.

Игра «Отвечай быстро»

Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

Ход: Воспитатель стоит в кругу, держа мяч в руках. Называет цвет, бросает мяч ребенку. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, относящийся к живой или неживой природы, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

 «Зеленый»,- го) и бросает мяч ребенку. «Лист»,- отвечает ребенок и, сказав «голубой», бросает мяч другому игроку.  «Небо»,- отвечает другой ребенок и говорит « желтый», бросая мяч следующему.

 Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов, относящихся к живой природе, одинакового цвета много.

 Игра «Природа и человек»

Цель: закрепить, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Ход: С детьми проводится беседа, в процессе которой уточняются знания детей о том, что окружающие нас предметы или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

 «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

Игра: «Рыбы – птицы- звери»

Цель: Учить называть видовые группы по предложенному примеру

Ход: Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, обозначающее класс из области живой природы.

Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие и бросить мяч обратно.

Пример: Птица – «Воробей», рыба – «Карасик» и т.д.

Аналогично можно играть с классификационными группами рукотворного мира.

Литература:

1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М: ВАКО, 2005 - 240с.

2. Палаткина С.П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста» /Методическое пособие. – Ханты - Мансийск: Полиграфист. – 328 с.

3. Сидорчук Т.А., Корзун А.В. «Воображаем, размышляем, творим» - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 201с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток экологического содержания по лексическим темам

Физкультминутки сгруппированы по лексическим темам...

Методическая разработка: "Картотека физкульминуток и пальчиковой гимнастики экологического содержания"

В картотеке представлены упражнения для развития мелкой моторики рук, речевого интонационно-ритмического слуха, способствующие развитию ребенка....

"Картотека подвижных игр с экологическим содержанием"

Картотека подвижных игр с экологическим содержанием для детей младшего и старшего возраста...

«Картотека игр с экологическим содержанием в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки...

«Картотека игр с экологическим содержанием в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют ...

«Картотека игр с экологическим содержанием в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формир...