Картотека подвижных игр с экологическим содержанием
картотека
1. Птички и птенчики
Цель: развитие у детей умения выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место, упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.
Экологическая задача: формировать у детей представления о том, как птицы приспосабливаются к своей среде обитания, то есть делают гнезда, и чем они питаются.
Описание: дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая руками – крыльями. Птички –матери улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками.
Правила:
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр с экологическим содержанием
Младшая группа | Старшая группа |
1. Птички и птенчики Цель: развитие у детей умения выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место, упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга. Экологическая задача: формировать у детей представления о том, как птицы приспосабливаются к своей среде обитания, то есть делают гнезда, и чем они питаются. Описание: дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая руками – крыльями. Птички –матери улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками. Правила: 1. Птички и птенчики вылетают по слову воспитателя «Полетели!». 2. Птенчики возвращаются домой по зову птички – матери. 3. Птички – матери возвращаются домой по слову воспитателя «Домой!». Варианты: Предложить птичкам взлетать на возвышенность. У каждой птички свой цвет домика – гнезда. Можно менять домики местами. | 1. Пожар Цель: развитие скорости двигательной реакции, ориентирования в пространстве. Экологическая задача: знакомить детей с правилами обращения с огнем в лесу; акцентировать внимание на наносимый пожаром непоправимый вред всему живому. Ход игры: водящий выбирает любого игрока и, начиная с него, по очереди каждому игроку задает вопрос и получает ответ: Кто был в лесу? Туристы. Что они делали? Костер разводили. А как огонь тушили? Никак не тушили. А что ни будь, случилось? Пожар. Тот, на кого выпадает последний ответ, выполняя роль «огня», начинает догонять игроков, которые разбегаются в разные стороны. Игрок, до которого дотронется «огонь», «сгорает» и покидает площадку. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок. Он и становится водящим, а игра начинается снова. Примечание: Бежать можно только после слова «пожар»; нельзя долгое время преследовать одного и того же убегающего. |
2. Лисичка и курочки Цель: развитие быстрого бега, ловкости. Экологическая задача: формировать представления о цепях питания на примере конкретных животных. Описание: на одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют зерна. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается дотронуться до любого из игроков. Если водящему не удается дотронуться до кого-либо из игроков, то он снова водит. | 2. «Не намочи крылья» Цель: развитие точности движения рук, скорости двигательной реакции, внимания; приучать действовать организованно. Экологическая задача: показать, что все явления в природе взаимосвязаны и не случайны; объяснить, как активность насекомых зависит от погодных условий. Активизировать внимание детей («Дети, вы когда ни будь, видели, чтобы насекомые летали под дождем?». Вместе с детьми выясняется причина отсутствия активности насекомых во время выпадения осадков: «Насекомые не летают во время дождя, чтобы не намочить крылья. Мокрые крылья становятся тяжелыми и скручиваются. Поэтому бабочки, стрекозы, пчелы в дождь прячутся в свои домики»). Ход игры: водящий с мячом становится в сторону от игроков и, сказав слова: «Солнышко светит», - подбрасывает мяч вверх. В это время «бабочки» должны «вылетать», порхать на полянке и меняться домиками, перелетая из круга в круг. Поймав мяч со словами «дождик начинается», водящий бросает его в «бабочку», которая не успела «залететь» в свой «домик». Если «дождик» (мяч) попадает на «бабочку», она больше не участвует в игре. Для повышения эффективности своих действий водящий может использовать несколько мячей. Если большое количество игроков, может быть 2-3 водящих. Примечание: Нельзя бросать мяч в игрока, который успел занять «домик». |
4. «Ветерок» Цель: развитие двигательных навыков, упражнение в умении менять движения в соответствии с текстом. Экологическая задача: формировать у детей представление о явлениях природы (ветер). Описание: выбирается водящий. Ему надевают шапочку «Ветерка». И он отходит в сторону. Воспитатель говорит: «Из – за елки на опушке Чьи-то выглянули ушки. (Дети присели и показывают ушки) Лапки заек замерзают, Зайки лапки согревают (встали, согревают лапки) Стали прыгать и скакать, Стали весело играть». (Дети прыгают). Воспитатель говорит: «Ну-ка, ветер, не зевай И зайчишек догоняй!» Водящий догоняет детей. | 3. Ёж и мыши Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности, быстроты движений и двигательной реакции, ориентирование в пространстве; Экологическая задача: формирование ответственность за результаты личных и совместных действий, интерес к образу жизни животных, связанных в цепи питания и сущности их поведения. Описание: все дети становятся в круг. «Ежик» - в центре круга. По сигналу все идут вправо, «еж» - влево. Игроки произносят слова: Бежит ежик – туп-туп; Весь колючий, остер зуб, Ежик – ежик, ты куда? Что с тобою за беда? Слышишь ежик – всюду тишь? Чу! Скребется в листьях мышь! «Еж» начинает ловить мышек, которые бегают за кругом, вбегают и выбегают из него. Игроки также могут поймать оказавшуюся в круге мышку, если успеют быстро присесть и опустить руки. Примечание: Во время игры дети не должны все время держаться за руки, «мышки» должны свободно пробегать между детьми. Выскочить из «мышеловки» детей «мышка» может только между игроками, не взявшимися за руки. |
4. «Кот на крыше» Цель: развитие координации движений; развитие ритмичной, выразительной речи. Экологическая задача: формировать интерес к образу жизни животных, связанных в цепи питания и сущности их поведения Описание: дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса: Тише мыши, тише мыши… Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка, берегись. И коту не попадись! После этих слов «кот» гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой «мышкин дом» – норку, куда «кот» не имеет права забегать. | 4. Ястребы и ласточки Цель: развитие внимания, быстроты реакции; повышение познавательного интереса. Экологическая задача: познакомить с поведением птиц в природе, систематизировать знания о ястребе. Описание: в игре участвует неограниченное число играющих. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут «ястребы», во втором – «ласточки». Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит перед игроками и говорит слова: «ласточки» или «ястребы». Группа, чье название произнесено, разбегается в разные стороны, а игроки неназванной группы догоняют их. Пойманные игроки считаются членами ловящей группы. Правила игры: Разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков. |
5. Зайка Цель: развитие у детей умения согласовывать движение со словами. Упражнение в беге, подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Экологическая задача: формировать у детей представления о внешнем виде зайца, о его способе передвижения. Описание: на одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу, Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте. Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам. Правила: 1. Дети убегают только после слов «И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!» Варианты: На полу выложить шнур со связанными концами. По сигналу перепрыгивают шнур. В середину можно поставить нескольких зайцев. | 5. Воздух, земля, вода, огонь Цель: развитие ловкости, внимания, сосредоточенности на выполнении задания. Экологическая задача: систематизировать знания детей о животных, птиц, рыб по их среде обитания. Описание: играющие становятся в круг, у одного игрока мяч, он – ведущий. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», огонь». Если водящий сказал «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух!» - названием птиц. При слове «огонь!» игрок, поймавший мяч, быстро передаёт его соседу, тот – следующему и т. д., пока мяч не возвращается водящему. Правила: игрок, который ошибся, не передал мяч по команде «огонь!» или уронил мяч, выбывает из игры. |
6. Солнышко и дождик Цель: развитие у детей умения выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнение в ходьбе и беге. Экологическая задача: формировать у детей представление о явлениях природы (дождь). Описание: дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!». Правила: 1. Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!». 2. Бегут домой на сигнал «дождь пошел!». Варианты: Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской. | 6. «Цепи питания» Цель: развитие двигательной активности, внимания, формирование произвольности. Экологическая задача: закреплять знания о цепях питания на примере конкретных животных и растений, объяснять их необходимость для существования животного и растительного мира. Описание: группа делится на 2-4 команды (по 5 человек). В каждой команде распределяются роли: «зерно», «клевер», «заяц», «мышь» и «лиса». После команды: «Цепь питания «клевер!», от каждой команды около конуса выстраивается своя шеренга, соответствующая цепи питания: «клевер заяц лиса». По команде: «Цепь питания «зерно!», участники выстраиваются в последовательности «зерно мышь лиса». Примечание: Очередность и количество команд, которые подает ведущий, произвольные. Команда, первая выполнившая задание правильно, получает балл. Выигрывает команда, получившая большее количество баллов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр с математическим содержанием.
Подвижные игры с математическим содержанием позволяют закреплять учебный материал на высоком эмоциональном подъёме....

Подвижные игры с экологическим содержанием
quot;Мыши водят хоровод"Задачи: развивать двигательную активность, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.Описание: перед началом игры н...

подвижные игры с экологическим содержанием для детей раннего возраста
Ранний возраст – это самое благоприятное время для воспитания представлений об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Поэтому начинать экологическое воспитание детей нужно с...
Подвижные игры с экологическим содержанием.
Подвижные игры....

"Картотека подвижных игр с экологическим содержанием"
Картотека подвижных игр с экологическим содержанием для детей младшего и старшего возраста...

Картотека подвижных игр с математическим содержанием
Картотека подвижных игр с математическим содержанием...

