Картотека игр по ТРИЗ
картотека (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Чашкина Надежда Викторовна

Этот материал будет полезен в работе педагогов    ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_triz.docx252.75 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по технологии ТРИЗ

http://mbdou3-krop.ru/wp-content/uploads/2016/12/3_2.png

                                                                        Подготовила : воспитатель Чашкина Н.В.

Игры на выявление подсистемных связей

«Где живет? »

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней

группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой

природы, дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть

собаки, живущие на улице - бродячие.

Игры на сравнение систем

«На что похоже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на

него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по

назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и

будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.

Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать

предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ход игры

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты

похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д.

«Давай поменяемся»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой

объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен

функциями между детьми, загадавшими объект.

Ход игры:

Р1: Я - слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.

РЗ: Я - заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота.

Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц

сворачиваться клубком.

Игра «Почему так произошло? »

(со старшей группы)

Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.

Ход игры

Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и

задает вопрос: «Объясни, почему так произошло? » Например:

1 .Белка сидела на дереве и упустила шишку.

2 Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца.

Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и

побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по

назначению вовремя.

Варианты:

1 .Собака погналась за курицей.

2 Школьники не смогли поехать на экскурсию.

1 .Молоко выкипело.

2 Самолет совершил вынужденную посадку.

1 .Папа раскрыл книгу.

2 Комната наполнилась дымом.

1 .Котенок подошел к блюдечку.

2 Мальчик не выучил урок.

1 .Дворник взял метлу.

2 Мама вдела нитку в иголку.

Игра «Путаница»

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее

слово и подбирать на его место другое.

Ход игры

- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он

разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов,

то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в

предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Например:

Летит колючий крокодил, (снег)

Висит зеленая собака, (слива)

Самолет ползет по рельсам, (поезд)

Мальчик ест скакалку, (конфету)

Летит воздушный диван, (шар)

Рычит лохматый слон, (пес)

Смотрю в прозрачное дерево, (стекло)

Дверь открывают вилкой, (ключом)

Бабушка связала мягкие подушки, (варежки)

Мама сварила вкусный стол, (суп)

Игра «Да-нетка» по неизвестному слову.

(в старшей и подготовительной группе)

Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы,

производить мыслительные действия.

Ход игры

Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря. Дети задают

вопросы по схеме (аналогично «да-нетке» на загаданное слово) .

Слова: торбаса (обувь, вигвам, острец (сорняк, студия, бондарь, цевница.

Игра «Один - много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.

Закреплять понятие «один - много»

Ход игры

- Ребята, сколько у меня расчесок? (одна) .

-Чего в расческе много? (зубчиков)

Аналогично:

-коробка стол

-книга дерево

-ковер дом

-клубок цветок

-морковь дом

Игра «Как это раньше делалось? »

(с подготовительной группы)

Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Ход игры

Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком.

Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция

выполнялась. Например:

- Настольная лампа. Для чего она придумана? (чтобы человеку было светло,

когда он пишет)

- Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей,

лучинкой)

- Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы) .

- Как это раньше делалось? (на телеге, верблюде)

Игра Пространственная «да - нет ка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию

Ход игры

1 Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5

(10, 20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать - это слева (справа) от

машины (машинка стоит посередине) .

2 Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.

Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

- Это ближе (дальше) от меня?

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине)

В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры,

Игра «Раньше - позже»

(со средней группы)

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Ход игры

Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого

или, что будет после.

Например:

Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?

Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ

ребенка (мама кормила свою дочку) .

И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из

детей попросить рассказать последовательность событий.

Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть.? »

(со средней группы)

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать

характеристику объекту по одной части.

Ход игры

Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать

характеристику объекту.

Например:

- Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью?

(птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу) .

- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это

может быть добрый человек, книга со стихами, открытка) .

- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?

(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора) .

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Что умеет делать»

(проводится с середины 2 младшей группы)

Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его

помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит

грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже

таскает

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Дразнилка»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию

вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Мои друзья»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или

кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира).

Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок.

Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро

бегать (животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы,

животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки

(животные, птицы, ветер и т.д.).

Игры на определение линии развития объекта

«Чем был – тем стал»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты

материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

Ход игры: При уточнении понятия относительности размера

Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

Игры на определение линии развития объекта

«Раньше – позже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что

было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, какая  у медведя сделана берлога?

Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

Дети: Росли маленькие ростки.

Воспитатель: А еще раньше?

Дети: Семечки в земле.

Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

Игры на выявление подсистемных связей

«Где живет?»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней

группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой

природы. дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть

собаки, живущие на улице – бродячие.

Игра на определение подсистемных связей объектов.

«Что можно сказать о предмете, если там есть…»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок

должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с

присосками?

Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

Дети: Кошка, котенок.

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Хорошо – плохо»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого

определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо –

почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по ТРИЗ.

В данной картотеке собраны игры по триз для детей с 3 - 7 лет....

Картотека игр по ТРИЗ-технологии

Игры для занятий по ТРИЗ развивают не только мыслительные процессы, фантазию, воображение, но и речь ребенка....

Картотека игр по ТРИЗ

Картотека игр по ТРИЗ - технологии для детей от младшей до подготовительной группы. Отлично развивает творческое мышление и воображение....

Картотека игр по ТРИЗ

Картотека игр по ТРИЗУ поможет педагогам развить внутренний мир ребёнка без каких-либо трудностей....

Картотека игр по ТРИЗ

Игры  учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению....

Картотека игр по ТРИЗ экологического содержания

Вашему вниманию предоставляю игры по ТРИЗ экологического содержания. Эти игры помогут дошкольникам расширить, систематизировать, закрепить знания по экологии, развить логическое внимание....

КАРТОТЕКА ИГР ПО ТРИЗУ

Триз - творческое решение изобретательских задач, область знаний, исследующая механизмы, развития технических систем с целью создания проектных методов, решения изобретательских задач.Пусть вас не сму...