Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"
материал на тему

Мальцева Оксана Валерьевна

Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Мастер-класс для педагогов

Тема: Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой.

Цель: Показать возможности использования методов и приёмов технологии ТРИЗ при знакомстве детей с народным творчеством – народными куклами.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.  

2. Показать возможность использования методов и приёмов технологи ТРИЗ при знакомстве детей с народными куклами.

3. Повысить  компетентность педагогов в сфере инновационных технологий.

Ход мастер-класса.

     Уважаемые коллеги! В настоящее время в связи с введением в дошкольных образовательных учреждениях  Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нам с вами приходится искать новые формы работы с детьми, применять в своей работе новые педагогические технологии. В своей работе я использую методы и приёмы технологии ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач).

     Среди новых педагогических технологий, используемых в дошкольных учреждениях, технология  ТРИЗ  занимает особое место, как технология, позволяющая максимально повысить познавательную и творческую активность детей.

        Основным средством работы с детьми по ТРИЗ  является педагогический поиск. Поиск новых форм в подаче детям традиционного материала. Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид.

     ТРИЗ как универсальный инструментарий может использоваться во всех образовательных ситуациях с воспитанниками, что позволяет педагогам формировать у каждого ребёнка единую картину мира, создавать ситуации успеха. 

     Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество методов и приемов, которые могут  не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

     Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ,  я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии  в процессе знакомства детей  с народными куклами.

Почему именно с народными куклами?

     Я считаю, что человек обязан знать историю своего народа, культуру и традиции своих предков. Мы всегда говорим, что ведущей деятельность для детей дошкольного возраста является игра. А кукла это самая древняя и популярная игрушка. «Кто в куклы не играл,  тот счастья не видал» -  гласит народная мудрость.

     При знакомстве детей с народными куклами очень хорошо подойдёт использование игры технологии ТРИЗ «Хорошо – плохо» 

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. 

Предложите детям порассуждать, чем хороши такие куклы?

(просты в изготовлении; яркие, красочные; минимум материалов для изготовления; можно сделать самим; можно по - разному с ней играть, придумывая каждый раз новый образ; в каждой самодельной куколке вложена частичка душевного тепла; можно не бояться её испачкать, так как можно выстирать и др.)

Чем плохи такие куклы?

(современные производственные куклы красивее, имеют хорошо обозначенные части тела; народным куклам невозможно поменять одежду; нет прорисованного лица; нет фиксированного положения: сидеть или стоять и др.)

     Прекрасно подойдёт и использование метода «Системный оператор», который в детском саду получил название «Волшебный экран».

Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов.

Его цель: дать наиболее полное представление о рассматриваемых объектах. Развивать воображение и фантазию. Определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме.

Что он из себя представляет.

Это квадрат  который разделён на 3,5,9 частей (экранов).

Классическая девятиэкранка мало используется в детском саду. Работу с детьми лучше начинать  с трёхэкранки или как ещё её называют «Системный лифт». Он может быть  как вертикальным, так и горизонтальным

Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме и надсистеме. А горизонтальный помогает рассмотреть объект во временном аспекте.

Самое большое распространение в работе с детьми дошкольного возраста получил «Волшебный экран» с пятью частями (пятиэкранка)

Рассмотрим его работу на примере ознакомления с народной тряпичной куклой Колокольчик.

В центральный экран мы помещаем картинку с изображением куклы, она – это наш рассматриваемый объект.

 Дальше мы перемещаемся вниз и определяем подсистему нашего объекта (из чего состоит наша кукла).

Следующим нашим шагом будет перемещение вверх, и там мы рассмотрим надсистему нашего объекта (частью чего является наша кукла).

После этого мы переходим на горизонталь и определяем прошлое нашего объекта. И заканчиваем, дав характеристику его будущего.


Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Цель Мастер-класса:- способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»;- применение «метода  проблемного обучения» на практике....

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ

Мастер – класс «РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....

Использование методов и приёмов игры на деревянных ложках для детей дошкольного возраста.

Использование методов и приёмов игры на деревянных ложках для детей дошкольного возраста....

Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Занятия с детьми  в детском саду  с применением методов и приёмов технологии ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое вл...

Мастер класс "Использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Мастер класс направлен на формирование представлений  педагогов ДОУ о технологии ТРИЗ, на оказание практической помощи воспитателям в использовании методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельност...

Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой как фактор познавательного развития дошкольников

Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительн...