Использование методов и приёмов игры на деревянных ложках для детей дошкольного возраста.
материал

Трифонова Наталья Викторовна

Использование методов и приёмов игры на деревянных ложках для детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени полного кавалера ордена Славы А.И. Дырина п.г.т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области

Доклад.

Использование методов и приёмов игры на деревянных ложках для детей дошкольного возраста.

Музыкальный руководитель:

Трифонова Наталья Викторовна

2019

Деревянные ложки –

Постучите – ка немножко.

Хочешь – пляску сыграй,

А хочешь – суп хлебай!

Применяя в непосредственно образовательной деятельности различные музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные ритмические задания деревянными ложками.

Воспитывая детей через приобщение к истокам русской народной культуры, желание детей играть на    народных    инструментах    и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности,  побудило  меня использовать в моей работе деревянные ложки.

Музыкальные деревянные ложки относятся к шумовым («ритмическим») ударным инструментам. Инструменты этой группы весьма многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. На них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

 В старину ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.

В настоящее время деревянные ложки это – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

 Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес в непосредственно образовательной деятельности, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмичных движений, дети чётче воспроизводят ритм. Развивается моторика рук.

Для работы я использую деревянные ложки, изготовленные из берёзы или клёна.

 Известно много приёмов игры на ложках, но для детей дошкольного возраста они сложны, и я используется всего лишь три приёма игры.

Сами по себе эти приёмы являются отличным материалом для музицирования и развития детей.

 Я держу ложки за ручки, и ударяю друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками». Либо, ложу одну ложку выпуклой стороной на левую ладонь (и создаю, таким образом, своеобразный резонатор), ударяю по ней другой ложкой, получаю более компактные, «округлые» звуки, напоминающие цоканье копыт. Стучу ручками и «щеками» в кулачках. Палочкой одной из них стучу по «щеке» другой, поочерёдно играю на своих ложках и на ложках соседа. Удары круговые, вертикальные, горизонтальные, «лошадка».

Работу по обучению детей игре на деревянных ложках начинаю с младшей группы. Вначале стараюсь привлечь внимание детей обыгрыванием самой ложке, затем знакомлю малышей со звучанием, и предлагаю ребятам повторить за мной несложный ритмический рисунок. Для поддержания интереса раскладываю ложки в музыкальном уголке группы. В старшем дошкольном возрасте отрабатываем технику исполнения и включаем игру на ложках в детский оркестр.

Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на деревянных ложках в ансамбле приносит детям радость, создаёт предпосылки для дальнейшего развития с русской народной музыкой, формирует интерес к познанию русского фольклора.

Для поддержания интереса к деревянной ложке, как к музыкальному инструменту был разработан проект «Ложка точёная – ручка золоченая». Цель проекта: Содействовать развитию устойчивого интереса детей игре на деревянных ложках и необычных знаниях о знакомом предмете – ложке. Где дети узнали об истории возникновения деревянной ложки, её применении в быту и игре как на музыкальном инструменте. Дошкольниками совместно с педагогами был оформлен альбом об истории ложки. Кроме этого, в ДОУ была оформлена выставка на тему «Ложка точёная – ручка золочёная». Для создания проекта были привлечены родители, которые приняли активное участие в данном виде деятельности.  

В своей работе я использую русскую народную музыку применяю  разнообразные методы и приёмы игры на деревянных ложках: показываю иллюстрации, игрушки, использую музыкально-дидактические игры. Систематическое, последовательное применение деревянных ложек в русском фольклоре вызывает у детей интерес, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческому развитию.

Наши предки говорили: «Живите на красную ложку!» Это значит: пусть ваша душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - презентация "Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста."

Презентация Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста....

Использование методов и приемов релаксации для развития саморегуляции у детей дошкольного возраста.

 Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, повышения общего жизненного тонуса, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизиологического здоровья, необхо...

Методы и приёмы подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста

Материал составлен в виде практических советов педагогам и родителям, для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"

Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....

Эффективные методы и приёмы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста

1. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.3. Формирование по...

Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

Занятия с детьми  в детском саду  с применением методов и приёмов технологии ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое вл...