Главные вкладки

    Использование методов ТРИЗ для развития воображения и фантазии у детей дошкольного возраста
    статья по теме

    для воспитателей ДОУ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дошкольное детство - возраст, когда проявляется, способность к творческому решению проблем, возникающей в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умение использование приемов и методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) успешно помогает развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение и диалектическое мышление.

    Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.

    Главная задача данной методики – это научить. Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (эмоционалной, волевой). Этот метод учит ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

    Цели ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности. Способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Исходным положением ТРИЗовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

    ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Основным стедством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтоб ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие, тем самым он ставит ребенка в ситуацию, тогда нужно найти ответ.

    ТРИЗ технология включает в себе следующие методы:

    Мозговой штурм;

    Метод «Синектики»;

    Морфологический анализ;

    Метод фокальных объектов (МФО);

    Системный оператор (надсистема и подсистема);

    Метод маленьких человечков (ММЧ);

    Эти игры и упражнения по методике ТРИЗ можно использовать с детьми с 3-х лет.

    Используя некоторые из них можно создать  свою собственную игротеку:

    1. Игра на поиск истины.  В этой игре перед детьми ставиться проблема

    ( которую надо решить). И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

    Называется игра «Да –Нетки» или «Угадай, что я загадала»

    Например: -Я сейчас загадаю предмет, который находиться в этом помещении (часы). Чтобы отгадать этот предмет, вы мне задаете различные вопросы о признаках этого предмета, а я буду отвечать «Да» или «Нет».

    Когда дети научаться играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть разные объекты.

    2. «Тайна двойного» - выявление противоречий в объекте, явлении, когда что - то нужно, решения проблемы.

    Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том предмете, действии плохие и хорошие стороны. Поиграем в игру «Хорошо – плохо». Возьмем самое простое хорошо знакомое всем природное явление «снег» и выскажем предположение, снег это хорошо и снег это плохо.

    Хорошо «Почему?»: весело кататься на санках, на коньках, на лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу.

    Плохо «Почему?»: что холодно, ручки мерзнут, можно простудиться, если скользко, то можно упасть, плохо когда много снега, трудно ходить и т. д.

    Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

    3.Нахождение внешних и внутренних ресурсов «Мозговой штурм» игра «Найди выход»

    Правила мозгового штурма – это исключение всякой критики, поощрение самых невероятных идей, большое количество ответов и предложений, а также можно улучшать чужие идеи.

    Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создавать условия расковывающие ребенка.

    Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

    Темами мозгового штурма могут быть:

    -как не промокнуть под дождем;

    -как выгнать лису из заячьей избушки;

    -как потушить пожар, если в доме нет воды;

    -как оставить кусочек лета в зиму и т. д.

    4. Метод системный оператор. Игра «Перевирание сказки».

    Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.

    Например: «Жила –была девочка, звали ее Желтая шапочка»

    Дети: «Не Желтая, а Красная!»

    Взрослый: «Ах,да, Красная! Так назвал ее папа …»

    Дети: «Не папа, а мама!»

    Взрослый: «Как то раз напекла соседка пирожков….»

    Дети: «Не соседка, а мама!»

    Взрослый: «Сходи, доченька, проведай дедушку….»

    Дети: «Не дедушку, а бабушку!»

    Взрослый: «Идет Красная шапочка по лесу, а навстречу ей медведь….»

    Дети: «Не медведь, а волк!» и т. д.

    Изменяя сказку в самом начале, ведем ее за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

    5.Метод «Синектика» обозначает «объединение разнородных предметов» и делиться на аналогии:

    а)личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого - нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

    Примерные варианты заданий:

    - изобрази будильник, который забыли выключить;

    - покажи походку человека, которому жмут ботинки;

    - изобрази мальчика у которого болит зуб;

    б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет-аналогия стрекозы, подводная лодка-аналогия рыбы и т. д). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.

    в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется. Как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость-возможные варианты: солнце, цветок, изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

    Такие игры прекрасно развивают детей. Фантазируйте, экспериментируйте, получайте удовольствие от общения со своими воспитанниками!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие - презентация "Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста."

    Презентация Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста....

    Использование развивающих игр для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

             Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и с...

    Консультация для воспитателей"Воображение и мышление у детей дошкольного возраста"

    Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в рол...

    Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

    Развитие моторики детей дошкольного возраста в различных видах деятельности...

    Мастер – класс: «Использование новых технологий для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

    мастер-класс для воспитателей по развитию моторики рук у детей дошкольного возраста...

    Опыт работы по использованию кругов Луллия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Опыт работы по использованию кругов Луллия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятел...