Использование методов Монтессори-педагогики в применении сенсорного материала для детей дошкольного возраста с нарушением слуха
статья по математике на тему

Татьяна Валентиновна Смирнова

В данной работе раскрывается применение сенсорного материала, который служит развитию чувственного восприятия ребенка, который может быть и применен, в свою очередь, и в работе со слабослышащими дошкольникми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metodov_montessori.docx14.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  методов Монтессори-педагогики

в применении сенсорного материала

для детей  дошкольного возраста с  нарушением слуха

Давняя практика Монтессори-педагогики говорит нам о том, что основные принципы были разработаны в применении  именно к детям с нарушениями развития.

В своей работе я хотела бы остановиться на сенсорном материале, который служит развитию чувственного восприятия ребенка, который, в свою очередь, может быть применим в работе со слабослышащими детьми. Давняя философская традиция, восходящая к высказываниям Аристотеля, и современные научные взгляды связывают развитие интеллекта с развитием чувственного восприятия.

Сенсорный материал состоит из упражнений, которые, благодаря их конструктивным особенностям, позволяют ребенку сконцентрироваться на изучении отдельных физических свойств предметов: формы, величины, цвета, веса, температуры, текстуры предметов и т.п. Эта конструктивная особенность материала названа Марией Монтессори «изолированием свойств», которое имее место одновременно с «изолированием степеней трудности» при обучении. Материал ограничен тем, что он призван демонстрировать. Этот прием приводит к формированию у ребенка «фокуса внимания», то есть концентрации внимания на изучаемом свойстве, параметре, способствует развитию наблюдательности и умения находить словесные обозначения для собственного сенсорного опыта.

Материал должен быть привлекательным для ребенка, вызывать желание взять его в руки, заниматься с ним. И обучение происходит в результате практической деятельность с предметами.

Успешная работа с сенсорным материалом предполагает достаточно хороший уровень развития моторики руки, координации движений и внимания ребенка. Все эти способности тренируют при работе с сенсорным материалом и способствуют саморазвитию ребенка. Также сенсорный материал дает возможность контроля ошибок и подготавливает ребенка к работе к более сложным материалам из зоны развития речи и математической зоны.

Хочу предложить вашему вниманию некоторые упражнения сенсорного содержания:

Упражнение «Цветные коробочки»

Материал: небольшая пластиковая коробочка с 5 отделениями; четыре отделения одинакового размера, пятое отделение – большего размера. В четырех маленьких отделениях – цветные донышки: красного, желтого, синего и зеленого цвета. Пятое (большое отделение) без цветного кода. Деревянные фишки красного, желтого, зеленого и синего цветов.

Цели:

Прямая – распознать основные цвета, сортировать фишки в соответствии с цветовым кодом отдела коробочки.

Косвенная – уточнение зрения, выстраивание сериационного ряда, сравнение и анализ, развитие мелкой моторики.

Презентация:

 - Ребенок приносит и ставит на стол коробочку с материалом, открывает крышку, педагог показывает ребенку материал (фишки лежат в большом отделении все вместе). Педагог берет фишку красного цвета и кладет ее в отделение коробочки красного цвета. Когда красные фишки разложены, педагог берет фишки зеленого цвета и кладет в отделение коробочки зеленого цвета. Таким образом, педагог берет все фишки, пока они не закончатся. Далее педагог предлагает ребенку самостоятельно сделать упражнение.

Упражнение «Баночки с запахами»

Материал: плетеная корзина с  шестью  стеклянными баночками с крышками, внутри баночек находятся ватные диски, пропитанные аромамаслами. На донышке баночек контрольные метки, определяющие пары одинаковых запахов.

Цели:

Прямая – подобрать пары баночек с одинаковыми запахами. Различать запахи цветов, специи, трав.

Косвенная – развитие обоняния, различение запахов, подготовка к практической жизни и изучению природы.

Презентация:

  - Педагог приносит на стол коробочку с материалом, открывает крышку одной баночки и подносит к носу на расстоянии 5-6 см, нюхает и предлагает понюхать ребенку. Затем крышка баночки закрывается. Педагог совместно с ребенком берут другую баночку и сравнивают запахи. Если запахи одинаковые – баночки ставятся рядом друг с другом (парами). Если запахи разные – одна из баночек ставится в сторону и берется следующая. Работа продолжается до тех пор, пока не выстроится ряд из баночек с одинаковыми запахами. Если требуется контроль ошибок, то можно сравнить метки на донышке банок. В конце работы баночки убираются в корзину, а корзина ставится на место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"

Данное занятие по развитию речи   продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития.  Упражнения направлены на развитие всех пси...

Презентация по ознакомлению с окружающим "Профессии" для детей дошкольного возраста с нарушением слуха 4, 5 года обучения.

Данная презентация знакомит детей дошкольного возраста  с нарушением слуха с людьми  наиболее распространенных профессий....

Программа "Коррекции и развития познавательных способностей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха "

Коррекция и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает в...

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРАВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...