Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Родионова Мария Юрьевна

          Данное занятие по развитию речи   продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемотехники, фонетическую ритмику, обучающие и игровые приемы, учитывающие уровень произносительных навыков детей и степень нарушения слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no1.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по развитию речи с использованием приемов мнемотехники с детьми средней группы

Тема: «Осень. Овощи, фрукты»

Подготовила учитель – дефектолог 1 кв.к.

                                                                        Родионова М.Ю.

Санкт – Петербург

2008 г.

                                       

Тема: «Осень. Овощи, фрукты.»

              Занятие составлено для детей 4 – 5  лет, имеющих 3 – 4 и 3 степень тугоухости.

Цели занятия:

1.  Формировать у детей потребность в речевом общении.

  1. Развивать долговременную память, произвольное внимание.
  2. Формировать  представление детей о сезонных изменениях в природе.
  3. Развивать слуховое восприятие,  умение пользоваться остаточным слухом.

Коррекционные задачи:

  1. Поощрять речевую активность детей.
  2. Развивать остаточный слух детей.
  3. Формировать навык аналитического чтения, сопряженного и отраженного проговаривания речевого материала.
  4. Развивать память, внимание, мышление посредством использования приемов мнемотехники.

Общеобразовательные задачи:

  1. Формировать представление детей о признаках времен года (осени).
  2. Формировать знания детей о овощах и фруктах: их название, классификация.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать у детей навык взаимодействия друг  с другом, умение прийти на помощь.
  2. Воспитывать у детей усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
  3. Развивать учебно – игровые навыки, произвольное поведение.
  4. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение правильно проявлять свои чувства и эмоции.

Дидактический материал.

 Демонстрационный материал:

  1. Символы организации начала занятия.
  2. Мольберт для фонетической ритмики.
  3. Картина «Осень».
  4. Таблички.
  5. Муляжи: овощи – фрукты .
  6. Мнемотаблица «Признаки осени».
  7.  Коллаж «Дождик » (стихотворение).

 

Раздаточный материал:

  1. Ребус «Осень».
  2. Символы организации начала занятия.
  3. Разноцветные конверты.
  4. Разрезные буквы.
  5. Мнемотаблица «Признаки осени» (разрезная).
  6. Разрезные таблички – признаки осени.
  7. Картинки «Овощи – фрукты ».
  8. Разрезные картинки «овощи – фрукты»

Предварительная работа:

  1. Рассматривание признаков осени на прогулке.
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий осени и других времен года в сравнении.
  3. Знакомство детей с мнемотаблицами; разбор всевозможных связей: логических и ассоциативных.
  4. Складывание мнемотаблицы из разрезных частей, зарисовка.
  5. Рассматривание овощей и фруктов, знакомство с ними
  6. Д\И «Узнай на вкус».
  7. Праздник «Осень» (в музыкальном зале).

Во время занятия весь речевой материал проговаривается учителем – дефектологом  совместно с детьми в сопряженной и отраженной форме речи с учетом произносительных возможностей каждого ребенка.


Ход занятия.

Этапы занятия

Содержание занятия и виды работы

Речь учителя – дефектолога

Речь детей.

Весь речевой материал (кроме самостоятельных ответов детей) проговаривается учителем – дефектологом  совместно с детьми в сопряженной и отраженной речи с учетом произносительных возможнос-тей каждого ребенка.

Демонстрационный и раздаточный материал.

I.

Организация начала занятия.

Фонетическая ритмика.

По сигналу бубна педагог предлагает детям встать в групповом пространстве напротив своих имен.

1 Развитие речевого дыхания: вдох носом, выдох ртом, пение гласных на одном выдохе

2 Развитие силы голоса. Произнесение слогового материала голосом разной громкости.

3 Развитие темпа произношения (быстро - медленно).

4 Закрепление звуков «П Т Д»  на слоговом и словесном материале.

Поздороваемся.

Будем петь громко.

А__О__У__И__Э__И__

А__У__Э__И__Ы__О_

ПА ПО ПУ ПЭ

АПА ОПО УПУ ЭПЭ

АПО УПА ЭПО

ПАПАПАПА (темп)

ТА ТО ТУ ТЭ

АТА ОТО УТУ ЭТЭ

ОТА УТО ЭТА

ТАТАТАТА (темп)

ДА ДО ДУ ДЭ

АДА ОДО УДУ

ДАДАДАДА (темп)

ТАМ ДОМ ТАМ ДОМ

ИДЁМ!  ИДЁМ

Мольберт для фонетической ритмики.

И\П “Назови верно символ”

Педагог предлагает детям сесть за парты.

Каждый ребенок поднимает соответствующий символ.

Сядьте там.

Что мы сегодня будем делать?

Будем заниматься.

Будем слушать (думать, говорить, играть).

Символы организации начала занятия.

II. Основная часть.

1. И\П «Разгадаем ребус»

Педагог обращает внимание детей на перевернутую картину.

Чтобы узнать что там нарисовано надо решить ребус.

Все дети решают ребус на столах, Амина решает ребус у доски.

Педагог переворачивает картину осени.

Дети убирают буквы и ребус в конверт.

Молодцы.

О чем мы сегодня будем говорить?

Что там?

Давайте решим ребус.

Возьмите желтый конверт.

Амина, иди к доске.

Молодцы. Что получилось?

ОСЕНЬ.

Где осень?

ТАМ. ТУТ.

Молодцы. Уберите.

Ребус «Осень»

Таблички.

Разрезные буквы.

2.Сюрпризный момент “Появление осени”

Входи осень. Здоровается с детьми.

Слышите? Кто это?

  1. Физ. минутка. “Падают листья”

(развитие дыхания)

Педагог предлагает осени поиграть с детьми.

Осень вместе с педагогом и детьми имитирует как дует ветер и падают листья.

Встаньте.

Будем играть.

4.И\П “Расскажем об осени”

Дети достают из конверта символы признаков осени и разрезные предложения. Затем самостоятельно составляют предложения о признаках осени.

Молодцы.

Сядьте ровно.

Давайте вспомним, что бывает осенью?

Возьмите красный конверт.

Молодцы.

Давайте прочитаем вместе.

«ТАМ ОСЕНЬ.

  ОСЕНЬЮ ХОЛОДНО.

  ИДЁТ ДОЖДЬ

  СОЛНЫШКА МАЛО

  ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ

  ЕСТЬ ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

Мнемотаблица «Признаки осени» (разрезная)

Разрезные таблички «Признаки осени»

5. И\П “Сложим верно”

Педагог предлагает детям сложить мнемотаблицу на ковролине.

Молодцы.

А теперь возьмите картинки.

Идите ко мне.

Мнемотаблица «Признаки осени» (разрезная)

6 Физ. минутка “Дождик”

Педагог обращает внимание детей на коллаж «Дождик». Речь плюс движение.

Молодцы.

Встаньте там.

Давайте расскажем стихотворение.

ДОЖДИК, ДОЖДИК

АЙ – АЙ – АЙ!

ДОЖДИК, ДОЖДИК

ДАЙ – ДАЙ – ДАЙ!  

 Коллаж  «Дождик»

7. Д/И “Сложи картинку”

Педагог предлагает детям пойти в группу, собирать урожай. В группе дети на ковре складывают разрезные картинки овощей и фруктов.

Осень и дождик дали нам УРОЖАЙ.

НА.

Урожай – это овощи и фрукты.

Переверните стулья. Будем собирать урожай.

 

Разрезные картинки.

III. Организация окончания занятия.

Осень угощает всех фруктами и приглашает за стол есть.

Молодцы. Все правильно сделали.

А теперь осень вас угостит.

Что это?

Это яблоко, груша.

Спасибо.

Идите есть.


 

Выводы.

          Данное занятие по развитию речи с   является третьим занятием по теме и продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемотехники, фонетическую ритмику, обучающие и игровые приемы, учитывающие уровень произносительных навыков детей и степень нарушения слуха.

         Содержание занятия соответствует уровню развития внимания, памяти, познавательных процессов детей младшего  дошкольного возраста с тяжелой и средней степенью потери слуха.

         Речевой материал подобран с учетом дальнейшего развития навыков социальной адаптации, а так же интеллектуального развития детей со слуховой депривацией.

 Данное занятие показало, что у детей средней группы № 4:

  1. Память стала более долговременной, объем памяти увеличился; внимание стало более произвольным; мышление от наглядно – действенного переходит к наглядно – образному. У детей «группы риска» так же увеличился объем долговременной памяти, внимание стало более концентрированным, мышление от предметно – практического переходит к наглядно – действенному.
  2.   Увеличилась  потребность в речевом общении.
  3.  У детей    идет быстрое накопление пассивного словаря, переходящего в активный.
  4. Значительно выросла познавательная активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста. Тема: Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи».

Конспект занятия по развитию речи  детей младшего возраста.Тема: Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи»....

Сюжетно – ролевая игра и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Доказывается в работе значимость с-ролевых игр для развития речи детей...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени.

Цели:Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений об осени. Обогащение...

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи детей дошкольного возраста в подготовительной группе по теме Викторина «Цветик - семицветик».

Цель: Выявить уровень знаний у детей. Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа.Задачи:Обучающие: учить выставлять правильно слова, находить ошибки в предложениях;упражнять в...