Главные вкладки

    Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
    методическая разработка на тему

    Родионова Мария Юрьевна

    Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития. 

    Упражнения направлены на развитие всех психических роцессов, и применять их можно в любых режимных моментах. Желаю удачи!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека упражнений,

    направленных на развитие     психических процессов

     «Солнечный зайчик»  

    «Волшебный круг»

    «Лабиринт»

    «Назови быстрее»

    «Посмотри и сосчитай»

    «Не запутайся»

    «Асимметричная гимнастика»

    «Быстрее нарисуй»

    «Продолжи ряд»

           10.«Съешь, вспомни и назови»

            11. «Посмотри и назови»

            12. «Запомни слова»

            13. «Вспомни картинку»

           14. «Узнай букву, вспомни,      повтори»

           15. «Кукловоды»

    «Солнечный зайчик»

    Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.

    Оборудование:   лист бумаги, краски.

    Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог рисует на листе бумаги яркое пятно  и предлагает детям смотреть на него как можно дольше.

    Речевой материал: смотри внимательно, сиди спокойно. Не отвлекайся.

                                                           

    «Волшебный круг»

    Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.

    Оборудование: лист бумаги с нарисованным кругом.

    Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку смотреть только на один предмет. Круг можно медленно вращать.

    Речевой материал: смотри внимательно, сиди спокойно. Не отвлекайся.     

                                           

                                                              «Лабиринт»

    Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.

    Оборудование: карточки  с лабиринтом, карандаш.

    Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает ребенку найти дорожку к чему – либо, т.е. пройти извилистую линию лабиринта. Ребенок вначале может прослеживать дорожку с помощью карандаша или пальца, затем только зрительно.

    Речевой материал: сиди спокойно, думай; (в зависимости от изображения на картинке)

                                                      «Назови быстрее»

    Цели: развивать усидчивость, устойчивость, концентрацию и объем внимания, закреплять знание о числовом ряде, развивать речь.

    Оборудование: таблица с нарисованными цифрами.

    Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог рисует таблицу с цифрами и предлагает ребенку назвать их по порядку.

    Речевой материал: Один, два, три, четыре, пять, шесть, … Сколько?, думай внимательно, верно – неверно.

                                        «Посмотри и сосчитай»

    (одновременный счет нескольких объектов: грибочков и ягодок)

    Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость, закреплять навык количественного счета, развивать речь.

     Оборудование: картинки с изображением различных предметов.

    Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет картинки с разным количеством предметов и предлагает детям быстро назвать сколько грибочков, а сколько ягодок?

    Речевой материал: один, два, три. ….., сколько грибочков?, сколько ягодок?, считай верно, считай быстро, думай, верно – неверно,

                                                      «Не запутайся»

    Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость, закреплять знание детей о числовом ряде, закреплять названия букв.

    Оборудование: лист бумаги с нарисованными цифрами и буквами.

    Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предъявляет ребенку таблицу с цифрами и буквами и предлагает вначале назвать буквы, а затем цифры или наоборот. Цифры необходимо называть по порядку.

    Речевой материал: один, два, три. ….., (названия букв), назови цифры, назови буквы, называй верно, говори хорошо, думай, верно – неверно.

                                   

    «Асимметричная гимнастика»

    Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, активизировать двуполярную деятельность мозга.

    «Голова – живот»

    Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой гладить себя по голове, другой – гладить (стучать) по животу.

    «Стол – стена»

    Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой «мыть» стол, другой – «мыть» стену.

    «Попробуй напиши»

    Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой писать «+++++++++++++», другой – «00000000000».

    «Попробуй нарисуй»

    Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку двумя руками рисовать различные геометрические фигуры.

                                   «Быстрее нарисуй»

    Цели: развивать умение переключать, рассосредотачивать внимание.

    Оборудование: карандаш, таблица с нарисованными знакомыми предметами.

    Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Ребенку предлагается таблица с изображением по строчкам знакомых предметов и педагог дает задание зачеркивать одни изображения и обводить другие.

    Речевой материал: смотри внимательно, обведи, зачеркни, верно – неверно, думай.

     

                                                     «Продолжи ряд»

    Цели: развивать умение переключать, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость.

    Оборудование: карточки с изображением чередующихся предметов.

    Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Ребенку предлагается карточка с изображением чередующихся фигур и педагог предлагает ребенку продолжить ряд.

    Речевой материал: смотри внимательно, думай, продолжи ряд, начинай, верно – неверно.

                                          «Съешь, вспомни, назови»

    Цели: развивать вкусовую, словесную память, развивать внимание, активизировать словарный запас детей.

    Оборудование: продукты питания, картинки, таблички.

    Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает съесть ребенку 2, 3 или более продукта, а затем вспомнить, назвать или показать их в нужной последовательности.

    Речевой материал: съешь, запомни, что ты ел, назови, скажи, верно – неверно, названия продуктов питания (яблоко, груша, огурец, конфета, печенье, ……. ).

                                                    «Послушай, назови»

    Цели: развивать слуховую, словесную память, развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить словесную последовательность, развивать внимание.

    Оборудование:  таблички с названиями предметов.

    Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог называет слово, кладет табличку, затем называет второе слово и так же выкладывает табличку, образуется ряд из нескольких слов. Затем педагог накрывает таблички и просит ребенка повторить или выложить из табличек весь ряд.

    Речевой материал: слушай внимательно, запомни, повтори, верно – неверно.

                                                           «Запомни слова»

     Цели: развивать слуховую, словесную память, развивать умение запоминать ряд слов на определенную букву, воспроизводить словесную последовательность, развивать внимание.

    Оборудование:  таблички с названиями предметов на определенную букву.

    Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог называет слово, кладет табличку, затем называет второе слово и так же выкладывает табличку, образуется ряд из нескольких слов. Затем педагог накрывает таблички и просит ребенка повторить или выложить из табличек весь ряд.

    Речевой материал: слушай внимательно, запомни, повтори, верно – неверно.

                                                   «Вспомни картинку»

    Цели: развивать зрительную, словесную долговременную память, развивать внимание, учить детей удерживать информацию долгий период времени.

    Оборудование: картинка, таблички.

    Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. В начале какого – либо занятия педагог показывает детям картинку или какую либо картинку, делая установку на запоминание, а в конце занятия предлагает ее вспомнить.

    Речевой материал: посмотри и запомни, смотри внимательно, вспомни, что ты видел, верно – неверно, молодец.

                                 

                                       «Узнай букву, вспомни, повтори»

    Цели: развивать тактильную память, внимание, закреплять знание детей о буквах русского языка.

    Оборудование: тактильные (объемные буквы).

    Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает ребенку узнавать  на ощупь тактильные буквы, а затем повторить   последовательность. С которой он их узнавал. Ребенок может называть буквы самостоятельно или выложить их последовательность.

    Речевой материал: назови буквы, думай хорошо, запомни буквы, повтори. Выложи как было, верно – неверно

                                                          «Кукловоды»

    Цели: развивать двигательную память, умение ориентироваться в пространстве.

    Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ведет ребенка по какому – либо маршруту, а затем предлагает этот маршрут воспроизвести. Глаза у ребенка могут быть завязанными.

    Речевой материал: иди вместе со мной, будь внимателен, запомни, повтори, как ты шел, верно – неверно, молодец.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"

    Данное занятие по развитию речи   продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...

    Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

    Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

    Программа "Коррекции и развития познавательных способностей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха "

    Коррекция и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает в...

    Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста посредствам приемов мнемотехники

    Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей  является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем ...

    Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха на занятиях ручного труда.

       «Ручной труд» – отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, явлениях, способствует проявлению умственной и речевой активности.     Детское...

    Консультация на тему "Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста."

    "Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста."...

    Игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления

    Предлагаемые упражнения не требуют от вас, родители,  больших затрат времени и подготовку. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задания можно видо...