Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
методическая разработка на тему

Родионова Мария Юрьевна

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития. 

Упражнения направлены на развитие всех психических роцессов, и применять их можно в любых режимных моментах. Желаю удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений,

направленных на развитие     психических процессов

 «Солнечный зайчик»  

«Волшебный круг»

«Лабиринт»

«Назови быстрее»

«Посмотри и сосчитай»

«Не запутайся»

«Асимметричная гимнастика»

«Быстрее нарисуй»

«Продолжи ряд»

       10.«Съешь, вспомни и назови»

        11. «Посмотри и назови»

        12. «Запомни слова»

        13. «Вспомни картинку»

       14. «Узнай букву, вспомни,      повтори»

       15. «Кукловоды»

«Солнечный зайчик»

Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.

Оборудование:   лист бумаги, краски.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог рисует на листе бумаги яркое пятно  и предлагает детям смотреть на него как можно дольше.

Речевой материал: смотри внимательно, сиди спокойно. Не отвлекайся.

                                                       

«Волшебный круг»

Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.

Оборудование: лист бумаги с нарисованным кругом.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку смотреть только на один предмет. Круг можно медленно вращать.

Речевой материал: смотри внимательно, сиди спокойно. Не отвлекайся.     

                                       

                                                          «Лабиринт»

Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.

Оборудование: карточки  с лабиринтом, карандаш.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает ребенку найти дорожку к чему – либо, т.е. пройти извилистую линию лабиринта. Ребенок вначале может прослеживать дорожку с помощью карандаша или пальца, затем только зрительно.

Речевой материал: сиди спокойно, думай; (в зависимости от изображения на картинке)

                                                  «Назови быстрее»

Цели: развивать усидчивость, устойчивость, концентрацию и объем внимания, закреплять знание о числовом ряде, развивать речь.

Оборудование: таблица с нарисованными цифрами.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог рисует таблицу с цифрами и предлагает ребенку назвать их по порядку.

Речевой материал: Один, два, три, четыре, пять, шесть, … Сколько?, думай внимательно, верно – неверно.

                                    «Посмотри и сосчитай»

(одновременный счет нескольких объектов: грибочков и ягодок)

Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость, закреплять навык количественного счета, развивать речь.

 Оборудование: картинки с изображением различных предметов.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет картинки с разным количеством предметов и предлагает детям быстро назвать сколько грибочков, а сколько ягодок?

Речевой материал: один, два, три. ….., сколько грибочков?, сколько ягодок?, считай верно, считай быстро, думай, верно – неверно,

                                                  «Не запутайся»

Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость, закреплять знание детей о числовом ряде, закреплять названия букв.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными цифрами и буквами.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предъявляет ребенку таблицу с цифрами и буквами и предлагает вначале назвать буквы, а затем цифры или наоборот. Цифры необходимо называть по порядку.

Речевой материал: один, два, три. ….., (названия букв), назови цифры, назови буквы, называй верно, говори хорошо, думай, верно – неверно.

                               

«Асимметричная гимнастика»

Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, активизировать двуполярную деятельность мозга.

«Голова – живот»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой гладить себя по голове, другой – гладить (стучать) по животу.

«Стол – стена»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой «мыть» стол, другой – «мыть» стену.

«Попробуй напиши»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой писать «+++++++++++++», другой – «00000000000».

«Попробуй нарисуй»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку двумя руками рисовать различные геометрические фигуры.

                               «Быстрее нарисуй»

Цели: развивать умение переключать, рассосредотачивать внимание.

Оборудование: карандаш, таблица с нарисованными знакомыми предметами.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Ребенку предлагается таблица с изображением по строчкам знакомых предметов и педагог дает задание зачеркивать одни изображения и обводить другие.

Речевой материал: смотри внимательно, обведи, зачеркни, верно – неверно, думай.

 

                                                 «Продолжи ряд»

Цели: развивать умение переключать, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость.

Оборудование: карточки с изображением чередующихся предметов.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Ребенку предлагается карточка с изображением чередующихся фигур и педагог предлагает ребенку продолжить ряд.

Речевой материал: смотри внимательно, думай, продолжи ряд, начинай, верно – неверно.

                                      «Съешь, вспомни, назови»

Цели: развивать вкусовую, словесную память, развивать внимание, активизировать словарный запас детей.

Оборудование: продукты питания, картинки, таблички.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает съесть ребенку 2, 3 или более продукта, а затем вспомнить, назвать или показать их в нужной последовательности.

Речевой материал: съешь, запомни, что ты ел, назови, скажи, верно – неверно, названия продуктов питания (яблоко, груша, огурец, конфета, печенье, ……. ).

                                                «Послушай, назови»

Цели: развивать слуховую, словесную память, развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить словесную последовательность, развивать внимание.

Оборудование:  таблички с названиями предметов.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог называет слово, кладет табличку, затем называет второе слово и так же выкладывает табличку, образуется ряд из нескольких слов. Затем педагог накрывает таблички и просит ребенка повторить или выложить из табличек весь ряд.

Речевой материал: слушай внимательно, запомни, повтори, верно – неверно.

                                                       «Запомни слова»

 Цели: развивать слуховую, словесную память, развивать умение запоминать ряд слов на определенную букву, воспроизводить словесную последовательность, развивать внимание.

Оборудование:  таблички с названиями предметов на определенную букву.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог называет слово, кладет табличку, затем называет второе слово и так же выкладывает табличку, образуется ряд из нескольких слов. Затем педагог накрывает таблички и просит ребенка повторить или выложить из табличек весь ряд.

Речевой материал: слушай внимательно, запомни, повтори, верно – неверно.

                                               «Вспомни картинку»

Цели: развивать зрительную, словесную долговременную память, развивать внимание, учить детей удерживать информацию долгий период времени.

Оборудование: картинка, таблички.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. В начале какого – либо занятия педагог показывает детям картинку или какую либо картинку, делая установку на запоминание, а в конце занятия предлагает ее вспомнить.

Речевой материал: посмотри и запомни, смотри внимательно, вспомни, что ты видел, верно – неверно, молодец.

                             

                                   «Узнай букву, вспомни, повтори»

Цели: развивать тактильную память, внимание, закреплять знание детей о буквах русского языка.

Оборудование: тактильные (объемные буквы).

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает ребенку узнавать  на ощупь тактильные буквы, а затем повторить   последовательность. С которой он их узнавал. Ребенок может называть буквы самостоятельно или выложить их последовательность.

Речевой материал: назови буквы, думай хорошо, запомни буквы, повтори. Выложи как было, верно – неверно

                                                      «Кукловоды»

Цели: развивать двигательную память, умение ориентироваться в пространстве.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ведет ребенка по какому – либо маршруту, а затем предлагает этот маршрут воспроизвести. Глаза у ребенка могут быть завязанными.

Речевой материал: иди вместе со мной, будь внимателен, запомни, повтори, как ты шел, верно – неверно, молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста посредствам приемов мнемотехники

Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей  является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем ...

Консультация на тему "Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста."

"Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста."...

Игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления

Предлагаемые упражнения не требуют от вас, родители,  больших затрат времени и подготовку. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задания можно видо...

Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В данной картотеке представлена коллекция игр для совместной деятельности детей и взрослых (педагог - ребёнок, родитель - ребёнок)....

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детская диагностика располагает широким спектром методик, позволяющих наиболее полно и с разных сторон изучить вашего ребенка. Психологическая диагностика ребенка — это исследование личности, которое ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специальног...

Использование компьютерных игр, направленных на развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются нов...