Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста посредствам приемов мнемотехники
статья (старшая группа) по теме

Кулакова Валентина Викторовна

 

Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей  является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Легче всего это получается у детей!  Вот и весь “секрет”-чем раньше, тем полезнее!

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Одни говорят, что оно было известно на востоке, другие “изобретателем” этого искусства считают греческого поэта – Симонида (460г.до н.э.) В чем же “секрет” мнемотехники?

Мнемоника - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

 

Как наш предмет влияет на развитие  детей?

Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Ведущим является наглядно-  действенное, а затем и наглядно- образное мышление. Опосредованность позволяет ребенку произвольно познавать окружающий мир. Вот в этот - то благотворный период ребёнок и общается с мозгом на его языке!

В дошкольном возрасте формируется познавательная сфера ребенка.

Мнемотехника и является тренингом познавательных психических процессов(восприятия, внимания, воображения…)

            В раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое

 Важнейшей особенностью более старшего дошкольного возраста, с точки зрения Л.С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой - память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы.

Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника - значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой связи с памятью, как в этом возрасте. Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают.

То, что память становится в центр сознания ребенка, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие дошкольника. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом, возникает первый опыт создания целостного детского мировоззрения.

 С пяти лет начинается настоящий расцвет идей “маленьких философов”. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью - в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Память в некотором смысле тоже можно рассматривать как “воспроизводящее воображение”. Но помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Б.П. Никитин  в своей книге «Ступеньки творчества или развивающие игры» написал замечательные слова: « Оказывается, возможность  развиваться  не  остается  неизменной! После рождения, вместе с ростом ребенка  мозг его дозревает, в первые месяцы и годы жизни и становится способным к  функционированию».  Это время и есть самое лучшее для начала развития всего многообразия человеческих способностей.  Но  развиваться начинают  только те способности, для  формирования  которых создаются  условия  к моменту этого созревания.  Чем благоприятнее условия,  чем  разнообразнее  дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.

«Современные исследования на молекулярном уровне (эксперименты шведского нейробиолога  Хидена)  подтверждают,  что  мозг  на  ранних  стадиях  своего развития требует не только соответствующего питания, но и  стимуляции.  Если нейроны лишены стимулирующей  "учебной" среды, они уже не могут  формировать богатую  сеть волокнистых  соединений  мозга,  становятся, образно  говоря, пустыми мешками и в конце концов атрофируются.  Лишив ребенка своевременного и полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном детстве, мы тем  самым  обрекаем  его  на громадные  затраты сил и времени на  развитие способностей в будущем… Мы назвали это явление  «Необратимым Угасанием Возможностей Эффективного Развития Способностей» подводит итог Борис Павлович.

Проанализировав мнение учёных, психологов, педагогов мы сделали вывод, что тренировать мозг нужно так же как тело с самого раннего возраста, в развитии интеллекта важен не объём знаний, а умение находить несколько вариантов решения задач, в этом нам и помогает мнемотехника!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей  является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Легче всего это получается у детей!  Вот и весь “секрет”-чем раньше, тем полезнее!

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Одни говорят, что оно было известно на востоке, другие “изобретателем” этого искусства считают греческого поэта – Симонида (460г.до н.э.) В чем же “секрет” мнемотехники?

Мнемоника - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Как наш предмет влияет на развитие  детей?

Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Ведущим является наглядно-  действенное, а затем и наглядно- образное мышление. Опосредованность позволяет ребенку произвольно познавать окружающий мир. Вот в этот - то благотворный период ребёнок и общается с мозгом на его языке!

В дошкольном возрасте формируется познавательная сфера ребенка.

Мнемотехника и является тренингом познавательных психических процессов(восприятия, внимания, воображения…) 

         В раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое

 Важнейшей особенностью более старшего дошкольного возраста, с точки зрения Л.С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой - память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы.

Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника - значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой связи с памятью, как в этом возрасте. Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают.

То, что память становится в центр сознания ребенка, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие дошкольника. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом, возникает первый опыт создания целостного детского мировоззрения.

 С пяти лет начинается настоящий расцвет идей “маленьких философов”. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью - в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Память в некотором смысле тоже можно рассматривать как “воспроизводящее воображение”. Но помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Б.П. Никитин  в своей книге «Ступеньки творчества или развивающие игры» написал замечательные слова: « Оказывается, возможность  развиваться  не  остается  неизменной! После рождения, вместе с ростом ребенка  мозг его дозревает, в первые месяцы и годы жизни и становится способным к  функционированию».  Это время и есть самое лучшее для начала развития всего многообразия человеческих способностей.  Но  развиваться начинают  только те способности, для  формирования  которых создаются  условия  к моменту этого созревания.  Чем благоприятнее условия,  чем  разнообразнее  дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.

«Современные исследования на молекулярном уровне (эксперименты шведского нейробиолога  Хидена)  подтверждают,  что  мозг  на  ранних  стадиях  своего развития требует не только соответствующего питания, но и  стимуляции.  Если нейроны лишены стимулирующей  "учебной" среды, они уже не могут  формировать богатую  сеть волокнистых  соединений  мозга,  становятся, образно  говоря, пустыми мешками и в конце концов атрофируются.  Лишив ребенка своевременного и полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном детстве, мы тем  самым  обрекаем  его  на громадные  затраты сил и времени на  развитие способностей в будущем… Мы назвали это явление  «Необратимым Угасанием Возможностей Эффективного Развития Способностей» подводит итог Борис Павлович.

Проанализировав мнение учёных, психологов, педагогов мы сделали вывод, что тренировать мозг нужно так же как тело с самого раннего возраста, в развитии интеллекта важен не объём знаний, а умение находить несколько вариантов решения задач, в этом нам и помогает мнемотехника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития.  Упражнения направлены на развитие всех пси...

Консультация на тему "Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста."

"Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста."...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языко...

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детская диагностика располагает широким спектром методик, позволяющих наиболее полно и с разных сторон изучить вашего ребенка. Психологическая диагностика ребенка — это исследование личности, которое ...

Методическая разработка. Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Развитие наглядно – образного мышления у детей дошкольного возраста посредством сказок»

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми среднего и старшего дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии памяти и речи у детей дошкольного возраста

Развитие речи является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей....