ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по логопедии (старшая группа)

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:

- Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.

- Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.

- Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

- Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.

- Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).

- Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

- Развивать зрительно-двигательную координацию.

- Активизировать мыслительную деятельность детей.

- Способствовать положительной динамике развития.

Виды ИКТ, используемые в работе учителя-логопеда условно можно разделить на 3 блока.

  1. Компьютерные игры

Используемые компьютерные игры в работе логопеда условно можно разделить на несколько подвидов:

- Программно-методические комплексы, электронные учебники

- Образовательные, развивающие игры по развитию речи, коррекции речевого развития, подготовке по обучению к грамоте

- Электронные сборники занимательных игр, направленных на развитие познавательных процессов

- Мультимедийные энциклопедии

Например:

1. "Учимся говорить правильно”

2. "Баба-Яга учится читать”

3. «Баба-Яга. Пойди туда-не знаю куда»

4. "Игры для Тигры”

5. «Играю с мамой (Фрукты. Ягоды)”

6. "Гарфилд дошкольникам. Основы чтения”

7. "Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма”

8. «Маленький искатель»

9. «Лунтик познает мир»

10. «Несерьезные уроки»

11.  «Занимательная логика»

12. «Домашний логопед»

13. «В помощь логопеду»

2. Компьютерные игры с использованием интернета.

- Картинки-раскраски по лексическим темам

- Онлайн-игра «Раскрась алфавит»

- Онлайн-игра фонетическая раскраска

- Онлайн-игры с интерактивным соперником на развитие речи и ВПФ

  • Использование различных порталов и сайтов

3. Мультимедийные презентации (авторские и из ресурсов Интернета)

- Презентации - картинки;

- Электронные книжки;

- Сказки, загадки;

- Электронные игры по развитию речи и ВПФ;

- По лексическим темам и ознакомлению с окружающим миром и др.

Компьютерные технологии  в работе учителя-логопеда позволяют:

- активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Применяются на разных этапах коррекционной работы;

в разных видах деятельности.

Индивидуальная работа

В индивидуальной работе используются различные компьютерные программы направленные на:

- устранение речевых недостатков

- развитие психических процессов учащихся

«Играю с мамой. Фрукты. (Ягоды.)»

 - обогащение словаря (знакомство с названием, внешним видом фруктов (ягод) , формирование представления о том, как растут и созревают фрукты (ягоды)).

 - развитие мелкой моторики (раскрашивание фруктов (ягод) с помощью мышки).

«Играю с мамой. Фрукты. (Ягоды.)»

 - обогащение словаря (знакомство с названием, внешним видом фруктов (ягод) , формирование представления о том, как растут и созревают фрукты (ягоды)).

 - развитие мелкой моторики (раскрашивание фруктов (ягод) с помощью мышки).

«Баба-Яга. Поди туда…»

- классификация предметов по лексическим темам;

- развитие зрительного восприятия, внимания и мышления (подобрать узор, узнать по силуэту, «Лабиринт»);

- развитие слуховой (выбрать по словесной инструкции от 3 до 6 предметов) и зрительной (запомнить и найти предмет среди ряда похожих на него) памяти;

- игра на ориентацию в пространстве ( найти предмет слева от …, вверху и т.д.)

- игра «Съедобное – несъедобное».

- различение предметов по величине (большой – средний, маленький).

«Баба-Яга. Поди туда…»

- классификация предметов по лексическим темам;

- развитие зрительного восприятия, внимания и мышления (подобрать узор, узнать по силуэту, «Лабиринт»);

- развитие слуховой (выбрать по словесной инструкции от 3 до 6 предметов) и зрительной (запомнить и найти предмет среди ряда похожих на него) памяти;

- игра на ориентацию в пространстве ( найти предмет слева от …, вверху и т.д.)

- игра «Съедобное – несъедобное».

- различение предметов по величине (большой – средний, маленький).

«Несерьезные уроки. Логика и внимание.»

- развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

 - развитие слуховой памяти;

 - развитие зрительного и слухового внимания;

 - закрепление названий основных и оттеночных цветов.

«Лунтик познает мир»

- обогащение словаря по темам: растения, животные, птицы, профессии;

 - развитие внимания и памяти;

 - развитие реакции.

«Лунтик учит буквы»

- знакомство с изображением и названием букв;

- нахождение слов с заданной буквой по картинкам;

- дополнение недостающих элементов буквы;

- развитие слухового внимания.

«Маша и медведь.

Развивающие занятия для малышей»

- развитие зрительного восприятия, внимания и мышления;

- развитие слуховой и зрительной памяти;

- игра на ориентацию в пространстве.

- развитие зрительного и слухового внимания;

«Домашний логопед»

- развитие фонематического восприятия на материале - неречевых звуков;

 - автоматизация звуков в скороговорках и чистоговорках;

 - рекомендации родителям (артикуляционная гимнастика в картинках, упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, постановка и автоматизация звуков).

«Занимательная логика для малышей»

- классификация предметов («Разложи картинки»)

- развитие внимания и мышления («Найди пару», «Четвертый лишний»)

- развитие памяти («Что изменилось?»)

«Гарфилд малышам

(Учим звуки. Развиваем мышление)»

- развитие фонематического восприятия;

- развитие навыков звукового анализа;

- знакомство с понятиями согласные и гласные звуки

- развитие зрительной памяти;

- развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

- развитие логического мышления;

- развитие словаря по основным лексическим темам.

«Игры для тигры»

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока. Каждый блок программы состоит из нескольких модулей. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов:

- «Просодика» (Модули:  дыхание, слитность, ритм, высота и тембр);

- «Звукопроизношение»;

- «Фонематика» (Модули: звуки, слова, анализ, синтез);

- «Лексика» (Модули: слова, словосочетания, валентность).

В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, а соответственно и словесно-логического мышления, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития.  Упражнения направлены на развитие всех пси...

«Развитие логики и мышления у детей дошкольного возраста»

Материал содержит планирование по месяцам и разбит на возраста (младший и старший дошкольный возраст), используются монтессори-материалы....

«Система работы по развитию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, в контексте реализации календаря жизни МБДОУ по теме: "Транспорт".

Преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и дошкольников. Поиск новых вариантов, ориентированных на развитие у...

Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста посредствам приемов мнемотехники

Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей  является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем ...

Статья на тему: Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.

Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.Сюняева Дарья Олеговна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 11 компенсирующего вид...

Творческий проект на тему: «Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича (подготовительная группа)

Творческий проект на тему: Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича (подготовительная группа)...

Использование компьютерных игр, направленных на развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются нов...