Взаимодействие ребенка с природой как средство духовно – нравственного развития.
консультация на тему

Кудрявцева Лариса Александровна

В работе раскрываются условия необходимые для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость. В связи с этим тема духовно-нравственного воспитания особенно актуальна. Развивать в детях духовность, любовь к окружающему, доброту помогает приобщение к природе. Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях – окружающую среду. Дети стали реже общаться с природой, так как уменьшается количество зеленых насаждений, детей окружают здания, искусственные материалы, похожие на природные: например, искусственные растения украшают магазины, улицы. Тогда как в лесу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно для личностного и познавательного развития ребенка. Он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве.
Дети гораздо меньше общаются и с животными. Знакомство с ними происходит в основном, благодаря книгам, рисункам. Сегодня знакомство с природой осуществляется и через телевизор, компьютер. В этом нет ничего плохого, но только тогда, когда виртуальное общение уравновешивается общением с реальной природой. Животные, растения, вода – это неиссякаемый источник нравственного и духовного воспитания детей. Источник первых переживаний радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным, купаясь в реке, создавая различные фигуры из песка. 
В процессе общения с природой ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному миру. Только общение с живой природой позволяет развивать у детей духовные чувства, нравственные ценности.
Общение с животными налаживает межличностные отношения людей. Психологи выделяют причины, которые приводят к потере возможности использовать окружающую среду для духовно-нравственного и интеллектуального развития детей.
Можно выделить несколько основных причин:

Технократический способ мышления современных людей. Сейчас человек активно вмешивается в процессы, происходящие в природе, и у детей формируется потребительское отношение к ней, они учатся только брать от природы, а не охранять и оберегать ее.

Именно поэтому, мы в своей работе сформулировали следующие задачи:

1. Ориентировать детей на сохранение своей планеты и ее ресурсов, как своей жизненной среды.

2. Формировать у детей такой принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие». Результатом такого воспитания является принятие человеком ответственности за развитие самого себя и природы в целом. 

Семейное воспитание.

Так как  семья формирует отношение ребенка к природе, закладывает в него нравственные ценности, то

3.  Необходимо помочь родителям осознать, что их отношение к природе оказывает влияние на восприятие детьми окружающего мира. Например, если в семье равнодушно относятся к природе и живут по принципу – «После нас хоть потоп!», то и у ребенка формируется такая привычка - «все бросают мусор, и я тоже».

Взаимодействие с миром природы способствует интеллектуальному развитию ребенка. 

Они являются источником первых знаний о природе. Ребенок распознает названия, познает их поведение, пищевые предпочтения.

Природа является источником развития сенсорики. Ребенок через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, движения, мягкость, фактуру.

Природа – это источник развития логического мышления. На основе представлений дети учатся видеть связи.

Природа - источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

Закладывать нравственные ценности, воспитывать у ребенка духовные чувства, по средствам взаимодействия его с окружающей средой, стоит начинать именно с дошкольного возраста. Это связано с особенностями развития мышления детей.
Дошкольник думает, что все в этом мире существует для него и других людей. Ребенок воспринимает природу через призму: «А что мне это может дать?» Например, «Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться», «Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам». Такое восприятие природы подкрепляется и отношением взрослых к природе, что может привести к рассмотрению природы, как источника обеспечения потребности, бездуховному отношению к ней.
Все в природе ребенок объясняет по аналогии с отношениями, существующими между людьми. Например, «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». Ребенок считает природные объекты, способными думать, чувствовать. Поскольку все природное включается дошкольником в сферу «человеческого», то он и относится к ним как к людям. Но это отношение носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным человеку. Человек ставится выше природы. Поэтому дошкольников надо ориентировать на восприятие себя, как важного звена природы и на сохранение планеты, как своей жизненной среды.

Таким образом, на родителей, воспитателей ложится ответственность – воспитать любовь к природе у детей, чтобы иметь в своих ресурсах важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта. Важно знать, что на характер взаимодействия дошкольников с природой оказывает влияние степень сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем спокойнее ребенок ведет себя при контакте с природой, больше проявляет познавательный интерес к ней, ориентируется на состояние и благополучие природы.

Итак, из выше сказанного мы делаем вывод , что в детском саду необходимо создавать условия для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание.
Мы определили в своей работе следующие задачи:

  1. Создать в детском саду, на его территории, условия для общения с природой, чтобы компенсировать негативное влияние урбанизированной городской среды на развитие ребенка. 
  2. Для развития органов чувств ребенок нуждается в контакте с природными материалами, которые дают ему разнообразные ощущения. Поэтому в детском саду должны быть не только искусственные, но и природные материалы: шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки, песок, глина.
  3. Научить дошкольников видеть необычное в обычном, развивать их познавательный интерес, эмоциональное отношение к природе.
  4. Находить в природе вместе детьми интересные поводы для счета, сравнения, описания.
  5. Организовывать игры с природным материалом.
  6. Создавать условия для самостоятельной деятельности, в первую очередь исследовательской ( не ограничивать стремления ребенка исследовать окружающую среду – лужу, песочницу ,палки)
  7. Поддерживать детские инициативы для развития любознательности и познавательной деятельности.
  8. Включение в организованную деятельность детей релаксационных упражнений с природной тематикой. Выполняя их, дети не только снимают мышечное напряжение, но и получают информацию об окружающем, повадках животных. Помимо этого дети приобщаются к природе, чувствуют, как она прекрасна Например, релаксационное упражнение «Спящий котенок». «Облака». 
  9. Организовать работу с родителями, как информационного характера, так и практического: совместные экскурсии в лес, дендропарк, сбор природного материала, игры и мастерклассы)

Таким образом, в современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие ребенка с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания детей.

Тема по самообразованию:

«Взаимодействие ребенка с природой как средство духовно – нравственного развития».

           Кудрявцева Лариса Александровна

                                                         2017год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей по теме "Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребенка"

Консультация для родителей по теме "Устное народное творчесвто как средство духовно-нравственного развития ребенка"...

Консультация для воспитателей: «Народное творчество, как средство духовно - нравственного развития личности ребенка»

Духовно - нравственное воспитание - в узком смысле слова - это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека,...

«Театр как средство духовно-нравственного развития ребенка»

Всестороннее развитие дошкольников средствами театрализации...

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»

Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество....

Консультация. «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»

  Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как...

"Русское устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребенка"

Мы должны хорошо понимать, что должно произойти с ребенком в результате нашего педагогического воздействия, если мы оставляем только культурологическое содержание духовно-нравственного образования.Дух...