"Русское устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребенка"
консультация

Надежда Козлова

Мы должны хорошо понимать, что должно произойти с ребенком в результате нашего педагогического воздействия, если мы оставляем только культурологическое содержание духовно-нравственного образования.

Духовно-нравственное образование – это и есть проблема становления личности. Можно ли педагогическую задачу становления личности ребенка решить только на культурологическом содержании? 

 

(По материалам лекций А. Б. Тепловой, к.пед.наук. старшего научного сотрудника Института воспитания и И.В. Корольковой, старшего научного сотрудника Института русского фольклора)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_kak_sredstvo.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161

Консультация для педагогов

Тема: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»

Воспитатели:

Герасимлюк Оксана Геннадьевна

Козлова Надежда Васильевна

Москва

2022-2023 учебный год

Закон "Об образовании в Российской Федерации"
О дошкольном образовании гласит:

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности и создание условий для самоопределение и социализации обучающегося на основе социо-культурных Ценностей и духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Мы должны хорошо понимать, что должно произойти с ребенком в результате нашего педагогического воздействия на базе данного содержания. И что произойдет с ребенком, если мы оставляем только культурологическое содержание духовно-нравственного образования. Духовно-нравственное образование – это и есть проблема становления личности. Можно ли педагогическую задачу становления личности ребенка решить только на культурологическом содержании? Русский педагог, В.И. Слободчиков считает, что это невозможно, так как просветительское содержание с опорой на знание не дает опыта приобщения. В качестве примера возьмем понятное всем событие – праздник Пасхи. Вне приобщения к смыслам этого события воспитатели, преподаватели остаются на уровне ознакомления с культурой празднования. Дети рисуют, раскрашивают яйца, делают пасхальные поделки и открытки, и смысл праздника распадается на многочисленные технологии, на переживание детьми своего умения рисовать, клеить, раскрашивать. То есть в таком аспекте нравственное и тем более духовное содержание не наращивается. Процесс становления личности подменяется процессом ознакомления с культурой. Думаю, что мы с вами прекрасно понимаем, что только знание не имеет преображающего значения. Культурологическое образование, дающее знание о культуре, номинирующее главные ценности данной культуры, даже примеры следования этим ценностям, но не дающее опыта живого приобщения к культуре, присвоения этих ценностей, не может решать задач даже нравственного развития личности ребенка.

Мы обратимся к определениям, данным В.И. Слободчиковым, в трудах которого изложены основы антропологического подхода в образовании. Духовно-нравственное образование, по мнению В.И. Слободчикова, – это обретение образа человеческого во времени истории и пространстве отеческой культуры. Духовно-нравственное образование – это, прежде всего, религиозное образование. И, обращаясь к антропологическому понятию Встреча, можно сказать, что это Встреча с содержанием живой религиозной культуры, с живыми носителями этой культуры. Духовно-нравственное просвещение – это раскрытие знаний и представлений о различных верованиях, о религиозных традициях, о социально значимых ценностях в этих традициях.. Наиболее гармонично духовно-нравственное воспитание возможно на дошкольном уровне образования, хотя жесткой возрастной привязки не имеет и возможно в любом возрасте. Духовно-нравственное становление и развитие личности человека – это, в первую очередь, Встреча с Господом, с голосом Совести, встреча с самим собой. С собой таким, который способен к различению Добра и Зла, а главное – способен осуществить ответственный выбор между ними.

 

Определение цели воспитания мы считаем

лучшим пробным камнем всяких философских,

психологических и педагогических теорий.

ο Мы имеем полное право спросить воспитателя,

какую цель он будет преследовать в своей

деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного

и категорического ответа.

В соответствии с новыми нормативными

документами парадигма образования меняется на

гуманистическую модель.

ο В систему образования входят всевозможные

слова с приставкой само- (само-развитие, само-

реализация, само-определение, само-

деятельность)

ο Появляется понятие договор, партнерство, услуга

ο Меняется отношение ученик-учитель

Гуманистическая модель

образовательная цель

– создание условий выбора для

самоактуализации и самореализации

свободного человека.

Воспитательный идеал

- свободная, успешная и

конкурентоспособная индивидуальность

Материалистическая модель

ο - Воспитательный идеал

ο Всесторонне развитая гармоничная

личность

ο Воспитательная тактика

ο Становление человека путём его внешнего

формирования другими людьми и

«рукотворным» пространством

человеческой культуры.

Православная модель

ο В ребёнке от рождения есть и доброе как

отражение Образа Божия, и злое как

следствие повреждённости человеческой

природы.

ο Цель воспитания

ο Восстановление в человеке утраченного в

грехопадении Образа Божия

Православная педагогика

ο педагогический механизм – послушание,

вместо гуманистического равенства

ο воплощается в принципе иерархичности,

суть которого состоит в том, что младший

слушается старшего, а старший несёт

ответственность за младшего.

образовательная цель

ο – Взращивание всего доброго в человеке и

изживание всего злого и дурного, что есть

в нём.

ο Воспитательный идеал

- Богочеловек Иисус Христос

Антропологический идеал

ο Антропологический идеал русской

цивилизации – человек становящийся по

образу и подобию Божию, принимающий

судьбу Отечества как свою личную,

сознающий ответственность за настоящее

и будущее своей страны, укоренённый в

духовных и культурных традициях

российского народа.

Антропологический идеал

ο Вопрос об укоренённости в традиции – это

вопрос об организации жизни и

мышления, и прежде всего по трём

взаимосвязанным вопросам:

ο о соборной природе человека,

ο о восприятии исторического времени

ο о призвании человека к вечной жизни.

Антропологический идеал

ο Человек потребляющий – это антропологический

тупик. Вырваться из него, стремясь к совершенству

поодиночке, не получится. Русский

антропологический идеал – это не индивидуальный,

но соборный человек.

ο В языке народа-победителя нет формы глагола

«победить» первого лица будущего времени в

единственном числе. Нельзя сказать по-русски «я

победю». Есть только форма «мы победим».

Традиционные ценности в православном

понимании, поэтому – не система внешних

норм, не набор обрядов и правил,

имеющих происхождение в прошлом, но

иерархически выстроенная система

значений, наставляющая человека на путь

Правды и Любви здесь и сейчас, в

конкретных исторических условиях

современного мира

Современная наука понимает традицию в

полном соответствии с ее древним

определением: «обновляющееся

достояние»

ο По мере исторического развития меняется

не традиция, а способы ее передачи и

освоения в поколениях.

механизм передачи традиции сегодня

непременно должен включать в себя

институты образования – школы, детские

сады, другие образовательные

организации.

Традиционные ценности имеют ключевое значение для

содержания воспитания. Концепция определяет:

«содержанием духовно-нравственного развития,

воспитания и социализации являются ценности,

хранимые в религиозных, этнических, культурных,

семейных, социальных традициях и передаваемые от

поколения к поколению. Они определяются как базовые

национальные ценности»

Три направления духовного

развития личности

ο Развитие своеобразия,

основных сил, творческого

начала в ребенке

ο Развитие исконного

раздвоения добра и зла и

связанное с этим развитие

начала свободы

ο Развитие связи с

социальной средой через

усвоение языка.

ο Развитие способности

различения добра и зла

в себе и в мире, что

проявляется в развитии

начала свободы и

волевых проявлений.

Свобода всегда связана с

выбором между добром и

злом. Невозможно

воспитание свободы вне ее

связи с добром.

Отечественная педагогика

ставит своей главной целью

не приспособление ребенка

к жизни, не насаждение

добрых привычек, но

обеспечение связи добра и

свободы.

Развитие связи с социальной

средой

Значение социальных связей настолько велико, что многие

педагоги и психологи склонны видеть в этом главный фактор

развития ребенка.

Развитие связи с

социальной средой

ο Духовное развитие

человека связано с

социальностью не

внешне, а внутренне,

поскольку она дает

материал для духовной

работы, она является

условием его жизни и

одной из сторон его

личности.

Все три линии духовного развития личности

ребенка, о которых мы говорили выше,

реализуются в народной игре, как практике становления

человеческого в человеке.

В игровой ситуации дети, выстраивая отношения на

принципе паритетности, признают за собой и за другими

равные права и обязанности. Такое сочетание равноправия и

соподчинённости развивает в детях чувство свободы,

уважения к общему мнению, самостоятельности,

ответственности, осмысленности своих действий.

Добровольность участия в игре и одновременная

подчинённость её правилам и сценариям

вырабатывает важнейший навык культурного

человека быть свободным в принятии

ограничений. Свобода быть хорошим, умение

сохранить принятый закон игры вне зависимости

от желаний собственной самости. Как сегодня общаются с новорожденными? Нередко воспитание сводится к уходу за младенцем — прежде всего медицинскому, телесному. Мама становится просто обслуживающим взрослым, и младенчество лишается своего ценностно-смыслового содержания.

Однако в традиционной русской культуре воспитывающий взрослый был призван уже в колыбели раскрывать перед младенцем образ мира. Происходило это через материнский фольклор: колыбельные, пестушки, сказки, потешки. При помощи этого специального культурного инструмента взрослый передавал младенцу свои ценности и взгляды на мир.

Заложенные в материнский фольклор ценности и смыслы сохраняют свою актуальность и сегодня. Дом, семья, дети, труд, безопасность, представления о бедности и достатке — всё это можно представить современному ребёнку исподволь, легко, в доступной форме и в самом нежном детстве.

Но как применить этот инструмент сегодня? Искусственное вживление традиции, как правило, вызывает только раздражение. Чтобы пользоваться им в современных условиях, нужно «пропустить материал через себя», осознать материнский фольклор как практику воспитания всей полноты телесно-душевно-духовных измерений человека. Тогда мать сможет перевести своё бытие с младенцем из чувственно-телесных в плоскость ценностно-смысловых отношений.

Огромный мир народной культуры питает нас силой, потому что связан с землёй и людьми,которые издревле жили на ней, и передавали эту силу через устное народное творчество.

Устное народное творчество это творчество крестьян-земледельцев, работающих на земле, решающих свои жизненные вопросы, связанные с работой на земле. Она имеет чёткие функции и строгую жанровую систему и формы,через которые она реализует своё, жизненно важное содержание, ни одна народная песня никогда не исполняется для удовольствия. Народная музыка кажется нам непонятной, что логично, мы живём в городах и эта музыка не является звуковым фоном нашей жизни. Народная музыка окутана ложными представлениям о ней.
Иностранные собирвтели фольклора отмечают, что такого разноголосого красивого пения, как в России, нет больше нигде. Время возрождения интереса к фольклору сменила новая эпоха, советская идеология решила свой собственный фольклор, где нет места индивидуальному, унификация образов лишила народную музыку деталей, составляющих её уникальность. Одинаковые матрёшки, ансамбли народной музыки донельзя изменили её. Стал складываться образ народной музыки как развлекательной. Тогда как смысловое наполнение народной музыки совсем иное. Это:
Взаимотношения человека и природы, это то, как он устраивает своё хозяйство, отношения с миром, отношения в семье, помощь, взаимодействие человека и коллектива. И, конечно, выстраивание взаимоотношений человека с верхним миром: человек понимал, что смертен, что он пришёл в мир со своей задачей, что ему нужно выстроить систему убеждений, позволяющих преодолеть эти обстоятельства. В связи с этим народная музыка разделяется на жанры:
Песни календарного круга
Песни, связанные с семьёй, обрядовые, хороводные, связанные со свадьбой или похоронами. Любая фольклорная песня выполняет ту или иную функцию.

Долгое время считалось, что фольклор это всегда какой-то набор слов по принципу «Что вижу, то пою». Казалось бы, что такого в трех строчках колыбельной ? На первый взгляд, да, примитивный текст, но, если проанализировать эти три строчки, то мы откроем пространство невероятное: семья трёхпоколенная, дом с печкой,природа, реки, полные рыбы, и в центре этого мира ребеночек, для которого трудятся все герои колыбельной. Это и есть история про базовое доверие к миру: вокруг меня целые миры и в каждом есть человек, который заботится обо мне.А что спето? «А баю-баю-баю, дед пошёл за рыбою…»В этой колыбельной ребенку рисуют идеал семьи, сегодня утраченный.Картина мира, являющаяся базовой ценностью, передали нам через эти три строчки.

Какие колыбельные знают сегодняшние мамы? «За день мы устали очень» Слово, сказанное ребёнку обладает колоссальной силой, внимание к слову необходимо, оно подтверждает, откуда мы знаем, что семья это хорошо, что потребительская действительность это плохо? А оттуда же и знаем. В другой колыбельной «Барин» есть такие слова «Баю-баюшки-баю, живёт барин на краю, он не беден не богат, у него много ребят, все по лавочкам сидят, кашку с маслицем едят» Главное в этой колыбельной живая картинка.Слово «край» неспроста в этой песне, оно всегда обращено к ребёнку. Понятие края физического , с которого можно просто упасть со временем обретает новый смысл, превращаясь в край метафизический, в понятие психологическое,недаром мы говорим о человеке, попавшего в непростые обстоятельства, говорим, «упал», «скатился». «С краю скатишься, мамы хватишься…» Ребенок , подрастая, будет всё время пробовать, где же этот край? Поэтому понятие «край» будет сопровождать его всё детство. Обретение своей телесности, ощущение, поиск края, после материнской утробы это стресс для ребёнка, поэтому тугое пеленание и было призвано облегчить страдания малыша, помочь ему в сосредоточении.Колыбельные и были призваны дать ребёнку первые понятия о крае, о мире, о цели, в них заложены первые понятия о ценностях. И люди в то время чётко знали, для чего они пришли в мир, какие у них цели. Цели эти были простые: воспитать христианина, труженика, семьянина. Для дворянина  труд на земле заменялся служением, но целеполагание было таким же чётким.

В советское время эти три строки остались, только христианина тут заменил с троитель коммунизма. В наше время границы добра зла перепутаны, ценности можно выбирать. Эти три кита развития личности уже не имеют такого значения для общества, и если в семье ёще есть устои, то, выйдя в социум, ребёнок рискует потеряться, что в сущности и происходит. Если христианин и семьянин более или менее понятные опции даже сегодня, то труд в наше время исчезает, его заменило построение карьеры. Даже если эти три момента целеполагания утрачены, они сохранились внутри языка, внутри этих старых текстов. И если с колыбельными всё ясно, то основные вопросы мироздания остаются всё равно: кто я? Откуда я пришел? Куда я иду? И вот в этих колыбельных выстраиваются отношения с верхним миром («Вы любитеся, вы женитеся), в них четко говорится, что должны делать родители по отношению к ребенку и наоборот. Верхний мир представлен в колыбельных или самой Богородицей, или ангелами, или голубями как небесными представителями. В них просят о ребенке, за ребенка, просят его хранить, жалеть, беречь и всячески ему покровительствовать.

Отношения с вертикальным миром плавно переходят в мир горизонтальный, в мир семьи и социума. И тут уже появляются  предостережения от мира, иногда таящего опасность. Но опасность никогда не касается ребенка непосредственно, зло всегда где-то там, на него всегда находят управу или высмеивают, чтобы оно не коснулось ребенка. Мир, где происходят опасности, происходят наказания, никогда не бывает человеческим. Это потом переходит в игровые практики. Надо сказать, что важным моментом является то, что проступок и наказание всегда следуют друг за другом: раз ты край заступил, то за этим, естественно, следует наказание. В колыбельной часто страдает кот, ему всегда достается. Колыбельной никогда не заступит за край брат, сестра или бабушка, кто-то из тех, кто тебя окружает, потому что это всегда идеальный мир. Мир ребенка в колыбельной это идеальный мир, всё там замечательно, всё там крутится вокруг него, он не должен пока знать о зле, еще не пришло время. Всё зло для ребенка происходит только в сказочном мире, ограничивается им.

Немаловажным является и наличие  в колыбельной обязательной перспективы развития,

Что произойдёт, когда ты вырастешь. «Будешь в золоте ходить, серебро будешь носить…» рисуются всегда радужные перспективы. Что характерно, труд никогда не представляется тяжким. «Будем в поле мы ходить, будем сено мы косить, будем снопики вязать» , «Ваня вырастет большой, будет очень хорошо…»

Колыбельная это ещё и исторический документ, который отображает все события на Руси. В одной колыбельной рассказывается, как во время татарского набега украли девочку, она родила и потом для неё украли русскую няньку, а ею оказалась родная мать. «Баю-баюшки, ты татарский сын,а по роду ты мне внучоночек, а по роду ты татарчоночек…»

Колыбельные иногда наполнены страшными , на первый взгляд, словами о смерти, но это формирование здорового отношения к жизни, её потерям как к естественному ходу жизни.

Первая встреча с ребёнком сопровождается всегда проговариванием слов нежности, это установление ментальной связи с матерью. Раскрывают ручки ребенку  , приговаривая: «Деду сажень, бабке сажень, папе сажень…» Сегодня эти действия называется беби-йогой, правда, в них нет  такого смыслового наполнения, как в фольклоре.

Единственная пальчиковая игра, оставшаяся с древних времен, это «Сорока-ворона». Это и массаж активных точек на ладони, и нравственное развитие._ «Ты дров не рубил – не дам тебе кашки»

Чтобы ребенок не воспринимал это как катастрофу, в конце говорится: «Шу-у, полетели, на головушку сели»

Заложено и - обсмеяно.

Каждый жанр и форма фольклора имеет несколько пластов.

«Тут лес, тут поляна, тут бугор, тут яма» это типичная знаково-символичная задача, развивается воображение, образное мышление, задается нравственная основа.

«Коваль-коваль-ковалек, подкуй Ване сапожок…» вместо надавливания на ладошку в беби-йоге.

Когда ребенок станет старше, ему загадают загадку: «Под лесом, под лесом колёса висят»

Обычная загадка про морковку таит в себе много пластов необходимого познания и анализа.

«Сладка, а не сахар, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь»

Загадка дает работу всей совокупности знаний ребенка о мире и формирует новые.

Вот, к примеру,3 загадки: Взят от земли, яко же Адам; ввержен в пещь огненную, яко три отроки; взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия; везен бысть на торжище, яко же Иосиф; ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус; возопи велиим гласом, и на глас его прииде некая жена, яко же Мария Магдалина

Родился я в каменной горе, крестился в огненной реке, вывели меня на торжище; пришла девица, ударила золотым кольцом; мои кости рассыпучие, в гроб не кладучие, блинами не помянучие.

Дедко коптел,
Много лет терпел,
Много душ кормил,
где упал, там и пропал.

Первый мир –библейский, второй – сказочный, третий – бытовой. Следовательно, ребенок должен был обладать всеми этими знаниями.

В загадке «Вниз идёт – скачет, вверх идёт – плачет».

«Муж голова, а жена -душа…»

В игре зреет активность ребенка, его сознание и

навыки творческого отношения к миру.

ο реализация стремления ребенка к смысловой

сфере, как изначальная точка всей духовной

жизни ребенка.

ο Игра ребёнка не только вся пронизана влечением

к смысловой сфере, она одно из простейших

средств для проникновения в неё. В.Зеньковский

развитие начала свободы и

волевых проявлений

ο Самые простые народные

игры постоянно ставят

перед ребенком проблему

личного выбора – в

поведении, в отношении к

другому

В традиционных играх ребёнок

задействует механизмы, которые будут

востребованы и в социальной, и в

духовной жизни. В игре происходит

встреча ребёнка не только с другими, но и

с самим собой. Именно через других

ребёнок может осознать себя, взглянуть

на себя глазами другого.

ο Во время  знакомства с фольклором происходит освоение ребёнком

двух планов бытия – внешнего –

социального, и внутреннего – духовного.

«Высокие требования к честности,

справедливости, доброте и другим важнейшим

человеческим качествам заключены во всех

лучших играх. Интересно, что игр

морализаторских в народе почти не было.

Нравственные требования заключены в

содержании народных игр, их правилах и традициях».

В.М.Григорьев,

Через приобщение к народной культуре происходит пробуждение нравственного чувства,

осуществляется внутренняя духовная работа, позволяющая в

дальнейшем стать развитой личностью.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы...

консультация для родителей по теме "Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребенка"

Консультация для родителей по теме "Устное народное творчесвто как средство духовно-нравственного развития ребенка"...

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»

Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество....

Консультация. «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»

  Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как...