МИНИ-МУЗЕЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДО
статья на тему

В ДО организован и функционирует музей  «Русская изба». Само  название  уже определяет особенности и назначение данного музея. Его внутреннее убранство отражает колорит русской избы. Здесь  дети знакомятся с бытом русского народа,  его обычаями, традициями, а также есть сменная экспозиция изделий русских народных промыслов. Работа в музее ориентирована на нравственно – патриотическое воспитание детей через   приобщение воспитанников к русской народной культуре. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями, а слово «предки» стало употребляться в уничижительном смысле. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего.  

А будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Поэтому необходимо помочь ребенку осознать многообразные связи, которые существуют между нами и нашими предками.   Дошкольный возраст становится отправной точкой формирования этих понятий как источник развития представления о культуре и ценностях.

 Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игр, бесед способствующих развитию  речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

Музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.

         Основная его цель  – приобщение детей  к богатому культурному наследию русского народа, создание  прочного фундамента для освоения подрастающим поколениям нравственно- духовных ценностей.

 За основу работы по эстетическому и нравственно – патриотическому развитию взята программа О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой « Приобщение детей к истокам русской национальной культуры».

 

 Поставленные цели реализуются в таких формах  работы как:

- посещение музея сотрудниками, воспитанниками,  родителями , школьниками и

  жителями микрорайона;

-проведение тематических занятий для дошкольников;

- организация экскурсий для дошкольников  и их родителей и детей школьного возраста.

- организация досугов и развлечений для дошкольников с привлечением педагогов и ветеранов нашего района.

В своей работе педагоги отказались от практики ориентации на пассивного зрителя и придерживаются принципа интерактивности. В музее воссоздана уютная обстановка русской избы (не с «музейной» атмосферой, а с возможностью введения ребенка в особый мир путем действенного познания).  Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т.д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры – занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы не донесут этого смысла, не доставят такого восторга детям, не  позволят постигнуть значения старины, которое так важно понять.

И конечно для  любого музея необходимо  отдельное помещение, и если у вас имеется такое, то возможно мы сегодня зажгли огонек инициативы по созданию его, а те у кого нет возможности  пусть не отчаиваются . Сейчас я вам расскажу о технологии создания группового мини- музея.

Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Существует следующая классификация мини-музеев по так называемому профилю, то есть специфике музея:

ИСТОРИЧЕСКИЕ - музеи, базирующиеся на системе исторических наук;       ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ -  музеи, характеризующиеся принадлежностью к истории искусств и искусствоведению;                                                  ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ - музеи, опирающиеся в своей деятельности на
естественные науки;                                                                                        НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ - музеи, связанные с техническими науками, производством;      
КОМПЛЕКСНЫЕ - музеи, сочетающие в себе два или более основных профиля;                                                                                                                     ОДНОГО ОБРАЗА – центром экспозиции является какой-то конкретный предмет.

Еще одной отличительной чертой мини-музеев является то, что практически все из них являются интерактивными. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_-_neotemlemaya_chast_razvivayushchey_sredy_do.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИ-МУЗЕЙ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ.

В ДО организован и функционирует музей  «Русская изба». Само  название  уже определяет особенности и назначение данного музея. Его внутреннее убранство отражает колорит русской избы. Здесь  дети знакомятся с бытом русского народа,  его обычаями, традициями, а также есть сменная экспозиция изделий русских народных промыслов. Работа в музее ориентирована на нравственно – патриотическое воспитание детей через   приобщение воспитанников к русской народной культуре. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями, а слово «предки» стало употребляться в уничижительном смысле. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего.  

А будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Поэтому необходимо помочь ребенку осознать многообразные связи, которые существуют между нами и нашими предками.   Дошкольный возраст становится отправной точкой формирования этих понятий как источник развития представления о культуре и ценностях.

 Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игр, бесед способствующих развитию  речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

Музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.

        Основная его цель  – приобщение детей  к богатому культурному наследию русского народа, создание  прочного фундамента для освоения подрастающим поколениям нравственно- духовных ценностей.

 За основу работы по эстетическому и нравственно – патриотическому развитию взята программа О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой « Приобщение детей к истокам русской национальной культуры».

 Поставленные цели реализуются в таких формах  работы как:

- посещение музея сотрудниками, воспитанниками,  родителями , школьниками и

  жителями микрорайона;

-проведение тематических занятий для дошкольников;

- организация экскурсий для дошкольников  и их родителей и детей школьного возраста.

- организация досугов и развлечений для дошкольников с привлечением педагогов и ветеранов нашего района.

В своей работе педагоги отказались от практики ориентации на пассивного зрителя и придерживаются принципа интерактивности. В музее воссоздана уютная обстановка русской избы (не с «музейной» атмосферой, а с возможностью введения ребенка в особый мир путем действенного познания).  Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т.д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры – занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы не донесут этого смысла, не доставят такого восторга детям, не  позволят постигнуть значения старины, которое так важно понять.

И конечно для  любого музея необходимо  отдельное помещение, и если у вас имеется такое, то возможно мы сегодня зажгли огонек инициативы по созданию его, а те у кого нет возможности  пусть не отчаиваются . Сейчас я вам расскажу о технологии создания группового мини- музея.

Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Существует следующая классификация мини-музеев по так называемому профилю, то есть специфике музея:

ИСТОРИЧЕСКИЕ - музеи, базирующиеся на системе исторических наук;       ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ -  музеи, характеризующиеся принадлежностью к истории искусств и искусствоведению;                                                  ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ - музеи, опирающиеся в своей деятельности на
естественные науки;                                                                                        НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ - музеи, связанные с техническими науками, производством;      
КОМПЛЕКСНЫЕ - музеи, сочетающие в себе два или более основных профиля;                                                                                                                     ОДНОГО ОБРАЗА – центром экспозиции является какой-то конкретный предмет.

Еще одной отличительной чертой мини-музеев является то, что практически все из них являются интерактивными. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в до­школьном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития ...

«Мини-музей - как неотъемлемая часть развивающей среды ДОУ»

Проект направлен на реализацию задач подготовки дошкольников к взрослой жизничерез игру с помощью музейных средств. Детям предоставляется уникальная возможностьприобщения к природным, материальным и д...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...

Консультация для родителей "Воспитатель как часть развивающей среды или педагогические заповеди, которым можно руководствоваться в работе"

quot;Воспитатель как часть развивающей среды или педагогические заповеди, которым можно руководствоваться в работе...

"Панорама" как часть развивающей среды

quot;Панорама" как часть интегративной развивающей среды в группе раннего возраста  Введениедошкольник мышление панорамаСо дня поступления ребенка в детский сад он начинает приобретать новы...

"Панорама" как часть развивающей среды

quot;Панорама" как часть интегративной развивающей среды в группе раннего возраста  Введениедошкольник мышление панорамаСо дня поступления ребенка в детский сад он начинает приобретать новы...

"Панорама" как часть развивающей среды

quot;Панорама" как часть интегративной развивающей среды в группе раннего возраста  Введениедошкольник мышление панорамаСо дня поступления ребенка в детский сад он начинает приобретать новы...