«У природы есть друзья это мы – и ты, и я»
проект (старшая группа) на тему

Овчинникова Валентина Ивановна

Долгосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_prirody_est_druzya_eto_my_-_i_ty_i_ya.docx992.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

учреждение, детский сад № 11 «Машенька»

Долгосрочный проект на тему

«У природы есть друзья это мы – и ты, и я»

Авторы: Овчинникова В.И.

Аминева Н.К.

Сургут, 2017г.

Название проекта: «У природы есть друзья это мы – и ты, и я»

Продолжительность проекта: Долгосрочный (01.09.16г. – 31.05.17г.)

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители;

Актуальность проекта

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе, её вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

Чтобы не погубить себя люди просто обязаны научиться бережно, относиться к природе, а для этого надо воспитывать в себе ответственность и экологическую культуру.

В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников, так как проблема ухудшения экологического состояния нашего региона актуальна.

Формирование ответственного отношения к природе – это сложный длительный процесс.

Проект посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме ухудшения экологического состояния нашего региона. Эта малоизученная проблема стала особенно острой в свете финансового кризиса отдельных отраслей отвечающих за проблемы экологии, недостаточно образовательного уровня экологического воспитания населения.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее.

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

В процессе опытно - экспериментальной и обучающе - познавательной деятельности дети овладели умением рассуждать, мыслить, делать выводы, самостоятельно изучать особенности явлений природы, но пришли к выводу, что ещё недостаточно сформировано, осознано правильное отношение к окружающему миру, недостаточен опыт взаимодействия детей с природой. Вследствие чего дети затрудняются обобщать знания о мире природы

Метод педагогического проектирования «У природы есть друзья: это мы – и ты, и я» направлен на эту проблему.

Мотивация: Рождение проблемы - чтение авторской экологической сказки «Чудесное спасение», Дворецкой Татьяны Николаевны

Проблема: Зачем охранять природу? Этого делать нельзя? (рвать цветы, бросать мусор, ломать ветки, разрушать муравейники, убивать насекомых и т. д.).

Цель проекта: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Задачи проекта: 

- формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

- совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Содержание педагогического процесса.

Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного, бережного отношения к природе.

Для реализации проекта использовались разнообразные методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края

Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика

Практический

Проведение акций: «Сдай бумагу – спаси дерево», «Покормите птиц зимой»; конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний.

Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями.

Поделки из природного и бромового материала – развитие творческих способностей, закрепление знаний (конкурсы «Краски осени», «Вторая жизнь упаковки др.).

Словесный

Беседы, знакомство с легендами нашего края, сказками, рассказами, стихами о нашем крае.

Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов.

Подвижные и дидактические игры

Составление экологических сказок

Загадки.

Чтение художественной и познавательной литературы.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Дидактические  игры по экологическому воспитанию.

Частично-поисковый

Решение проблемных ситуаций с помощью педагога.

Экспериментирование и моделирование

Использование схем, моделей

Использование карт, составление планов.

Экспериментирование с природным материалом.

Знакомство со свойствами природного материала.

Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре,

План реализации «У природы есть друзья это мы – и ты, и я»

Образовательная

область

Задачи проекта

Содержание работы

Познавательное развитие

      Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу

Задачи:

      Образовательные: Закрепить знания детей о правилах поведения в лесу. Закрепить геометрические фигуры. Упражнять составлять скворечники из геометрических фигур. Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).

      Развивающие: Развивать познавательные способности детей. Формировать познавательный процесс к миру природы. Развивать конструктивные навыки

     Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание сохранять красоту природы.

Беседы «Лекарственные травы и цветы: для чего нужны они?», «Поможем природе», «Животные, птицы и насекомые – наши друзья», «Польза и особенности грибов», «Тайны леса», «Правила поведения в лесу». Экологическая беседа «Лесные правила», «Планета земля в опасности», «Проблема мусора – мы можем это решить», "Чем мы угостим синичку и воробья", «Жизнь птиц весной», «Птицы прилетели, весну принесли», «Лес богатство и краса! Береги свои леса!» Рассматривание иллюстраций «Лес летом», «Земля – наш общий дом»

Экспериментальная деятельность «Цветы без воды», «Сорванный цветок», «Волшебница вода», "Как сосулька превратилась в воду", «Строение птиц», «Вода нужна всем»

Исследование объектов живой и неживой природы «Волшебная страна – подводное царство»

Экологические акции «Птичья столовая»

Викторина «Знаешь ли ты природу родного края», «Птицы – наши друзья»

Конструирование «Выложи птицу из геометрических фигур», «Подснежник», «Скворечник», «Сложи птицу из частей»

Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Русалочка»

Прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе», «наблюдение за рябиной»,

Рассматривание энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов», «Дельфины и кит», «Акулы».

Речевое развитие

    Познакомить детей с художественной литературой (рассказами, сказками, стихами).

    Обогатить и активизировать словарный запас детей за счет новых слов.

     Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности

Разучивание стихов и загадок о деревьях «В лес по загадки»

Ситуативный разговор «Что ты можешь сделать для сохранения природы?»

Сочини сказку на тему: “Как я подружилась с лесом”

Беседы: «О хвойных и лиственных деревьях», «Растения лечат»

Загадки о растениях и о животных.

Пословицы, поговорки о растениях и о животных.

Чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Берёза». рассказа «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», рассказ «Девочки в лесу», «Цветик-семицветик» В. Катаев, Е.А. Алябьевой «Сказки о явлениях в неживой и живой природе», "Зелёные страницы", В. Бианки «Чей нос лучше?», Н. Сладков «Грачи прилетели», В. Бианки «Сова», Е. Пермяк «Первая рыбка», А. Пушкина «Русалка"

Пересказ рассказа  «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский.

Социально-коммуникативное развитие

     Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

     Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей.

      Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Дидактические игры: «Друзья и враги природы»; «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Украсим комнату», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Где спряталась матрешка?», «Найди растение по названию», «Продайте то, что назову», «Где спрятано растение?», «Узнай растение», «Найди о чем расскажу»

Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика), «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото», домино – «Наш сад»

Игра-драматизация «Белая черемуха» по З. Александровой, «Представь себе, что ты паучок», «Если бы ты был бабочкой», «Сказка о рыбаке и рыбке

Сюжетно – ролевые игры: Игра-ситуация «Лесная парикмахерская», «Едем в зоопарк», «Птичий рынок», «Путешествие на морское дно»

Художественно-эстетическое развитие

   Развивать художественно - творческие способности дошкольников. Вовлечь родителей в воспитательный процесс.

   Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

    Развивать творческие способности, воображение.

    Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

     Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».

Лепка «Насекомые», «Жираф», «Наш зоопарк», «Утята на пруду»

Рисование «Правила поведения в лесу», «Жираф», «Ласточка», «Раскраски о животных саванны», «Гнездо для птицы», “Рыбка вуалехвост»

Рассматривание и обсуждение  репродукций картин И. К. Айвазовский  «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», «Ночь. Голубая волна»

Аппликация «Берегите природу», Создать коллаж «А в Африке», «Краб», «Красивые рыбки в аквариуме»  

Выставка детских рисунков «Берегите природу!»

Слушание детских песен «Про жирафа», «Крокодил», «Дельфины», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд», «Звуки моря», « Звуки  дельфина», «Голоса перелетных птиц».

Работа с полевкой «Птицы прилетели»

Оригами «Грачи – вестники весны», «Лебеди»

Физическое развитие

    Воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения через игры, соревнования, вырабатывать у них смелость, быстроту реакции.

П/и «Журавль и лягушка», " «Лягушки и цапли», «Рыбак и рыбаки», «Рыбка плавала в пруду», Совушка – сова «, «Гуси – лебеди», «Птицелов», "Птицы, рыбы, звери",  "Два гуся», «Волк во рву»

Русская народная игра «Волк»

Пальчиковая гимнастика «Десять птичек - стайка», «Птичек стайка»,

Совместная деятельность с родителями:

  • Экскурсия в осенний парк «На Сайме»    
  • Экскурсия на станцию  юных натуралистов                
  • Посещение библиотеки «По страницам красной книги»
  • Облагораживание и озеленение территории детского сада
  • Наглядная агитация для родителей: папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях
  • Оформление папки передвижки «Экологические игры»
  • Оформление с детьми плакатов «Сбережем планету вместе»
  • Информация в родительский уголок «Эксперименты с песком»
  • Буклет о проекте «У природы есть друзья это мы – и ты, и я»

Ожидаемые результаты

  • дети стали бережно и заботливо относиться к природе;
  • освоили правила поведения в природе;
  • проявляют активное отношение к объектам природы;
  • самостоятельно ухаживают за комнатными растениями;

           Список литературы:

1.        В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 72 с

2.        Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. — 496 с, ил. — Прил.: 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв.; 12 см. - С.317, 329, 337, 350, 354, 370, 395, 400, 424.

3.        Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. лед. учеб, заведений. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 224 с.

4.        Рыжова Н.А, ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»: Блок занятий «Л и Природа»/Текст публикуется в авторской редакции. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.— 192 с: ил.

5.        Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). — М.: Мозаика-Синтез, 2006.— 160с.

6.        Система экологического воспитания в дошкольных образовательных  учреждениях:  информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 286 с.

«У природы есть друзья это мы – и ты, и я»

               

                                                                                                Экскурсия в осенний парк «На Сайме»                          

     C:\Users\on\Desktop\мультимедия\фото\сайма\DSC08029.JPG       C:\Users\on\Desktop\мультимедия\фото\сайма\DSC08039.JPG

                            Экскурсия на станцию  юных натуралистов

                                   

C:\Users\on\Desktop\мультимедия\фото\станция юных натуралистов\IMG_20170325_100750.jpg  C:\Users\on\Desktop\мультимедия\фото\станция юных натуралистов\IMG_20170325_103437.jpg C:\Users\on\Desktop\мультимедия\фото\станция юных натуралистов\IMG_20170325_101948.jpg       

         

Посещение библиотеки «По страницам красной книги»

C:\Users\on\Desktop\мультимедия\фото\в библиотеке\DSC07942.JPG    C:\Users\on\Desktop\мультимедия\фото\в библиотеке\DSC07956.JPG 

C:\Users\Вова\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_2617.jpg     http://ds11.detkin-club.ru/images/news/50261_big_570aa29fc9c48_58fe4e3d3f413.jpg

 

Книжки – малышки                         Участники  конкурса

                                                             «Звездная капель»

C:\Users\Вова\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_2614.jpg        Международный детский творческий конкурс "Здоровье планеты? В моих руках!"

    Выставка рисунков                         Участники конкурса

   «Берегите природу»              «Здоровье планеты?  В моих руках!»

     

IMG_2665

Дипломы конкурса рисунков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У природы есть друзья это ты и мы и я.

Данная статья помогает родителям дать элементарные представления о природе, о бережном отношении к животным и рассказывать в доступной форме о нашей планете, знакомя маленького человека сдетства с воп...

Квест-занятие "У природы есть друзья - это ты и это я"

Занятие предназначено для детей старшей, подготовительной группы...

Квест-занятие "У природы есть друзья - это ты и это я"

Занятие предназначено для детей старшего и подготовительного возраста...

У природы есть друзья

У природы   есть  друзья...

Презентация экологического проекта "У природы есть друзья- это мы, и ты, и я!"

Презентация экологического проекта "У природы есть друзья- это мы, и ты, и я!"...