Главные вкладки

    ПРОЕКТ: «У природы есть друзья – это мы и ты, и я!» Движение: «Эко – волонтеры России» (для детей старшего дошкольного возраста)
    проект (подготовительная группа) на тему

    Горкина Светлана Сергеевна

    Эко-волонтерское движение в детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eko_-volontery_2018-2019.docx33.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»

     623550 Свердловская область, р.п. Пышма,  переулок Кировский д. 3 А

                ПРОЕКТ:

    «У природы есть друзья – это мы и ты, и я!»

         Движение: «Эко – волонтеры России»

    (для детей старшего дошкольного возраста)

                                          2018-2019 год

    «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы

    с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.

    Здесь в природе, вечный источник детского разума».

                                                                                                                                                        В.Сухомлинский

    Актуальность: 

    Модернизация    образования  требует работать не только в режиме функционирования, но и в  режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии.

    2017 год – был годом экологии в России, а экология это не только весь прекрасный мир, который открывается перед нами, но и  возможность осознать как  нужно и можно беречь этот мир.

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В  дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

    Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

    Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов  экологического воспитания в современных условиях.   
    В связи с тем, что 2018 год объявлен  годом  «Добровольца и волонтерства»,
     была создана система эко-волонтерского движения  дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах  детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательного пространства.  

    Нами,  эко-волонтерское движение  было выбрано  неслучайно, потому что  проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая приковывает внимание   неравнодушных людей, любящих родную природу и способных стать на её защиту.

    Эко-волонтёрское движение  в России  набирает новые обороты.

    Поэтому, перед  нами  встала  задача, сделать эко-волонтёрское движение  интересным, привлекательным, полезным  для ребят, чтобы они были активны на всех этапах деятельности.

    Волонтерская деятельность позволяет объединить воспитателей, детей, родителей,  а также развивает умение  работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, где  каждый   сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

    Для осуществления  эко-волонтерской деятельности  был разработан проект «У природы есть друзья – это мы и ты, и я!», который  осуществлен с учетом реализуемой в детском саду  примерной  основной  общеобразовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и программой  Николаева С.Н. « Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенникова О. А. « Экологическое воспитание в детском саду».

    Проект  предусматривает решение образовательных  задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках  образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой  дошкольного образования, а также предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей об окружающем мире.

    В подготовительной к школе группе  « Непоседы»  детского сада  был  создан экологический волонтёрский отряд «Зеленый дозор».

    Выбран капитан отряда – А. Андрей, а также  девиз отряда: «Мы не хотим стоять в стороне, мы за порядок на нашей земле!».

    Проект:  «У природы есть друзья – это мы и ты, и я!»

    Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

    Форма организации проекта: индивидуально - групповая

    Срок реализации: сентябрь 2018-май  2019 года

    Участники проекта: дети подготовительной к школе  группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств.

    Руководители проекта: Горкина Светлана Сергеевна, воспитатель подготовительной к школе  группы « Непоседы».

    Гипотеза проекта: если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологическом волонтерском движении,  которое  будет способствовать  формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.

    Проектная идея: сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, путем вовлечение родителей воспитанников в совместную деятельность по разработке  эколого-образовательного пространства  детского сада.  

    Цель: способствовать созданию условий для формирования основ экологического  волонтерского  мировоззрения детей дошкольного возраста.

    Задачи проекта:

    для воспитателя:

    • создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника об экологическом волонтерском движении и его значимости в жизни человека.
    • совершенствование условий для эффективного экологического  образования   дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

    для детей:

    • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
    • продолжать знакомство с животными, птицами, растениями,   закреплять знания детей  об условиях, необходимых для жизни в окружающей среде; знания о приёмах по уходу за растениями и живыми существами  и их значение в жизни человека;
    • воспитание  осознанного, экологически  целесообразного отношения  к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения ко всему живому, умение заботиться о них.

    для родителей:

    • содействовать  укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
    • систематизировать знания родителей по основам экологического  волонтерского движения посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству  пространства детского сада.

    Проблемные вопросы -  модель трех вопросов:

    Что мы знаем?

    Мы знаем, что природу надо беречь.

    Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым.

    Что мы хотим узнать?

    Кто такие эко- волонтеры?

    Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?

    Кто может стать волонтером?

    Что нужно сделать, чтобы узнать?

    Можно спросить у родителей.

    Собрать материал из различных источников.

    Поискать в интернете.

    Ресурсное обеспечение проекта:

    1. Центр  экологии и экспериментирования в группе «Школа волшебников».

    2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД,    бесед, сценарии развлечений и т.д.).

    3. Библиотечка юного эколога.

    4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

    5. Подборка опытов и экспериментов «Опыты Экоши».

    6. Строительный ресурс (конструктор, строительный и природный материал) и Лего- клуб в детском саду.

    Методы, используемые в реализации проекта:

    Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

    Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.

    Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.

    Ожидаемые результаты для детей:

    • Расширится представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников.
    • Сформируются  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
    • Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
    • Овладение воспитанниками навыками  и знаниями по  основам  экологического  развития, познавательно-исследовательской,  творческой  деятельности.
    • Сформированы представления о профессии – эколог, волонтер, природовед, лесничий.
    • У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
    • Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.

     Ожидаемые результаты для родителей:

    • Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

    Ожидаемые результаты для педагогов:

    • Повышение уровня компетентности в осуществлении  инновационной деятельности. 
    • Повышение  профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

    Список использованной литературы:

    Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. « Мир природы и ребенок»   , 2005г.

    А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2008 год.

    А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2009 год.

    С.Н. Николаева “Юный эколог” 2009 год.

    Ю.В.Новиков « Природа и человек»., 2007 г.

    В.Н.Микляева « Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников»2010г.

    Л.Б.Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7 лет» 2010г.

    Комплексно-тематическое  планирование по блокам (временам года)

    1 блок - «Краски осени»

    1. Беседа «Кто такие эко - волонтеры?», «Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?»;
    2. «Пойдём экологическими тропами» (экологическая тропа детского сада);
    3. «Зелёная аптека под ногами у человека» (сбор лекарственных цветов ромашка, календула);
    4. «Наши вкусные истории» (сбор урожая и поделки, композиции из даров Осени);
    5. 27 сентября -  Всемирный день моря (отчищаем овраг) + памятка;
    6.  1 октября «День пожилого человека»- «Чтобы счастье и радость людям дарить, нужно добрым и милосердным быть» (уборка территории дома и двора);
    7. 4 октября – Всемирный день защиты животных  «Мой лучший друг – мой домашний питомец» (фотоконкурс);
    8. Конкурс рисунков: «Дошкольники за экологию: думать и действовать!»;
    9. Досуг «Посвящение в юные эко-волонтеры  и юных друзей природы»;
    10. Акции:
    • «Волонтёры спешат на помощь» ( благоустройство территории детского сада – деревьями);
    • «Осенний десант» (уборка территории детского сада и его окрестностей);
    • 12 ноября Зиновий – Синичник «Мы в ответе за птиц на планете!» (кормушки для птиц);

        2 блок - «Волшебница Зимушка – зима»

    1. Беседа «Что такое хорошо,  а что такое плохо?»;
    2. Турнир наших эко-волонтёров (квест-игра);
    3. «Секреты Старого Крота» (уход за зимним садом в  детском саду);
    4. «Новогодняя ярмарка добра» (игрушки);
    5. «Доброе братство дороже богатства» (нагребания снега  под деревья, кормление  птиц);
    6. «Ледяные фигурки»  (постройка  зимнего городка).
    7. 12 февраля – В. Бианки – досуг « Совершаем добрые поступки» + детская библиотека;
    8. Конкурс рисунков  « Глаза облюбовали, а руки сделали»;
    9.  «Малая Академия Экоши» ( посадка овощных культур ,цветов для газона);
    10.  Оформление   зоны-уголка  или макета «Русский лес»;
    11. Акция «Сдаём мусор на переработку» (контейнеры по ул. Тюменской).
    12. Акция «Из мусорной корзинки…» (вторая  жизнь  старым  вещам – поделки из бросового  материала).

    3 блок - «Весеннее превращение»

    1. Беседа: «Человек  - защитник окружающей природы»;
    2. «Во саду ли в огороде…» ( уход за огород на окне и зимним садом);
    3. 12 марта – Всемирный день воды (памятка);
    4. 22 марта – Всемирный день Земли - досуг «Всё красивое – от природы, доброе – от человека»;
    5. Муниципальный конкурс  «Эко-колобок 2019»;
    6. 1 апреля – Международный день птиц « Скворечники пернатым друзьям!»;
    7. «Весенняя неделя добра» - Субботник «Зелёная весна 2019года»;
    8. 18-22 апреля  - Марш Парков «Посади  дерево»;
    9. Акция «Международный день Леса» +памятка «Чистый лес – территория без огня»;
    10.  9 мая- День Победы! Эколого – патриотичная акция «Ветеран  живёт рядом!» (подарок + уборка территории);
    11. Акция «Цветущая  планета» (благоустройство  территории детского

    сада );

    1. Акция «Чистые берега» ( очищение оврага)
    2. Фотоконкурс «Яркие краски весны»;
    3. «Праздник вежливости и доброты» ( итоговое)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

    Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...

    День России для детей старшего дошкольного возраста.

    Праздник  посвящён  дню  России. Для  детей  старшего  дошкольного  возраста....

    Тест по теме "Природа России" для детей старшего дошкольного возраста

    Тест поможет закрепить  знания детей о природе России...

    Проект "Великие люди России" для детей старшего дошкольного возраста.

    Информационно-творческий проект для детей подготовительной группы. Цель проекта: активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей, систематизировать и углубить знания детей о своей Родине....

    Презентация-путешествие "Наша Родина- Россия" ( для детей старшего дошкольного возраста).

    Данная презентация-путешествие подготовлена ко Дню независимости России....

    Конспект музыкального развлечения для детей по правилам дорожного движения «Незнайка на улице» для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект  музыкального развлечения для детей по правилам дорожного движения «Незнайка на улице» Для детей старшего дошкольного возраста...

    СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК КО ДНЮ РОССИИ для детей старшего дошкольного возраста «Россия — Рдина моя»

    СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК КО ДНЮ РОССИИдля детей старшего дошкольного возраста «Россия — Родина моя» Цель: Повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни...