Картотека сюжетно - ролевых игр на развитие фантазии
картотека (подготовительная группа) на тему

Воображение у детей — вершина познавательного процесса, который включает в себя восприятие информации, запоминание, осмысление, воспроизведение. Воображение дает возможность не просто воспроизводить информацию, а творчески комбинировать ее, изменять форму, даже создавать новое на основе того, что мы знаем и умеем.

На земле не существует ребенка, лишенного воображения, как нет детей, не умеющих и не любящих играть. И неудивительно: эти процессы взаимосвязаны. Воображая, додумывая непонятное, малыш осмысливает новые знания об окружающем мире, играя — воспроизводит осмысленное.

Несмотря на то, что любой ребенок наделен воображением, оно далеко не у всех развито одинаково хорошо. А резервы для развития этого процесса есть у каждого без исключения малыша. Поэтому следует уделять особое внимание развитию их фантазии и творческих способностей.

Все дети очень любят фантазировать, а если им предложить поиграть и пофантазировать одновременно, это станет двойным удовольствием для каждого ребенка. Тем более, если они начнут не просто играть, а примут на себя определенные роли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_syuzhetno_rolevym_igram.docx45.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                                                                                          учреждение детский сад комбинированного вида № 4                                                                                                        607067, Нижегородская обл. г. Выкса ул. Лазо зд. № 79                                                                     тел: 8(831)77 6-78-40; e-mail: mbdou2012@yandex.ru

Картотека сюжетно – ролевых игр старших дошкольников

«Фантастические игры»

Разработала воспитатель

Кодолова Анастасия Ивановна

3-7 лет. Следующий этап развития фантазии. Главенствует здесь игра. В игре у детей развивается внимание, восприятие, память, интеллект, воображение. Она является ведущей деятельностью. Здесь важны сюжетно-ролевые игры: «войнушка», «дочки-матери». В игре дети пользуются двумя «реальностями» — настоящей, где они дети, и выдуманной, фантазийной, где они полицейские, индейцы, учителя или ковбои. Здоровые дети способны различать выдумку и реальность. Однако чем младше ребенок, тем сложнее это сделать. Поэтому трехлетние малыши, захваченные театральным представлением или игрой, способны всерьез испугаться, к примеру, Деда Мороза или Бабу-Ягу. То, что малыш стал фантазировать и научился отделять вымысел от реальности можно понять по появившимся в его речи словам «как будто» и «понарошку».

"Полет на Луну"

 Эта игра рассчитана на детей от 5 лет, каждый игрок будет выполнять определенную роль. В начале игры эти роли нужно распределить.

Первый игрок – "капитан корабля", второй – "первый пилот", третий – "второй пилот", четвертый – "врач", ведь на каждом корабле должен быть свой доктор, пятый игрок займет уже противоположную позицию, он будет встречать "космонавтов" на Луне. Таких игроков может быть несколько – к примеру, пять "жителей Луны", и у каждого из них своя роль, это: "мама", "папа", "дети".

Сама игра имеет несколько стадий, первая – "полет на корабле", в это время "жители Луны" будут готовиться к встрече. Они подготовят "площадку для прилунения", ее можно просто нарисовать, а можно постелить материю. Дальше нужно приготовить "лунные блюда", их можно сделать игрушечными – к примеру, куличики из песка, а можно и настоящими, для чего хорошо подойдут пирожки, конфеты, печенья и другие поштучные лакомства, которые можно есть, держа в руке.

А на самом "корабле" каждый занят своим делом: "капитан" командует, это должен быть самый взрослый игрок, "первый пилот" встанет к штурвалу, на нем самое сложное дело – "вести корабль к новой планете". "Второй пилот" ему помогает, указывая направление движения. "Врач" наблюдает за их здоровьем, для этого ему понадобятся игрушечный стетоскоп, градусник и, конечно, медовая микстура.

Чтобы все было естественно, игрокам понадобятся костюмы или их элементы: "капитан" должен быть в фуражке, "пилоты" с поясом, "врач" или в халате, или с повязкой на руке. "Жители Луны" также должны иметь свои отличия – это интересные рожки, ушки или носики пятачком. Все эти элементы отличия можно как изготовить самим из кусочков ткани, так и купить в магазине. У "папы" отличие красного цвета, у "мамы" синего, у "детишек" зеленого.

При встрече игроки обмениваются рукопожатием и начинают знакомить со своей территорией, объясняясь как в пантомиме, поскольку языка они не знают. Сначала "капитан" ведет "лунатиков" на корабль и показывает им пульт управления, а затем "лунатики" ведут "космонавтов" по планете, где у них кухня и другие комнаты.

В эту игру можно играть как дома, так и на улице. Дома это могут быть разные комнаты, на улице игра займет песочницу, а "корабль" разместится на спортивных снарядах.

"Космические пираты"

Игра не столь мирная, поскольку она подразумевает захват и отстаивание своих позиций. Здесь игроки делятся на две равные команды. В каждой из них должен быть "капитан корабля", по два "пилота" и по нескольку "космонавтов", по "врачу" и по "повару". Всего в команде не менее 8 человек. Игра рассчитана на детей от 5 лет, развивает точность, умение выполнять свои обязанности и многие другие качества.

Эта игра, как уже сказано, заключается в захвате позиций. Одна команда занимает позицию – в песочнице или в другом открытом месте, это "пираты", у которых нет практически ничего, они и захватывают более богатый "корабль", чтобы уравновесить положение. У "пиратов" только "оружие", но оно довольно мощное. "Корабль" оснащен всем необходимым, на нем много разных деталей и механизмов, так что он займет более высокую позицию, возможно, спортивный комплекс из рукохода, брусьев и других строений.

Сначала каждая команда готовится к "бою", распределяя обязанности, собирая "оружие" и занимаясь другими организаторскими мелочами, которые контролирует "капитан". "Пираты" по команде "капитана" начинают нападение.

С этого места можно выбрать один из вариантов.

Первый вариант игры – это простое нападение на "корабль космонавтов", которые отбиваются от "пиратов", но последние не успевают разрушить "корабль".

Второй вариант предполагает настоящую "войну миров", с нападениями с обеих сторон.

И третий вариант. По нему игра идет как соревнования в отдельных видах. "Капитаны" соревнуются в умении отдавать приказы и смотреть за их выполнением, команда должна помогать ему во всем. "Помощники" соревнуются в умении вести "корабль" по курсу, а основной состав может просто пройти полосу препятствий, в которую входят несколько спортивных действий, к примеру приседания, бег, прыжки.

"Врачи" соревнуются в умении лечить, слушать сердце. А "повара" – в умении изготавливать пирожки. За каждое задание игроки получают определенное количество баллов, которые суммируются при подведении итогов. "Захваченной" окажется команда, менее подготовленная и сплоченная. Такой вариант больше подходит для детей 8—9 лет, малышам она не столь интересна, как простой захват, который можно произвести за несколько минут, где можно побороться и покричать.

После подведения итогов по любому из вариантов игроки меняются местами: "космонавты" становятся "пиратами" – и наоборот.

"Подводная Одиссея"

Морское дно всегда являлось загадкой, хоть и находится на земле, а не в космосе. Эту игру можно проводить несколькими способами. Рассчитана она на детей 4—6 лет, развивает фантазию, сконцентрированность, чувство ответственности за свое дело.

Способ первый.

Здесь каждый игрок становится "рыбкой", большой или маленькой, кто-то будет "осьминогом", кто-то станет "китом", "морским коньком", "морским ежом" или другим жителем океана. Всех героев должно быть по одному, чтобы никому не было обидно. Все игроки выполняют свои поручения, которые раздает "чудо-юдо рыба кит", который и является так называемым "капитаном" команды. К примеру, "омар" будет охранять дно океана, "конек" может просто танцевать и красоваться, "рыбки" станут плавать по океану. Все заняты своими делами, но тут начинается "шторм", и все становятся на защиту морского дна.

Под руководством "кита" все становятся в одну линию и прогоняют "шторм", которого играет, к примеру, самый сильный и взрослый игрок, и ему по плечу выдержать нападение нескольких довольных сорванцов.

Способ второй.

Это игра-исследование. Она заключается в том, что игроки, распределив роли, начинают рассказывать о себе что-то новое: к примеру, "омар" может рассказать, что он ползает по дну и плавает в воде, "рыбка" объяснит, как она выглядит, как раскрашены ее плавники, что она ест на завтрак, и т. д. "Морской конек" или "еж" также постараются раскрыть свои секреты.

Это игра для более взрослых детей, которые уже знают что-то о жителях океана. Детям будет интересно не только потому, что они займутся хорошим делом, но и потому, что они во время игры узнают об океане много нового.

В этой игре можно также присуждать баллы за правильное выполнение задания например, в первом варианте баллы игрокам начисляются за то, как они справляются со "штормом". Дети будут выполнять определенные движения, после которых "шторм" отступит. За это каждый также сможет получить по заветному баллу, а максимального их количества добьется тот, кто поможет установлению мирной, устойчивой погоды. Во втором варианте баллы будут начислять за то, как дети знают свою тему, все ли они могут рассказать о так называемом "герое".

В конце игры подводятся итоги, по результатам которых выявляется самый лучший игрок. Он и становится в новом туре ведущим и занимает первую позицию.

"Пришельцы"

Не совсем мирная игра, где от детей потребуется много ловкости и бесстрашия, так как "пришельцы" редко бывают добрыми. Рассмотрим два варианта игры. Она развивает ловкость, выносливость, учит обращению с некоторыми инструментами (по выбору ведущего), терпению и многим другим качествам.

Вариант первый. В нем игроки просто делятся на две команды – "жителей Земли" и "пришельцев из космоса". Первая команда состоит из "капитана", он же "директор межпланетной базы", его "помощника" и нескольких "сотрудников". "Пришельцы" также имеют "капитана" и его "помощников". В каждой команде должно быть не менее пяти человек.

Они занимают свои позиции и начинают сначала вести мирные переговоры – это можно сделать в виде определенных заданий. К примеру, участники игры должны разгадывать загадки и шарады. Их "капитан" даст каждому игроку противоположной команды, а за правильный ответ игрок получает очко. Или же можно сделать как в игре "Счастливый случай", где каждый игрок задает вопрос тому, кто находится напротив него. В этом варианте очко получает тот игрок, который оказался сильнее. Если вопрос останется без ответа, очко получает тот, кто его задал.

После мирной беседы можно переходить к физическим действиям. Это могут быть как физические упражнения, так и простое нападение. Все зависит от желания "капитанов": что они скажут, то игроки и должны делать. Может получиться очень интересно, если один "капитан" даст своей команде задание готовиться к прямому нападению, а другой прикажет своим, чтобы они отбивались от "пришельцев", правильно выполняя упражнения. А это довольно сложно, если учесть, что тебе мешают, отвлекают от счета, пристают с вопросами и т. д. Но физическую силу применять при нападении нельзя.

За правильно выполненное задание игроки получают очки, и если задание не выполнено, очко получает тот, кто создавал помехи. Затем команды меняются местами.

Вариант второй. В нем все немного сложнее, это игра для более взрослых детей. Они должны не просто играть, а выполнять определенные действия. Роли остаются практически те же, но с одной разницей: каждый игрок является не просто "помощником капитана", он занимает определенный пост. Для игры понадобятся либо детская кухня, либо инструмент.

Желательно присутствие взрослого человека, который будет судьей и станет следить за техникой безопасности. В этом варианте все игроки на одной стороне, они не делятся на команды, поскольку и в одной найдется дело каждому. А "пришельцы" просто потом прилетят на все готовое (понарошку).

Для начала игроки должны подготовить площадку для игры. Если они находятся дома, надо выбрать комнату и оборудовать ее всем необходимым, а если игра проводится на улице, во дворе, там также готовится место, за исключением инвентаря. Дома можно просто заниматься рисованием, лепкой из пластилина и другими делами, после которых не придется переключаться на генеральную уборку.

На улице эти занятия могут иметь также несколько направлений: это и слесарное дело, и занятия в песочнице, и просто выполнение физических упражнений. Можно также совмещать несколько заданий сразу, в этом случае игра будет еще интересней. Если в командах будут девочки, им предоставьте задания, связанные с готовкой еды, рисованием, вязанием, плетением и другими дамскими делами.

Подготовившись и распределив роли, "капитаны" начинают играть. Они отправляют каждого игрока на позицию. Все должны готовиться к приходу "пришельцев": заниматься укреплением оборонного комплекса, стругать досочки, забивать гвозди, в общем – строить. Другие начнут запасать еду, это можно делать двумя способами: из песка и по-настоящему. К примеру, кто-нибудь из девочек намажет маслом кусочки хлеба и разложит их аккуратно по тарелочкам. Третьи начнут готовить список вопросов, которые они зададут "пришельцам". Четвертые займутся поисками или изготовлением того, чем можно удивить "гостей".

В каждом отсеке должно быть минимум три человека, чтобы они помогали друг другу. Если игроков мало, то один блок можно исключить. А по ролям – это "капитан", три "технических помощника", три "кулинара", трое "ученых" и три "археолога".

Все займутся своими делами. Каждый игрок получит в конце игры либо приз, либо баллы, по которым и выявится самый лучший. Поскольку в игре должен быть один взрослый или более старший по возрасту, именно ему и придется подвести итог. А в конце игры он еще и раздаст призы.

"Оборотень"

Это человек-зверь, который может быть как добрым, так и злым, поэтому в данной игре также два варианта. Она развивает фантазию, быстроту реакции, ловкость, смелость и другие качества.

В игре избирается капитан, он и станет "оборотнем". Все остальные члены команды займут свои места. Это "профессор медицины", "исследователь фауны", "технический работник" и три "охотника", которым предстоит самое главное дело – найти и поймать "оборотня". А сам капитан идет прятаться в укромное место, так как все "оборотни" живут в пещерах, норах и других потаенных местах. Игра начинается с поиска капитана.

Он оставляет "охотникам" несколько примет или указателей, по которым его можно найти. Это красные ленточки – кровь его жертв следы от лап, которые можно просто нарисовать на листе бумаги клочки шерсти из мотка ниток или бабушкиного клубка и многое другое. По этим следам идут "охотники", а остальные готовят все к встрече и для доставки "оборотня". Его нужно будет поместить в камеру – просто отдельные кресло или стул.

К "оборотню" присоединят исследовательский кабель, который можно сделать из простой скакалки. Этим займется "технический работник", на плечи которого ляжет практически вся исследовательская работа, а помощниками-экспертами у него станут "профессор" и "исследователь".

Когда все будет готово к встрече, "охотники" доставят "оборотня" в исследовательский центр. Далее они займут место "зрителей" и "помощников" (как на игре "Умники и умницы").

За помощь они также получат вознаграждение.

Капитан команды будет задавать всем заранее подготовленные вопросы, которые должны касаться его лично как "оборотня", как "представителя фауны", как "фантастического существа". Для начала необходимо решить, в кого он превращается, от этого будут зависеть и вопросы. "Оборотень" может быть волком, медведем, собакой, кошкой, кабаном, лисой, козой, чертенком и даже оленем. У каждого есть свои особенности, но определенный ряд вопросов остается неизменным:

1. Что значит слово "оборотень"?

2. Когда он может превращаться?

3. На сколько часов?

4. Какая планета ему помогает?

5. Как можно ликвидировать оборотня?

6. Средства защиты от него?

7. Как поймать оборотня?

И ответы:

1. Оборотень – это человек, который может превратиться в зверя.

2. Он превращается только ночью.

3. На три-четыре часа.

4. Луна, особенно полная. В полнолуние оборотни более опасны и сильны.

5. Его можно проколоть осиновым колом.

6. Оборотень боится креста и ладана, недаром говорят: "Как черт от ладана".

7. Его можно заманить в ловушку, но только тогда, когда он в образе человека, в образе зверя он более хитрый и опасный.

Эти вопросы и ответы являются основными, а поскольку дети часто смотрят мультики и кино, они без труда справятся с ответами. Если же основные участники не смогут ответить на вопросы, это сделают охотники, которые его отловили. За каждый ответ они получат по баллу. Далее вопросы будут касаться того зверя или животного, в которого превращается оборотень. Их должно быть не менее пяти, чтобы все смогли принять участие в игре.

Вопросы могут быть следующего плана: какого цвета шерсть, какие размеры, сколько лет живет это животное или зверь, что он ест, где обитает, и т. д. На все вопросы ответы должны быть подготовлены заранее. Капитан должен знать о себе все. За ответы участники получают уже по два балла.

Затем их количество суммируется – и выясняется, кто же знает про оборотня больше всех. Он и будет капитаном в следующий раз.

Второй вариант игры подходит для более маленьких игроков, которые еще не знают мелочей, связанных с оборотнем. Они могут просто поиграть в подвижную игру, где "оборотень" должен будет искать свою жертву, пытаясь поймать "профессора", "технического работника", "исследователя" и нескольких "охотников". В этом варианте "оборотень" ищет, а игроки оставляют следы, по которым их можно найти.

К примеру, "охотники" оставляют гильзу от снаряда, которую можно сделать из пластилина, "исследователь" подбросит сачок или книжку, "профессор" может указать свое местонахождение с помощью тетрадки с записями, "технический работник" забудет отвертку или гаечный ключ. По этим признакам "оборотень" и будет искать свои жертвы.

А дальше как в прятках, нашел – съел, если, конечно, игрок не сможет защититься или убежать, а убегать нужно, например, на 20 м. Не догнали, значит спасен. Средством защиты будут физические упражнения, которые нужно повторять за "оборотнем". Допустим, "оборотень" присел, за ним следом – пойманный игрок, и так пять заданий, которые нужно выполнить столько раз, сколько это сделал ведущий. Если игрок не справился, он считается съеденным. Так, "охотники" будут убегать, а остальные игроки повторять его движения.

Эту игру можно проводить несколько раз, меняясь ролями и выбирая нового "оборотня". Им должен быть самый проворный и подвижный игрок.

"Динозавры"

Мир палеозоя, мезозоя, время царствования динозавров.

Большие звери, большие растения, огромные водоемы, моря и океаны, все настолько большое, что дух захватывает. Ну и какой ребенок не захочет оказаться в таком мире? Для этого есть игра, в которой можно стать настоящим динозавриком, причем даже не мирным, а ихтиозавром, стегозавром, палеозавром, бронтозавром, игрок может даже подняться в небеса и стать птеродактилем.

Эта игра рассчитана на детей 7 лет, в этом возрасте им все становится интересно, они начинают увлекаться миром растений и животных, и это прекрасный повод для развития их интересов, для получения новых знаний. Игра развивает в ребенке любознательность, память, внимание, усидчивость.

Ведущий, это должен быть взрослый человек или более старший по возрасту игрок, он же станет "динозавром", самым главным и важным, будет раздавать роли и задавать вопросы. Ответы на вопросы могут быть разными – это и словесное описание, и показ некоторых привычек – завров, в зависимости от того, кто этот герой.

Для проведения игры необходим определенный инвентарь. К нему можно отнести, в первую очередь, рисунки, которые дети должны нарисовать с оригиналов – с картинки или фотографии. Это первое задание. Второе задание, которое они должны выполнить, – ответить на ряд вопросов о месте обитания, о питании (мясоед или травоядное), о привычках и многом прочем. Список вопросов должен быть подготовлен "динозавром" заранее, а ответы оцениваются как в настоящей школе – по пятибалльной системе. К этому участники также должны подготовиться, прочитав о своем "герое" как можно больше.

Далее последует задание, ответом на которое будет действие игроков – подготовка к основной игре. Участники должны показать, что делает их герой. К примеру, птеродактиль будет изображать сначала мирный полет, а затем, заметив жертву, он спускается на землю и хватает ее когтями-руками и несет в свое гнездо. Ихтиозавр плавает в воде и мирно поглощает фауну морей и океанов. Остальные также показывают, чем живет их герой.

Далее идет подготовка к основной игре. Если это проходит в помещении, то диван будет владением основной массы плотоядных. Хорошо, если он зеленого цвета. Палас или ковер – владения морских жителей, его можно накрыть покрывалом с голубым оттенком кресло – скала для летающих жителей, его украшают коричневым полотном – под цвет скал, а "охотники" займут место у стола или шкафа – им достанется красный цвет – цвет жертв.

А далее начинается настоящее шоу "динозавров", где каждый будет выполнять свою роль: "летающие" – полетели, "плавающие" – поплыли, "плотоядные" – на плато, жевать травку, а "охотники" – за добычей, все как в настоящем мире. А главный "динозавр" будет следить за тем, чтобы никто особенно не пострадал, никого полностью не слопали, всем хватило места.

Если игра проводится на свежем воздухе – это гораздо интереснее и веселей, поскольку есть много места, где можно развернуть настоящий парк юрского периода.

Детям младшего возраста будет интереснее поиграть в догонялки, поэтому для них приемлем упрощенный вариант игры. Все участники также получают по роли: одни занимают позицию на высоте, другие в импровизированном море, третьи в лесной чаще, четвертые располагаются среди скал, откуда и будут вести свои набеги. А дальше по команде главного "динозавра" начинается игра, где все занимаются своим делом: "охотники" нападают на "жевастиков", "птицы" борются с "морскими жителями", а наземные "-завры" выясняют отношения между собой.

Участники игры делятся на четыре команды: по две нападающих и по две убегающих. Среди них так же можно провести эстафеты для того, чтобы определить, какая команда сильнее – нападающих или убегающих. Затем наступают финалы, где встречаются более сильные игроки, а остальные отдыхают, дожидаясь своей очереди. Эту игру лучше всего проводить на открытом воздухе.

"Пауки"

Основная тема игры: мирное существование нарушено вторжением "пауков-пришельцев", которые захватили планету. А может, не все так страшно, и это просто пауки, которые живут наравне с нами, просто у них другой образ жизни, и о нем хочется узнать как можно больше? А вдруг это беззащитные жители одной из захваченных планет? Им нужна срочная помощь, и "космолет" отправляется в "открытый космос". Но ведь это могут быть и результаты одного из биологических процессов, которые устроили ученые, и теперь "пауки" стали "супергероями", спасающими мир от зла.

Данная игра развивает практически все качества, которые необходимы детям: внимательность, ловкость, память, усидчивость и быстроту реакции, а также физические данные. Это также будет зависеть от варианта ее проведения. Итак…

1-й вариант игры. "Вторжение "инопланетян-пауков"".

Этот вариант и ролевой, и командный, в нем есть два капитана, которые командуют своими подчиненными и помощниками. Первая команда представляет "захватчиков", вторая – "жителей Земли", которым предстоит спасти планету от вторжения "инопланетян".

Каждый будет заниматься своим делом. В команде "захватчиков" есть один "силач", он разгромит все на своем пути один "химик", который превратит "жителей планеты" в "пауков" один "воин", он "отстреливает" своих жертв, которых невозможно превратить в "чудищ" один "хитрый паук", плетущий сети, ловящий неосторожных "соперников" и делающий из них паштет.

Команда "землян" состоит из "врача", он станет излечивать тех, кто вырвался из плена "ученого" – он займется обратным превращением "воина", всех защищающего "охотника", которому необходимо поймать "хитреца".

Но это не все, на земле есть и простые "жители", их должно быть несколько человек. Среди них "учительница", "кондитер", "математик", "строитель" и другие. Это игра для большого числа участников, так что ее можно проводить всем классом или двором. Желательное место проведения – лес или спортплощадка, где можно обустроить два штаба и оставить территорию для "простого населения" планеты.

Все занимают свои места – и игра начинается. Команды действуют в зависимости от своих ролей. А "народ" просто живет своей жизнью, пока его не захватят. Сначала "инопланетян" еще удается сдерживать, но они все равно прорываются на территорию Земли и приступают к ее захвату. В это время все силы бросаются на спасение "населения" от террора. "Врач" помогает выздороветь, "химик" – вернуться к нормальной жизни "зараженным", "воин" защищает, а "охотник" отлавливает "пауков". Все как в фантастическом фильме. Но "простые люди" также могут помогать "героям", если они в этот момент находятся в местном лазарете.

Игра заканчивается в том случае, если одна из команд будет полностью "захвачена" или "ликвидирована". Это произойдет тогда, когда все игроки, включая капитана, которого нужно стеречь как зеницу ока, будут находиться в стане "врага".

2-й вариант. "Равенство".

Этот вариант вполне мирный, его можно проиграть и дома.

Смысл заключается в том, что каждый должен знать о пауках как можно больше, и не только о пауках. Все участники делятся на две команды. В одной "пауки", которые задают вопросы, в другой люди, они отвечают на них. Каждый занимает свою позицию. Один "паук" плетет паутину и спрашивает все об этой области его деятельности. Как правило, это вопросы о вязании, плетении, шитье и всем остальном, что похоже на работу паучка, ведь они тоже живут как люди.

Второй "паучок" будет мучить вопросами об охоте – как его личной, так и другой охоте – на зверей. Третий начнет расспрашивать о питании – как паучков, так и всех остальных. Четвертый – о деятельности, ведь паучки также работают, ползают, ищут место для жилья и строят его.

Остальные участники игры ходят от одного "паучка" к другому и смотрят, чем они занимаются, отвечают на вопросы и получают за это очки или баллы. Они потом суммируются – и выявляется самый лучший игрок, который в следующем туре игры будет главным "паучком".

3-й вариант. "Спасатели".

Бедных "паучков" захватили "пираты космоса", и они попросили защиты у "землян". Вот уже корабль "спасателей" на старте. В этой игре три команды. Одна из них – "пираты", которые нападают на планету "паучков". У них есть "капитан" корабля, "штурман", три "воина" и "химик-исследователь", который изучает своих жертв, доставленных на корабль "воинами".

Вторая команда – "спасатели", в которую входят: "капитан", "штурман", три "защитника" и, конечно, "врач" – он помогает тем, кого вырвали из лап "захватчиков". Третья команда – мир планеты "паучков", "жители", их может быть до 10 человек, если позволяет общее число игроков.

Игра начинается с захвата, команда "спасателей" в это время готовится к работе. Мирные "паучки" занимаются своим делом, а на них неожиданно нападают "пираты", ловят и уводят в плен, где начинают проводить над ними опыты. В это время посылается сигнал "SOS", и "спасатели" рвутся в бой.

В этой игре можно устроить конкурс "капитанов", как в КВН, где им предстоит выяснить, кто умнее, ловчее и выносливее, для этого специально подбирается ряд испытаний, суперэстафета, состоящая из вопросов, физических упражнений и спортивной борьбы. Всего заданий может быть не больше 9, по три на каждый вид.

"Штурманы" также соревнуются между собой, выясняя, кто из них сильнее. В этом варианте задания могут быть только физические. "Врач" и "химик" выясняют свои силы с помощью разных действий. К примеру, они могут посоревноваться в изготовлении разных деталей, выстругать палочку, слепить что-то из пластилина и многое другое. Одно правило: заниматься нужно чем-то одним.

А "воины" в это время ведут борьбу за "жителей" планеты.

Одни ловят, а другие выручают из плена тех, кого поймали сейчас, и тех, кого поймали еще до их прилета. Это можно делать как в игре "Колдунчики", где пойманный игрок замирает на месте, а остальные его пытаются выручить, коснувшись и передав таким образом ему новые силы. А можно играть немного по-другому: пойманных игроков ведут в плен, как и положено, а уже оттуда их выручают.

Итог подводится по двум показателям. Это результат состязаний личных, между "капитанами" и их "помощниками" и, конечно, по результатам борьбы за "жителей" планеты. Победитель может быть не один к примеру, "жители" будут спасены, но ценой "жизни" "спасателей" или, наоборот, "спасатели" практически не пострадают, зато планету захватывают "пираты".

4-й вариант. "Супермены".

Здесь все по-другому. "Пауки" сами будут спасать "жителей" планеты от "преступников", "воров", "хулиганов" и "гангстеров". Игра развивает физические качества и сообразительность.

В этой игре один главный герой – "человек-паук", "спайдермен". Но таких "пауков" может быть и трое. Они будут заниматься спасением "мирных жителей". Далее – это "преступники", их может быть несколько человек, но они действуют под руководством одного "главного гангстера". Его никто не видит, но все знают, что он есть. Ну и, конечно, "простые жители" планеты. Именно их и угнетают "преступники".

Но у "самого главного паука" обязательно должна быть "героиня", "любимая девушка", которая и будет попадать в разные ситуации: ее то поймают и захватят в плен, то просто заколдуют или превратят в чудовище, а "человек-паук" будет ее выручать из всех передряг. Но поскольку у него есть и другие дела, то его "помощники" также принимают участие в спасении "главной героини". Тем более, что они все похожи, и "преступники" не могут их различить.

Эта игра практически не имеет конца, так как "преступники" могут придумывать все новые и новые каверзы, как в настоящем сериале. Но ее можно остановить в любой момент, как только в очередной раз будет выручена "подружка" "главного паука".

"Покемоны"

Это существа, которые могут делать добро, а могут стать страшным оружием в руках злодеев. Все дети видели этот мультсериал и знают, кто каким покемоном владеет, кто добрый, а кто злой. По сериалу и распределяются все роли. Их число будет зависеть от наличия игроков. Можно устроить большое шоу, а можно просто направить самых сильных на самых сильных. Ведь у каждого героя есть свой покемон, а значит, игроки работают в паре. Игра развивает физические данные и улучшает память.

Поскольку сами игроки не могут творить чудеса, то они просто будут выполнять определенные задания, которые получат от своих "хозяев". Это могут быть физические упражнения или другие действия, к примеру – ответы на несколько вопросов. Дома все же лучше играть в более спокойный вариант, а на улице, на свежем воздухе можно и побегать, и попрыгать, и просто выполнить упражнения типа прыжков, бега и приседаний.

Но обязательным правилом игры считается выполнение идентичного задания. К примеру, если "плохой покемон" приседает, то и хороший также должен приседать. Прыжки побеждаются только большим количеством прыжков или их дальностью. Начинают все время плохие, так как они нападают, а "хорошие покемоны" защищают своих "владельцев", они вступают в борьбу вторыми. "Хозяева" просто дают задание своим "покемонам", но не выполняют упражнений. Потом можно просто поменяться ролями, и "покемон" станет "хозяином". Но роли можно поменять и в процессе игры, и если "покемон" не сумел защитить своего "хозяина", то он автоматически становится более слабым, то есть "хозяином".

Эта игра подразумевает состязательность, а значит, можно начислять очки за каждое выполненное задание. В этом случае очко получает сильнейший, а меняться ролями можно только в конце игры, переходя в другой тур. Но смена героев идет полностью, то есть плохие становятся хорошими, а "покемоны" "хозяевами". Хотя можно провести и частичную смену.

"Секретные материалы"

Все знают героев этого сериала Малдера и Скалли, которые занимаются тем, что расследуют разные странные явления, происходящие на Земле. Они пускаются в самые опасные приключения, где их подстерегают монстры, оборотни и просто сильные люди, обладающие неординарными способностями. Это игра с двумя основными героями и другими участниками, которых может быть от двух до бесконечности.

Она развивает фантазию игроков, физические способности, ведь им приходится не просто выискивать преступников, иногда необходимо и пробежаться, чтобы поймать убегающее "чудо". В этой игре есть несколько вариантов, один математический, где дети с помощью формул и знаний просто вычисляют, кто является их целью.

         Второй вариант более подвижный, его лучше проводить на улице. В нем больше погонь и других упражнений, развивающих силу и выносливость. Герои занимаются поиском преступников, те от них прячутся и убегают, а также отстреливаются в случае, если окажутся в ловушке. Третий вариант начинается спокойно, а вот заканчивается погонями и даже драками.

1-й вариант.

Данный вариант игры для дома. Это простое задание, в котором героям нужно с помощью специально подкинутых вещей и собственных знаний определить, кто все же является их противником. Игра рассчитана на знания, которые дети могут получить только в школе. Развивает умственную деятельность, память, умение быстро реагировать, составлять планы и делать заметки. Все эти качества очень пригодятся детям в школе. А еще игра учит сплоченности.

Как уже говорилось, в игре два основных героя, мальчик и девочка. Они вдвоем должны раскрыть тайное преступление. Остальные игроки делятся по следующим ролям: в первую очередь это "преступники", которых может быть и несколько человек, в зависимости от общего числа игроков. Далее это "простые жители", подвергающиеся нападениям или тайным набегам.

Игра немного напоминает "Тепло-холодно", но искать героям придется не только предметы, но и вычислять по ним того (или тех), кто является их владельцами. Малдер и Скалли выходят в соседнюю комнату, а остальные игроки, разделив роли, начинают планировать задание для героев, допустим – найти "оборотня" или обезвредить "колдуна". Темы можно брать из сериала и придумывать самим. У "оборотня" можно сорвать клочок шерсти. "Колдун" может потерять книгу или записи, и т. д. Каждый плохой герой имеет свои приметы, по которым его можно вычислить.

Малдер и Скалли возвращаются в комнату, а все остальные начинают их направлять на то место, где находится спрятанный предмет, раскрывающий личность "преступника". Но они должны не просто искать, им надо наблюдать за тем, кто как себя ведет в это время. "Преступник" будет больше переживать, если они приблизятся к цели, а остальные должны радоваться. Чтобы легче было работать, выискивать и определять "преступника", Малдер и Скалли могут разделить свои роли. Один продолжит поиски, а другой начнет слежку за остальными участниками игры.

Так они гораздо быстрее найдут и обезвредят "преступника".

Но игра может быть и несколько другой. В этом варианте герои включаются в поиск основного предмета по другим "вещественным доказательствам" и "уликам", например, стрелочкам или указателям с описанием места, где он находится.

В этом случае дорога к разгадке может быть очень длинной и запутанной, но она должна вся находиться в одной комнате, так что, выбирая, где играть, лучше всего использовать большую комнату. А чтобы поиски были легче, Малдеру и Скалли нужно запоминать все приметы или записывать их по степени нахождения на листочке, за которым будут охотиться "преступники". По действиям игроков можно определить, кто же все-таки является "оборотнем" или "колдуном".

В этой игре можно начислять очки за каждое раскрытое дело или же после его раскрытия просто поменяться ролями.

2-й вариант.

Он комбинированный. Его лучше проводить на спортплощадке, где можно и присесть, подводя итоги и занимаясь вычислениями, и пробежаться, догоняя настоящего "колдуна" или "пришельца из космоса". Игра развивает как физические данные, так и умственные способности, а также тренирует память и внимание.

Игра начинается с того, что определяются роли участников, подготавливаются особые приметы "преступника", они обязательно должны быть спрятаны в укромном месте, до которого "героям" придется добираться довольно долго по оставленным "преступником" уликам. По ним "герои" не только найдут особую примету, но и определят, кто именно является "пришельцем" или "колдуном".

В то время, когда они будут заниматься поисками примет, которых может быть несколько, все остальные участники прячутся в разных местах. Но не просто прячутся, они должны оставлять за собой следы, по которым их можно найти. Летом это могут быть сандалии или другие детали, являющиеся личной собственностью, зимой варежки или шарфики.

Обнаружить нужно всех игроков, иначе игра не будет завершена. Даже если настоящий "преступник" найден, остальных все равно нужно искать. Они же не знают, что теперь прятаться ни к чему. Им необходимо сообщить эту новость, а для этого "жителей" ищут. Это могут делать как "герои", так и остальные игроки, но "преступник" все равно должен находиться под надзором и контролем, чтобы он снова не сбежал и не начал свои темные дела.

В этом варианте за каждое действие "герои" получают очки. За поиск примет они присуждаются отдельно, причем очко получает тот, кто заработал. За поиск самих игроков также даются очки, а тот, кто найдет настоящего "преступника", получит не одно очко, а сразу два. Если "преступник" сумеет сбежать, то очки сгорают. Если игроки будут участвовать в поиске тех, кто остался в укромном месте, они также имеют шанс получить очки, и по их количеству можно выбирать "героев" на следующий тур игры. Самый активный будет Малдером, а второй игрок станет Скалли.

Охотники за сокровищами

В основе этой игры лежит сюжет сериала. В нем герои, а их также двое, а точнее сказать, трое, направляются в разные страны и необычные места в поисках сокровищ древних цивилизаций, когда люди еще владели разными волшебными силами, с помощью которых они могли творить чудеса. Игра развивает внимание, память, физические данные. Предлагается два варианта ее проведения.

Для начала распределяются роли. Это "главная героиня", она работает в исследовательском центре, а в свободное время занимается тем, что ищет сокровища и клады, которые стерегут разные чудовища. Ее "помощник", он постоянно находится рядом и помогает в делах и расследованиях. Это еще и ее "друг", он раньше занимал место помощника, а теперь просто иногда появляется рядом и снова исчезает. Но в конце игры, когда сокровище найдут, он обязательно будет находиться с нею.

Еще одна роль – это "заказчик", он обычно и прячет сокровище, которое потом нужно найти. К тому же, он будет ведущим, который станет следить за ходом игры и начислять положительные и штрафные очки игрокам. Ну и, конечно, это несколько разных чудовищ, стерегущих заветный клад.

1-й вариант.

Игра проводится дома, где все участники могут находиться в одной комнате. Суть заключается в том, что "герои" ищут спрятанный клад, а когда они его находят, то им предстоит дополнительно побороться с "дикими зверьми". Это можно сделать как в настоящем соревновании – к примеру, побороться или выполнить несколько физических упражнений, которые показывают "хранители клада". "Чудища" могут потребовать повторить за ними по нескольку раз "ласточку", приседания и многие другие движения и позы. Так, йогой занимаются не все, так что воспроизвести позу "лотос" сможет не каждый игрок, в этом случае клад останется на месте, пока не найдется тот, кто поможет его добыть.

А можно оформить игру в виде загадки, где по ряду вопросов, заданных "титанами-хранителями", "герои" определяют, что это за клад и где он находится. Сложность состоит в том, что вопросы могут быть как прямые, касающиеся непосредственно сокровища, так и совершенно отвлеченными. Здесь нужно быть внимательными и не перепутать, иначе клад так и не будет завоеван.

2-й вариант.

Игра организуется на свежем воздухе, с настоящей борьбой и приключениями, замками и потайными ходами, в лесу, на спортплощадке, даже на пляже, где замки можно смастерить из песка, а сокровища спрятать в недрах дюн. Здесь количество игроков может увеличиться до бесконечности. Эти "простые жители" местности, где спрятан клад, либо помогут основным "героям", либо наведут их на ложный след, что удлинит и затруднит игру, но в любом случае сделает ее интереснее.

Начинается она с того, что "заказчик" прячет клад, дает его приметы, и "герои" пускаются в путь. Они попадают в местность, где спрятан клад, и их встречают сначала "жители", которые дают наводку – правильную или ложную. Это два ряда вопросов, на которые нужно ответить, чтобы понять, где именно находится заколдованный клад. Одни вопросы удалят, другие приблизят к цели, так что, зная, что спрятано, нужно выбрать те ответы, которые смогут помочь в поиске. Тут неоценимую услугу окажет "друг", который как раз появится в этой местности по своим личным делам.

Найдя клад, "герои" встретятся с его "хранителями", с которыми придется бороться физически. В первую очередь нужно догнать разбегающихся в разные стороны "хранителей", затем повторить их движения или позы. И только после этого "герои" смогут получить заветный клад или сокровища. Но и это не конец игры. Ведь за ним охотились уже несколько веков, так что погоня обеспечена, а значит, впереди новые приключения.

Теперь уже сами "герои" будут давать задания, а те, кто пытается их догнать, чтобы забрать клад, должны их повторить. Так что в интересах "героев" дать невыполнимые задания. Для этого можно показывать их вдвоем. К примеру, поднять напарника на руки или попрыгать через скакалку вдвоем. Такое сумеет сделать далеко не каждый, а значит, есть шанс доставить сокровище в целости и сохранности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека сюжетно – ролевых игр для развития коммуникативных способностей

Подборка сюжетно – ролевых игр для развития коммуникативных способностей детей 5-6 лет....

Картотека "Сюжетно-ролевые игры. Развитие речи"

Картотека включает игры на развитие речи....

Картотека сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков.

В данной разработке приводятся примеры сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 года обучения. Эти игры  помогут развить творческие и  коммуникативные навыки детей дошкольного возраста. Данная разр...

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

картотека сюжетно ролевых игр по развитию речи

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущнос...