Психологические особенности родителей ребенка с ОВЗ
консультация на тему

Русских Вера Ивановна

Больной ребенок-это испытание для родителей. Какие чувства испытывают родители? Почему обижаются, когда мы им хотим помочь? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности родителей ребенка с ОВЗ

В жизни женщины одно из ключевых и значимых событий, безусловно, является рождение ребенка.

Однако рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представляет для семьи ребенка сильный психотравмирующий фактор. Родители воспринимают информацию о болезни ребенка как потерю и крушение надежд на счастливое семейное будущее.

В результате рождения ребенка с нарушениями в развитии происходит искажение отношений как внутри семьи, так и с окружающим социумом. В непростой ситуации оказывается мать ребенка с ОВЗ, поскольку она постоянно сталкивается с различными психотравмирующими ситуациями: каждодневные заботы, связанные с лечением, сопровождением ребенка в медицинские, реабилитационные, образовательные учреждения, отсутствие моральной поддержки со стороны близких людей, непонимание окружающих. Все это, так или иначе, влияет на состояние матери, поэтому у матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, выявляется высокий уровень депрессий, раздражительности, эмоционального истощения.

Жизнь матерей, воспитывающих детей -инвалидов, меняется кардинальным образом: они посвящают свою жизнь ребенку, замыкаются на своих проблемах, уходят с работы, ограничивают круг своего общения. Безусловно, это накладывает отпечаток на такой компонент самосознания матери как субъективная картина жизни.

Под влиянием рождения больного ребенка, субъективная картина жизненного пути изменяется и трансформируется.

Что происходит с родителями, у которых рождается необычный ребенок?

Они проходят все стадии переживания, как и те люди, которые переживают горе утраты.

Первая стадия  наступает сразу после того, как человек узнал о том, что его ребенок-инвалид. Это стадия - «Отрицание». Человек не хочет верить, в то что уже произошло.  Решения, принятые на данном этапе будут неверны, так как у человека нет точного понимания ситуации. Как бы подробно ему не объясняли её - он искажает своё восприятие отрицанием. На этом этапе предлагать помощь родителям нецелесообразно.

Второй этап - «Агрессия». Человек не просто не верит - он активно сомневается в том, что ему сообщили, направляет агрессию на источник информации. Это может быть врач или педагог из детского сада. На этом этапе родители обижаются, злятся на человека, который советует обратиться к специалистам привести к направлению агрессии на себя или на близких людей. На этой стадии могут быть разногласия и даже конфликты.

Третий этап - «Торги». Человек направляет энергию второго этапа на то, чтобы "откупиться от горя". В этот момент он может обращаться к Богу, к любым высшим силам, с целью заключить сделку - я буду/не буду делать то-то и пусть всё вернётся к прежнему состоянию. Решения принятые в этот момент, это разные виды платы. Человек может платить изменением своего поведения, делать пожертвования, может решить посвятить время и силы
выздоровлению ребенка.


Четвёртый этап - «Депрессия». Эмоциональные реакции обедняются, нарушается сон и аппетит, появляется раздражение, слёзы не приносят облегчения. Решения принятые на данном этапе могут причинять вред себе и другим. Чаще всего они имеют характер ухода, снижения любой активности - у человека опускаются руки. Решения принимаются с позиции отсутствия сил.

И наконец, пятый этап - это «Принятие». Именно в этот момент человек может впервые разрыдаться, но эти слёзы принесут облегчение. Человек мыслями возвращается ко всему хорошему, что связано с тем, что принесло ему горе. Да, рождение ребенка-инвалида воспринимается родителями, как горе. Ситуация, с больным ребенком теперь воспринимается, как часть жизни - она имеет своё начало, развитие и завершение. Возвращается ощущение внутренней опоры, возвращаются силы и эмоции всего спектра, человек начинает задумываться о будущем. Только на пятом этапе человек может принимать решения о том, какие выводы сделать, изменять ли что-то и если да, то как. В этот момент он становится мудрее обычного. И на этом этапе родители готовы принять помощь от нас, педагогов. Они включаются в образовательное пространство и адекватно, не разрушая себя помогают своему ребенку.

Педагогам, работающим с ребенком и родителями, необходимо набраться терпения и с пониманием относиться ко всем «неправильным» с нашей точки зрения поступкам и рассуждениям родителей.

Педагог-психолог: В.И.Русских

24.10.2017год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологические особенности воспитания ребенка от 3 до 5 лет"

Материал содержит информацию, которая будет интересна родителям, воспитывающих трехлеток. Именно в этот возрастной период начинается психологическое взросление малышей, отделение его от мамы и начало ...

Консультация для родителей "Возрастные и психологические особенности развития ребенка 3-4 лет"

Консультация для родителей "Возрастные и психологические особенности развития ребенка 3-4 лет"...

Консультация для родителей на тему "Психологические особенности детей (Ребенок - не такой как все)"

В данном материале представлена разработка конспекта консультации для родителей на тему "Психологические особенности детей (Ребенок - не такой как все)"...

Памятка для родителей "Психологические особенности развития ребенка 3-4 лет"

quot;Кризис 3-х лет" является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и родители должны с пониманием и заботой относ...

Советы для родителей. Возрастные и психологические особенности развития ребенка 5-6 лет

В данном материале вы можете ознакомиться с особенностями развития детей 5-6 лет...

Консультация для родителей «Возрастные и психологические особенности развития ребенка 2-3 лет»

Возрастные и психологические особенности развития ребенка 2-3 лет....

Консультация для родителей. Возрастные и психологические особенности развития ребенка 5-6 лет.

Развитие общей моторики, речевой, математическое и психическое развитие детей 5-6 лет...