Проект "Таинственный город у подножья Саян"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Чепчигашева Елена Валерьевна

Проект по нравстенно - патриотического воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tainstven_grod_sayan.docx513.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №28 «Жемчужинка» муниципального образования 28 01n

 г. Саяногорск

655602 Хакасия, г. Саяногорск, Центральный  мкр., дом 11. тел. 2-91-92, 2-37-11

Проект

J:\Фото для конкурса\P1010290.JPG

                                                                                                      Автор:  Чепчигашева

                                                                                                  Елена Валерьевна

                                                                                                  Воспитатель в.к.к.

                                                                                             

г. Саяногорск

2013г.  

Обоснование актуальности проекта:

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. Категория ценности образуется  в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складываются соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость. Следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к проблеме воспитания патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей. В исследованиях по вопросам воспитанию патриотических чувств работы преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике изучаются вопросы гражданственности (Е.А.Казаева), краеведения как средства патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская). Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. Появляется новый взгляд на “старые” проблемы.   Воспитание патриотизма начинается с родного города. Все исследователи отмечают, что работа по нравственному воспитанию должна проводиться в тесном контакте с родителями. Поэтому мы решили использовать в работе технологию проективного метода, так как он является эффективным средством активизации познавательного и творческого интереса не только детей, но, как показывает практика, и родителей, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Проблемы, решению которых будет способствовать проект «Таинственный город  у подножья Саян». Реализация проекта основана на парциальной программе «Растим юного гражданина» составители И.И. Гончарова, О.Н.Шадрина.

Проблема, решению которой будет способствовать проект:

  • представление о семье, социальном окружении;
  • понятие о родном городе;
  • знакомство с историческими и культурными наследиями города;
  • воспитание чувства уважения к людям разных национальностей.

Сфера использования:

  • Проект может быть востребован и использован в практике воспитателей работы ДОУ, города, республики.

Цель  -  формирование знаний у детей о родном городе.

Задачи:

  • познакомить детей с историей  возникновения города Саяногорска;
  •  сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении;
  • дать понятие о геральдике города;
  • дать представление о роли родного города в экономическом  развитии страны;
  • формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду;
  • формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Саяногорска;
  • познакомить с историческим и культурным наследием города;
  • воспитывать у детей чувства уважения к людям разных национальностей;
  • разработка системы работы по формированию у детей  патриотических чувств.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники:  дети, педагоги, родители.

Возраст: дети 4 -7 лет.

Сроки проведения проекта: 2009- 2012гг.

Новизна проекта: заключается в интеграции образовательного процесса  и в разработке системы работы по формированию  патриотических чувств у детей.

Инновация проекта в том, что  организация образовательного процесса строится на принципах краеведения, и  основывается на внедрении парциальной программы программе «Растим юного гражданина» составители И.И. Гончарова, О.Н.Шадрина.  

Механизм реализации проекта:

1. Анализ научно-методической литературы по теме проекта.

2. Выявление уровня знаний о родном городе, стране и личностный компонент.

3. Перспективный план работы на 3 год

4. Работа с детьми, педагогами, родителями.

Этапы реализации проекта:

1 этап (2013-2014гг.) организационно-аналитический

Цель: создание организационной основы для реализации проекта.

  • Проведения диагностического обследования уровня развития детей в рамках проекта.
  • Обработка диагностических данных.
  • Разработка мероприятий по реализации проекта.

2 этап (2014-2015гг.) исполнительский

Цель: реализация проекта  «Таинственный город у подножья Саян»

  • Проведение комплекса мероприятий направленных на реализацию проекта.
  • Сравнение полученных данных с прогнозируемыми.
  • Внесение поправок в разработку содержания и системы работы по формированию патриотических чувств у детей.

3 этап (2015-2016г.г.) аналитико-диагностический

  • Заключительный мониторинг по реализации проекта.

Ожидаемый результат:

  • формирование стойких знаний о месте проживания: город, республика;
  • знание о месте работы родителей (иметь представление о значимости их труда;
  • испытывать гордость и уважение к труду взрослых);
  • знание о предприятиях родного города и их значимость;
  • знание символики города, достопримечательности; флору и фауну города (научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города:
  • привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей; обобщение педагогического опыта.
  • Разработка системы работы по формированию патриотических чувств.

Ресурсы, необходимые для внедрения проекта:

  • групповая комната;
  • центр « Хакасской культуры»;
  • Администрация МО Саяногорск;
  • в проекте принимает участие вся группа детей;
  • воспитатель высшей квалификационной категории, высшее образование, педагогический стаж 20 лет.

    В рамках проекта проводится образовательная деятельность по природному миру, речевому развитию, социальному миру, ознакомление с художественной литературой, изобразительной деятельностью, лепке, конструированию.

     Проект предполагает экскурсии к достопримечательностям города, Краеведческий музей, Центр Хакасской Культуры.

      Перспективы дальнейшего развития проекта:

  • распространение опыта работы по данной теме через семинары, конференции, мастер классе, ГМО на различных уровнях.
  • подготовка обобщенного материала по проекту к публикации на различных уровнях.

Содержание проекта:

1 этап

Констатирующая диагностика по выявлению уровня сформированности знаний о культуре, истории, природы г.Саяногорска.  Проведение диагностического обследования уровня развития детей в рамках проекта. Анкетирование и опрос родителей.

                                                                                          2 этап

1

Познавательно-речевое развитие

«Я и вся моя семья» Обычаи и традиции семьи, составление родословной и герба семьи

«Наш район» Обзорная экскурсия к памятникам, художественной школе, ФОКу, библиотеке.

«Мой родной Саяногорск» Обзорная экскурсия по городу, беседы о гербе, промышленности, транспорте, улицах города и людях, в честь которых они названы, почетных гражданах города. Посещение музеев.

«Край, в котором я живу» Экскурсия в краеведческий музей. Рассматривание географической карты края, фотографий, беседы о растительном и животном мире.

«Природа Хакасии» Экскурсия в детский эколого-биологический центр. Циклические наблюдения за природой и погодой, создание и работа на «экологической тропе» ДОУ, проведение акций «Экологический светофор», «Зеленая елочка — живая иголочка», «Помоги птицам».

«Развитие связной речи детей через приобщение их к истокам русской народной культуры». Народные традиции, промыслы, приметы, праздники календарно-земледельческого цикла «Капустник», «Коляда — отворяй ворота», «Ой ты, Масленица», «Весна, весна, поди сюда».

2

Художественно-эстетические развитие

«Изобразительное искусство Хакасии» Ознакомление с творчеством художников и скульпторов  края.  Посещение и организация выставок картин художников.

Ознакомление с творчеством художников и элементами вышивки национального костюма.

«Музыкальная культура Хакасии» Разучивание народных песен, потешек, частушек регионального содержания. Ознакомление с народными музыкальными инструментами. Ознакомление с песнями композиторов о крае. Беседы о современных композиторах.

3

Физическое воспитание

«Хакасские народные игры: «Петухи», «Коршун и курица», «Холсты», «Кюн кон», «Пестрая лента».

3 этап

Анализ результатов проведения эксперимента, систематизация и популяризация полученных данных. Анализ мониторинговых исследований за весь период экспериментальной работы. Проведение диагностического обследования уровня развития детей в рамках проекта. Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Обобщение опыта работы ДОУ, внедрение и распространение в дошкольные учреждения г. Саяногорска. Разработка методических рекомендаций, подготовка итогового отчета по проекту.

Механизм реализации проекта «Таинственный город у подножья Саян»: взаимодействие педагогов, родителей, детей.

Проект предусматривает повышение уровня педагогов по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста к взаимосвязь с узкими специалистами и педагогами дополнительного образования:

В рамках проекта проводится работа с родителями по следующим направлениям:

Перспективы дальнейшего развития проекта:

  • распространение опыта работы по данной теме через семинары, конференции, мастер классе, ГМО на различных уровнях.
  • подготовка обобщенного материала по проекту к публикации на различных уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Тема: Мы склонились низко у подножья обелиска

Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Аннотация: Программное содержание.Предварительная работа.Словарная работа.Материалы и оборудов...

"Путешествии к подножию вулкана"

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы ДОУ с интеграцией образовательных областей художественное творчество и безопасность....

Презентация "Путешествии к подножию вулкана"

Эта презентация  дополнение  к конспекту образоваательной деятельности детей старшей группы ДОУ....

Презентация "Путешествии к подножию вулкана"

Эта презентация  дополнение  к конспекту образоваательной деятельности детей старшей группы ДОУ....

НОД "От Саян до Диксона"

НОД для детей подготовительного возраста о Красноярском крае...

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе "В гости к подножью Вулкана"

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе"В гости к подножью  Вулкана"Цель: развитие познавательно - речевой активности и творчества детей через разные ви...

«Путешествие к подножию вулкана»

laquo;Путешествие к подножию вулкана»...