Программа по развитию осязания и мелкой моторики разработана на основе требований ФГОС
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Подолина Галина Петровна

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка».

Ступинского муниципального района.

 

Программа принята                                                                                              Утверждаю

На совете педагогов                                                                                       Заведующий  МАДОУ

МАДОУ Большеалексеевского д\с                                                             Большеалексеевским д\с

Комбинированного вида «Калинка»                                                         комбинированного вида «Калинка»

Протокол № _____                                                                                          Рычкова Н.Н

От « ____»   « __________» 2017г                                                                «_____»  «________»  2017г

 

 

Программа по развитию осязания и мелкой моторики разработана на основе требований ФГОС

                                                                                 

«УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

для детей  4 – 5 лет

по развитию пальчиковой моторики

 

 

Авторы  программы: 

Подолина Галина Петровна , воспитатель первой категории

 Фомина  Надежда Васильевна , воспитатель высшей категории

 Содержание

1.      Пояснительная записка    ………….. …………………………………   3

1.1.   Актуальность программы     …………………………………………     3

1.2.   Новизна программы …………………………………………………      4

1.3.   Отличительные особенности данной программы ……………………     4

1.4.   Цель и задачи программы   ……………………………………………  5                                                                     

1.5.   Формы и режим занятий…………………………………………………  6

1.6.   Направленность программы ……………………………………………    6

2. Ожидаемые результаты  ……………………………………………………  8

3. Формы подведения итогов реализации программы ………………………  8

4. Учебно-тематический план ………………………………………………    9

5. Содержание курса    …………………………………………………………  9

6. Список литературы  ………………………………………………………  11                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Веселые пальчики» по развитию пальчиковой моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики детей  среднего и старшего возрастов  (4-5 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.

 

1.1.         Актуальность программы

Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания для детей. Уровень развития мелкой моторики, является одним из очень важных показателей готовности детей к обучению в школе. Работа пальцев рук стимулирует развитие внимания, мышления, памяти и влияет на развитие моторной функции речи.

 

Работая с детьми младшего возраста, мы сталкивались  с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение. В школе отмечается, что первоклассники из–за недостаточного развития испытывают трудности в овладении навыком письма.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

 

 

1.2. Новизна программы

• обучение детей проводится с четырёхлетнего   возраста;

• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;

• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам:

1 блок. Специально организованная образовательная деятельность. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных и мелкой моторики).

2 блок. Совместная деятельность воспитателей с детьми. Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Здесь нет специально организованной образовательной деятельности.

3 блок. Свободная, самостоятельная деятельность детей. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

 

1.3.   Отличительные особенности данной программы

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами  и другими материалами.

Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.

После проведения диагностики для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.

В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников. 

 

1.4. Цель программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.

Задачи программы:

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Развивающие:

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Образовательные

1. Формировать навыки исполнительского мастерства.

2. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

 

 

1.5. Формы и режим занятий:

Программа  рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в подгруппах (10-12 человек) по 15-20 минут  как кружковая работа, и предполагают использование следующих форм:

• беседа

• экскурсия

• дидактическая игра

• ролевая игра

• физические упражнения

• коллективное творчество

• индивидуальная корректировка действий.

В работе используются разные подходы, методы, приемы: диагностирование детей, организация работы с семьей, взаимодействие со школой, организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.

 

1.6.   Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

•        пальчиковая гимнастика

•        оригами

•        конструирование

•        графические упражнения

•        игры и действия с предметами

•        лепка

•        аппликация.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.

 

Результатом работы по данной программе должно стать:

•        Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.

•        Овладение разными видами трудовой деятельности.

•        Умение создавать художественный образ своего изделия.

•        Овладение приемами работы с разными инструментами.

•        Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.

•        Овладение нормами этики поведения.

Срок реализации программы:  Программа рассчитана на 1 год обучения.

2.Ожидаемые результаты.

         Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:        

Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети

должны знать:

•        виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);

•        свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

•        понятие “оригами”, “шаблон”;

•        основные правила склеивания;

•        понятие «конструктор»; «мозаика»

должны уметь:

•        применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);

•        пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

•        работать с трафаретами;

•        изготавливать детали по шаблону;

•        застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

•        завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

 

3.      Формы подведения итогов реализации программы:

         В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

      самостоятельные работы,

      беседа,

      выставки работ,

      участие в конкурсах.

4. Учебно-тематический план

 

Содержание

                     Кол-во часов

Всего

Теория

практика

1

Диагностика

1 ч

-

1 ч

2

Пальчиковая гимнастика

3 ч

-

3 ч

3

Оригами

7 ч

2 ч

5 ч

4

Конструирование

13 ч

3 ч

10 ч

6

Игры и действия с предметами

20 ч

3 ч

17 ч

7

Лепка

9 ч

1

8 ч

8

Аппликация

9 ч

1

8 ч

 

Итого:

62 ч

10 ч

52 ч

 

5. Содержание курса

5.1 Первый год обучения (4 -5 лет)

Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук.

•        Пальчиковая гимнастика  3    ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать»

•        Оригами  7 ч.

Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Практика: «Корзиночка для мамочки», «Конверт», «Будка для собаки».

•        Конструирование - 13   ч.

Знакомство с различными видами конструкторов (лего, кубики).  Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.

•        Игры и действия с предметами   20 ч.

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.

Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков»

•        Лепка  9 ч.

Научить выполнять  простые объемные формы: шар, конус, цилиндр и жгут из пластилина и глины. Основная задача – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в работе.

Практика: «Яблоко», «Груша», «Лиса», «Улитка».

•        Аппликация  9 ч.

Научить детей вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Практика: «Цветной домик», «Наша ферма», «Наши друзья»

Список литературы

1.      Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2010. 207 с.

2.      Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.

3.      Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.

4.      Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.

5.      Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.

6.      Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.

7.      Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.

8.      Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.

9.      Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с.

10.    Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. «Радуга», 2007.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка».

Ступинского муниципального района.

Программа принята                                                                                              Утверждаю

На совете педагогов                                                                                       Заведующий  МАДОУ

МАДОУ Большеалексеевского д\с                                                             Большеалексеевским д\с

Комбинированного вида «Калинка»                                                         комбинированного вида «Калинка»

Протокол № _____                                                                                          Рычкова Н.Н

От « ____»   « __________» 2017г                                                                «_____»  «________»  2017г

Программа по развитию осязания и мелкой моторики разработана на основе требований ФГОС

                                                                                 

«УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

для детей  4 – 5 лет

по развитию пальчиковой моторики

Авторы  программы:  

Подолина Галина Петровна , воспитатель первой категории

 Фомина  Надежда Васильевна , воспитатель высшей категории

 Содержание

1.        Пояснительная записка    ………….. …………………………………   3

1.1.        Актуальность программы     …………………………………………     3

1.2.        Новизна программы …………………………………………………      4

1.3.        Отличительные особенности данной программы ……………………     4

1.4.         Цель и задачи программы        ……………………………………………  5                                                                      

1.5.        Формы и режим занятий…………………………………………………  6

1.6.        Направленность программы ……………………………………………    6

2. Ожидаемые результаты  ……………………………………………………  8

3. Формы подведения итогов реализации программы ………………………  8

4. Учебно-тематический план ………………………………………………    9

5. Содержание курса         …………………………………………………………  9

6. Список литературы        ………………………………………………………  11                                                                

1.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Веселые пальчики» по развитию пальчиковой моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики детей  среднего и старшего возрастов  (4-5 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.

  1. Актуальность программы

Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания для детей. Уровень развития мелкой моторики, является одним из очень важных показателей готовности детей к обучению в школе. Работа пальцев рук стимулирует развитие внимания, мышления, памяти и влияет на развитие моторной функции речи.

Работая с детьми младшего возраста, мы сталкивались  с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение. В школе отмечается, что первоклассники из–за недостаточного развития испытывают трудности в овладении навыком письма.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

1.2. Новизна программы

• обучение детей проводится с четырёхлетнего   возраста;

• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;

• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам:

1 блок. Специально организованная образовательная деятельность. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных и мелкой моторики).

2 блок. Совместная деятельность воспитателей с детьми. Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Здесь нет специально организованной образовательной деятельности.

3 блок. Свободная, самостоятельная деятельность детей. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

1.3.        Отличительные особенности данной программы

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами  и другими материалами.

Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.

После проведения диагностики для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.

В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.  

1.4. Цель программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.

Задачи программы:

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Развивающие:

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Образовательные

1. Формировать навыки исполнительского мастерства.

2. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

1.5. Формы и режим занятий:

Программа  рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в подгруппах (10-12 человек) по 15-20 минут  как кружковая работа, и предполагают использование следующих форм:

• беседа

• экскурсия

• дидактическая игра

• ролевая игра

• физические упражнения

• коллективное творчество

• индивидуальная корректировка действий.

В работе используются разные подходы, методы, приемы: диагностирование детей, организация работы с семьей, взаимодействие со школой, организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.

1.6.        Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

•        пальчиковая гимнастика

•        оригами

•        конструирование

•        графические упражнения

•        игры и действия с предметами

•        лепка

•        аппликация.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.

Результатом работы по данной программе должно стать:

•        Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.

•        Овладение разными видами трудовой деятельности.

•        Умение создавать художественный образ своего изделия.

•        Овладение приемами работы с разными инструментами.

•        Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.

•        Овладение нормами этики поведения.

Срок реализации программы:  Программа рассчитана на 1 год обучения.

2.Ожидаемые результаты.

        Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:        

Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети

должны знать:

•        виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);

•        свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

•        понятие “оригами”, “шаблон”;

•        основные правила склеивания;

•        понятие «конструктор»; «мозаика»

должны уметь:

•        применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);

•        пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

•        работать с трафаретами;

•        изготавливать детали по шаблону;

•        застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

•        завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

3.        Формы подведения итогов реализации программы:

        В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

        самостоятельные работы,

        беседа,

        выставки работ,

        участие в конкурсах.

4. Учебно-тематический план

Содержание

                     Кол-во часов

Всего

Теория

практика

1

Диагностика

1 ч

-

1 ч

2

Пальчиковая гимнастика

3 ч

-

3 ч

3

Оригами

7 ч

2 ч

5 ч

4

Конструирование

13 ч

3 ч

10 ч

6

Игры и действия с предметами

20 ч

3 ч

17 ч

7

Лепка

9 ч

1

8 ч

8

Аппликация

9 ч

1

8 ч

Итого:

62 ч

10 ч

52 ч

5. Содержание курса

5.1 Первый год обучения (4 -5 лет)

Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук.

•        Пальчиковая гимнастика  3    ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать»

•        Оригами  7 ч.

Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Практика: «Корзиночка для мамочки», «Конверт», «Будка для собаки».

•        Конструирование - 13   ч.

Знакомство с различными видами конструкторов (лего, кубики).  Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.

•        Игры и действия с предметами   20 ч.

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.

Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков»

•        Лепка  9 ч.

Научить выполнять  простые объемные формы: шар, конус, цилиндр и жгут из пластилина и глины. Основная задача – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в работе.

Практика: «Яблоко», «Груша», «Лиса», «Улитка».

•        Аппликация  9 ч.

Научить детей вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Практика: «Цветной домик», «Наша ферма», «Наши друзья»

Список литературы

1.        Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2010. 207 с.

2.        Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.

3.        Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.

4.        Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.

5.        Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.

6.        Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.

7.        Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.

8.        Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.

9.        Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с.

10.        Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. «Радуга», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения

Осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребёнку с проблемным зрением познать признаки и свойства окружающего мира. Учёными давно доказа...

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.Задачи:Укрепление кистей рук и пальцев;Р...

Папка-раскладушка для родителей "Развитие осязания и мелкой моторики посредством лепки"

Мелкая моторика – чрезвычайно важная составляющая роста. Исследования ученых доказали, что успешное формирование некоторых значимых центров мозга - плотно связано с развитием мелкой моторики. Такие че...

Конспект коррекционного занятия по развитию осязания и мелкой моторики «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ».

Конспект коррекционного занятия по развитию осязания и мелкой моторики, проводится с подгруппой детей во 2-ой младшей группе....

Конспект занятия по развитию осязания и мелкой моторики «Старичок-Лесовичок»

Занятие по развитию осязания и мелкой моторики «Старичок-Лесовичок» проводится с подгруппой детей 4-5 лет....

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

Программа "Развитие осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук у слепых дошкольников"

Программа по формированию мелкой моторики у дошкольников. Практические рекомендации  и планирование деятельности при организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий со слепыми воспита...